История с Содомом: минимум кары и безграничность любви

Подумав о Престо­ле Бога Судии, Престо­ле, перед которым встанет каждый из нас после своей смерти, многие из нас ощущают трепет. Если оставить в стороне специ­фи­че­ские антро­по­мор­физ­мы богослов­ско­го дискур­са, то суд этот – высший момент подве­де­ния итога (полного, но не оконча­тель­но­го) нашей жизни и нашей смерти. Все покровы и маски с нас будут сняты перед Христом, Судьей вечным, и мы должны будем дать отчет за все, что сделали, подума­ли и сказали в течение своей жизни.

Это момент, откры­ва­ю­щий все блага, которые мы получи­ли от Бога и отдали миру, все сделан­ное нами и не сделан­ное, весь свет, который мы скрыли в душе или излили во вселен­ную, каждую полосу тьмы, которой мы помра­чи­ли мир через грех, всю жизнь челове­ка со всеми ее несовер­шен­ства­ми. Это генераль­ная исповедь, гигант­ская по объему и ужаса­ю­щая по напря­жен­но­сти, ибо ничто наше не сможет остать­ся сокры­тым. Это высший момент дачи ответа. Сомне­ния, ярость, бессмыс­ли­ца нашей жизни, каждая улыбка, согре­тая нами, каждая слеза, наша или чужая, проли­тая по нашей вине, – все, к нам относя­ще­е­ся, предста­нет, словно театраль­ный спектакль, в котором одновре­мен­но идут все сцены во всей своей гранди­оз­но­сти и в то же время ничтож­но­сти.

Человек. Это свет, отчая­ние, страх, одержи­мость, страсть, умиле­ние, немощь, лень, жесто­кость, усердие – все. С одной стороны – ангелы с рукопи­са­ни­я­ми наших добрых дел, полными, надеем­ся, милосты­ни, подарен­ной нами радости, жертв, положен­ных ради других, молитв, добро­де­те­лей. С другой – бесы с грехами тайными и явными, с преткно­ве­ни­я­ми и нашей ненави­стью, с грехами, извест­ны­ми нам и особен­но с забыты­ми.

Суд после смерти, о котором свиде­тель­ству­ет Священ­ное Писание, – это момент оценки нашей плодо­род­но­сти, начало жизни неуми­ра­ю­щей. И на нем человек судится лично, по каждому делу своему. Однако в то же время и наша духов­ная ДНК: грехи родите­лей и дедов, добро­де­те­ли или святость кого-нибудь из наших предков – все это тоже засчи­ты­ва­ет­ся. Бог говорит, что Он положит на чашу весов и накажет грехи до третье­го и четвер­то­го рода, но до тысяч­но­го рода смило­сти­вит­ся ради тех, кто любит Его. Таким образом, здесь налицо фунда­мен­таль­ная асиммет­рия между наказа­ни­ем и награ­дой, безмер­ная пропасть между право­су­ди­ем и любовью, запол­нен­ная беско­неч­ным сердцем Божиим.

Разго­вор между Богом и Авраамом перед уничто­же­ни­ем Содома и Гоморры в огне показы­ва­ет нам, как по-иудей­ски торгу­ет­ся патри­арх и сколь безгра­нич­на и безыс­кус­на любовь Челове­ко­люб­ца Бога:

«И сказал Господь: вопль Содом­ский и Гоморр­ский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмот­рю, точно ли они посту­па­ют так, каков вопль на них, восхо­дя­щий ко Мне, или нет; узнаю.

И обрати­лись мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь правед­но­го с нечести­вым, и с правед­ни­ком будет то же, что с нечести­вым? может быть, есть в этом городе пятьде­сят правед­ни­ков? неужели Ты погубишь и не пощадишь всего места сего ради пятиде­ся­ти правед­ни­ков, если они находят­ся в нем? не может быть, чтобы Ты посту­пил так, чтобы Ты погубил правед­но­го с нечести­вым, чтобы то же было с правед­ни­ком, что с нечести­вым; не может быть от Тебя! Судия всей земли посту­пит ли непра­во­суд­но?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьде­сят правед­ни­ков, то Я ради них пощажу весь город и все место сие.

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятиде­ся­ти правед­ни­ков недоста­нет пяти, неужели за недостат­ком пяти Ты истре­бишь весь город?

Он сказал: не истреб­лю, если найду там сорок пять.

Авраам продол­жал говорить с Ним и сказал: может быть, найдет­ся там сорок?

Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

И сказал Авраам: да не прогне­ва­ет­ся Владыка, что я буду говорить: может быть, найдет­ся там тридцать?

Он сказал: не сделаю, если найдет­ся там тридцать.

Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдет­ся там двадцать?

Он сказал: не истреб­лю ради двадца­ти.

Авраам сказал: да не прогне­ва­ет­ся Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдет­ся там десять?

Он сказал: не истреб­лю ради десяти.

И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвра­тил­ся в свое место» (Быт. 18: 20–33).

Видите, как сильно любит нас Бог? Ради десяти святых и правед­ных людей Он готов простить сотни тысяч грешни­ков. В Его всеви­дя­щих глазах святость одного челове­ка важнее всей вселен­ной. И если в городе греха Он находит менее десяти человек, почита­ю­щих Бога, то не сжигает их вместе с осталь­ны­ми грешни­ка­ми, но десни­цей крепкой и мышцей высокой выводит их из ада безза­ко­ния и водво­ря­ет на сияющей горе Своей славы. Он ради несколь­ких может простить милли­о­ны, но никогда не наказы­ва­ет правед­но­го челове­ка из-за тех, кто его окружа­ет. Право карать Он приме­ня­ет по миниму­му, любовь же Свою излива­ет в избытке. Гнев Его – прехо­дя­щий и врачу­ю­щий, а радость, которую Он дарует, вечна. Наказа­ние Его служит исправ­ле­нию, а награда неизбыв­на.

В истории выведе­ния Лота из Содома нам откры­ва­ет­ся теоло­гия чуда в мире, как всполох молнии беско­неч­ной любви в мире, полном ненави­сти, как времен­ное измене­ние закона для того, чтобы нам узреть тайну будуще­го века, где силой тяготе­ния для челове­че­ско­го существа являет­ся беспре­дель­ная любовь Бога.

Следо­ва­ло бы сказать еще кое-что. Были ли среди грешни­ков Содома, этих сотен тысяч разврат­ни­ков, и малые дети? Я говорю: да. И народы, погуб­лен­ные и губящие, все целиком прони­ка­ют­ся грехом – как слабо­стью естества и бесси­ли­ем воли. На самом деле грех Содома, хоть он и уничто­жен в огне, все еще свиреп­ству­ет в мире в разных обличьях.

Священ­ник Иоанн Вален­тин Истрати
Переве­ла с румын­ско­го Зинаида Пейкова

21 марта 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *