История епархии
Официальной датой основания Канского острога считается 18 октября 1636 года. Место для него выбрал красноярский атаман Милослав Кольцов как стратегически важное на восточных рубежах Российского государства. Но создание Канского прихода датируется 1628 годом, когда в августе из острога у Красного Яра на Енисее отправились служилые люди во главе с атаманом Ермаком Остафьевым на берега Кана. Дойдя к глубокой осени до Большого порога, основали зимовье. Зимовье (ныне здесь стоит село Комарово) простояло недолго, спустя восемь лет было выбрано место “в коттовской земле, в Кану пониже Брацкого перевозу”. Исследователи, детально изучив старые чертежи и карты, пришли к выводу, что острог “у Брацкого перевозу” располагался на правом берегу Кана. Это в районе сегодняшнего хлопчатобумажного комбината. И только в 1720–1730 годах он, в связи с прокладкой Московско-Сибирского тракта, был перенесен на левый берег, где сегодня находится исторический центр города.
Свято-Троицкий собор Канска (в первом освящении Спасский) начинался 21 сентября 1797 года. Начался с грамоты архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама 1 (Петрова), причисленного к лику святых, красноярскому протоиерею Алексею Алексееву. В грамоте говорилось о том, что прихожане Канска обратились к нему с желанием построить вместо деревянной Спасской церкви каменную с приделом Покрова Пресвятой Богородицы, для создания которой уже заготовили камень и тес.
Архиепископ Варлаам благословил протоиерея А.Алексеева курировать, выражаясь современным языком, строительство. Собственноручно протоиерей на обороте грамоты написал, что “в Канском остроге церковь каменная с приделом соборне заложена в 1800 года мая 18 дня”.
23 мая 1758 года в Санкт-Петербурге он был хиротонисан в сан епископа и возведен в звание митрополита. Так Бог судил святителю послужить Святой Православной Русской Церкви в звании архиерейском на далекой окраине родины.
В первые дни своего служения в Тобольске святитель Павел обратил самое серьезное внимание на семинарию при архиерейском доме, где подготовлялись кандидаты в священники. Эта школа была заведена в Тобольске еще в начале XVIII века. Но из-за недостатка хороших учителей и трудности найти их в такой дали число классов было неполным, и обучение вообще было поставлено плохо. Святитель Павел позаботился прежде всего об открытии высшего богословского класса в Тобольской семинарии.
Но семинария была не единственным и даже далеко не главным предметом забот святителя Павла в Тобольске. Исключительного внимания и попечения требовала от него сама Тобольская епархия. Кроме обширности своей последняя была особенной епархией и по составу своей паствы. Святитель Павел в Тобольске очень много заботился об устроении новых храмов. В годы его архиерейства здесь было сооружено более 20 каменных храмов и открыто несколько новых приходов в селах и на заводах, где были построены деревянные храмы. Кроме старообрядцев и других иноверцев в пределах Тобольской епархии при святителе Павле было очень много чистых язычников, идолопоклонников. Архипастырь болел душой об этих несчастных жителях Тобольского края, не ведавших Истинного Бога. Он старался среди тобольского духовенства возбуждать дух миссионерской ревности. Кроме того по его нарочитому ходатайству 20 февраля 1764 года в Тобольской епархии положено было иметь двух миссионеров для проповеди христианства среди иноверцев-идолопоклонников и для утверждения новообращенных из язычества в истинах Православной веры…
Святитель Павел управлял Тобольской епархией около 10 лет. Это был сравнительно продолжительный срок архипастырства для такой епархии, какова была Тобольская. В Святейшем Синоде у святителя Павла, отличавшегося прямым, твердым и решительным характером, были недоброжелатели или, по крайней мере, такие лица, которые не разделяли его убеждений и взглядов по известным вопросам епархиального управления.
Для борьбы с расколом и иноверчеством митрополит считал необходимым построение монастырей и увеличение числа церквей, крайне недостаточного для нужд паствы. Храмы, построенные им, были первыми каменными зданиями в Сибири: такие как Софийско-Успенский собор, Троицкий собор и Богоявленский храм в Тобольске, Знаменский собор в селе Абалакском. Из монастырей, основанных при нём, известны два: Селенгинский Троицкий и Посольский Преображенский.
Главным вдохновителем и организатором строительства нового храма стал священник первой Спасской церкви Михаил Евтюгин. Каким был этот человек, откуда прибыл в Канск, достоверных сведений нет. Одно можно сказать твердо, что был боголюбив и талантлив, иначе бы при тех мощностях и технических возможностях не смог бы построить собор в такой короткий срок – в четыре года. 28 июля 1804 года отец Михаил уже известил Красноярское Духовное правление, что “церковь в совершенное строением окончание приведена, из коих придел и всеми потребностями, принадлежащими к священнослужению, снабжен и к освящению состоит в готовности”.
Единственной неприятностью было то, что из-за недостатка средств на соборе не возвели колокольню. Средства на нее были выделены правлением только после письма отца Михаила в Духовное правление.
Из скупых строчек отчетов можно понять, что рядом с отцом Михаилом Евтюгиным был крестьянин Поликарп Бурмакин, “выбранный обществом из лучших людей Канского острога”. Непосредственными же строителями стали енисейские мастера – цеховой Алексей Казаретин и мещанин Андрей Малетин. Как и все мастеровые, вероятно, были строители прагматиками, потому и вызвали у отца Михаила возмущение, по поводу чего он писал в Духовное правление: “…а перебрав довольное число денег, в осеннее время 1804 года отлучились в Енисейск и поныне не являются”. И просил священник через суд вернуть мастеров на работу. Но в бесполезной переписке прошло благоприятное для стройки лето, хоть и подключалась к розыску пропавших мастеров Тобольская Духовная консистория.
Документов о строительстве собора, к сожалению, осталось немного, но все имеющиеся бесценны для истории города и собора. Отец Михаил, лучший крестьянин Поликарп Бурмакин и все оставшиеся безымянными в истории наши земляки из XIX века понимали значение нового собора. По храму и город – гласит православная мудрость. Собор был первым каменным зданием Канска, тогда еще острога. Лишь в 1822 году при образовании Енисейской губернии острог получил статус окружного города и имел на эту дату 140 деревянных домов, в коих проживали 1100 жителей. Строго говоря, это было село, в котором население в основном занималось хлебопашеством и немногие торговлей.
За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и 20-ти, где бы он не служил, а побывал во всех. Во время пребывания на этом посту Никодим ежегодно объезжал свою епархию, регулярно совершал богослужения в церковные и праздничные дни. Он одним из первых начал заниматься сибирской агиографией – жизнеописанием святых. Во время одной из поездок по епархии им была обнаружена рукопись, которая содержала две редакции Жития святого мученика Василия Мангазейского. Никодим написал к ним предисловие и комментарии и опубликовал в Иркутских епархиальных ведомостях. Никодим знал много древних языков, был библиофилом.
Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., г. Канск, Спасский собор, протоиерей (до 25.3.1860 — священник), настоятель. Законоучитель городского двухклассного училища (с 9.5.1861), городского приходского училища. Благочинный (с 1858 по 1871 — городских и сельских церквей, с 1871 — городских церквей). Директор Канского отделения попечительного общества о тюрьмах, сотрудник попечительства о бедных, член статистического и оспенного комитетов. В 1871 избран духовенством депутатом училищного съезда. Отец Димитрий, по его собственным словам, стал пастырем «едва ли не первым в Сибири удостоившимся получить золотой наперсный крест от своих прихожан» (Канск, 1875).
ПЕРВЫЙ КАНСКИЙ БЛАГОЧИННЫЙ: Итак, в 1827 году ачинский протоиерей Фортунат Петухов был переведен благочинным в Канск, в Спасскую церковь, которую с того времени начали именовать соборной. Для интересующихся историей Иркутской епархии и Канского округа следует сообщить, что в записках Фортуната есть список 16-ти церквей, над которыми он был поставлен благочинным новосозданного Канского благочиния. В нем церкви Бирюсинская Никольская, Тинская Введенская, Иланская Сретенская, Анцирская Николаевская, Канская Спасская, Амонашенская Николаевская, Ирбейская Николаевская, Рыбинская Петропавловская, Заозерная Иоанно-Богословская, Уринская Троицкая, Новосельская Архангельская, Устьянская Георгиевская, Рождественскосельская Николаевская, Тасеевская Богоявленская, Михалевская Николаевская и Усольская Предтеченская.
О. Фортунат прибыл в Канск 2 июня 1827 года. После первой службы в Спасской церкви, отныне собора, и приветствия духовенства и граждан он приступил к введению порядка в своем новом благочинии: «Немалого труда стоило ему ввести однообразный порядок во всем своем обширном благочинии, так как священнослужители были разных характеров и, находясь до того времени под ведением разных духовных правлений, усвоили себе и разные привычки и обычаи, искоренить которые было не совсем легко. По отдаленности от начальства местностей их нелегко было приучить к порядку отправления службы и к точному исполнению своих обязанностей».
Губернским архитектором В.Соколовским был составлен проект реконструкции, по которому выстроили новый южный придел, полностью повторяющий габариты северного придела, выполнили пристройку к западному фасаду (с переносом входного портика), были подняты своды трапезной и устроены окна второго света. Весь нижний ярус получил классицистические формы и детали.
Храм — памятник архитектуры XVIII века — является первым каменным зданием Канска. Относится к енисейской школе позднего сибирского барокко. Ныне Свято-Троицкий кафедральный собор.
Тяжелейшее время выбора и раскола пережило русское общество в те годы. Были и такие, кто отрекся от веры и самовольно лишил себя сана священника. Удивительное дело, имена погибших за веру сегодня известны не все, а имена отступников сохранились в истории. Впрочем, это объяснимо: в тюрьмы забирали тайно, по ночам, а отречение проходило на площадях при стечении множества народа. Был отступник и в Канском Спасском соборе – Н.М. Мешалкин. Правда, спастись окончательно ему не удалось, в 1938 году он уже работал учителем, но был взят под стражу и 10 лет провел в лагерях. Вернулся надорванным физически и морально и вскоре скончался.
Доподлинно известно, что до закрытия собора здесь с начала 1930‑х годов располагалась обновленческая кафедра во главе с лжеепископом Николаем. После закрытия в соборе располагались аэроклуб, дом пионеров, некоторое время содержались лошади. В эти же годы собор был обезображен, разрушена верхняя (воздушная) часть – колокольня и купола, осквернен соборный погост. Несколько мягче обошлись с землей собора, которой по документам числилось 2 десятины: на ней заложили парк.
21 марта 1946 года официальной Церкви вернули Спасский собор, но на этом его злоключения не закончились и первое богослужение состоялось в день Святой Пасхи. Службу вел митрофорный протоиерей Черниговской епархии отец Иоанн Богдановский, передвигаясь на костылях из-за тяжелой болезни ног. Измученный войной народ хлынул в собор, черпая здесь духовные силы. Но в 1959 году началась подготовка к повторному закрытию. Горисполком принял решение о перенесении храма в другое помещение. Руководила горисполкомом в то время А.И. Гусева, а прикрытием решения были традиционные “многочисленные просьбы трудящихся и общественности”.
24 декабря 1963 года власти решили повторно отобрать храм у православных, прикрываясь якобы скорой перепланировкой города. Как компромисс, верующим предложили «перенести» церковь из центра Канска на окраинное кладбище.
Строитель и первый настоятель храма о. Игорь Павлович Сойко (1963 год) сделал эскиз будущего храма. В общих чертах этот эскиз лег в основу архитектурного проекта, который выполнил главный архитектор Канска того периода Иван Ключников. Пока подыскивали место под храм, отец Игорь уже мысленно видел его.
2 апреля 1964 года проект был утвержден и подписан в производство. А с 15 июня был утвержден график строительно-монтажных работ. Для храма были использованы лучшие на тот период строительные материалы и технологии.
Благословил отца Игоря Сойко на строительство храма владыка Леонтий (в миру Леонид Фадеевич Бондарь
29 августа 1964 года состоялось открытие храма, был отслужен благодарственный молебен.
Парадокс, но так и случилось: за три месяца группа под руководством священника Игоря Сойко действительно построила новый Спасский храм в посёлке Кан-Перевоз. «Добровольцев бывало до ста человек. Многие священники из других епархий приезжали посмотреть на „новое чудо света“. В стране в год по полторы тысячи храмов закрывали — в Канске строили!», — вспоминал потом отец Игорь.
В бывшем же соборе устроили драмтеатр. По Канску ходили слухи, что в учреждении всё не ладно. То плач загадочный из бывшего алтаря слышно, то прямо на спектакле наспех выложенные изразцы обвалятся, обнажив старинные росписи с ликами святых.
25 января 1990 года переведён епископом Тобольским и Тюменским (кафедра воссоздана). С 20 июля того же года назначен епископом Красноярским и Енисейским. 19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа.
С 17 июля по 29 декабря 1999 года временно управлял Абаканской и Кызылской епархией.
Решением Священного синода от 30 мая 2011 года (журнал № 44) в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул Красноярский и Ачинский.
5 октября 2011 года назначен архиепископом Орловским и Ливенским.
Решением Священного синода от 25 июля 2014 года в связи с образованием Орловской митрополии титул архиепископа изменён на Орловский и Болховский. 28 августа 2014 года в Успенском соборе Московского Кремля возведён в сан митрополита.
26 февраля 2019 года решением Священного синода почислен на покой с выражением благодарности за многолетнее архипастырское служение. Местом пребывания на покое определён город Орёл.
В декабре 1990 года Канск впервые посетил архиепископ (тогда еще епископ) Красноярский и Енисейский Антоний. Владыка знал о состоянии собора, в первую очередь посетил его и благословил настоятеля Спасской церкви отца Геннадия Лазана ходатайствовать о возвращении собора Русской Православной Церкви. В тот же день владыка Антоний дал большую пресс-конференцию, в ходе которой обозначил позицию Красноярско-Енисейской епархии и свою собственную по восстановлению православных храмов. Тогда было самое начало – в епархии действовало восемь храмов и предстояла огромная работа. Но убежденность владыки, его вера уже тогда заставили многих прогнать сомнения.
В течение 1991 года велась настойчивая работа по возвращению храма. В архиве собора большая папка документов с надписью “Возвращение собора”. Новейшая история запечатлена в подробностях. Надо отдать должное представителям первой волны демократов в Канске – они способствовали передаче собора. Однако при этом не позаботились о том, чтобы в удобное и приличное здание перевести краеведческий музей. Маленький коллектив музея не согласился на вариант, когда все фонды разбрасывали по неприспособленным помещениям в разных концах города, и в знак протеста не отдали ключей от собора. Замок пришлось сбивать в присутствии властей, что вызвало нездоровый резонанс в городе. Только через десять лет здание под музей было отремонтировано (бывший кинотеатр “Кайтым” в центре города напротив собора).
В феврале 1992 года решением главы администрации города собор был возвращен верующим. Целый месяц священнослужители и прихожане готовили храм к первому после такого длительного перерыва богослужению. Был установлен остов нового иконостаса, заменена полностью штукатурка в алтаре и части придела, установлен на мраморном основании престол, из Спасского храма перевезены несколько икон, а часть была написана вновь местным живописцем. Город с удивлением и некоторой робостью глядел на то, как работали в соборе, с каким вдохновением и радостью. Православная община показала буквально образцы бескорыстного труда. Очень символично, что первая служба прошла в праздник Торжества Православия. На открытие прибыл владыка Антоний. Состоялось “наречение” собора в честь Святой Живоначальной Троицы.
Всенощное бдение прошло с высоким духовным подъемом. Владыка высоко оценил труды прихожан. А люди не скрывали слез радости. В воскресенье преосвященнейший совершил литургию, в храме были некоторые работники аппарата администрации во главе с В.Р. Петриным. В проповеди владыка Антоний призвал прихожан хранить Православие и дорожить им, поскольку это единственная сила, объединяющая народ. “Никакие новые вероучения, – говорил Владыка, – не являются по сути своей новыми. Они уже осуждены святыми Вселенскими Соборами, на которых выработаны догматы, призванные оградить Церковь Христову от ересей, лжеучений и расколов”. Владыка говорил и о трудностях, которые пережила Русская Православная Церковь в советский период своего бытия: “Ничто не сломило ее. Двери храмов и в самые суровые годы гонений оставались открытыми для всех. Святые таинства не прекращались, служения спасению людей продолжаются. Церковь наша – святая, она – страдалица, она – мученица, она – Невеста Христова, которой восхищается весь зарубежный мир”.
5 октября 2011 года решением Священного Синода назначен архиепископом Красноярским и Ачинским.
6 октября 2011 года назначен главой Красноярской митрополии. 8 октября 2011 года возведён в сан митрополита Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
28 декабря 2011 года Священный Синод выделил из Красноярской епархии Канскую и назначил митрополита Пантелеимона её временным управляющим. Управлял данной епархией до избрания 16 марта 2012 года архимандрита Филарета (Гусева) её правящим архиереем.
28 декабря 2018 года также назначен временно управляющим Енисейской епархией
15 марта 2010 года назначен настоятелем Свято — Троицкого собора г. Канска и благочинным Канского Благочиния;
- 15 октября 2010 года назначен Владыкой Антонием и общим голосованием священников на епархиальном собрании единогласно, войсковым священником Енисейского казачьего войска и Единого Енисейского Казачьего войска Союза казаков России и благочинным казачьих формирований и общественных объединений по духовному о казаках попечению и личному участию в мероприятиях, того требующих;
- 11 января 2012 года указом митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона назначен секретарём Канской епархии, временно управляющим Канской епархией;
- по прошению о. Олимпия указом епископа Канского и Богучанского Филарета освобождён от служения в Канской и Богучанской епархии и со 2 июля 2012 года указом митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона назначен настоятелем и председателем приходского собрания храма святого благоверного князя Александра Невского г. Красноярска с послушанием строительства Свято — Никольского собора в мкр. Взлётка г. Красноярска;
- с 7 августа 2012 года указом митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона войсковой священник Енисейского казачьего войска о. Олимпий Богинский назначен руководителем отдела при Красноярской митрополии по взаимодействию с Енисейским казачеством.
16 марта 2012 года ему определено быть епископом Канским и Богучанским.
23 марта 2012 года был наречён, а 24 марта того же года — хиротонисан во епископа Канского и Богучанского. Хиротонию в храме Ризоположения на Донской улице возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Ему сослужили: митрополиты Саранский Варсонофий (Судаков), Красноярский Пантелеимон (Кутовой), на покое Иов (Тывонюк); архиепископ Истринский Арсений (Епифанов); епископы Солнечногорский Сергий (Чашин) и Енисейский Никодим (Чибисов).
9 июля 2019 года назначен епископом Дальнеконстантиновским, викарием Нижегородской епархии