Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Храме Христа Спасителя города Москвы

7 апреля 2020 года, в празд­ник Благо­ве­ще­ния Пресвя­той Богоро­ди­цы, Святей­ший Патри­арх Москов­ский и всея Руси Кирилл совер­шил Божествен­ную литур­гию в кафед­раль­ном собор­ном Храме Христа Спаси­те­ля г. Москвы. По оконча­нии богослу­же­ния Предсто­я­тель Русской Право­слав­ной Церкви произ­нес пропо­ведь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празд­ну­ем великий двуна­де­ся­тый празд­ник Благо­ве­ще­ния Пресвя­той Богоро­ди­цы. Это событие, которое открыло новую эру в челове­че­ской истории. Это событие, которое легло в основу очень больших перемен. Кстати, сегодня нередко мы слышим слово «кризис» — люди исполь­зу­ют это слово, не всегда зная его прямое назна­че­ние и смысл. А кризис — это переме­на; в антич­но­сти это слово означа­ло переме­ну, причем необя­за­тель­но к худшему.

Итак, мы живем, несомнен­но, во время кризиса, а значит, мы живем во время переме­ны. И возни­ка­ет вопрос, что это за переме­на. Очень многие испол­не­ны страха за свою жизнь, за свое здоро­вье, и у этих страхов есть, конечно, основа­ния. По всему миру распро­стра­ня­ет­ся страш­ная инфек­ция, причем она охваты­ва­ет не отдель­ные регионы или страны, а действи­тель­но всю вселен­ную. Это глобаль­ная напасть, какой в истории не было. Самые страш­ные эпиде­мии поража­ли народы, большие и малые, и даже конти­нен­ты, но всегда в мире остава­лись спаси­тель­ные места, где была гаран­тия не заболеть и не погиб­нуть. Сегодня таких мест практи­че­ски нет, потому что мы — перед лицом глобаль­ной инфек­ции.

Один этот факт постав­ля­ет пережи­ва­е­мое нами время в особое истори­че­ское простран­ство. Мы все должны очень серьез­но задумать­ся, что означа­ет эта вселен­ская напасть? Что означа­ет эта болезнь, от которой нигде нельзя укрыть­ся?

Бог посыла­ет болезни в наказа­ние или в исправ­ле­ние, а иногда одно связано с другим. И очень важно, чтобы эта болезнь, этот страх смерт­ный послу­жи­ли всем нам в исправ­ле­ние. Мы, в конце концов, должны осознать истину, которая очевид­на для челове­ка, живуще­го по законам веры, но совер­шен­но не очевид­на для людей неверу­ю­щих. Настал их час задумать­ся! Что же это за истина? А истина в том, что Бог — Творец мира, и от Него зависит челове­че­ская судьба.

Казалось, что гранди­оз­ное разви­тие науки, начав­ше­е­ся в конце XIX и захва­тив­шее весь XX и начало XXI века, привело к утвер­жде­нию автоно­мии челове­ка, в том числе от Бога. Мы всё можем, мы великие и сильные, мы в центре мира, человек в центре бытия! Кстати, в этом нет ничего нового: и в антич­но­сти человек провоз­гла­шал­ся центром бытия. Тогда и боги были как люди, со своими страстя­ми, которые любили, гнева­лись, интри­го­ва­ли друг против друга, но антич­ное религи­оз­ное созна­ние ставило их в центр духов­ной жизни. Потом и в истории христи­ан­ства насту­пил период возрож­де­ния антич­ной культу­ры, так называ­е­мая эпоха Возрож­де­ния, и самой большой опасно­стью той эпохи было то, что челове­ка снова поста­ви­ли в центр бытия. После­ду­ю­щие идеоло­гии бережно сохра­ня­ли централь­ное место челове­ка во вселен­ной. «Человек — это звучит гордо!» Каждый, кто изучал творе­ния Горько­го, помнит эти слова, которые школь­ни­ки моего поколе­ния заучи­ва­ли наизусть. «Человек — это звучит гордо», и нет никакой другой силы, которая была бы в центре бытия.

Антро­по­цен­три­че­ская цивили­за­ция, которая поста­ви­ла челове­ка в центр, вытес­нив Бога из жизни, сместив Его из центра на перифе­рию бытия, совер­ши­ла страш­ную ошибку. А почему? А потому что человек — это прехо­дя­щее явление. У челове­ка меняют­ся вкусы, нравы, обычаи, убежде­ния, даже система нравствен­ных ценно­стей, и в силу этой перемен­чи­во­сти не обеспе­чи­ва­ет­ся духов­ное преем­ство поколе­ний, не обеспе­чи­ва­ет­ся целост­ность челове­че­ской жизни. Потому что только Бог неизме­ня­ем, только в Боге абсолют­ная истина, в Нем абсолют­ная правда, и если Он в центре челове­че­ско­го бытия, то задача челове­ка заклю­ча­ет­ся не в том, чтобы бороть­ся с Богом и вытолк­нуть Его из центра, но чтобы принять Его в свое сердце и в свой разум и через это стать новым челове­ком, живущим по Божиему закону, устро­я­ю­щим жизнь по этому закону.

Когда сегодня нам говорят о кризисе, мы должны помнить, что кризис — это переме­на, и от нас зависит, будет ли это переме­на к лучшему или к худшему. Если мы будем впадать в панику, терять челове­че­ский образ, если даже эти сложные обсто­я­тель­ства жизни не приве­дут нас к Богу, если мы в очеред­ной раз потеря­ем шанс стать народом Божиим, тогда мы подпа­да­ем под власть людей перемен­чи­вых, которые сегодня форму­ли­ру­ют одни ценно­сти, идеи, завтра — другие, и очень часто начина­ют подав­лять ближних своих, чтобы только те ценно­сти и идеи, которые они провоз­гла­ша­ют, стали ценно­стя­ми и идеями всех осталь­ных.

Сколько же еще должно быть испыта­ний, сколько еще должно прожить челове­че­ство, чтобы уяснить простую истину: отказ от Бога немед­лен­но постав­ля­ет в центр бытия челове­ка с его несовер­шен­ством, с его перемен­чи­во­стью, с его грехами, с его предпо­чте­ни­я­ми полити­че­ски­ми, духов­ны­ми, культур­ны­ми? И невоз­мож­но объеди­нить род челове­че­ский вокруг этого сверх­че­ло­ве­ка, потому что всегда найдут­ся другие, которые скажут: «Я хочу быть на этом месте». Ведь история учит нас, что так оно и было. История знает крова­вые перево­ро­ты, когда некие лидеры, часто вдохно­вен­ные и хариз­ма­тич­ные, пытались занять централь­ное место в жизни людей, а потом находи­лись другие, которые их сверга­ли, и так до беско­неч­но­сти.

Мы живем в эпоху перемен. Это и есть кризис, но от нас будет зависеть, переме­ны ли это к лучшему или к худшему. Для того чтобы переме­на была к лучшему, мы должны вспом­нить, что человек создан Богом, и в центре жизни челове­ка должен быть Бог с Его законом правед­ным, непогре­ши­мым; законом, испол­не­ние которо­го приво­дит челове­ка к подлин­но­му счастью не только в его личной, сокры­той от других жизни, но в постро­е­нии обществен­ных отноше­ний, отноше­ний между челове­ком и приро­дой, отноше­ний челове­ка и космоса. Если в центре — Бог, то ничто не дает челове­ку права разру­шать окружа­ю­щий его мир, следстви­ем чего стано­вят­ся катаклиз­мы, эпиде­мии, личное и обществен­ное несча­стье.

Да поможет всем нам Господь воспри­нять этот кризис, а лучше скажу, время перемен, которые должны стать переме­на­ми к лучшему для каждого из нас, для народа нашего, для всего рода челове­че­ско­го. Ну, а если не восполь­зу­ем­ся этой возмож­но­стью, то еще и еще раз насту­пим на грабли, как говорит наша посло­ви­ца. Дай Бог всем нам сегодня проник­нуть­ся мудро­стью, попытать­ся открыть сердце и ум навстре­чу Богу, даже если мы не воспи­та­ны в религи­оз­ных истинах, даже если нам кажется, что вера — это что-то очень далекое и чуждое, то, что принад­ле­жит прошло­му. Дай Бог осознать, что вера принад­ле­жит вечно­сти — и прошло­му, и насто­я­ще­му, и будуще­му, и она соеди­ня­ет нас с Богом, Который и есть Госпо­дин истории.

А потому сегодня мы все молимся и просим Господа, чтобы Он простил грехи наши, чтобы поддер­жал нас, народ наш и весь род челове­че­ский в это тяжелое время, дал возмож­ность увидеть и понять пути Его Промыс­ла, дал возмож­ность и умом, и сердцем почув­ство­вать Его присут­ствие и в жизни нашей, и в жизни рода челове­че­ско­го, и во всей челове­че­ской истории. Тогда то, что мы называ­ем кризи­сом, време­нем перемен, будет кризи­сом во благо, переме­ной к лучшему. Об этом мы все должны сегодня молить­ся и, концен­три­руя свою волю и свои силы, стара­ясь, в том числе, делать все для того, чтобы не содей­ство­вать распро­стра­не­нию инфек­ции, управ­лять своими поступ­ка­ми так, чтобы не наносить вред себе и окружа­ю­щим. Тогда все мы сможем выйти из этого испыта­ния совсем другими — с сильной верой и с ясным понима­ни­ем того, что Бог и есть Госпо­дин истории. Пусть именно к этому радост­но­му, светло­му и вдохнов­ля­ю­ще­му будуще­му предрас­по­ло­жат­ся сердца и умы народа нашего и всех людей, чтобы, приняв Бога в сердце, мы могли действи­тель­но устро­ять тот мир, в котором бы грех стал неболь­шим-неболь­шим остров­ком в океане любви. Аминь.

Источ­ник: Офици­аль­ный сайт Москов­ско­го Патри­ар­ха­та

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *