Казаки: Рыцари православия или новые поганцы?

Часть 2. Готовность умереть за веру Христову

Часть 1: Истори­че­ские свиде­тель­ства

Помощь Небес­ных заступ­ни­ков

История казаче­ства изоби­лу­ет эпизо­да­ми, в которых речь идет о чудес­ных явлени­ях и прямой помощи святых попав­шим в беду казакам.

Напри­мер, в 1689‑м году в Приаму­рье известен случай явления двум казакам – Гавриле Фролову и Дмитрию Тушову – святых Довмон­та и Всево­ло­да Псков­ских. Они преду­пре­ди­ли казаков о скором нападе­нии китай­цев и сказали, что казаки победят, если будут сражать­ся мужествен­но; именно так все и произо­шло, казаки отрази­ли атаки непри­я­те­лей. Икона, написан­ная в память этого события, находит­ся сейчас в храме Святи­те­ля Иннокен­тия Хабаров­ской семина­рии.

Иначе как чудом сложно назвать то, что турец­кие войска, осажда­ю­щие крепость, ни с того ни с сего отошли

Во времена «Азовско­го сидения», прослав­лен­ной обороны Азова казака­ми, также извест­но о явлении многим защит­ни­кам крепо­сти Пресвя­той Богоро­ди­цы. И действи­тель­но, иначе как чудом сложно назвать то, что много­чис­лен­ные турец­кие войска, осажда­ю­щие крепость на протя­же­нии многих месяцев, ни с того ни с сего отошли от города, что позво­ли­ло казакам не только спастись из безна­дёж­но­го положе­ния, но и самим атако­вать непри­я­те­ля. Эти события проис­хо­ди­ли на празд­ник Покрова Пресвя­той Богоро­ди­цы, который особо чтим казака­ми еще со времен взятия Казани Иоанном Грозным, где также участ­во­ва­ли казаки…

Извест­но преда­ние о явлении яицким казакам свт. Алексия Москов­ско­го, который предрек казакам тяжелые испыта­ния, кои те должны перене­сти, после чего будут жить спокой­но.

Также среди ураль­ских казаков есть преда­ние о том, как свт. Спири­дон Трими­фунт­ский спас от немину­е­мой гибели на льдине казака Спири­до­на Акимо­ви­ча Затвор­ни­ко­ва, который горячо обращал­ся в молитве к своему небес­но­му покро­ви­те­лю и был услышан.

Во времена Смутно­го времени на стороне поляков высту­па­ли также и некото­рые запорож­ские казаки, которые прини­ма­ли участие в осаде Троице-Серги­е­вой лавры. Сохра­ни­лось свиде­тель­ство казака Ивана Рязанца о явлении казакам препо­доб­но­го Сергия, который сурово обличал против­ни­ков обители, после этого атаман быстро увел своих казаков и более со врагами Право­сла­вия в союз не вступал.

Казачий фольк­лор и обычаи

Изуче­ние фольк­ло­ра, как правило, дает хорошее представ­ле­ние о мировоз­зрен­че­ской состав­ля­ю­щей тех, кому он принад­ле­жит, потому что здесь сложно говорить о личност­ном субъек­ти­виз­ме, и если уж какое-либо крыла­тое выраже­ние живет в народе, то, как говорит­ся, из «песни слов не выкинешь». Давайте посмот­рим, что мы можем найти в казачьем фольк­ло­ре.

Широко извест­ны следу­ю­щие выраже­ния в повсе­днев­ном обиходе казаков: «Спаси Христос» как форма благо­да­ре­ния, привет­ствие: «Здорово дневали» – «Слава Богу», но к примеру, в казачьих посло­ви­цах и поговор­ках также легко обнару­жить явные христи­ан­ские мотивы: крест на шее да шашка сбоку – не скоро быть смерт­но­му сроку; казаку Бог помога­ет и казац­кое счастье; Бог не без милости, казак не без счастья; если казак не зевает, в бою не плошает, то ему и Бог помога­ет; слава, Тебе Господи, что мы казаки; казак без веры не казак; в Бога верь, врага – бей, землю ори, жинку – пори; от беса – крестом, от врага – пестом; спаси нас Боже от Папы Римско­го да от хана Крымско­го; прежде не хвались, а Богу помолись и т.д.

Также немало христи­ан­ских образов мы видим в ранних казачьих песнях-думках, напри­мер:

Як в святый день, божествен­ный вивто­рок,
Гетьман казаков до восхода солнца в поход выряжав,
И стыха словами промо­в­ляв:
Гей, казаки вы, диты-друзи!
Прошу вас, добре выдбай­те, от сна вставай­те.
Святый Отче наш читайте,
Веры своей христи­ан­ской в поругу не давайте!

Приве­дем фрагмент еще одной из старин­ных казац­ких дум, повест­ву­ю­щей о нелег­кой судьбе пленни­ков в турец­ком плену:

Ти земле турець­ка-бусур­мансь­ка!
Ти розлуко христи­янсь­ка!
Не одного ти розлу­чи­ла з отцем, з матір’ю, либо брата з сестрою,
либо мужа з вірною жоною!
Визволь, Господи, всіх вірних неволь­ни­ків з тяжкої неволі
турець­кої, з каторги бусур­мансь­кої, на тихі води, на ясні зорі,
у край веселий, у мир хреще­ний, в городи христи­янсь­кі!
Дай, Боже, миру царсь­ко­му, народу христи­янсь­ко­му славу на многі літа.

А вот неболь­шой отрывок извест­ной песни казаков с Терека:

На горе стаял казак.
Он Богу молился,
За свободу, за народ,
Низко покло­нил­ся.

Приве­дем также текст старин­ной донской казачьей песни:

Он и там, твой батень­ка,
У Христа на небесах.
Он там Богу молится, Христу покло­ня­ет­ся:
Ой, Боже, мой, Боже,
Да спустись же ты, Боже,
Да с небес да на землю –
Свою чаду погля­де­ти…

Еще один фрагмент казачьей песни, распро­стра­нён­ной в верхне­дон­ских хуторах:

Почий ангел мой храни­тель,
Дай душе моей покой.
По грехам своим достой­но
Был наказан правою рукой.

А вот текст песни, которая, по народ­но­му преда­нию, сложена непосред­ствен­но Степа­ном Разиным в 1671‑м году:

Схоро­ни­те меня, братцы,
Между трех дорог.
Меж Москов­ской, Астра­хан­ской,
Славной Киевской;
В головах моих поставь­те Животвор­ный крест,
А в ногах моих положь­те саблю вострую.
Кто пройдет или проедет –
Остано­вит­ся,
Животвор­но­му кресту он Тут помолит­ся…

В казачьих песнях более поздне­го периода мы находим точно такие же христи­ан­ские мотивы:

…«Слава Богу, что мы – казаки!» –
Вот молитва казачья святая.
Наши сотни и наши полки
С нею крепнут от края до края.
Слава Богу, что мы – казаки!
От Куриль­ской гряды до Азова,
От сибир­ских рек до Дунай-реки –
Славься, воинство наше Христо­во!

Или, напри­мер:

…Служба наша, служба, чужедаль­ня сторона,
Дальняя дорожень­ка, казачья судьба
Дай нам Бог, ребятуш­ки, Царю все послу­жить,
На чужой сторон­ке буйных голов не сложить.

Были среди казаков и талант­ли­вые иконо­пис­цы. Так, напри­мер, до наших дней дошли уникаль­ные иконы запорож­ских казаков, на которых, помимо изобра­же­ний Господа, Богоро­ди­цы и святых, изобра­жа­лись и покло­ня­ю­щи­е­ся им казаки, – к примеру, в подоб­ном стиле написа­на запорож­ская икона Покрова Пресвя­той Богоро­ди­цы.

Среди казачьих тради­ций мы также найдем немало с явными христи­ан­ски­ми корнями

Среди казачьих тради­ций мы также найдем немало с явными христи­ан­ски­ми корнями, напри­мер, для свадеб­ных обычаев кизляро-гребен­ских казаков был харак­те­рен следу­ю­щий обряд: в празд­нич­ный или воскрес­ный день, вечером, сваты являют­ся в дом невесты и, войдя в сени, творят молитву вслух: «Господи Иисус Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Домаш­ние отвеча­ют: «Аминь». Гости входят в избу, молятся Богу и говорят: «Здорово дневали?» – «Слава Богу», – отзыва­ют­ся хозяева и просят гостей садить­ся.

Казачий историк, природ­ный казак В.Д. Синеоков, в своей книге «Казаче­ство и его государ­ствен­ное значе­ние» так описы­ва­ет старин­ные казачьи обычаи, которые были до строи­тель­ства первых церквей на Дону:

«Жених и невеста выходи­ли на площадь, молились Богу, затем кланя­лись всему честно­му народу, и тут же жених объяв­лял имя своей будущей жены, а обраща­ясь к ней, говорил: ‟Будь же ты моей женою”. Очень часто к старо­сти, если случи­лось дожить, казаки уходили в скиты спасать­ся».

Позднее, когда донцы уже строили церкви в своих землях, появи­лись и иные обычаи:

«Ребята самого нежного возрас­та посвя­ща­лись в казаки. Уже на сороко­вой день отец надевал сыну саблю, подстри­гал волосы в кружок, сажал на коня и, возвра­щая его матери, говорил: ‟Вот тебе казак”. Когда же проре­зы­ва­лись зубы, ребенка везли верхом в церковь и служили молебен Иоанну Воину о дарова­нии храбро­сти. В три года мальчик ездил на лошади по двору, в пять уже скакал по улице, а с 15–16 лет стано­вил­ся казаком».

Был также в казачьей среде обычай побра­тим­ства, совер­шал­ся он в присут­ствии священ­ни­ка, как правило, в церкви, при этом читался и подпи­сы­вал­ся текст пример­но такого содер­жа­ния:

«Мы, нижепод­пи­сав­ши­е­ся, даем от себя сие завеща­ние перед Богом о том, что мы – братии, и тот, кто нарушит братство нашего союза, тот перед Богом ответ даст, перед нелице­мер­ным Судиею нашим Спаси­те­лем. Вышепи­сан­ное наше обеща­ние вышепи­сан­ных Федоров (два брата, Федор и Федор) есть: дабы друг друга любить, невзи­рая на напасти со стороны наших либо прияте­лей, либо непри­я­те­лей, но взирая на Мирода­те­ля Бога».

После чего побра­ти­мы читали молитвы и обмени­ва­лись креста­ми.

Историк Иван Попко, потом­ствен­ный казак, живший в XIX веке, писал о казаках-пласту­нах следу­ю­щее:

«вообще пласту­ны имеют свои, никем не спраши­ва­е­мые, правила, свои преда­ния, свои поверья и так называ­е­мые харак­тер­ства: заговор от пули, от обпоя горяче­го коня, от укуше­ния змеи; наговор на ружье и капкан; ‟замов­ле­нье” крови, текущей из раны, и проч.; но их суеве­рья не в ущерб вере и не мешают им ставить свечку святому Евста­фию, который в земной своей жизни был искус­ный воин и стрелец, сподо­бив­ший­ся видеть на рогах гонимо­го им пустын­но­го оленя крест с распя­тым на нем Госпо­дом».

У терских казаков иногда практи­ко­вал­ся обычай, когда казак отдавал сына на воспи­та­ние кунаку-джигиту, а тот, в свою очередь, выдавал за него свою дочь. Однако невеста в обяза­тель­ном порядке должна была принять Право­сла­вие, при этом казачек за горцев никогда не выдава­ли, так как в этом случае девушке пришлось бы принять мусуль­ман­скую веру, что для казаков было недопу­сти­мо.

А вот как описы­ва­ет иссле­до­ва­тель А.П. Кашка­ров тради­цию приве­де­ния атамана к присяге:

«Положе­ние, в котором ведут атамана к присяге, имено­ва­лось в старину ‟растяж­ка” (пристав слева правой рукою держит атамана за левый рукав, выше локтя, левая рука атамана лежит на укрытом обшла­гом мундира запястье левой руки приста­ва). Атаман ‟растя­нут” между двумя приста­ва­ми, издали его фигура напоми­на­ет крест. Далее приста­вы снимают с атамана мундир, рассте­ги­ва­ют или разры­ва­ют рубаху так, чтобы был виден натель­ный крест.

Нельзя отрицать, что в казачьей среде были и нехри­сти­ан­ские обычаи, но они были суеве­ри­я­ми, возни­ка­ю­щи­ми из особен­но­стей быта казаков

Есаулец может взять крест рукою и показать казакам с объяв­ле­ни­ем:

– Право­слав­ный!

Казаки отвеча­ют криком ‟Любо!”, и все, если сидели, встают. В устано­вив­шей­ся тишине, стоя лицом к станице, атаман произ­но­сит:

– На Христо­вом Животво­ря­щем Кресте, на Священ­ном Писании прися­гаю: служить верно, не щадя головы (жизни) и живота (имуще­ства) своего. Беречь казачью честь, преумно­жать досто­я­ние станицы. Беречь казаков! Я ваш отец, вы мои дети!

После чего отвеши­ва­ет поклон станице, затем, снова ведомый приста­ва­ми, подхо­дит к стари­кам, кланя­ет­ся в пояс. Старики и станич­ник кланя­ют­ся в ответ на поклоны атамана. Затем приста­вы подво­дят атамана к священ­ни­ку. Атаман целует крест и лежащее на аналое Еванге­лие».

Хотя нельзя отрицать, что в казачьей среде были и нехри­сти­ан­ские обычаи, но они были скорее исклю­че­ни­ем, чем прави­лом, суеве­ри­я­ми, возни­ка­ю­щи­ми из особен­но­стей быта казаков, при этом в фольк­ло­ре и обычаях казаков преоб­ла­да­ли именно христи­ан­ские тради­ции.

Казачьи святыни, церкви и монасты­ри

Киевский Межигорский монастырь
Киевский Межигор­ский монастырь

Как уже было сказано ранее, многие казаки в преклон­ном возрасте уходили в монасты­ри, а казаки запорож­ские, к примеру, так и вовсе имели тради­цию дважды в год ходить в монасты­ри «на прощу», т.е. на покло­не­ние святы­ням. Причем казаки, со свойствен­ным им разма­хом, могли уйти не только в ближай­ший монастырь, а порой и в Афонские обители или молдав­скую Драго­мир­ну. Но чаще всего преста­ре­лые казаки все же обосно­вы­ва­лись в близле­жа­щих монасты­рях, поэтому некото­рые из них в людской молве стали имено­вать­ся «казачьи­ми». Так, напри­мер, в землях запорож­цев такими монасты­ря­ми слыли Киево-Печер­ский и Киевский Межигор­ский монасты­ри. Послед­ний, вплоть до упразд­не­ния в екате­ри­нин­ские времена, стал религи­оз­ным центром казаче­ства в этих краях, местом молитв «за грешную душу казац­кую, перепол­нен­ную прегре­ше­ни­я­ми в бесплод­ной отваге и широкой воле, чуждых осталь­но­му населе­нию». Каждый казак считал своим долгом хоть раз в жизни покло­нить­ся Спасу Межигор­ско­му.

Каждый казак считал своим долгом хоть раз в жизни покло­нить­ся Спасу Межигор­ско­му

После пересе­ле­ния запорож­цев на Кубань своего рода преем­ни­цей Межигор­ско­го монасты­ря стала Екате­ри­но-Лебяж­ская Никола­ев­ская пустынь, куда были перене­се­ны многие святыни упразд­нён­но­го монасты­ря.

У донцов весьма почита­ем был Николо-Черне­ев­ский монастырь, распо­ло­жен­ный на древней Рязан­ской земле, непода­ле­ку от города Шацка, на берегу реки Цны, где издавна прохо­ди­ла засеч­ная черта и где селилось немало казаков. По преда­нию, этот монастырь был основан донским казаком Матвеем. Список казачьих имен в монастыр­ском синоди­ке был доволь­но внуши­тель­ным: роды атама­нов Василия Грешно­го, Ивана Горел­ки­на, Ивана Подшивы, род донско­го казака из Черкас­ска Гераси­ма Сурмина и многих других, побитых на Яике, под Азовом.

В книге В. Б. Бронев­ско­го «Описа­ние Донской земли, нравов и обычаев жителей» о донских казачьих монасты­рях мы находим следу­ю­щую инфор­ма­цию:

«Отправ­ля­ясь в поход, донские казаки преусерд­но молились угодни­ку Николаю и всех святых призы­ва­ли на помощь, обещая в случае удачи часть из добычи. Для сих прино­ше­ний избрали они два монасты­ря: один… ниже Вороне­жа, в Борщеве, другой… в Шацке. К обога­ще­нию сих своих монасты­рей донцы ничего не жалели: для колоко­лов жертво­ва­ли отняты­ми у непри­я­те­ля испор­чен­ны­ми пушками; серебро же, золото, жемчуг и драго­цен­ные каменья, блистая в ризни­цах и на иконо­ста­се, свиде­тель­ство­ва­ли об усерд­ной вере наших набож­ных рыцарей. В сих монасты­рях казаки, потеряв­шие силу воевать, посвя­ща­лись в монахи, увечные и раненые, как в инвалид­ном доме, находи­ли приют, покой и содер­жа­ние. В сих монасты­рях сохра­ня­лись… особен­но дорогие вещи, которых они не остав­ля­ли в своих город­ках, по причине частых набегов непри­я­тель­ских».

В 1663‑м году атаман Осип Петров хлопо­тал о «казачьей» обители перед Царем Алексе­ем Михай­ло­ви­чем.

«Били челом нам, Велико­му Госуда­рю, атаманы и казаки Осип Петров и все войско Донское: в прошлых-де годах, как учали они служить на Дону на реке, и пожало­ва­но все войско Донское за их службу и за кровь изстари, при прежних их войско­вых атама­нах <…> в Шацком уезде <…> велико­го чудотвор­ца Николы Чернеев монастырь на вечное прибе­жи­ще и на строе­нье, а старым и от ран увечным в том монасты­ре постри­гать­ся без вклада».

Кроме Николо-Черне­ев­ско­го, особо почита­лись донски­ми казака­ми Борщев­ский Троиц­кий монастырь, распо­ла­гав­ший­ся недале­ко от Вороне­жа, и Усть-Медве­диц­кий Спасо-Преоб­ра­жен­ский монастырь, постро­ен­ный по благо­сло­ве­нию Патри­ар­ха Никона.

Долматский Успенский монастырь
Долмат­ский Успен­ский монастырь

Один из древней­ших монасты­рей Сибири – Долмат­ский Успен­ский монастырь – был основан прямым потом­ком одного из казаков ермаков­ско­го войска.

Один из древней­ших монасты­рей Сибири – Долмат­ский – основан прямым потом­ком одного из казаков ермаков­ско­го войска

После «Азовско­го сидения» из разру­шен­но­го Азова казака­ми были вывезе­ны святыни из храма Иоанна Предте­чи, казаки переда­ли их в Донец­кий Предте­чен­ский монастырь, который также неофи­ци­аль­но прослыл казачьим.

Отдель­но­го разго­во­ра заслу­жи­ва­ет отноше­ние казаков к иконам. Из седой древно­сти дошло до наших дней преда­ние, расска­зы­ва­ю­щее о том, как князю Дмитрию Донско­му казака­ми была препод­не­се­на в дар икона Божией Матери, которая впослед­ствии будет имено­вать­ся «Донская». Это событие описы­ва­ет­ся в «Гребнев­ской летопи­си» следу­ю­щим образом:

«И когда благо­вер­ный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христи­ан­ский, воинско­го чину живущий, зовомый казаций, в радости встре­тил его со святой иконой и с креста­ми, поздра­вил его с избав­ле­ни­ем от супоста­тов агарян­ско­го языка и принес ему дары духов­ных сокро­вищ, уже имеющи­е­ся у себя чудотвор­ные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвя­той Богоро­ди­цы Одигит­рии, крепкой Заступ­ни­цы, из Сироти­на городка, из церкви Благо­ве­ще­ния Пресвя­той Богоро­ди­цы».

Этот чудотвор­ный образ сохра­нил­ся и очень почита­ем в нашем народе. Одно из извест­ных чудес, которы­ми прослав­лен этот Образ, было обраще­ние в бегство армии крымско­го хана Кази-Гирея, по молит­вам Царя Федора Иоанно­ви­ча. Много­чис­лен­ное войско хана без явных причин начало отсту­пать от Москвы, а затем пусти­лось в бегство, после чего было разбито донски­ми казака­ми. В память этого события был основан Свято-Донской монастырь.

Вообще, особое почита­ние казака­ми Богоро­ди­цы нашло свое отраже­ние и в почита­нии различ­ных Богоро­дич­ных икон. Так, извест­но почита­ние на Дону образов Донской, Аксай­ской Божьей Матери, избавив­шей донские земли от холеры, Урюпин­ской Божьей Матери, Ахтыр­ской Божьей Матери, Табын­ской Божьей Матери. Табын­ская икона Божией Матери – покро­ви­тель­ни­ца Оренбург­ско­го казачье­го войска, а запорож­цы тради­ци­он­но чтили икону Покрова Пресвя­той Богоро­ди­цы…

Кроме того, казаки особо почита­ли Архан­ге­ла Михаила, Георгия Победо­нос­ца, Иоанна Воина, Александра Невско­го, Николая Чудотвор­ца. Также казаки считали святых братьев Кирилла и Мефодия крести­те­ля­ми казаче­ства и особо чтили этих святых, ведь по их житию извест­но, что святой Кирилл пропо­ве­до­вал в Приазо­вье, в землях, где тради­ци­он­но селились казаки. По преда­нию донцов, именно благо­да­ря пропо­ве­ди святого Кирилла их предки крести­лись в 860‑м году.

По данным истори­ка Дмитрия Яворниц­ко­го, первая деревян­ная церковь Покрова Пресвя­той Богоро­ди­цы была постро­е­на запорож­ца­ми в 1576‑м году. Не раз бывало, что в главную церковь Сечи пригла­ша­ли служить иеромо­на­хов Киевско­го Межигор­ско­го монасты­ря.

На Дону первый храм в казачьих владе­ни­ях был постро­ен в середине XVII века, но при этом истори­ки казаче­ства отмеча­ют, что у казаков издрев­ле были богослу­же­ния, прово­ди­мые на майда­нах и в часов­нях.

При пересе­ле­нии на Кубань казаки первым делом начали строи­тель­ство церквей. Уже спустя три года после пересе­ле­ния, в 1796‑м году, на Кубани было постро­е­но четыре церкви: в Тамани (Покрова Пресвя­той Богоро­ди­цы), в Копыле (Архистра­ти­га Михаила), на реке Ее (Преоб­ра­же­ния Господ­ня), и в Екате­ри­но­да­ре (Живона­чаль­ной и Нераз­дель­ной Троицы).

В XIX начался расцвет казачьей храмо­вой архитек­ту­ры, началось повсе­мест­ное строи­тель­ство церквей, не только в городах казачьих земель, но и в стани­цах и даже хуторах. Начали возво­дить­ся камен­ные храмы на Тереке и Кубани. Были постро­е­ны величе­ствен­ные войско­вые соборы в Екате­ри­но­да­ре, Оренбур­ге и Новочер­кас­ске.

Любопыт­но, что у казаков были свои обычаи, связан­ные с церко­вью, которые не встре­ча­лись больше негде. К примеру, вход с оружием в церковь воспре­щал­ся, но казаки всегда прихо­ди­ли в храмы с холод­ным оружием, кроме того, во время чтения Еванге­лия казаки тради­ци­он­но наполо­ви­ну вынима­ли клинки из ножен, тем самым показы­вая готов­ность умереть за веру.

Кроме того, у казаков был особый церков­ный чин прово­дов на службу, а также служил­ся особый молебен по возвра­ще­нию со службы. Празд­ник Покрова особо почитал­ся казака­ми; в память о взятии Казани в субботу, предше­ству­ю­щую празд­ни­ку Покрова, в донских храмах тради­ци­он­но прохо­ди­ла общевой­ско­вая панихи­да.

Стоит также заметить, что ежегод­ные общевой­ско­вые празд­ни­ки и рады также были приуро­че­ны к церков­ным празд­ни­кам. Казачий историк Иван Попко писал про тради­цию войско­во­го празд­ни­ка у черно­мор­ских казаков:

«По обычаю, очень старому, каждый год, на второй день празд­ни­ка Пасхи, всё неоце­ни­мое досто­я­ние казаков, собран­ное на поле чести и победы, выносит­ся с утра из войско­вой церкви на майдан, на показ народу».

Рады у запорож­цев также прохо­ди­ли в опреде­лен­ные дни, седьмой день после Рожде­ства – 1 января по старому стилю, в день памяти св. Илии Муромца, 1 октября – на празд­ник Покрова и на третий день после Пасхи.

Максим Кузне­цов

3 сентяб­ря 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *