С чего начинается духовная жизнь (Окончание)

(Оконча­ние. Начало см.: Крест себялю­бия и крест любви)

Итак, отречь­ся от себя и взять свой крест – это состо­я­ние, которое кажется мучени­ем, а на самом деле парадок­саль­ным образом являет­ся великим благо­сло­ве­ни­ем. Здесь Христос словно говорит тебе:

– Возьми крест этот свобод­но, понеси его с радостью, ради любви, и следуй за Мною.

И наобо­рот: в несении креста своего эгоизма сокрыто много боли.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеря­ет ее…» (Лк. 9, 24).

Кто хочет спасти себя, то есть свою душу, тот погубит крест. И речь тут не о том понятии, которое мы часто употреб­ля­ем: «спасе­ние души». Господь словно говорит нам, что кто хочет сам обрести внутрен­нюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеря­ет ее:

– А кто потеря­ет себя не просто так, а ради Меня и Еванге­лия, кто погубит себя ради слов, которые Я вам говорю, тот будет спасен.

Кто хочет сам обрести внутрен­нюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеря­ет ее

Кто готов потерять себя (а не погубить себя нарко­ти­ка­ми, пищей и возли­я­ни­я­ми ради утоле­ния собствен­ных похотей и желаний), тот получит вечную жизнь: «Христос взошел на Крест, потому что любит меня. Дай-ка и я взойду на крест – мой малень­кий крест, ведь я тоже хочу любить. И как только сделаю это, спасусь».

Это абсурд­ная логика Еванге­лия, которую мы видим осуществ­лен­ной в жизни святых. Здесь я не могу не вспом­нить несколь­ко имен. Напри­мер, отца Епифа­ния (Феодо­ро­пу­ло­са) – челове­ка, обладав­ше­го данными для того, чтобы быть не только препо­да­ва­те­лем, но и ректо­ром универ­си­те­та, и имевше­го возмож­ность стать не только еписко­пом, но и архиепи­ско­пом. И хотя он обладал такими качества­ми, и многие побуж­да­ли его пойти в этом направ­ле­нии, он отвечал:

– Нет! Я хочу служить людям! И денег получать не хочу!

Он не получал священ­ни­че­ской зарпла­ты, а то малое, что ему давали, разда­вал, чтобы оставать­ся целиком предан­ным Божией любви. Работал редак­то­ром в одном издатель­ском доме, получал по 50 драхм, чтобы можно было жить аскетом в центре Афин, на площади Омония. Это был благо­дат­ный, святой человек… Знайте, что он был кристаль­но чистым челове­ком. Помню, говорю ему как-то:

– Геронда, а почему бы вам не стать еписко­пом?

Я сам мечтал, что стану священ­ни­ком, и говорил себе, что, когда он станет влады­кой, сразу же перейду к нему. Он устроит митро­по­лию… Когда я сказал ему это, он внима­тель­но посмот­рел на Распя­тие, стояв­шее перед ним, и говорит:

– Ну что тебе сказать, Нико? Я смотрю на Него, а Он мне ничего не говорит!

Он смотрел на Распя­тие, и Христос не говорил ему: «Возвысь­ся», но: «Принизь­ся».

Никогда не забуду и старца Паисия. Он испыты­вал сильные боли, но лицо его сияло радостью. Почему?

– Потому что сейчас, – говорил он нам, – что скажу, то и сбыва­ет­ся. Раньше Бог затыкал уши, говорил мне только «нет». А сейчас, посколь­ку я вообще не молюсь о себе, то о чем ни помолюсь для других – всё испол­ня­ет­ся! Даже если человек не заслу­жи­ва­ет того, чтобы это произо­шло.

У него имелось дерзно­ве­ние к Богу. Стоя на пороге смерти, он терпел страш­ные боли от рака, но не умолял Его отнять у него это страда­ние. Напро­тив, исполь­зо­вал боль, чтобы испро­сить у Бога что-нибудь для других. Вот как человек губит себя, испыты­ва­ет смертель­ную боль, но говорит: «Я умираю, чтобы сверши­лись чудеса для других!»

Теперь представь­те себе мир, состо­я­щий из таких людей! Какой жизнью мы жили бы тогда? Жизнью, где на деле испол­ни­лись бы слова святого апосто­ла Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24). А сейчас найдите где-нибудь еще такой Завет и скажите мне, что он существу­ет, написан. Нет другого такого нигде. Только в Еванге­лии это можно найти. Поверь­те: это говорит вам тот, кто много искал, прежде чем прочи­тать Еванге­лие.

Представь­те себе общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу

Представь­те себе жизнь, общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу. Мы для этого и ходим в церковь, и уходим в монастырь, в Церкви для этого и существу­ет понятие «приход». Вы прихо­ди­те сюда каждое воскре­се­нье; мы вместе служим Святую литур­гию; вместе прино­сим хлеб и вино, которые суть наша жизнь; вместе прича­ща­ем­ся, чтобы пребы­вать в любви, чтобы достиг­нуть этой откры­то­сти между собой. Мы для того и прича­ща­ем­ся из одной лжицы. Как одна семья. Семья Бога. Каждое воскре­се­нье, каждый празд­ник, всегда вместе. Поэтому не старай­ся решать свои пробле­мы индиви­ду­аль­но: так они с еще большей силой будут на тебя обруши­вать­ся, и ты всё больше будешь погибать в них.

Но на самом деле это еще большой вопрос: семья ли мы, потому что часто мы и в церковь ходим как индиви­ды, словно идем в супер­мар­кет. А в супер­мар­ке­те у каждого своя тележка: он напол­ня­ет ее, платит и уходит. Нас там много, а каждый одинок. В Церкви же не так, потому что то, что мы получа­ем, бывает разде­ле­но, и связано это с нашим приоб­ще­ни­ем к Жизни, которое и являет­ся ответом на многие пробле­мы. Потому что после того, как мы изменим свою связь с Богом, наша жизнь изменит­ся – она не станет беспро­блем­ной, у нас появят­ся другие искуше­ния, другие пробле­мы, но также и другие, великие решения. Отречь­ся от себя – это состо­я­ние, требу­ю­щее труда. Но когда прило­жишь эти духов­ные усилия, когда встанешь на этот путь, ты откро­ешь новые и великие горизон­ты в своей жизни.

Кто живет в своем нарцис­си­че­ском мире и никого не любит, тот, если и в церковь пойдет, всё равно что сходил в супер­мар­кет. Пошел в мясной магазин, прошел­ся по рынку, а потом решил и в церковь сходить, потому что хочет чего-то взять оттуда. Такой человек не идет вслед за Христом, ему нужно что-то конкрет­ное:

– Крести моего ребенка! Венчай моего сына! Отслужи мне молебен!

А чем тебе поможет этот молебен? Ты думаешь, всё делает­ся магиче­ским образом? А где же Христо­вы слова: кто хочет – и: следуй за Мною? Где твоя готов­ность стать учени­ком? Таинства облада­ют благо­да­тью, но они требуют и воли – воли, которая со-действо­ва­ла бы, чтобы они могли прине­сти плод.

Таинства облада­ют благо­да­тью, но они требуют и воли – воли, которая со-действо­ва­ла бы, чтобы они могли прине­сти плод

Если хочешь помирить­ся с мужем – иди испове­дуй­ся!

– Ну да! Это же он виноват! – отвеча­ешь ты.

Тогда хоть по три молебна каждый день служи, но, пока будешь держать­ся этого «он виноват», ты не увидишь успеха. Пойми, что, если в эту минуту моя жизнь оборвет­ся, Бог не станет судить меня по грехам моего мужа или жены. Он будет судить меня самого. Есть дело, которое должен сделать я. Лично. Тогда начнет действо­вать благо­дать таинств.

Поэтому духов­ная жизнь начина­ет­ся с Испове­ди. Но даже на Испове­ди можно замкнуть­ся в себе. Ты можешь побывать на Испове­ди и всё равно остать­ся внутренне безутеш­ным, глубоко в душе не желать спастись, не хотеть осудить себя, а продол­жать искать вину в других.

«Ибо какая польза челове­ку, если он приоб­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26).

Под душой здесь имеется в виду вечная жизнь, к которой человек призван. Ты приоб­рел весь мир, но что ты заберешь с собой в час смерти? Одну лишь любовь, благое произ­во­ле­ние, только связь с Богом ты возьмешь с собой. Если эта связь сильная, твоя жизнь может превра­тить­ся в рай. А всё осталь­ное нас покинет. Мы ничего не можем взять с собой. Да, ты приоб­рел весь мир, но что у тебя останет­ся? Что даст человек взамен за душу свою?

Многие думают, что если приоб­ре­тут всё, о чем мечтают, то автома­ти­че­ски станут счаст­ли­вы­ми. Только я еще не видел никого, кто стал счаст­ли­вым оттого, что приоб­рел то, чего хотел, потому что в ту минуту, когда он приоб­рел это, ему уже захоте­лось еще столько же, а потом еще столько же. Человек не знает сытости. Есть очень богатые люди, которые всегда живут в тревоге и мучени­ях: то конку­рен­ция растет, то какая-нибудь должность окажет­ся лучше или чье-то богат­ство больше. И так мы заболе­ва­ем и губим свою душу.

Итак, чтобы закре­пить и запеча­тать всё это Своим словом, Христос добав­ля­ет:

«Ибо кто посты­дит­ся Меня и Моих слов в роде сем прелю­бо­дей­ном и грешном, того посты­дит­ся и Сын Челове­че­ский, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангела­ми» (Мк. 8, 38).

Кто слушает эти слова и прези­ра­ет их, считает их неваж­ны­ми и бессмыс­лен­ны­ми, того посты­дит­ся Господь в Судный день. Вот как четко Христос показы­ва­ет нам, какой путь единствен­но верный: путь страда­ния ради других, из любви. Только в такой жизни обрета­ет­ся покой и откры­ва­ют­ся дары благо­да­ти.

Христос показы­ва­ет нам, какой путь единствен­но верный: путь страда­ния ради других, из любви

Это снова напоми­на­ет мне о старце Паисии. Когда у нас были пробле­мы (а часто пробле­мы бывали больши­ми, когда с нами посту­пи­ли очень неспра­вед­ли­во), он совето­вал нам так:

– Смотри, чтобы ты не посту­пал неспра­вед­ли­во, ты не богохуль­ство­вал, ты не вел себя по-скотски! Ты стой тут, и Бог скажет Свое слово! Молись, чтобы Бог сказал Свое слово!

Сам Христос сделал то же самое – передал суд Тому, Кто судит справед­ли­во (ср. Деян. 2, 23). И Бог говорит Свое слово. Но если я возьму суд Божий в свои руки и начну уничто­жать других, тогда лишусь и той малой справед­ли­во­сти, которой так жаждал.

Давайте снова взгля­нем на события, связан­ные с Октябрь­ской револю­ци­ей 1917 года. Многие вышед­шие тогда на улицы были правы, но лишились своей правоты, когда в конеч­ном счете причи­ни­ли больше вреда, чем претер­пе­ли. Они после­до­ва­ли закону ненави­сти: «Ты меня распял, причи­нил боль, а сейчас мой черед! Я и тебя распну, и других, чтобы больше не остава­лось никого, кто распи­на­ет, и я снова не оказал­ся в опасно­сти!»

«Кто посты­дит­ся Меня и Моих слов» Господь словно говорит нам:

– Ты очевид­но гораздо умнее Меня! И посколь­ку ты из умных, иди к таким же умным, а Я к Себе возьму таких же безум­ных, как Я, отрек­ших­ся от себя.

Я считаю себя таким умным, а разорвал отноше­ния с братом, матерью, отцом, соседом. А не кажется ли мне, что в этом моем положе­нии нет никакой мудро­сти? Меня никто не интере­су­ет, мне не хочется быть добрым, зато очень хочется, чтобы мне было спокой­но! Только как же я тогда до сих пор не заметил, что этот мой жизнен­ный выбор не обеспе­чил мне спокой­ствия, не гаран­ти­ро­вал равно­ве­сия?

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некото­рые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришед­шее в силе» (Мк. 9, 1).

При толко­ва­нии этого евангель­ско­го текста экзеге­ты говорят, что его смысл относит­ся к тексту, следу­ю­ще­му в Писании ниже, и речь идет об апосто­лах, это они увидят Христо­во Преоб­ра­же­ние. Но когда я читаю этот текст в связи с преды­ду­щи­ми стихами, то думаю, что здесь скорее говорит­ся именно о тех, кто выбира­ет Крест любви. Именно они увидят Царство Божие в истине и силе. У них будет опыт богови­де­ния, общения с Богом уже теперь. Так я понимаю этот отрывок. Не знаю, ошиба­юсь я или нет, но я провожу связь с предше­ству­ю­щим текстом.

Кто встанет на этот трудный путь, те поймут Бога, осяза­е­мо ощутят Его присут­ствие, пришед­шее в силе, – что означа­ет, что они увидят Божии чудеса, насла­дят­ся ими и, навер­ное, будут сами их совер­шать. Они получат великие дарова­ния. Ибо у всех нас есть дары благо­да­ти, но они сокрыты и таинствен­ны. Почему? Потому что если Бог откроет их нам в том состо­я­нии, в каком мы находим­ся сейчас, то мы начнем исполь­зо­вать их друг против друга. Напри­мер, чтобы я смотрел на вас в эту минуту и понимал, как чувству­ет себя каждый, – для этого надо иметь очень много любви, чтобы употре­бить такой дар во благо, не правда ли? Или знать, где зарыты сокро­ви­ща. Или видеть будущее. Сколько благо­да­ти надо иметь, чтобы Бог даровал тебе способ­ность видеть будущее какой-то конкрет­ной лично­сти! И сколько любви надо иметь, чтобы не эксплу­а­ти­ро­вать этот дар в свою пользу!

Надо иметь огром­ную любовь, чтобы получить благо­дат­ные дарова­ния. Поэтому благо­дат­ные дарова­ния и стано­вят­ся действен­ны­ми, начина­ют прояв­лять­ся, когда встаешь на путь любви. Только тогда. Когда ты готов исполь­зо­вать этот небес­ный дар во спасе­ние и в помощь другому. И при этом знаешь, когда его исполь­зо­вать.

Благо­дат­ные дарова­ния начина­ют прояв­лять­ся, когда встаешь на путь любви

Старец Паисий говорил нам:

– По благо­дат­но­му дару, данному мне Богом, я мог бы пойти в казарму, расска­зать там, что каждый из солдат творил в своей жизни, забрать всех с коман­ди­ром во главе на Святую Гору Афонскую и сделать монаха­ми. Но Бог не хочет этого!

Какие сильные слова! Бог не хочет произ­ве­сти на тебя впечат­ле­ние, не хочет взять тебя в плен, не хочет схватить тебя за шиворот и притя­нуть к Себе. Он хочет, чтобы ты Его свобод­но поискал.

Вот великое благо­род­ство Бога, которым диавол не облада­ет. Диавол схватит тебя в охапку и даже тебе на спину запрыг­нет, он хочет взять тебя в плен тут же, немед­лен­но. А Бог хочет свободы челове­ка, его любви, его души хочет – того, о чем мы здесь говорим. Он хочет, чтобы я сам понял ценность того, о чем Он говорит. И когда я начну идти этим путем, то посте­пен­но, в меру моей духов­ной зрело­сти, всё, о чем говорят святые, начина­ет мне откры­вать­ся.

Идя вперед по этому пути, в нашем общении с Богом, мы будем ощущать всё большую уверен­ность и смелость. Потому что мы дрожим и боимся всего в этой жизни потому, что не встали на Его путь, чтобы Он показал нам Себя.

А «увидеть Царствие Божие, пришед­шее в силе», – это чудо, это значит обнару­жить Небес­ное присут­ствие здесь и теперь. В конеч­ном же счете это признак того, что ты вступил на Путь Креста, Креста любви в свободе.

Священ­ник Николай Людови­кос
Переве­ла с болгар­ско­го Станка Косова

13 января 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *