Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с руководителями пограничных регионов России, Украины и Белоруссии и правящими архиереями пограничных епархий

25 июня 2011 года состо­я­лась встреча Святей­ше­го Патри­ар­ха Кирилла с руково­ди­те­ля­ми погра­нич­ных регио­нов России, Украины и Белорус­сии и правя­щи­ми архиере­я­ми погра­нич­ных епархий. Святей­ший Патри­арх поделил­ся с собрав­ши­ми­ся своим видени­ем процес­са углуб­ле­ния трехсто­рон­не­го сотруд­ни­че­ства.

Уважа­е­мые руково­ди­те­ли областей, Ваши Высоко­прео­свя­щен­ства и Преосвя­щен­ства!

Я очень рад возмож­но­сти в этом уникаль­ном месте встре­тить­ся с губер­на­то­ра­ми погра­нич­ных областей и с Преосвя­щен­ны­ми влады­ка­ми, которые возглав­ля­ют соответ­ству­ю­щие епархии.

Мы сегодня стали свиде­те­ля­ми и участ­ни­ка­ми замеча­тель­но­го празд­ни­ка. Это празд­ник не формаль­ный, это празд­ник не «спущен­ный сверху». Он проис­те­ка­ет от потреб­но­сти людей, он отража­ет их мироощу­ще­ние, их понима­ние того, что означа­ет сегодня быть украин­цем, белору­сом, росси­я­ни­ном. И вот что мы видим: это энтузи­азм людей, это добрые улыбки, это братские отноше­ния. И сама по себе эта атмосфе­ра, которую форми­ру­ют рядовые люди, — она, я думаю, может и должна транс­ли­ро­вать­ся не только на близле­жа­щие области, находя­щи­е­ся в трех братских государ­ствах, но и на народы наших стран и на нашу обществен­ность.

Мне хотелось бы погово­рить о пригра­нич­ном сотруд­ни­че­стве. «На полях» послед­не­го Архиерей­ско­го Собора, который состо­ял­ся в феврале 2011 года, прошла встреча архиере­ев, несущих свое пастыр­ское служе­ние в пригра­нич­ных областях, и были сформу­ли­ро­ва­ны некото­рые мысли. Я хотел бы об этом сегодня расска­зать.

На совеща­нии, которое было прове­де­но в феврале, обсуж­ден и принят за основу перечень необхо­ди­мых мер, которые архиереи сочли своевре­мен­ным именно сейчас предпри­нять для разви­тия отноше­ний между людьми, живущи­ми в непосред­ствен­ной близо­сти. Чтобы через гумани­тар­ный фактор при участии Церкви разви­ва­лось эконо­ми­че­ское сотруд­ни­че­ство, гумани­тар­ное сотруд­ни­че­ство, и чтобы облег­ча­лись контак­ты между людьми.

Вы знаете, что существу­ет понятие «евроре­ги­о­нов». Деятель­ность по разви­тию сосед­ских отноше­ний не являет­ся специ­фи­че­ски славян­ской. Сегодня весь европей­ский конти­нент участ­ву­ет в такого рода работе, и можно приво­дить замеча­тель­ные примеры пригра­нич­но­го сотруд­ни­че­ства на терри­то­рии Европы — хотя, конечно, между многими ее страна­ми вообще не существу­ет больше реально никаких границ, кроме формаль­ных.

В частно­сти, на совеща­нии, которое прошло в дни Архиерей­ско­го Собора, была предло­же­на идея созда­ния коорди­на­ци­он­но­го комите­та епархий белорус­ско-россий­ско-украин­ско­го пригра­ни­чья. Также было предло­же­но создать епархи­аль­ные отделы по пригра­нич­но­му сотруд­ни­че­ству, которые могли бы куриро­вать систему отноше­ний, своевре­мен­но инфор­ми­ро­вать общецер­ков­ный комитет и иметь контак­ты на местах с обществен­ны­ми органи­за­ци­я­ми, которым небез­раз­лич­но разви­тие пригра­нич­но­го сотруд­ни­че­ства.

Состав такого коорди­на­ци­он­но­го комите­та и его функции были мною утвер­жде­ны, и после этого комитет напра­вил запросы в пригра­нич­ные епархии с прось­бой сформу­ли­ро­вать идеи, которые могли бы быть потом положе­ны в програм­му общих действий.

И должен сказать, что абсолют­ное большин­ство епархий отклик­ну­лись. Мы получи­ли целый перечень возмож­ных меропри­я­тий, которые бы следо­ва­ло осуществ­лять на пригра­нич­ной терри­то­рии. Я хотел бы несколь­ко таких предло­же­ний озвучить сегодня.

Во-первых, это совмест­ные богослу­же­ния и празд­но­ва­ния памят­ных дат. Действи­тель­но, народ ведь жил сравни­тель­но до недав­не­го времени без всяких границ. Сохра­ня­ют­ся челове­че­ские связи, родствен­ные связи — не мне вам говорить, вы об этом даже лучше знаете, конечно. Совмест­ные празд­ни­ки церков­ные, совер­ше­ние богослу­же­ний, памят­ные даты, связан­ные с нашей граждан­ской истори­ей и с церков­ным кален­да­рем, могли бы укреп­лять гумани­тар­ное и духов­ное измере­ние пригра­нич­но­го сотруд­ни­че­ства.

Сделано также предло­же­ние о том, чтобы были проло­же­ны новые палом­ни­че­ские маршру­ты. Это важно, потому что палом­ни­че­ство сегодня стано­вит­ся частью совре­мен­но­го туризма. В том, что мы называ­ем туриз­мом, есть такая сфера, как религи­оз­ный туризм и палом­ни­че­ство. И все больше и больше людей переме­ща­ют­ся, в том числе и за пределы своих стран для того, чтобы покло­нить­ся святы­ням, участ­во­вать в празд­ни­ках.

В насто­я­щее время палом­ни­че­ские потоки внутри Русской Право­слав­ной Церкви посто­ян­но возрас­та­ют. Даже запад­ный бизнес начина­ет прояв­лять к этой теме повышен­ный интерес, и мы получа­ем предло­же­ния о том, как с помощью запад­ных коллег можно было бы органи­зо­вать это, как можно было бы постро­ить гости­ни­цы и так далее. Не исклю­че­но, что можно будет привле­кать и инвесто­ров. Но самое главное — мы должны сегодня осознать, что палом­ни­че­ство являет­ся важной частью совмест­ной духов­ной жизни народов. Кроме того, оно имеет также свои положи­тель­ные социаль­ные, эконо­ми­че­ские и полити­че­ские послед­ствия и измере­ния.

Очень важная тема, которую подняли некото­рые архиереи, — это перене­се­ние святынь. У нас в этом году юбилей прослав­ле­ния святого Иоасафа Белго­род­ско­го. Вы знаете, что его нетлен­ные мощи находят­ся в Белго­ро­де. Создана комис­сия, которая прора­ба­ты­ва­ет все возмож­ные вопросы, связан­ные с прине­се­ни­ем этих мощей на терри­то­рию Украины.

Согла­со­ва­ны с россий­ски­ми погра­нич­ны­ми, таможен­ны­ми и санитар­ны­ми властя­ми все темы, связан­ные с перено­сом мощей. Изготов­ле­на соответ­ству­ю­щая рака, в которой могут хранить­ся эти мощи. Есть некото­рые пробле­мы, связан­ные с тем, что не до конца завер­ше­ны согла­со­ва­ния россий­ской и украин­ской стороны. Но я очень надеюсь, что мы успеем это согла­со­ва­ние завер­шить. Здесь присут­ству­ет Преосвя­щен­ный Сергий Солнеч­но­гор­ский, который несет ответ­ствен­ность за эту програм­му.

Такого рода програм­мы могут осуществ­лять­ся и в будущем. Перене­се­ние святынь вооду­шев­ля­ет людей. Каждый, навер­ное, был свиде­те­лем, когда прине­се­ние святыни, чудотвор­но­го образа, святых мощей подни­ма­ет огром­ную волну духов­но­го энтузи­аз­ма. Люди часами стоят, чтобы только прило­жить­ся, помолить­ся! Доста­точ­но сказать, что Москва — совре­мен­ный мегапо­лис со всеми его пробле­ма­ми — вдруг в такие дни преоб­ра­жа­ет­ся, и люди могут видеть на улицах Москвы километ­ро­вые очереди тех, кто желает прикос­нуть­ся к святыне. Некото­рых совре­мен­ных людей это просто поража­ет, потому что массо­вые прояв­ле­ния религи­оз­но­сти в одном месте мы не всегда можем наблю­дать. И по причине стиля жизни совре­мен­ных людей, который не всегда дает возмож­ность регуляр­но посещать храм, а иногда и по причине невоз­мож­но­сти органи­зо­вать церков­ное торже­ство в каком-либо месте.

А прине­се­ние святынь приво­дит в движе­ние массу людей. И мне думает­ся, что прине­се­ние святынь из дальне­го зарубе­жья — в первую очередь это Афон, Греция, — можно было бы плани­ро­вать таким образом, чтобы святыня, прине­сен­ная, напри­мер, в Россию, могла бы посетить в том числе и пригра­нич­ные епархии сопре­дель­ных стран.

Несомнен­на — и это было отраже­но в отзывах архиере­ев — серьез­ная пробле­ма, связан­ная с коорди­на­ци­ей деятель­но­сти в сфере духов­но­го образо­ва­ния, просве­ще­ния, социаль­но­го служе­ния и, конечно, работы с молоде­жью. Действи­тель­но, пробле­ма молоде­жи стано­вит­ся, я считаю, пробле­мой номер один. Дети живут в откры­том обществе. Это откры­тое общество имеет очень много положи­тель­но­го потен­ци­а­ла с точки зрения возмож­но­стей разви­тия. Но одновре­мен­но оно вводит детей в сопри­кос­но­ве­ние с такими искуше­ни­я­ми, соблаз­на­ми, идя на поводу которых человек разру­ша­ет свою личность, не спосо­бен создать семью, подвер­га­ет огром­ной опасно­сти свое физиче­ское здоро­вье, не говоря уже о духов­ном.

На перед­ней линии этих проблем находит­ся траге­дия, связан­ная с распро­стра­не­ни­ем нарко­ма­нии и алкого­лиз­ма. Дети начина­ют употреб­лять нарко­ти­ки еще в отроче­ском возрасте, начина­ют употреб­лять так называ­е­мые легко­ал­ко­голь­ные, а на самом деле самые опасные и страш­ные напитки. И к тому времени, когда нужно служить в армии, очень многие из них уже не способ­ны к тому, чтобы долг перед страной выпол­нить.

Тема алкого­лиз­ма и нарко­ма­нии — это тема, от которой зависит наше будущее. Церковь сегодня самым актив­ным образом включи­лась в эту работу. Церков­ных приютов, учрежде­ний по реаби­ли­та­ции нарко­за­ви­си­мых в России на порядок больше, чем государ­ствен­ных. По оценке светских специ­а­ли­стов, уровень реаби­ли­та­ции в церков­ных учрежде­ни­ях во много раз превы­ша­ет анало­гич­ные показа­те­ли в светских учрежде­ни­ях.

Это проис­хо­дит потому, что церков­ные учрежде­ния не просто реаби­ли­ти­ру­ют челове­ка. Церков­ная пропо­ведь, церков­ная работа с больны­ми направ­ле­на и на воздей­ствие рацио­наль­ное, на обраще­ние к разуму, но это обраще­ние и к сердцу челове­ка. Но самая главная сила — не в челове­че­ской пропо­ве­ди, не в челове­че­ской органи­за­ции. Иногда нарко­ма­ны, прохо­дя­щие реаби­ли­та­цию в Церкви, живут в очень сложных техни­че­ских услови­ях. У нас нет денег. Иногда они сами все делают для себя, вплоть до того, что хлеб добыва­ют сами. Но держат­ся за это место, потому что оно как якорь для них, потому что на такого челове­ка воздей­ству­ет не столько слово священ­ни­ка, сколько благо­дать Божия. Мы молимся, мы вместе с ними совер­ша­ем богослу­же­ния, они испове­ду­ют­ся, прича­ща­ют­ся Святых Христо­вых Таин, и благо­дать Божия прика­са­ет­ся к их сердцам.

Думаю, что тема эта тоже могла бы быть предме­том изуче­ния в контек­сте церков­но­го пригра­нич­но­го сотруд­ни­че­ства. Обмен опытом, думаю, был бы очень полезен, а может быть и совмест­ные програм­мы.

Конечно, очень важно также, чтобы разви­ва­лось культур­ное сотруд­ни­че­ство: фести­ва­ли, подоб­ные тому, свиде­те­ля­ми и участ­ни­ка­ми которо­го мы сегодня были, совмест­ная инфор­ма­ци­он­ная деятель­ность. Полагаю, что Церковь в лице епархий могла бы в этом прини­мать актив­ное участие.

Мне хотелось бы два слова сказать о взаимо­дей­ствии с государ­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми. В социаль­ных, духовно-просве­ти­тель­ских и духовно-образо­ва­тель­ных проек­тах пригра­ни­чья Русская Право­слав­ная Церковь надеет­ся на поддерж­ку местных админи­стра­ций. Неоце­ни­мым подспо­рьем нам мог бы оказать­ся уже существу­ю­щий опыт такого сотруд­ни­че­ства по государ­ствен­ным каналам. Успехи, которые, несомнен­но, имеют место в эконо­ми­че­ской, культур­ной, социаль­ной и образо­ва­тель­ной сферах, могут быть исполь­зо­ва­ны в том числе и для того, чтобы содей­ство­вать разви­тию межцер­ков­но­го пригра­нич­но­го сотруд­ни­че­ства. Перспек­тив­ной представ­ля­ет­ся програм­ма созда­ния терри­то­ри­аль­ных долго­сроч­ных инсти­ту­тов партнер­ства. Я уже говорил о евроре­ги­о­нах, сама концеп­ция которых предпо­ла­га­ет созда­ние долго­сроч­ных инсти­ту­тов пригра­нич­но­го партнер­ства, которые бы содей­ство­ва­ли сотруд­ни­че­ству людей. Привле­че­ние духов­но­го, интел­лек­ту­аль­но­го и творче­ско­го потен­ци­а­ла могло бы сыграть существен­ную роль в разви­тии концеп­ции евроре­ги­о­нов приме­ни­тель­но к Восточ­ной Европе и в частно­сти — в постсо­вет­ском простран­стве. Церковь, конечно, готова этому содей­ство­вать. В насто­я­щее время нами разра­ба­ты­ва­ют­ся общие принци­пы религи­оз­но­го, духов­но­го, культур­но­го партнер­ства в уже существу­ю­щих евроре­ги­о­нах. Русская Церковь вовле­че­на в эту работу не только в рамках постсо­вет­ско­го простран­ства. Специ­аль­ную ответ­ствен­ность в этом отноше­нии осуществ­ля­ет Отдел внешних церков­ных связей, который возглав­ля­ет Преосвя­щен­ный владыка митро­по­лит Иларион.

Конечно, хотелось бы выразить надежду на то, что будет полно­кров­но функци­о­ни­ро­вать Совет руково­ди­те­лей пригра­нич­ных областей России, Украины и Белорус­сии, который призван оставать­ся ключе­вым инстру­мен­том пригра­нич­но­го сотруд­ни­че­ства.

Полагал бы также полез­ным, чтобы к церков­но-государ­ствен­но­му взаимо­дей­ствию в этой сфере подклю­ча­лись обществен­ные органи­за­ции, в том числе право­слав­ные органи­за­ции, казачьи органи­за­ции.

Хорошие иници­а­ти­вы выдви­га­ет Белго­род­ское отделе­ние Всемир­но­го русско­го народ­но­го собора. Надо подумать об откры­тии филиа­лов Собора в пригра­нич­ных епархи­ях. Речь идет не о Россий­ском, как иногда, к сожале­нию, ложно его интер­пре­ти­ру­ют, а о Русском соборе. Мы исполь­зу­ем слово «Русь», подчер­ки­вая тем самым наши общие корни. Всемир­ный русский народ­ный собор не являет­ся Собором россиян. В нем активно прини­ма­ют участие органи­за­ции Белорус­сии, Украины, и мы надеем­ся на дальней­шее сотруд­ни­че­ство и разви­тие этой замеча­тель­ной площад­ки для свобод­ной дискус­сии. Это место, где могут встре­тить­ся полити­ки, которые в порой рядом сидеть не смогут. Общность, которая возни­ка­ет на платфор­ме Всемир­но­го русско­го народ­но­го собора, способ­на помогать разви­вать и пригра­нич­ное сотруд­ни­че­ство в более широком контек­сте, сотруд­ни­че­ство между нашими братски­ми страна­ми.

Хотел бы еще сказать несколь­ко слов о том месте, где мы находим­ся. Я более 20 лет профес­си­о­наль­но занимал­ся внешней церков­ной деятель­но­стью, объез­дил много стран и представ­ляю себе земной шар не по карте, а в реаль­но­сти. Мне прихо­ди­лось много раз бывать на различ­но­го рода меропри­я­ти­ях, которые напоми­на­ют то, что мы с вами здесь сейчас видим. Очень важен энтузи­азм людей. Но этот энтузи­азм нужно правиль­но органи­за­ци­он­но поддер­жать. Я думаю, что этот фести­валь может стать явлени­ем не только в рамках пригра­нич­но­го сотруд­ни­че­ства, а вообще знако­вым культур­ным событи­ем для жизни наших стран. Хорошо было бы проду­мать возмож­ность привле­че­ния популяр­ных музыкаль­ных коллек­ти­вов. Очень важно, конечно, чтобы меропри­я­тия не своди­лись к разле­ка­тель­ным, чтобы появля­лись творче­ские, дискус­си­он­ные группы, семина­ры с привле­че­ни­ем простых людей. Встречи с писате­ля­ми, музыкан­та­ми, актера­ми, показ фильмов под откры­тым небом…

Конечно, хотелось бы достро­ить храм на этом участке нейтраль­ной земли. Камень в его основа­ние был заложен еще в 1995 году. Я бы предло­жил создать Попечи­тель­ский совет с участи­ем местных Преосвя­щен­ных, глав пригра­нич­ных областей, деловых людей трех стран, чтобы начать вопло­щать в жизнь эти мысли. Здесь нужен символ нашей общей веры, наших общих истоков, значи­мое и вдохнов­ля­ю­щее место, запол­нен­ное благо­да­тью Божией и распо­ло­жен­ное там, где три братских народа соеди­ня­ют­ся в одной точке.

Поэтому вот такие мысли я хотел с вами разде­лить, некото­рые из  них были уже подго­тов­ле­ны, а кое-какие возник­ли сегодня здесь, но еще раз хотел бы сказать, что очень тронут всем тем, что я здесь увидел. Замеча­тель­но три государ­ства в лице пригра­нич­ных областей предста­ви­ли самих себя, свои города, свою культу­ру, свой народ. Действи­тель­но, это была такая мини-экскур­сия по России, Украине и Белорус­сии. Дай Бог, чтобы все это приоб­ре­та­ло еще более значи­мое измере­ние и оказы­ва­ло большее влияние, положи­тель­ное, на жизнь наших людей, которые, как мы видим, абсолют­но однознач­но привет­ству­ют вот такую челове­че­скую интегра­цию, не полити­че­скую, а челове­че­скую. Вот что я хотел вам сказать, дорогие мои. Может кто-то из вас и отреа­ги­ру­ет и скажет, может, попра­ви­те Патри­ар­ха, подска­жи­те другие мысли, пожалуй­ста, у нас есть время, немного, давайте побесе­ду­ем.

Источ­ник: Москов­ский Патри­ар­хат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *