Казаки: Рыцари православия или новые поганцы?

Часть 1. Исторические свидетельства

Имя казаков испокон веков страши­ло недру­гов Россий­ско­го государ­ства. Много славных страниц, полных воинской добле­сти и отваги, вписали казаки в летопись нашей страны. Слово «казак» стало синони­мом мужества, верно­сти тради­ции и несрав­нен­но­го воинско­го искус­ства. Траги­че­ский для Русской государ­ствен­но­сти XX век стал катастро­фой и для казаче­ства, которое подверг­лось геноци­ду со стороны больше­вист­ских вождей.

В резолю­ции Донбюро РКП(б) от 8 апреля 1919 года было написа­но весьма откро­вен­ное заявле­ние:

«…это ставит насущ­ной задачей вопрос о полном, быстром, решитель­ном уничто­же­нии казаче­ства как особой эконо­ми­че­ской группы, разру­ше­нии его хозяй­ствен­ных устоев, физиче­ском уничто­же­нии казачье­го чинов­ни­че­ства и офицер­ства…».

Слово «казак» стало синони­мом мужества, верно­сти тради­ции и несрав­нен­но­го воинско­го искус­ства

Цирку­ляр­ная дирек­ти­ва Оргбюро ЦК РКП(б) предпи­сы­ва­ла:

«…признать единствен­но правиль­ным самую беспо­щад­ную борьбу со всеми верхами казаче­ства путем поголов­но­го их истреб­ле­ния.

1. Прове­сти массо­вый террор против богатых казаков, истре­бив их поголов­но, прове­сти беспо­щад­ный массо­вый террор ко всем вообще казакам, прини­мав­шим какое-либо прямое или косвен­ное участие в борьбе с Совет­ской властью. К средне­му казаче­ству необхо­ди­мо приме­нить все те меры, которые дают гаран­тию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступ­ле­ни­ям против Совет­ской власти.

2. Конфис­ко­вать хлеб и заста­вить ссыпать все излишки в указан­ные пункты, это относит­ся как к хлебу, так и ко всем другим сельско­хо­зяй­ствен­ным продук­там…».

Тем самым было положе­но начало массо­во­му уничто­же­нию казаче­ства. По оценкам истори­ков, жертва­ми геноци­да среди казаче­ства стало более милли­о­на человек.

Жертва­ми геноци­да среди казаче­ства стало более милли­о­на человек

Совет­ской властью было сделано все, чтобы казаче­ство переста­ло существо­вать – казаков не только уничто­жа­ли физиче­ски расстре­ла­ми и ссылка­ми, но плано­мер­но искоре­ня­лась казачья культу­ра, быт, тради­ции, а самая главное – право­слав­ная вера, а ведь не зря казачья поговор­ка гласит: казак без веры не казак… Поэтому неуди­ви­тель­но, что когда больше­вист­ская власть пала и казаче­ство начало возрож­дать­ся, возник­ло немало соблаз­нов и криво­тол­ков, внося­щих сумяти­цу в умы. Этому способ­ству­ет и то, что многие наши совре­мен­ни­ки не склонны к чтению серьез­ной литера­ту­ры, а куда больше доверя­ют видео­ро­ли­кам с Youtube и дилетант­ским публи­ка­ци­ям в Интер­не­те.

В рамках данной статьи мы не будем затра­ги­вать вопрос казачьей этниче­ской принад­леж­но­сти, ограни­чим­ся опреде­ле­ни­ем истори­ка Л.Н. Гумиле­ва, который считал казаков «субэт­но­сом велико­рус­ско­го этноса», т.е. общно­стью, имеющей отличи­тель­ные черты и призна­ки народа, но при этом прочно связан­ной с основ­ным этносом. Такого же мнения придер­жи­вал­ся и один из извест­ней­ших казачьих атама­нов XX века П.Н. Краснов, которо­го частень­ко и безосно­ва­тель­но обвиня­ют в казачьем сепара­тиз­ме, а ведь он говорил, что

«казаче­ство, будучи лучшей частью русско­го народа, хотя и облада­ло извест­ны­ми льгота­ми и приви­ле­ги­я­ми, но на ряду с этим, оно несло и самую тяжелую военную службу».

Подоб­ное едине­ние казаков с истори­че­ской Россией мы находим и в Декла­ра­ции Всеве­ли­ко­го войска Донско­го, докумен­те времен Граждан­ской войны:

«Донское войско предла­га­ет всем государ­ствам признать его права впредь, до образо­ва­ния в той или иной форме единой России…».

К сожале­нию, и в наше время мы находим немало желаю­щих погово­рить о казачьей самостий­но­сти, раска­лы­ва­ю­щих и так немно­го­чис­лен­ные казачьи ряды, а кроме того, появи­лась новая напасть, о которой не знали ранее: для некото­рых предста­ви­те­лей нового казаче­ства стал неоче­ви­ден вопрос веры. Кто-то считает его неваж­ным, кто-то называ­ет себя атеистом, а кто-то говорит, что необхо­ди­мо вернуть­ся к корням и начать почитать забытых «родных богов». Именно о послед­нем явлении, т.е. о распро­стра­не­нии неоязы­че­ства в казачьей среде, мы и погово­рим в данной статье.

Для некото­рых предста­ви­те­лей нового казаче­ства стал неоче­ви­ден вопрос веры

Некогда казаки-некра­сов­цы более 200 лет сохра­ня­ли Право­сла­вие, посто­ян­но прожи­вая на терри­то­рии мусуль­ман­ской Осман­ской империи, теперь же мы видим, как некогда беском­про­мисс­ные рыцари Право­сла­вия легко и просто расста­ют­ся с христи­ан­ской верой, верой отцов и дедов, ради новомод­ных культов, которые красивы лишь своей оберт­кой, но в сути своей мертвы.

В данной статье мы рассмот­рим истори­че­ские свиде­тель­ства о христи­ан­стве среди казаков, погово­рим о казачьих тради­ци­ях и фольк­ло­ре, связан­ным с Право­сла­ви­ем, а также разбе­рем­ся, что представ­ля­ет собой совре­мен­ное неоязы­че­ство и стоит ли стано­вить­ся его адептом.

Истори­че­ские свиде­тель­ства

Мы начнем разби­рать заявлен­ную тему со знаком­ства с истори­че­ски­ми докумен­та­ми, дошед­ши­ми до нас свиде­тель­ства­ми очевид­цев, а также вывода­ми профес­си­о­наль­ных истори­ков.

Так, к примеру, до наших дней дошло свиде­тель­ство венеци­ан­ца Барбаро, жившего в XV веке, какое-то время прожи­вав­ше­го на Руси и в Крыму:

«В городах Приазо­вья и Азове жил народ, называв­ший­ся казаки, испове­до­вав­ший христи­ан­скую веру».

Куда полнее описы­ва­ет увиден­ное у запорож­ских казаков архиди­а­кон Павел Алеппский:

«…Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы замети­ли возбу­див­шую наше удивле­ние прекрас­ную черту: все они, за исклю­че­ни­ем немно­гих, даже большин­ство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церков­ных служб и церков­ные напевы; кроме того, священ­ни­ки обучают сирот и не остав­ля­ют их шатать­ся по улицам невеж­да­ми… Усердие их к вере приво­ди­ло нас в изумле­ние. …С их (казаков) стороны мы видели чрезвы­чай­ную набож­ность, богобо­яз­нен­ность и смире­ние».

В Запорож­скую Сечь брали только право­слав­ных, очевид­цы описы­ва­ли, как это проис­хо­ди­ло: новопри­шед­ше­го спраши­ва­ли: «ачи віруєш в Бога?», в ответ желаю­щий быть в Запорож­ском войске отвечал: «Вірую». «І в Богоро­ди­цю віруєш?» – «І в Богоро­ди­цю вірую». – «А ну, перехре­стись!» Человек крестил­ся и таким образом прини­мал­ся казачью вольни­цу.

Существо­вал своего рода закон, который позже был закреп­лен как «Регула казац­кая об иновер­цах и иностран­цах», который гласил:

«такъ въ это время, по желанію, по общей раде всего войско­ва­го товари­ства, въ Кошѣ рѣшено было формаль­но и положи­тель­но, въ родѣ клятвен­на­го обѣта, чтобы на будущее время никто не могъ быть запорож­скимъ казакомъ, кромѣ право­слав­на­го русска­го…».

До наших дней дошли грамоты запорож­цев, в которых явно отража­ет­ся их религи­оз­ное мировоз­зре­ние:

«От древних времен мы, войско запорож­ское, никако­го иного намере­ния не имели, токмо единаго тогожде едино­мыс­лия и стояния против непри­я­те­лей за сохра­не­ние церквей святых и за целость всего право­слав­но­го христи­ан­ско­го народа будучи, всегда радетель­но и храбро во всех наших походах, где Бог по милости своей подати изволил, великий помысел на бусур­ман чинили и радети не переста­ва­ли».

Старин­ные перво­ис­точ­ни­ки ярко рисуют нам харак­тер запорож­цев, особен­но­сти их быта. Напри­мер, извест­но, что об умершем казаке запорож­цы говори­ли следу­ю­щее: «он покаял­ся, болел крепко, молился усердно, защищал Церковь Божию от бусур­ма­нов и униатов, Бог простит его грехи».

Есть источ­ни­ки, повест­ву­ю­щие о том, как проис­хо­ди­ло богослу­же­ние в сечевых церквях:

«вечерня в Сечи совер­ша­лась раньше обычно приня­то­го в монасты­рях времени, заутре­ня отпус­ка­лась всегда до свету, а литур­гия начина­лась до восхода солнца».

Интерес­ные сведе­ния мы можем прочесть в журнале кошево­го П. И. Кални­шев­ско­го:

«И ходили 25 числа в субботу в церковь на утреню и на службу. Прежде службы был акафист, а по акафи­сте пето умилен­ную песнь ‟О, всепе­тая Мати”. А когда акафист совсем совер­шил­ся, начата Федором Фомичом (казац­ким священ­ни­ком) служба Божия…».

Особо отметим, что у запорож­цев существо­ва­ла тради­ция Испове­ди и Прича­стия для преступ­ни­ков, приго­во­рен­ных к казни. Об этом сообща­ет иеромо­нах Полтав­ско­го монасты­ря Леонтий, который был непосред­ствен­ным участ­ни­ком описы­ва­е­мых им событий. В его записях описы­ва­ет­ся случай, как казак Григо­рий Письмен­ный был приго­во­рен к казни, однако ему была предо­став­ле­на возмож­ность Испове­ди и Прича­стия, также там приво­дит­ся речь Григо­рия:

«Милост­ли­вые панове и батьки! Поздо­ровь, Боже, ваше собра­ние и спаси души ваши за вашу ко мне грешно­му перед Богом и перед вами потерян­ную любовь и всё… Хочь я и грешен, но все же остаюсь верным и благо­че­сти­вым христи­а­ни­ном, почему и боюсь вечной муки паче времен­ной смерти, и потому-то и добро­воль­но иду, як заслу­жив, принять и смерть, нехай и на шибени­це, лишь бы меня простив Господь Бог!..».

В итоге этот казак был помило­ван.

Теперь взгля­нем, какое посла­ние напра­вил Богдан Хмель­ниц­кий Царю Алексею Михай­ло­ви­чу:

«Иному невер­но­му царю служити не хочем; только тебе, велико­му Госуда­рю право­слав­но­му, бьем челом, чтоб твое царское величие не оставил нас. Король польский совсей силою лятской идет на нас, погуби­ти хотят веру право­слав­ную, церкви святые, народ христи­ан­ский из Малыя сия России».

В походах войско Ермака сопро­вож­дал священ­но­слу­жи­тель

Про донских казаков мы также имеем истори­че­ские источ­ни­ки, ярко свиде­тель­ству­ю­щие об их вероис­по­ве­да­нии – так, в 1630‑м году Патри­арх Филарет аресто­вал зимовую станицу у донцов, а в описи вещей атамана при этом были: Еванге­лие, требник и иная богослу­жеб­ная литера­ту­ра.

Извест­но, что в походах войско Ермака сопро­вож­дал священ­но­слу­жи­тель, который «круг церков­ный справно знал», «правило правил», раненых испове­до­вал. У ермаков­цев вообще были очень строгие правила, о чем сообща­ют истори­че­ские записи:

«Блуд же и нечисто­та в них в великом запре­ще­нии и мерска, а согре­шив­ше­го, обмывши, три дня держать на чепи».

Об интерес­ных событи­ях, произо­шед­ших во время освобож­де­ния Москвы от поляков в Смутное время, повест­ву­ет рассказ непосред­ствен­но­го участ­ни­ка событий – келаря Троице-Серги­е­ва монасты­ря Авраамия Палицы­на, который писал о том, как встре­тил

«литов­ских людей множе­ство побитых и казаков со оружием стоящих, которые сказали: хотим умереть за право­слав­ную веру; иди, отче, к нашим братьям казакам в станы и умоли их идти на невер­ных».

Ермак с войском в Сибири
Ермак с войском в Сибири

Также извест­но, что Сагай­дач­ный, со своими казака­ми воевав­ший в это время на стороне поляков, после принес покая­ние в этом Иеруса­лим­ско­му Патри­ар­ху Феофану, обещая впредь не воевать против едино­вер­цев.

Весьма красно­ре­чи­во и посла­ние Кондра­тия Булави­на:

«Всем старши­нам и казакам за дом Пресвя­тыя Богоро­ди­цы, за истин­ную христи­ан­скую веру и за все великое войско Донское, также сыну за отца, брату за брата и другу за друга стать и умереть за одно! Зло на нас умышля­ют, жгут и казнят напрас­но, вводят в эллин­скую веру и от истин­ной отвра­ща­ют…».

Справед­ли­во­сти ради заметим, что были и иные мнения относи­тель­но вероис­по­ве­да­ния казаков: так, польский дворя­нин Адам Кисель говорил, что казаки – «сборище, не имеющее никакой веры», хотя его мнение очень сомни­тель­но из-за предвзя­то­го отноше­ния к казакам, с которы­ми ему порой прихо­ди­лось воевать. Извест­ны и несколь­ко других подоб­ных мнений, но все они были выска­за­ны либо униата­ми, либо откро­вен­ны­ми врагами казаков, поэтому прини­мать их всерьез не стоит.

По словам автора «Истории запорож­ских казаков», казачье­го истори­ка Д.И. Эварниц­ко­го, –

«служа и душой, и рукой право­слав­ной вере, запорож­ские казаки вовсе не углуб­ля­лись ни в какие тонко­сти богослов­ско­го и катехи­зи­че­ско­го учения, – они больше прида­ва­ли значе­ние непосред­ствен­ной вере, основан­ной скорее на чувстве, нежели на разуме, и, живя в посто­ян­ной военной тревоге, нередко в силу, однако ж, необхо­ди­мо­сти удовле­тво­ря­ли своим религи­оз­ным потреб­но­стям не так, как было должно, а как было возмож­но».

В свою очередь, донской историк Е.П. Савельев писал, что казаки от природы были народом религи­оз­ным, «без ханже­ства и лицеме­рия; клятвы соблю­да­ли и данному слову верны. Чтили празд­ни­ки Господ­ни и строго соблю­да­ли посты».

Таким образом, мы видим, что на сегодняш­ний день имеется доста­точ­ное количе­ство истори­че­ских перво­ис­точ­ни­ков, явно свиде­тель­ству­ю­щих о право­слав­ном вероис­по­ве­да­нии казаков.

Стеньки Разина волхвы…

Степан Разин
Степан Разин

Невоз­мож­но найти какие-то упоми­на­ния о языче­стве казаков, проще их выдумать. В этом плане больше всего доста­лось Степану Разину. Стрем­ле­ние «оязычить» Разина – вполне логично, ведь он был предан анафеме и назван богоот­ступ­ни­ком. Однако если разобрать­ся, то ничего языче­ско­го мы у Разина не найдем. Да, он был мятеж­ни­ком и воспри­ни­мал­ся Церко­вью как против­ник Богом установ­лен­ной власти. Но первое письмен­ное сведе­ние о нем содер­жит просьбу отпустить его в Соловец­кий монастырь на отпева­ние отца. Он носит христи­ан­ское имя, в своих «Прелест­ных грамо­тах» пишет:

«Стоять бы вам черне, руские люди, …за дом Пресвя­тые Богоро­ди­цы и за всех святых… и за веру право­слав­ных христи­ян».

Невоз­мож­но найти какие-то упоми­на­ния о языче­стве казаков, проще их выдумать

Хотя на кого, на кого, но вот на Разина ссылать­ся как на идеал казака – это сильно погре­шить против действи­тель­но­сти. Во время своих походов он не раз совер­шал преступ­ле­ния, которым невоз­мож­но найти оправ­да­ние. Напри­мер, он безжа­лост­но расправ­лял­ся с русски­ми купцами на Волге; напав на нагай­цев и освобо­див русских пленни­ков, он недолго думая продал их калмы­кам. Его банда грабила и убивала казаков в Яицком городке, при этом недоб­рая память о Разине и его вояках сохра­ни­лась у ураль­цев надолго.

В. Шамба­ров в своей книге «Казаче­ство. История вольной Руси» приво­дит следу­ю­щий эпизод, красоч­но харак­те­ри­зу­ю­щий Разина:

«…существу­ет легенда, будто сам Никон благо­сло­вил мятеж, но истине она не соответ­ству­ет. В окруже­ние Разина попал Лазунка Жидовин, креще­ный (для видимо­сти) еврей, который был у Никона лекарем и получил чин ‟патри­ар­ше­го сына боярско­го”. Видимо, после низло­же­ния Патри­ар­ха он был сослан или бежал в Повол­жье. Он-то и стал автором пропа­ган­ды об участии и благо­сло­ве­нии Никона. Саратов и Самара встре­ти­ли Разина хлебом-солью, что не спасло их от грабе­жей и крова­вых оргий. Всех дворян, чинов­ни­ков, богатых горожан истреб­ля­ли. Кроме дочерей и молодых жен, которых Разин ‟венчал” со своими громи­ла­ми, обводя вокруг дерева. Он бесчин­ство­вал и на Дону, ‟прямых старых казаков донских… побил и погра­бил и позорил”».

Именно этот обход дерева в качестве венчаль­но­го обряда и приво­дят неоязыч­ни­ки как демон­стра­цию языче­ской веры Разина, хотя на самом деле это был лишь формаль­ный повод для «закон­но­го» надру­га­тель­ства над многими русски­ми женщи­на­ми. Среди казаков всегда было немало удаль­цов, достой­ных подра­жа­ния, но Разин явно не из их числа, и его казнь была вполне заслу­жен­ной.

Азовское сидение

Азовское сидение
Азовское сидение

Здесь хотелось бы особо погово­рить о знаме­ни­том «Азовском сидении», которое, пожалуй, можно назвать одним из самых герои­че­ских эпизо­дов в истории казаче­ства. Это событие хорошо раскры­ва­ет харак­тер, мировоз­зре­ние казаче­ства и те качества, которые издавна были им присущи. В 1637‑м году казаки захва­ти­ли у турок хорошо укреп­лен­ный Азов. А затем 6 тысяч казаков во главе с атама­ном Осипом Петро­вым выдер­жа­ли много­днев­ную осаду в Азове от много­крат­но превос­хо­дя­щей турец­кой армии, которая, по оценкам истори­ков, насчи­ты­ва­ла более 200 тысяч воинов. Неболь­шая казачья армия при этом еще и нанесла пораже­ние туркам, отсту­па­ю­щим от Азова. Конечно, этого не могло быть без поисти­не великой силы духа, прису­щей казакам, источ­ни­ком которой служила христи­ан­ская вера. В письмен­ных источ­ни­ках сохра­ни­лись слова атамана Осипа Петрова, который призы­вал своих воинов: «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господ­ня, – смертию за веру покупа­ют небо».

Вот храм Божий, защитим его или умрем, – смертию за веру покупа­ют небо

После взятия Азова казаки объяви­ли его «вольным христи­ан­ским городом», при этом был восста­нов­лен и перео­свя­щен старин­ный генуэз­ский храм Свт. Иоанна Предте­чи, который при турках стал мечетью. Конечно, Осман­ская империя не могла прими­рить­ся с потерей Азова и собрало внуши­тель­ные силы для того, чтобы взять город обратно, для этого была собрана много­чис­лен­ная армия, состо­я­щая из крымских татар, турок и вассаль­ных османам народов. Подошед­шее к Азову турец­кое войско город взять не смогло, так как казаки хорошо укрепи­ли оборон­ные соору­же­ния и сами прояв­ля­ли чудеса отваги, отбивая враже­ские атаки. Началась много­ме­сяч­ная затяж­ная осада. Казаки, понимая безвы­ход­ность положе­ния, тем не менее решили не щадить своих жизней и пойти на прорыв осады. Накануне празд­ни­ка Покрова Пресвя­той Богоро­ди­цы казаки собра­лись в храме Свт. Николая Чудотвор­ца, молились, клялись, целуя крест и Еванге­лие, что не отсту­пят и пойдут в послед­ний бой на врага. И действи­тель­но, чудо сверши­лось: турки внезап­но сняли осаду, отошли от стен города и были на голову разбиты малочис­лен­ным казац­ким войском.

Об этих событи­ях повест­ву­ет первый из сохра­нив­ших­ся до нашего времени казачьих литера­тур­ных памят­ни­ков – «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», которое принад­ле­жит перу есаула Федора Ивано­ви­ча Пороши­на.

Приве­дем здесь несколь­ко цитат из этого произ­ве­де­ния:

«Не бывать уж нам на Святой Руси: смерть наша грешная в пусты­нях за наши иконы чудотвор­ные, за веру христи­ан­скую, за имя госуда­ре­во»; «А в сидение свое осадное имели мы, грешные, пост в те поры и моление великое, и чистоту телес­ную и душев­ную. Многие от нас людие искус­ные в осаде то видели во сне и вне сна ово Жену Прекрас­ну и Светло­леп­ну в багря­ни­це светле на воздусе стояще посреди града Азова… То нас, Мать Божия Богоро­ди­ца, не предала в руце бусор­ман­ские. И на них нам помощь явно дающе, вслух нам многим глаго­лю­ще: умиль­ным гласом: ‟Мужай­те­ся казаки, а не ужасай­те­ся! Себо град Азов от безза­кон­ных агарян злове­ри­ем их обруган…”».

Вот так осмыс­ли­ли казаки свое положе­ние в осаде, чудес­ное спасе­ние и победу над турками, что нам и поведал автор.

Казачьи святые

Святитель Димитрий Ростовский
Святи­тель Димит­рий Ростов­ский

Стоит также отметить, что из казачьих родов вышло немало прослав­лен­ных Церко­вью святых. К примеру, имену­е­мый в былинах «старым казаком» Илья Муромец, приняв­ший иноче­ство в Киево-Печер­ской лавре, был причис­лен к лику святых в 1643‑м году. Интерес­но, что хотя сведе­ния об Илье отрывоч­ны и за давно­стью лет обросли народ­ны­ми преда­нья­ми, его пример очень харак­те­рен именно для служи­ло­го казака. Очень многие казаки в пожилом возрасте уходили в монасты­ри, о чем еще далее пойдет речь.

Из казаков был и один из ученей­ших людей своего времени – святи­тель Димит­рий Ростов­ский (в миру Данила Саввич Туптало), именно ему принад­ле­жит один из фунда­мен­таль­ных трудов русской духов­ной литера­ту­ры – Четьи-Минеи.

Из казачьих родов вышло немало прослав­лен­ных Церко­вью святых

К старин­но­му казачье­му роду принад­ле­жал и отмечен­ный многими духов­ны­ми дарами святи­тель Иоасаф Белго­род­ский. Св. Иоасаф вел правед­ную жизнь, прояв­лял особую ревность по вере и стяжал дар прозор­ли­во­сти, который не раз подме­ча­ли его совре­мен­ни­ки.

Есть свиде­тель­ства, что из донских казаков был и священ­но­му­че­ник Патри­арх Гермо­ген, благо­да­ря мужествен­ной стойко­сти и патри­о­ти­че­ским призы­вам которо­го удалось изгнать иностран­ных оккупан­тов из Москвы во времена Смутно­го времени.

Красный атеисти­че­ский террор больше­ви­ков уничто­жил сотни тысяч верую­щих и духовен­ства, многие при этом стяжали мучени­че­ский венец. Конечно, среди тех, кто смело испове­до­вал свою веру, не страшась смерти от рук безбож­ни­ков, было немало и тех, кто имел казачьи корни. К примеру, из кубан­ских казаков был священ­но­му­че­ник Андрей Ковалев, из донских казаков – священ­но­му­че­ни­ки Григо­рий Николь­ский и Николай Попов, из семире­чен­ско­го казаче­ства – мученик Зосима Фунти­ков, из старин­ных казачьих родов Украины проис­хо­ди­ли мученик Георгий Новиц­кий и препо­доб­но­ис­по­вед­ник Ираклий (Мотях)…

Букваль­но несколь­ко лет назад на Украине Опреде­ле­ни­ем Священ­но­го Синода Украин­ской Право­слав­ной Церкви Москов­ско­го Патри­ар­ха­та послед­ний кошевой атаман Запорож­ской сечи Петр Калны­шев­ский был причис­лен к лику местно­чти­мых святых Запорож­ской епархии. На его долю выпала нелег­кая судьба, совре­мен­ни­ки харак­те­ри­зо­ва­ли его как христи­ан­ско­го воина-аскета, который всегда шел в бой с молит­вой. Из-за придвор­ных интриг он был отправ­лен в Соловец­кий монастырь, где прожи­вал в суровых услови­ях, но при этом не терял веры, был оправ­дан властя­ми, но монастырь не покинул, остался в нем послуш­ни­ком до самой смерти.

Таким образом, мы нагляд­но убеди­лись в том, что из казачьих родов проис­хо­ди­ли не только умелые воины, немало было и тех, кому предна­чер­та­но было пройти по пути духов­но­го совер­шен­ство­ва­ния и стяжать святость.

Максим Кузне­цов

2 сентяб­ря 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *