Стояние Марии Египетской

Мариино стояние

На пятой неделе Велико­го поста, в среду вечером, в храмах совер­ша­ет­ся утреня четвер­га, которую принято называть Стояние Марии Египет­ской, или Мариино стояние. Это продол­жи­тель­ная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полно­стью вычиты­ва­ет­ся весь Великий канон Андрея Критско­го (в первую неделю Велико­го поста канон читался неболь­ши­ми частями с понедель­ни­ка по четверг), который соеди­ня­ет­ся с каноном Марии Египет­ской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египет­ской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселен­ско­го собора (692 год), — а именно тогда была состав­ле­на служба из Велико­го покаян­но­го канона препо­доб­но­го Андрея Критско­го и жития Марии Египет­ской, — спосо­бен дать надежду и тем, кто думает, что находит­ся в отчаян­ном положе­нии, и тем, кто не верит, что спосо­бен достой­но завер­шить пост и встре­тить Воскре­се­ние Христо­во. Мариино стояние — это служба, которая утешает страж­ду­щих и вместе с тем побуж­да­ет верую­щих продол­жать подвиг поста и покая­ния.

Житие Марии Египетской

Мария родилась в неболь­шой египет­ской деревуш­ке. Когда ей испол­ни­лось двена­дцать лет, она покину­ла родитель­ский дом. Одержи­мая плотской страстью, она отпра­ви­лась в Алексан­дрию и стала блудни­цей. Мария преда­ва­лась развра­ту безудерж­но и ненасыт­но, как за мзду, так и добро­воль­но. Более 17 лет она не знала предела в своем распут­стве. Однажды, увидев множе­ство ливий­ских палом­ни­ков, которые отправ­ля­лись в Иеруса­лим, чтобы покло­нить­ся Кресту Господ­ню, Мария решила примкнуть к ним.

Никаких благо­че­сти­вых намере­ний женщина не испыты­ва­ла, напро­тив, рассчи­ты­ва­ла, что в клиен­тах не будет недостат­ка, да и в Иеруса­ли­ме всегда найдет­ся с кем «весело» прове­сти время. Своим телом она распла­чи­ва­лась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день празд­ни­ка Воздви­же­ния Креста Господ­ня Марии вдруг захоте­лось вместе с толпой палом­ни­ков войти в храм Воскре­се­ния Христо­ва, она не смогла этого сделать. Не только толпа верую­щих оттес­ня­ла ее от входа, но и какая-то непонят­ная сила не пускала, не позво­ля­ла пересту­пить порог храма. Она попро­бо­ва­ла войти один, второй, третий раз, но когда и в четвер­тый раз ей что-то помеша­ло оказать­ся в храме, женщина отсту­пи­ла. Обесси­лев­шая, она расте­ря­но стояла у входа и задава­лась вопро­сом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напра­ши­вал­ся сам собой. Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремит­ся, поняв, что собствен­ный грех не позво­ля­ет ей прикос­нуть­ся к Животво­ря­ще­му Кресту Господ­ню, Мария неожи­дан­но распла­ка­лась. Стоя в притво­ре храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богома­те­ри. Мария обрати­лась к Богоро­ди­це, умоляя засту­пить­ся перед Христом, который никогда не гнушал­ся грешни­ков. В своей мольбе Мария обещала «не осквер­нять себя более плотской сквер­ной и отречь­ся от мира». И вот она чувству­ет, что молитва услыша­на. Преоб­ра­жен­ная Мария у Креста Господ­ня. Лицо залито слезами. Слезы нескон­ча­е­мым потоком текут по устав­ши­ми глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить проще­ние?» Также неожи­дан­но она услыша­ла голос: «Иди за Иордан, там обрета­ешь блажен­ный покой».

Стояние Марии Египетской
Препо­доб­ная Мария Египет­ская с житием. XIX в.

За Иорда­ном, в пустыне, совер­шен­но одна, сорок семь лет испыты­вая страш­ные искуше­ния, Мария молила о проще­нии. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практи­че­ски не вспоми­ная о воде и пище.

Поэтому, когда монах Зосима — очеви­дец жизни Марии Египет­ской, желая увидеть «святого мужа, превзо­шед­ше­го его в трезве­нии и делании», пришел в заиор­дан­скую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже челове­ка.

Когда же «тень» стала стреми­тель­но от него удалять­ся, он бросил­ся ее пресле­до­вать. Лишь после того, как немощ­ный старец стал умолять пустын­ни­ка не убегать, почер­нев­ший от солнца человек сам обратил­ся к старцу за помощью. Мария, не подозре­ва­ю­щая о достиг­ну­той ею свято­сти, обрати­лась к иноку по имени, назвала его пресви­те­ром и попро­си­ла у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благо­сло­ве­ние.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повто­ря­ли: «Благо­сло­ви». А потом Зосима попро­сил у Марии помолить­ся за весь мир и за него. Обратив­шись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полмет­ра припод­ня­лось от земли и парило.

Еще больше был потря­сен инок Зосима, когда Мария расска­зы­ва­ла ему о своей жизни. Необра­зо­ван­ная женщина, никогда не держав­шая в руках книги, в одино­че­стве провед­шая в пустыне полвека, с легко­стью цитиро­ва­ла Священ­ное Писание и псалмы. А главное, горько оплаки­ва­ла свой грех.

Спустя год, в четверг страст­ной Седмицы, когда церковь вспоми­на­ет Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекре­сти­ла воду и перешла реку, как по суху, чтобы прича­стить­ся. Старец Зосима печалил­ся лишь о том, что не знает имени подвиж­ни­цы.

Стояние Марии Египетской

Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высох­ше­го ручья, где впервые встре­тил отшель­ни­цу. Перед ним ее тело со сложен­ны­ми кресто­об­раз­но на груди руками. И в головах на песке посла­ние: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смирен­ной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоро­нил подвиж­ни­цу, лев, пришед­ший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произо­шло в 522 году.

«Золотая легенда», или Как Мария Магдалина превратилась в Марию Египетскую

Стояние Марии Египетской
Хосе де Рибера. Мария Египет­ская. 1651

Житие святой Марии Египет­ской, автором которо­го стал Иеруса­лим­ский патри­арх Софро­ний, нашло свое отраже­ние в богослу­же­нии и иконо­пи­си.

В церков­ном искус­стве, благо­да­ря существо­вав­шей с VII века службе, Мария Египет­ская наравне с Андреем Критским стала почитать­ся как «настав­ни­ца в покая­нии» и изобра­жать­ся на иконах вместе с ним.

В художе­ствен­ной литера­ту­ре и в фольк­ло­ре, в живопи­си, скульп­ту­ре образ святой также нашел свое отраже­ние. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагин­ско­го, уступав­шая по популяр­но­сти в средне­ве­ко­вой Европе только Библии. Одно из двухсот содер­жа­щих­ся в книге житий посвя­ще­но Марии Магда­лине. И хотя мироно­си­ца Мария Магда­ли­на — это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египет­ской, автор (не знавший ни грече­ско­го, ни иврита) заимству­ет для своего расска­за некото­рые мотивы жития Марии Египет­ской. Он адапти­ру­ет их, припи­сы­ва­ет Марии Магда­лине некото­рые из черт Марии Египет­ской. В «Золотой легенде» Мария Магда­ли­на изобра­же­на как раска­яв­ша­я­ся блудни­ца, которая, придя ко Христу и осознав свою грехов­ность, подви­за­лась в посте и молитве в пустыне. Тридцать лет ангелы ежеднев­но прино­си­ли к пещере, где она жила, просфо­ры.

Стояние Марии Египетской
Мария Магда­ли­на получа­ет одежду из рук старца Зосимы, Джотто ди Бондоне, капелла Марии Магда­ли­ны, 1307–1308

«Золотая легенда» вдохнов­ля­ла скуль­пто­ров и живопис­цев эпохи Возрож­де­ния. Поэтому-то Мария Магда­ли­на и у скуль­пто­ра Донател­ло, и в картине Тициана, внешне напоми­на­ет Марию Египет­скую. В Еванге­лии ничего не сказано о том, что Мария Магда­ли­на была блудни­цей или жила в пустыне, но популяр­ность «Золотой легенды» превра­ти­ла персо­на­жа Нового Завета в средне­ве­ко­вую подвиж­ни­цу.

Образ Марии Египет­ской нашел отраже­ние и в литера­ту­ре Нового времени. Мотивы ее жития встре­ча­ем и у Брехта, и у Гете, и у Досто­ев­ско­го, и у Замяти­на.

14 апреля по новому стилю, а также в воскре­се­нье пятой недели Велико­го поста Русская Право­слав­ная Церковь чтит память препо­доб­ной Марии Египет­ской. В 1912 году поэт Сереб­ря­но­го века, писатель и компо­зи­тор Михаил Кузмин в поэти­че­ских строках переска­зал житие святой Марии Египет­ской и подарил его на день ангела 1 апреля своей знако­мой, Марии Замяти­ной.

«Ведь Марию Египтян­ку
Грешной жизни пустота
Прикос­нуть­ся не пустила
Животвор­но­го креста.
А когда пошла в пустыню,
Блуд забыв, душой проста,
Песни вольные звучали
Славой новою Христа.

Отыскал ее Зосима,
Разде­лив свою милоть,
Чтоб покрыла пред кончи­ной
Угото­ван­ную плоть.
Не грехи, а Спаса сила,
Тайной жизни чистота
Пусть содела­ет Вам легкой
Ношу вольно­го креста.

А забота жизни тесной,
Незамет­на и проста,
Вам зачтет­ся, как молитва,
У воскрес­но­го Христа,
И отыщет не Зосима,
Разде­лив свою милоть:
Сам Христос, придя, прикро­ет
Угото­ван­ную плоть».

Источ­ник Фома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *