Священномученик Димитрий Апанский (Неровецкий)

На исходе второго христи­ан­ско­го тысяче­ле­тия, когда мир празд­ну­ет юбилей Богово­пло­ще­ния, Русская Право­слав­ная Церковь прино­сит Христу плод своих голгоф­ских страда­ний – великий сонм святых мучени­ков и исповед­ни­ков Россий­ских 20 века.

К лику святых новому­че­ни­ков причис­лен от Красно­яр­ской епархии священ­ник Николь­ско­го храма села Апан (ныне село называ­ет­ся Апано – Ключи) Абанско­го района Димит­рий Неровец­кий.

Наибо­лее подроб­ные сведе­ния о кончине о. Димит­рия сохра­ни­лись в «Епархи­аль­ных ведомо­стях» за 1919 год.

«Благо­чин­ный 6 участка Канско­го уезда рапор­том своим на имя Епархи­аль­но­го Совета от 1 июля 1919 года за № 186 доложил следу­ю­щие подроб­но­сти о смерти священ­ни­ка села Апана о. Димит­рия Неровец­ко­го.

Отец Димит­рий взят больше­ви­ка­ми в субботу на первой неделе Велико­го поста после вечерни. Только что он вернул­ся в спаль­ную комнату снять рясу, за ним без преду­пре­жде­ния вошли в комнату два челове­ка с ружьями, объяви­ли ему, что он аресто­ван, и увели в судную. Отец Димит­рий думал, что его ведут на допрос и ничего не сказал дома; перед постом он был недолго под арестом, но отпущен, и теперь, думая, что аресто­вы­вать его не за что, шел в судную смело. Но ошибся. Около судной стояли сани, на них посади­ли о. Димит­рия и повезли по дороге к деревне Байкану, Апанско­го же прихода. Простить­ся с семьей и одеться о. Димит­рию не разре­ши­ли, пришлось ехать в худом ватном подряс­ни­ке.

Отъехав немного от Апана, о. Димит­рия раздели, сняли с него катанки, привя­за­ли верев­кой за шею к оглобле и погнали лошадь. Отцу Димит­рию пришлось бежать сторо­ной дороги по глубо­ко­му снегу, разде­то­му, в одних чулках: конечно, он за лошадью не поспе­вал, споты­кал­ся и падал в сугроб, тащился на веревке, а люди – звери били его ударами бича и прикла­да­ми, подни­ма­ли и снова скакали. Отец Димит­рий совер­шен­но выбился из сил и еле – еле добрел до Байкана. Это 12 верст от Апана. Здесь больше­ви­ки остано­ви­лись сменить лошадей, зашли в одну избу, хозяев удалили, а сами стали продол­жать казнь над невин­ным страдаль­цем. Они брали из топив­шей­ся каменки огонь и жгли о. Димит­рию волосы, конечно, прижи­га­ли и тело. Измучен­ный, иззяб­ший, избитый, обожжен­ный, о. Димит­рий не выдер­жал пытки и лишился рассуд­ка. Он метался, сидя на лавке, из стороны в сторону, шарил возле себя что – то руками и повто­рял: «Где моя шапка, где мои рукавич­ки?» — «Не нужны тебе рукави­цы и шапка, тебе и так скоро будет тепло», — отвеча­ли мучите­ли.

Лошадей сменили, снова привя­за­ли отца Димит­рия и снова поехали, но измучен­ный о. Димит­рий уже совер­шен­но не мог двигать­ся. Его бросили в сани и за дерев­ней Байка­ном в лесу, в стороне от дороги, убили и закида­ли снегом. Красные всем говори­ли, что отвезли о. Димит­рия в село Тасеево и что он жив и здоров. Матушка много искала, но напрас­но. Когда стал таять снег, тело о. Димит­рия стало видно с дороги и больше­ви­ки отвезли его на 32 версту от Апана, разло­жи­ли костер и сожгли тело мучени­ка. На сосне около костра один больше­вик вырубил крест, но началь­ник прика­зал крест стесать и место замазать грязью.

После о. Димит­рия остались жена и двое детей – мальчи­ки 10-ти и 6‑ти лет. Отец Димит­рий – человек был очень хороший, как служи­тель Церкви весьма усерд­ный, прекрас­ный семья­нин и незаме­ни­мый для сослу­же­ния товарищ. К прихо­жа­нам относил­ся всегда с любовью и в дни свобод прожил со всеми в мире и согла­сии; своей религи­оз­но­стью и абсолют­ной трезво­стью был для всех приме­ром. Какая же вина отца Димит­рия перед больше­ви­ка­ми? А вина его та, что в жизни шел прямой дорогой, не раскла­ни­вал­ся на обе стороны, не уклонял­ся ни направо, ни налево, а смотрел лишь вверх. Человек весьма осторож­ный в жизни, мягкий в выраже­ни­ях, уступ­чи­вый в разго­во­рах, он не входил в компро­мис­сы в делах Веры, в вопро­сах церков­ных. Он жил для прихода, не служил, а горел на ниве Христо­вой. А как скорбел отец Димит­рий о своих прихо­жа­нах, уклонив­ших­ся в больше­визм, сколько вздохов и тайных слез было у него за заблуд­ших овец пред престо­лом Божиим… Эти прихо­жане и погуби­ли его…»

На протя­же­нии 2002–2007 гг. прово­ди­лись иссле­до­ва­ния подроб­но­стей жизни, страда­ний и смерти священ­но­му­че­ни­ка Димит­рия, прово­ди­лись раскоп­ки на месте предпо­ла­га­е­мо­го захоро­не­ния святых остан­ков, опраши­ва­лись все, кто мог хоть что-то расска­зать о тех страш­ных событи­ях. Очень большой вклад в сборе инфор­ма­ции внесла прихо­жан­ка Покров­ско­го Храма п. Абан Лидия Чухло­ми­на.

Иници­а­то­ром прове­де­ния иссле­до­ва­тель­ских изыска­ний перво­на­чаль­но являлся благо­чин­ный церквей Канско­го округа, прот. Вячеслав Бачин. Вместе со священ­но­слу­жи­те­ля­ми г. Канска прот. Васили­ем Жиляни­ным, иереем Влади­ми­ром Собени­ным и другими священ­ни­ка­ми Канско­го благо­чи­ния выезжа­ли на место убиения, искали место предпо­ла­га­е­мо­го захоро­не­ния святого Димит­рия. Позже эти иссле­до­ва­ния прово­ди­лись в течение несколь­ких лет насто­я­те­лем Покров­ско­го Храма п. Абан иереем Романом Гашко­вым. К глубо­ко­му сожале­нию останки (мощи) святого Димит­рия остают­ся для нас сокры­ты­ми. На месте убиения священ­но­му­че­ни­ка постав­лен поминаль­ный крест. 

Снят право­слав­ный докумен­таль­ный фильм о свщмч. Димит­рии. Велико­по­чи­та­ние этого велико­го угодни­ка Божиего на Абанской земле, коей он без сомне­ния являет­ся. Допод­лин­но извест­но, что в приходе Апанской церкви имелась чтимая икона велико­му­че­ни­цы Парас­ке­вы Пятницы, с которой в 9‑ю пятницу после Пасхи совер­шал­ся крест­ный ход на озеро Боровое, ныне оно называ­ет­ся Святое, где совер­шал­ся молебен и освяще­ние воды. Этот благо­че­сти­вый обычай возоб­нов­лен, с 2006 года 19 февраля на празд­ник Богояв­ле­ния Господ­ня на Святом озере совер­ша­ет­ся Великое освяще­ние воды и купание в проруби. А также летом каждую субботу с конца июня по начало августа совер­ша­ет­ся молебен на Святом озере, освяще­ние воды и каждый желаю­щий может принять Святое Таинство Креще­ния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *