В чем худшее зло. Митрополит Антоний Сурожский

«Важно, что нет любви»

В мае 1986 года митро­по­лит Антоний (Сурож­ский) высту­пил в Лондоне с беседой «Вызов совре­мен­но­сти». Публи­ку­ем отрывок из этой беседы. 

— Я верю, что насту­пит момент, когда все драма­ти­че­ски рухнет, но думаю, что мы еще не дошли до этого момента. Помню, во время револю­ции в России, когда еще допус­ка­лись диспуты и выступ­ле­ния инако­мыс­ля­щих, кто-то спросил христи­ан­ско­го пропо­вед­ни­ка, бапти­ста [Влади­ми­ра Марцин­ков­ско­го], считает ли он Ленина антихри­стом, и тот ответил: «Нет, он слишком мелок для этого». И когда я смотрю вокруг, мне думает­ся, что все те, кого порой называ­ют вопло­ще­ни­ем зла, слишком мелки, этот образ к ним не относит­ся. Думаю, мы еще не готовы к конеч­ной траге­дии. Но в этом смысле я оптимист, потому что не боюсь и послед­ней траге­дии тоже.

Наличие атомной бомбы, ядерно­го оружия, разуме­ет­ся, внесло иное измере­ние — измере­ние, которо­го количе­ствен­но прежде не было. Нельзя исклю­чить злую волю или случай­ность. Но не помню, кто сказал, что решаю­щий фактор — не то, что существу­ет ядерное оружие, решаю­щий фактор — найдет­ся ли человек или группа людей, готовые употре­бить такое оружие. Думаю, вот главное, что я чувствую по этому поводу. Мир, безопас­ность и так далее — все это должно начать­ся с нас самих, в нашей среде. Можно уничто­жить все ядерное оружие и тем не менее вести разру­ши­тель­ную войну и полно­стью уничто­жить друг друга. Без всякого ядерно­го оружия можно уничто­жить жизнь на земле. 

Можно вызвать голод, который унесет милли­о­ны людей, можно убивать так называ­е­мым обычным оружием до тех пор и в таких масшта­бах, что наша планета обезлю­де­ет. Так что пробле­ма в нас, а не в самом оружии.

Знаете, еще в древно­сти святой Иоанн Кассиан, рассуж­дая о добре и зле, сказал, что очень немно­гие вещи добры или злы, большая же часть их нейтраль­на. Возьми­те, напри­мер, говорит он, нож. Сам по себе он нейтра­лен, вся пробле­ма в том, у кого он в руках и что им будут делать. Так и здесь. Все дело в том, чтобы мы, люди, относи­лись к миру, в котором живем, с благо­го­ве­ни­ем, относи­лись друг к другу с уваже­ни­ем. Дело не в разру­ши­тель­ных средствах — все зависит от страха, ненави­сти, жадно­сти, качеству­ю­щих в нас.

То, что мы говорим относи­тель­но ядерной энергии, вероят­но, пережи­ва­лось и выража­лось в другие эпохи по другим поводам. Когда был изобре­тен порох, он так же страшил людей, как сегодня нас устра­ша­ет ядерная энергия.

Знаете, я, может быть, очень бесчув­ствен­ный, но когда мне было лет пятна­дцать, я с большим увлече­ни­ем читал стоиков и, помню, вычитал место у Эпикте­та, где он говорит, что есть два рода вещей: те, с чем что-то можно сделать, и те, с чем ничего не подела­ешь. Где можете что-то сделать — сделай­те, про осталь­ное забудь­те. Может быть, я похож на страуса, который прячет голову в песок, но я просто живу день за днем, даже не вспоми­ная о том, что мир может быть уничто­жен ядерной энерги­ей, или что меня может переехать машина, или что в храм может залезть граби­тель. Для меня важно состо­я­ние людей, которые посту­пят так или иначе. Вот что нам доступ­но, относи­тель­но чего мы можем что-то сделать: помочь людям осознать, что состра­да­ние, любовь важны.

Митро­по­лит Антоний Сурож­ский

В движе­нии за мир, в борьбе за мир меня смущает вот что: это движе­ние в большой степени обосно­ва­но доводом: «Вы же видите, какая нам грозит опасность!» Не то важно, что это опасно, страшно — важно, что нет любви. Мы должны стать миротвор­ца­ми не из трусо­сти, должно переме­нить­ся наше отноше­ние к ближне­му. А если так, все должно начинать­ся не с запрета ядерных электро­стан­ций, все должно начинать­ся с нас самих, рядом с нами, где бы то ни было.

Помню, в самом начале войны был налет на Париж и я спустил­ся в убежище. Там была женщина, которая с большой горяч­но­стью говори­ла об ужасах войны и сказала: «Невооб­ра­зи­мо, что в наше время существу­ют такие чудови­ща, как Гитлер! Люди, которые не любят своего ближне­го! Попадись он мне в руки, я бы истыка­ла его иголка­ми до смерти!» Мне кажется, такое настро­е­ние и в наши дни очень распро­стра­не­но: если бы можно было уничто­жить всех злодеев!

Но в тот момент, когда вы уничто­жа­е­те злодея, вы совер­ша­е­те столь же разру­ши­тель­ный посту­пок, потому что в счет идет не количе­ство, а качество того, что вы сделали.

У одного француз­ско­го писате­ля в романе (речь идет о книге Анри Боско «Ослик Кюлот». — Прим. ред.) есть рассказ про челове­ка, который побывал на остро­вах в Тихом океане и там научил­ся закли­на­ни­я­ми и волшеб­ством вызывать к жизни все, что еще способ­но жить, но увяло, угасло. Он возвра­ща­ет­ся во Францию, покупа­ет клочок голой камени­стой земли и поет ей песнь любви. И земля начина­ет давать жизнь, прорас­тать красо­той, расте­ни­я­ми, и звери со всей окрест­но­сти прихо­дят жить там в сообще­стве дружбы. Только один зверь не прихо­дит — лиса. И этот человек, monsieur Cyprien, болеет сердцем: бедная лиса не понима­ет, как она будет счаст­ли­ва в этом воссо­здан­ном раю, и он зовет лису, призы­ва­ет, зазыва­ет — но лиса не идет! Более того: время от времени лиса утаски­ва­ет райско­го цыплен­ка и съедает его. Состра­да­ние у monsieur Cyprien сменя­ет­ся нетер­пе­ни­ем. А потом ему прихо­дит мысль: если бы не было лисы, рай включал бы всех — и он лису убивает. Он возвра­ща­ет­ся на свой райский клочок земли: все расте­ния увяли, все звери разбе­жа­лись.

Думаю, вот урок для нас в этом отноше­нии, это случа­ет­ся и с нами, в нас. Я не хочу сказать, что совер­шен­но бесчув­ствен­но отношусь к тому, что может произой­ти при катастро­фе, ядерной или любой другой, но не это худшее зло, худшее зло — в сердце челове­ка.

Из беседы «Вызов совре­мен­но­сти»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *