История епархии

Офици­аль­ной датой основа­ния Канско­го острога счита­ет­ся 18 октября 1636 года. Место для него выбрал красно­яр­ский атаман Милослав Кольцов как страте­ги­че­ски важное на восточ­ных рубежах Россий­ско­го государ­ства. Но созда­ние Канско­го прихода датиру­ет­ся 1628 годом, когда в августе из острога у Красно­го Яра на Енисее отпра­ви­лись служи­лые люди во главе с атама­ном Ермаком Остафье­вым на берега Кана. Дойдя к глубо­кой осени до Большо­го порога, основа­ли зимовье. Зимовье (ныне здесь стоит село Комаро­во) просто­я­ло недолго, спустя восемь лет было выбрано место “в коттов­ской земле, в Кану пониже Брацко­го перево­зу”. Иссле­до­ва­те­ли, деталь­но изучив старые чертежи и карты, пришли к выводу, что острог “у Брацко­го перево­зу” распо­ла­гал­ся на правом берегу Кана. Это в районе сегодняш­не­го хлопча­то­бу­маж­но­го комби­на­та. И только в 1720–1730 годах он, в связи с проклад­кой Москов­ско-Сибир­ско­го тракта, был перене­сен на левый берег, где сегодня находит­ся истори­че­ский центр города.

Канский острог
Худож­ник Б.А. Максимо
в
Архиепи­скоп Тоболь­ский и Сибир­ский Варлаам управ­лял епархи­ей.
С 1768 по 1862 год

Свято-Троиц­кий собор Канска (в первом освяще­нии Спасский) начинал­ся 21 сентяб­ря 1797 года. Начался с грамоты архиепи­ско­па Тоболь­ско­го и Сибир­ско­го Варла­а­ма 1 (Петрова), причис­лен­но­го к лику святых, красно­яр­ско­му прото­и­е­рею Алексею Алексе­е­ву. В грамоте говори­лось о том, что прихо­жане Канска обрати­лись к нему с желани­ем постро­ить вместо деревян­ной Спасской церкви камен­ную с приде­лом Покрова Пресвя­той Богоро­ди­цы, для созда­ния которой уже загото­ви­ли камень и тес. 
Архиепи­скоп Варлаам благо­сло­вил прото­и­е­рея А.Алексеева куриро­вать, выража­ясь совре­мен­ным языком, строи­тель­ство. Собствен­но­руч­но прото­и­е­рей на обороте грамоты написал, что “в Канском остроге церковь камен­ная с приде­лом соборне заложе­на в 1800 года мая 18 дня”.

Свт. Павел, митро­по­лит Тоболь­ский.
Управ­лял епархи­ей с 1758 по 1768 год. В 2008 году причис­лен к лику святых

23 мая 1758 года в Санкт-Петер­бур­ге он был хирото­ни­сан в сан еписко­па и возве­ден в звание митро­по­ли­та. Так Бог судил святи­те­лю послу­жить Святой Право­слав­ной Русской Церкви в звании архиерей­ском на далекой окраине родины.

В первые дни своего служе­ния в Тоболь­ске святи­тель Павел обратил самое серьез­ное внима­ние на семина­рию при архиерей­ском доме, где подго­тов­ля­лись канди­да­ты в священ­ни­ки. Эта школа была заведе­на в Тоболь­ске еще в начале XVIII века. Но из-за недостат­ка хороших учите­лей и трудно­сти найти их в такой дали число классов было непол­ным, и обуче­ние вообще было постав­ле­но плохо. Святи­тель Павел позабо­тил­ся прежде всего об откры­тии высшего богослов­ско­го класса в Тоболь­ской семина­рии.

Но семина­рия была не единствен­ным и даже далеко не главным предме­том забот святи­те­ля Павла в Тоболь­ске. Исклю­чи­тель­но­го внима­ния и попече­ния требо­ва­ла от него сама Тоболь­ская епархия. Кроме обшир­но­сти своей послед­няя была особен­ной епархи­ей и по составу своей паствы. Святи­тель Павел в Тоболь­ске очень много заботил­ся об устро­е­нии новых храмов. В годы его архиерей­ства здесь было соору­же­но более 20 камен­ных храмов и открыто несколь­ко новых прихо­дов в селах и на заводах, где были постро­е­ны деревян­ные храмы. Кроме старо­об­ряд­цев и других иновер­цев в преде­лах Тоболь­ской епархии при святи­те­ле Павле было очень много чистых язычни­ков, идоло­по­клон­ни­ков. Архипас­тырь болел душой об этих несчаст­ных жителях Тоболь­ско­го края, не ведав­ших Истин­но­го Бога. Он старал­ся среди тоболь­ско­го духо­венства возбуж­дать дух мисси­о­нер­ской ревно­сти. Кроме того по его нарочи­то­му ходатай­ству 20 февраля 1764 года в Тоболь­ской епархии положе­но было иметь двух мисси­о­не­ров для пропо­ве­ди христи­ан­ства среди иновер­цев-идоло­по­клон­ни­ков и для утвер­жде­ния новооб­ра­щен­ных из языче­ства в истинах Право­слав­ной веры…

Святи­тель Павел управ­лял Тоболь­ской епархи­ей около 10 лет. Это был сравни­тель­но продол­жи­тель­ный срок архипас­тыр­ства для такой епархии, какова была Тоболь­ская. В Святей­шем Синоде у святи­те­ля Павла, отличав­ше­го­ся прямым, твердым и решитель­ным харак­те­ром, были недоб­ро­же­ла­те­ли или, по крайней мере, такие лица, которые не разде­ля­ли его убежде­ний и взгля­дов по извест­ным вопро­сам епархи­аль­но­го управ­ле­ния.

Для борьбы с раско­лом и иновер­че­ством митро­по­лит считал необхо­ди­мым постро­е­ние монасты­рей и увели­че­ние числа церквей, крайне недоста­точ­но­го для нужд паствы. Храмы, постро­ен­ные им, были первыми камен­ны­ми здани­я­ми в Сибири: такие как Софий­ско-Успен­ский собор, Троиц­кий собор и Богояв­лен­ский храм в Тоболь­ске, Знамен­ский собор в селе Абалак­ском. Из монасты­рей, основан­ных при нём, извест­ны два: Селен­гин­ский Троиц­кий и Посоль­ский Преоб­ра­жен­ский.

Одной из первых камен­ных постро­ек в городе был право­слав­ный храм — Спасский собор (заложен в 1800 г.), имену­е­мый ныне Свято-Троиц­ким кафед­раль­ным собором

Главным вдохно­ви­те­лем и органи­за­то­ром строи­тель­ства нового храма стал священ­ник первой Спасской церкви Михаил Евтюгин. Каким был этот человек, откуда прибыл в Канск, досто­вер­ных сведе­ний нет. Одно можно сказать твердо, что был боголю­бив и талант­лив, иначе бы при тех мощно­стях и техни­че­ских возмож­но­стях не смог бы постро­ить собор в такой корот­кий срок – в четыре года. 28 июля 1804 года отец Михаил уже известил Красно­яр­ское Духов­ное правле­ние, что “церковь в совер­шен­ное строе­ни­ем оконча­ние приве­де­на, из коих придел и всеми потреб­но­стя­ми, принад­ле­жа­щи­ми к священ­но­слу­же­нию, снабжен и к освяще­нию состоит в готов­но­сти”.
Единствен­ной непри­ят­но­стью было то, что из-за недостат­ка средств на соборе не возвели колоколь­ню. Средства на нее были выделе­ны правле­ни­ем только после письма отца Михаила в Духов­ное правле­ние.

Из скупых строчек отчетов можно понять, что рядом с отцом Михаи­лом Евтюги­ным был крестья­нин Поликарп Бурма­кин, “выбран­ный обществом из лучших людей Канско­го острога”. Непосред­ствен­ны­ми же строи­те­ля­ми стали енисей­ские мастера – цеховой Алексей Казаре­тин и мещанин Андрей Малетин. Как и все масте­ро­вые, вероят­но, были строи­те­ли прагма­ти­ка­ми, потому и вызвали у отца Михаила возму­ще­ние, по поводу чего он писал в Духов­ное правле­ние: “…а перебрав доволь­ное число денег, в осеннее время 1804 года отлучи­лись в Енисейск и поныне не являют­ся”. И просил священ­ник через суд вернуть масте­ров на работу. Но в беспо­лез­ной перепис­ке прошло благо­при­ят­ное для стройки лето, хоть и подклю­ча­лась к розыску пропав­ших масте­ров Тоболь­ская Духов­ная конси­сто­рия.
Докумен­тов о строи­тель­стве собора, к сожале­нию, осталось немного, но все имеющи­е­ся бесцен­ны для истории города и собора. Отец Михаил, лучший крестья­нин Поликарп Бурма­кин и все остав­ши­е­ся безымян­ны­ми в истории наши земляки из XIX века понима­ли значе­ние нового собора. По храму и город – гласит право­слав­ная мудрость. Собор был первым камен­ным зданием Канска, тогда еще острога. Лишь в 1822 году при образо­ва­нии Енисей­ской губер­нии острог получил статус окруж­но­го города и имел на эту дату 140 деревян­ных домов, в коих прожи­ва­ли 1100 жителей. Строго говоря, это было село, в котором населе­ние в основ­ном занима­лось хлебо­па­ше­ством и немно­гие торгов­лей.

Красно­яр­ский край, Канск. Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбя­щих Радость”.
Год построй­ки между 1891 и 1894
Епископ Никодим (Казан­цев). Фотогра­фия январь 1862
С 18 сентяб­ря 1861 г. — епископ Енисей­ский

За время своего служе­ния на Енисей­ской кафедре он дважды объехал всю эту неизме­ри­мую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Москов­ской епархии, где родился. Из 175 прихо­дов, кажется, не осталось и 20-ти, где бы он не служил, а побывал во всех. Во время пребы­ва­ния на этом посту Никодим ежегод­но объез­жал свою епархию, регуляр­но совер­шал богослу­же­ния в церков­ные и празд­нич­ные дни. Он одним из первых начал занимать­ся сибир­ской агиогра­фи­ей – жизне­опи­са­ни­ем святых. Во время одной из поездок по епархии им была обнару­же­на рукопись, которая содер­жа­ла две редак­ции Жития святого мучени­ка Василия Манга­зей­ско­го. Никодим написал к ним преди­сло­вие и коммен­та­рии и опубли­ко­вал в Иркут­ских епархи­аль­ных ведомо­стях. Никодим знал много древних языков, был библио­фи­лом.

Евтихи­ев Дмитрий Ивано­вич, прото­и­е­рей (09.10.1858 – 28.3.1873)

03.11.1846 — рукопо­ло­жен во священ­ни­ка еписко­пом Томским и Енисей­ским Афана­си­ем (Соколо­вым)

25.3.1860 — возве­ден в сан прото­и­е­рея Томским и Енисей­ским Парфе­ни­ем (Поповым) в Благо­ве­щен­ском кафед­раль­ном соборе

Енисей­ская и Красно­яр­ская епархия, Енисей­ская губ., г. Канск, Спасский собор, прото­и­е­рей (до 25.3.1860 — священ­ник), насто­я­тель. Законо­учи­тель город­ско­го двухкласс­но­го училища (с 9.5.1861), город­ско­го приход­ско­го училища. Благо­чин­ный (с 1858 по 1871 — город­ских и сельских церквей, с 1871 — город­ских церквей). Дирек­тор Канско­го отделе­ния попечи­тель­но­го общества о тюрьмах, сотруд­ник попечи­тель­ства о бедных, член стати­сти­че­ско­го и оспен­но­го комите­тов. В 1871 избран духовен­ством депута­том училищ­но­го съезда. Отец Димит­рий, по его собствен­ным словам, стал пасты­рем «едва ли не первым в Сибири удосто­ив­шим­ся получить золотой наперс­ный крест от своих прихо­жан» (Канск, 1875).

Филарет Петухов. (Форту­нат Ивано­вич) — 1865—1870 г.

ПЕРВЫЙ КАНСКИЙ БЛАГОЧИННЫЙ: Итак, в 1827 году ачинский прото­и­е­рей Форту­нат Петухов был переве­ден благо­чин­ным в Канск, в Спасскую церковь, которую с того времени начали имено­вать собор­ной. Для интере­су­ю­щих­ся истори­ей Иркут­ской епархии и Канско­го округа следует сообщить, что в запис­ках Форту­на­та есть список 16-ти церквей, над которы­ми он был постав­лен благо­чин­ным новосо­здан­но­го Канско­го благо­чи­ния. В нем церкви Бирюсин­ская Николь­ская, Тинская Введен­ская, Иланская Сретен­ская, Анцир­ская Никола­ев­ская, Канская Спасская, Амона­шен­ская Никола­ев­ская, Ирбей­ская Никола­ев­ская, Рыбин­ская Петро­пав­лов­ская, Заозер­ная Иоанно-Богослов­ская, Уринская Троиц­кая, Новосель­ская Архан­гель­ская, Устьян­ская Георги­ев­ская, Рожде­ствен­ско­сель­ская Никола­ев­ская, Тасеев­ская Богояв­лен­ская, Михалев­ская Никола­ев­ская и Усоль­ская Предте­чен­ская.

О. Форту­нат прибыл в Канск 2 июня 1827 года. После первой службы в Спасской церкви, отныне собора, и привет­ствия духовен­ства и граждан он присту­пил к введе­нию порядка в своем новом благо­чи­нии: «Немало­го труда стоило ему ввести однооб­раз­ный порядок во всем своем обшир­ном благо­чи­нии, так как священ­но­слу­жи­те­ли были разных харак­те­ров и, находясь до того времени под ведени­ем разных духов­ных правле­ний, усвоили себе и разные привыч­ки и обычаи, искоре­нить которые было не совсем легко. По отдален­но­сти от началь­ства местно­стей их нелегко было приучить к порядку отправ­ле­ния службы и к точному испол­не­нию своих обязан­но­стей».

Кан-Перево­зин­ский Троиц­кий приход открыт в 1900 году
Перестрой­ка Спасско­го Собора. 1912 год Красно­яр­ский край, Канск

Губерн­ским архитек­то­ром В.Соколовским был состав­лен проект рекон­струк­ции, по которо­му выстро­и­ли новый южный придел, полно­стью повто­ря­ю­щий габари­ты север­но­го придела, выпол­ни­ли пристрой­ку к запад­но­му фасаду (с перено­сом входно­го портика), были подняты своды трапез­ной и устро­е­ны окна второго света. Весь нижний ярус получил класси­ци­сти­че­ские формы и детали.
Храм — памят­ник архитек­ту­ры XVIII века — являет­ся первым камен­ным зданием Канска. Относит­ся к енисей­ской школе поздне­го сибир­ско­го барокко. Ныне Свято-Троиц­кий кафед­раль­ный собор.

Федор Ушаков
Памят­ник на месте захоро­не­ния Ушакова Б.Ф.  Был разру­шен больше­ви­ка­ми после занятия Канска в 1920 году частями РККА
На фотогра­фии запечат­ле­но  здание Церков­но-приход­ской школы. Здание Канской женской Прогим­на­зии, позже переиме­но­ван­ной в Гимна­зию. Здание не сохра­ни­лось до сегодняш­них дней. В насто­я­щее время на его месте стоит здание “Пенси­он­ный фонд”
Ученицы Канской женской гимна­зии. Канск начала XX века
Парашют­ная вышка на терри­то­рии Спасско­го собора. Канск. 1938 г.

Тяжелей­шее время выбора и раскола пережи­ло русское общество в те годы. Были и такие, кто отрекся от веры и самоволь­но лишил себя сана священ­ни­ка. Удиви­тель­ное дело, имена погиб­ших за веру сегодня извест­ны не все, а имена отступ­ни­ков сохра­ни­лись в истории. Впрочем, это объяс­ни­мо: в тюрьмы забира­ли тайно, по ночам, а отрече­ние прохо­ди­ло на площа­дях при стече­нии множе­ства народа. Был отступ­ник и в Канском Спасском соборе – Н.М. Мешал­кин. Правда, спастись оконча­тель­но ему не удалось, в 1938 году он уже работал учите­лем, но был взят под стражу и 10 лет провел в лагерях. Вернул­ся надорван­ным физиче­ски и мораль­но и вскоре скончал­ся.

Допод­лин­но извест­но, что до закры­тия собора здесь с начала 1930‑х годов распо­ла­га­лась обнов­лен­че­ская кафедра во главе с лжееписко­пом Никола­ем. После закры­тия в соборе распо­ла­га­лись аэроклуб, дом пионе­ров, некото­рое время содер­жа­лись лошади. В эти же годы собор был обезоб­ра­жен, разру­ше­на верхняя (воздуш­ная) часть – колоколь­ня и купола, осквер­нен собор­ный погост. Несколь­ко мягче обошлись с землей собора, которой по докумен­там числи­лось 2 десяти­ны: на ней заложи­ли парк.

21 марта 1946 года офици­аль­ной Церкви вернули Спасский собор, но на этом его злоклю­че­ния не закон­чи­лись и первое богослу­же­ние состо­я­лось в день Святой Пасхи. Службу вел митро­фор­ный прото­и­е­рей Черни­гов­ской епархии отец Иоанн Богда­нов­ский, передви­га­ясь на косты­лях из-за тяжелой болезни ног. Измучен­ный войной народ хлынул в собор, черпая здесь духов­ные силы. Но в 1959 году началась подго­тов­ка к повтор­но­му закры­тию. Горис­пол­ком принял решение о перене­се­нии храма в другое помеще­ние. Руково­ди­ла горис­пол­ко­мом в то время А.И. Гусева, а прикры­ти­ем решения были тради­ци­он­ные “много­чис­лен­ные просьбы трудя­щих­ся и обществен­но­сти”.

24 декабря 1963 года власти решили повтор­но отобрать храм у право­слав­ных, прикры­ва­ясь якобы скорой перепла­ни­ров­кой города. Как компро­мисс, верую­щим предло­жи­ли «перене­сти» церковь из центра Канска на окраин­ное кладби­ще.

Сойко
Игорь Павло­вич (1915–2003)

Строи­тель и первый насто­я­тель храма о. Игорь Павло­вич Сойко (1963 год) сделал эскиз будуще­го храма. В общих чертах этот эскиз лег в основу архитек­тур­но­го проекта, который выпол­нил главный архитек­тор Канска того периода Иван Ключни­ков. Пока подыс­ки­ва­ли место под храм, отец Игорь уже мыслен­но видел его.

2 апреля 1964 года проект был утвер­жден и подпи­сан в произ­вод­ство. А с 15 июня был утвер­жден график строи­тель­но-монтаж­ных работ. Для храма были исполь­зо­ва­ны лучшие на тот период строи­тель­ные матери­а­лы и техно­ло­гии.

Благо­сло­вил отца Игоря Сойко на строи­тель­ство храма владыка Леонтий (в миру Леонид Фадее­вич Бондарь

29 августа 1964 года состо­я­лось откры­тие храма, был отслу­жен благо­дар­ствен­ный молебен.

Парадокс, но так и случи­лось: за три месяца группа под руковод­ством священ­ни­ка Игоря Сойко действи­тель­но постро­и­ла новый Спасский храм в посёлке Кан-Перевоз. «Добро­воль­цев бывало до ста человек. Многие священ­ни­ки из других епархий приез­жа­ли посмот­реть на „новое чудо света“. В стране в год по полторы тысячи храмов закры­ва­ли — в Канске строили!», — вспоми­нал потом отец Игорь.

В бывшем же соборе устро­и­ли драмте­атр. По Канску ходили слухи, что в учрежде­нии всё не ладно. То плач загадоч­ный из бывшего алтаря слышно, то прямо на спектак­ле наспех выложен­ные изразцы обвалят­ся, обнажив старин­ные росписи с ликами святых.

Спасский собор в Канске в 1975 году
Музей в здании церкви 1980‑e
Епископ Красно­яр­ский и Енисей­ский Антоний

25 января 1990 года переве­дён еписко­пом Тоболь­ским и Тюмен­ским (кафедра воссо­зда­на). С 20 июля того же года назна­чен еписко­пом Красно­яр­ским и Енисей­ским. 19 февраля 1999 года возве­дён в сан архиепи­ско­па.

С 17 июля по 29 декабря 1999 года времен­но управ­лял Абакан­ской и Кызыл­ской епархи­ей.

Решени­ем Священ­но­го синода от 30 мая 2011 года (журнал № 44) в связи с образо­ва­ни­ем Енисей­ской епархии присво­ен титул Красно­яр­ский и Ачинский.

5 октября 2011 года назна­чен архиепи­ско­пом Орлов­ским и Ливен­ским.

Решени­ем Священ­но­го синода от 25 июля 2014 года в связи с образо­ва­ни­ем Орлов­ской митро­по­лии титул архиепи­ско­па изменён на Орлов­ский и Болхов­ский. 28 августа 2014 года в Успен­ском соборе Москов­ско­го Кремля возве­дён в сан митро­по­ли­та.

26 февраля 2019 года решени­ем Священ­но­го синода почис­лен на покой с выраже­ни­ем благо­дар­но­сти за много­лет­нее архипас­тыр­ское служе­ние. Местом пребы­ва­ния на покое опреде­лён город Орёл.

В декабре 1990 года Канск впервые посетил архиепи­скоп (тогда еще епископ) Красно­яр­ский и Енисей­ский Антоний. Владыка знал о состо­я­нии собора, в первую очередь посетил его и благо­сло­вил насто­я­те­ля Спасской церкви отца Генна­дия Лазана ходатай­ство­вать о возвра­ще­нии собора Русской Право­слав­ной Церкви. В тот же день владыка Антоний дал большую пресс-конфе­рен­цию, в ходе которой обозна­чил позицию Красно­яр­ско-Енисей­ской епархии и свою собствен­ную по восста­нов­ле­нию право­слав­ных храмов. Тогда было самое начало – в епархии действо­ва­ло восемь храмов и предсто­я­ла огром­ная работа. Но убежден­ность владыки, его вера уже тогда заста­ви­ли многих прогнать сомне­ния.

В течение 1991 года велась настой­чи­вая работа по возвра­ще­нию храма. В архиве собора большая папка докумен­тов с надпи­сью “Возвра­ще­ние собора”. Новей­шая история запечат­ле­на в подроб­но­стях. Надо отдать должное предста­ви­те­лям первой волны демокра­тов в Канске – они способ­ство­ва­ли переда­че собора. Однако при этом не позабо­ти­лись о том, чтобы в удобное и прилич­ное здание переве­сти краевед­че­ский музей. Малень­кий коллек­тив музея не согла­сил­ся на вариант, когда все фонды разбра­сы­ва­ли по непри­спо­соб­лен­ным помеще­ни­ям в разных концах города, и в знак проте­ста не отдали ключей от собора. Замок пришлось сбивать в присут­ствии властей, что вызвало нездо­ро­вый резонанс в городе. Только через десять лет здание под музей было отремон­ти­ро­ва­но (бывший киноте­атр “Кайтым” в центре города напро­тив собора).

В феврале 1992 года решени­ем главы админи­стра­ции города собор был возвра­щен верую­щим. Целый месяц священ­но­слу­жи­те­ли и прихо­жане готови­ли храм к первому после такого длитель­но­го переры­ва богослу­же­нию. Был установ­лен остов нового иконо­ста­са, замене­на полно­стью штука­тур­ка в алтаре и части придела, установ­лен на мрамор­ном основа­нии престол, из Спасско­го храма переве­зе­ны несколь­ко икон, а часть была написа­на вновь местным живопис­цем. Город с удивле­ни­ем и некото­рой робостью глядел на то, как работа­ли в соборе, с каким вдохно­ве­ни­ем и радостью. Право­слав­ная община показа­ла букваль­но образцы беско­рыст­но­го труда. Очень симво­лич­но, что первая служба прошла в празд­ник Торже­ства Право­сла­вия. На откры­тие прибыл владыка Антоний. Состо­я­лось “нарече­ние” собора в честь Святой Живона­чаль­ной Троицы.

Всенощ­ное бдение прошло с высоким духов­ным подъемом. Владыка высоко оценил труды прихо­жан. А люди не скрыва­ли слез радости. В воскре­се­нье преосвя­щен­ней­ший совер­шил литур­гию, в храме были некото­рые работ­ни­ки аппара­та админи­стра­ции во главе с В.Р. Петри­ным. В пропо­ве­ди владыка Антоний призвал прихо­жан хранить Право­сла­вие и дорожить им, посколь­ку это единствен­ная сила, объеди­ня­ю­щая народ. “Никакие новые вероуче­ния, – говорил Владыка, – не являют­ся по сути своей новыми. Они уже осужде­ны святыми Вселен­ски­ми Собора­ми, на которых вырабо­та­ны догматы, призван­ные оградить Церковь Христо­ву от ересей, лжеуче­ний и раско­лов”. Владыка говорил и о трудно­стях, которые пережи­ла Русская Право­слав­ная Церковь в совет­ский период своего бытия: “Ничто не сломило ее. Двери храмов и в самые суровые годы гонений остава­лись откры­ты­ми для всех. Святые таинства не прекра­ща­лись, служе­ния спасе­нию людей продол­жа­ют­ся. Церковь наша – святая, она – страда­ли­ца, она – мучени­ца, она – Невеста Христо­ва, которой восхи­ща­ет­ся весь зарубеж­ный мир”.

Митро­по­лит Красно­яр­ский и Ачинский Панте­ле­и­мон

5 октября 2011 года решени­ем Священ­но­го Синода назна­чен архиепи­ско­пом Красно­яр­ским и Ачинским.

6 октября 2011 года назна­чен главой Красно­яр­ской митро­по­лии. 8 октября 2011 года возве­дён в сан митро­по­ли­та Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси Кирил­лом в Успен­ском соборе Троице-Серги­е­вой лавры.

28 декабря 2011 года Священ­ный Синод выделил из Красно­яр­ской епархии Канскую и назна­чил митро­по­ли­та Панте­ле­и­мо­на её времен­ным управ­ля­ю­щим. Управ­лял данной епархи­ей до избра­ния 16 марта 2012 года архиманд­ри­та Филаре­та (Гусева) её правя­щим архиере­ем.

28 декабря 2018 года также назна­чен времен­но управ­ля­ю­щим Енисей­ской епархи­ей

15 марта 2010 года назна­чен насто­я­те­лем Свято — Троиц­ко­го собора г. Канска и благо­чин­ным Канско­го Благо­чи­ния;

- 15 октября 2010 года назна­чен Влады­кой Антони­ем и общим голосо­ва­ни­ем священ­ни­ков на епархи­аль­ном собра­нии едино­глас­но, войско­вым священ­ни­ком Енисей­ско­го казачье­го войска и Единого Енисей­ско­го Казачье­го войска Союза казаков России и благо­чин­ным казачьих форми­ро­ва­ний и обществен­ных объеди­не­ний по духов­но­му о казаках попече­нию и личному участию в меропри­я­ти­ях, того требу­ю­щих;

- 11 января 2012 года указом митро­по­ли­та Красно­яр­ско­го и Ачинско­го Панте­ле­и­мо­на назна­чен секре­та­рём Канской епархии, времен­но управ­ля­ю­щим Канской епархи­ей;

- по проше­нию о. Олимпия указом еписко­па Канско­го и Богучан­ско­го Филаре­та освобож­дён от служе­ния в Канской и Богучан­ской епархии и со 2 июля 2012 года указом митро­по­ли­та Красно­яр­ско­го и Ачинско­го Панте­ле­и­мо­на назна­чен насто­я­те­лем и предсе­да­те­лем приход­ско­го собра­ния храма святого благо­вер­но­го князя Александра Невско­го г. Красно­яр­ска с послу­ша­ни­ем строи­тель­ства Свято — Николь­ско­го собора в мкр. Взлётка г. Красно­яр­ска;

- с 7 августа 2012 года указом митро­по­ли­та Красно­яр­ско­го и Ачинско­го Панте­ле­и­мо­на войско­вой священ­ник Енисей­ско­го казачье­го войска о. Олимпий Богин­ский назна­чен руково­ди­те­лем отдела при Красно­яр­ской митро­по­лии по взаимо­дей­ствию с Енисей­ским казаче­ством.

Епископ Канский и Богучан­ский Филарет (Гусев)

16 марта 2012 года ему опреде­ле­но быть еписко­пом Канским и Богучан­ским.

23 марта 2012 года был наречён, а 24 марта того же года — хирото­ни­сан во еписко­па Канско­го и Богучан­ско­го. Хирото­нию в храме Ризопо­ло­же­ния на Донской улице возгла­вил патри­арх Москов­ский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Ему сослу­жи­ли: митро­по­ли­ты Саран­ский Варсо­но­фий (Судаков), Красно­яр­ский Панте­ле­и­мон (Кутовой), на покое Иов (Тывонюк); архиепи­скоп Истрин­ский Арсений (Епифа­нов); еписко­пы Солнеч­но­гор­ский Сергий (Чашин) и Енисей­ский Никодим (Чибисов).

9 июля 2019 года назна­чен еписко­пом Дальне­кон­стан­ти­нов­ским, викари­ем Нижего­род­ской епархии

Первое богослу­же­ние на епископ­ской кафедре
14 мая в Свято-Троиц­кий кафед­раль­ный собор Канска привез­ли мощи и икону святой Матроны Москов­ской. Здесь святыня находи­лась два дня. Чтобы прикос­нуть­ся к мощам, люди выстро­и­лись перед собором в тридца­ти­мет­ро­вую очередь