Подвиг христианский как труд бурлаков

Жизнь христи­ан­ская, как мы знаем, невоз­мож­на без подвига – пусть не велико­го, не поража­ю­ще­го вообра­же­ние, скром­но­го и даже, может быть, незамет­но­го для взгляда сторон­не­го наблю­да­те­ля, но все же подвига. Царствие Небес­ное силою берется, и употреб­ля­ю­щие усилие восхи­ща­ют его (Мф. 11: 12), – говорит нам в Еванге­лии Господь. А препо­доб­ный Исаак Сирин, великий угодник Божий, чей жизнен­ный путь являет собой дивный образец обращен­но­сти ума и сердца горе, предо­сте­ре­га­ет забыва­ю­щих об этом: «Никто не восхо­дил на небо, живя прохлад­но».

И все же… Все же, хотя мы, люди, верую­щие во Христа и в жизнь будуще­го века, и желаем, вне всякого сомне­ния, спастись и быть со своим Созда­те­лем в вечно­сти, произ­во­ля­ю­щих подви­зать­ся находит­ся все меньше и меньше. Мы слишком теплохлад­ны и слишком сильно стремим­ся к комфор­ту, чтобы с готов­но­стью покидать его зону.

Но время от времени благо­дать все-таки не просто касает­ся наших сердец, а дости­га­ет их глубины, застав­ля­ет встре­пе­нуть­ся, осмот­реть­ся вокруг, понять, насколь­ко бедствен­но наше текущее, налич­ное положе­ние.

И тогда появля­ет­ся желание изменить­ся, испра­вить­ся, хотя бы немного прибли­зить­ся к тому, какими хочет нас видеть Господь. Тут-то и стано­вит­ся понятно, какова мера нашего сердеч­но­го нечув­ствия – окаме­нен­но­го, как опреде­ля­ет­ся оно обычно у отцов. И что тут удиви­тель­но­го! Слишком подолгу остаем­ся мы теми самыми лежачи­ми камнями, под которые вода не течет. И чтобы выйти из этого состо­я­ния внутрен­ней статич­но­сти, начать переход от одной жизни к другой, необхо­ди­мо напрячь­ся, мобили­зо­вать­ся, чтобы в полном смысле этого слова подви­нуть или подвиг­нуть себя вперед. Это и есть подвиж­ни­че­ство.

Когда мы беремся наконец за этот труд, то необхо­ди­мо благо­да­рить Бога за ту решимость, которую Он (точно – Он!) влагает в наше желаю­щее доброго, но так отчаян­но сопро­тив­ля­ю­ще­е­ся ему то и дело сердце.

И необхо­ди­мо помнить еще о том, что тот же враг, который прежде держал нас в мягких и убива­ю­ще уютных объяти­ях сна лености и нераде­ния, убеждал, что «все идет нормаль­но, ничего можно не менять», теперь поста­ра­ет­ся употре­бить все возмож­ные способы для того, чтобы отвлечь от доброго намере­ния, запутать или запугать.

И о некото­рых из этих спосо­бов хотелось бы сказать отдель­но: слишком часто прибе­га­ет к ним против­ник нашего спасе­ния и слишком действен­ны­ми они оказы­ва­ют­ся.

Враг знает нас, изучает с самого момента нашего рожде­ния наши слабые и сильные стороны, наши страхи, наши привя­зан­но­сти, наши сердеч­ные распо­ло­же­ния. Он гораздо прилеж­нее и внима­тель­нее в этом отноше­нии, чем мы сами. И потому лучше понима­ет нас, нежели мы – себя.

И потому, если он видит в нас нереши­тель­ность, склон­ность к колеба­ни­ям, сомне­ни­ям, замеча­ет нашу робость, то начина­ет убеждать в том, что надо пожалеть себя, не слишком усерд­ство­вать, подождать, пока для подвиж­ни­че­ства насту­пит более благо­при­ят­ный момент, когда обсто­я­тель­ства в большей степени будут способ­ство­вать ему. И прочая, и прочая… И в итоге так нас расслаб­ля­ет, что мы, и не начав, уже закан­чи­ва­ем – бесслав­но и безре­зуль­тат­но.

Если же, наобо­рот, видит нашу ревность, то стара­ет­ся разжечь ее до предела, побудить нас покусить­ся на дела и сверше­ния, силы наши превос­хо­дя­щие, что очень быстро приво­дит к надрыву, внутрен­не­му слому, после которо­го мы опять-таки остав­ля­ем любые подвиги – понево­ле, не имея уже никакой возмож­но­сти подви­зать­ся.

А остав­ле­ние подви­гов вслед­ствие надрыва очень часто приво­дит к отвра­ще­нию от них и к отвра­ще­нию по отноше­нию к ним, понуж­да­ет не просто остано­вить­ся, но и очень часто – обратить­ся вспять.

Еще одна хитрость представ­ля­ет нечто среднее между двумя описан­ны­ми выше. Мы начина­ем подви­зать­ся, несмот­ря на все вражьи козни, трудим­ся, в чем-то недоста­то­че­ству­ем, в чем-то преуспе­ва­ем, но в какой-то момент… устаем. И тут враг навали­ва­ет­ся на нас с удеся­те­рен­ной силой. Начина­ет букваль­но закиды­вать помыс­ла­ми о том, что подви­зать­ся ведь придет­ся не месяц, не год, а всю жизнь! И нет, нам ни в коем случае не выдер­жать такой жизни, если не дать себе отдых, не позво­лить рассла­бить­ся, не заявить о своих правах на льготы. На какие? На возмож­ность сделать хотя бы несколь­ко шагов назад, разре­шить себе что-то из того, что однознач­но решено было из своей жизни изгнать. И эти шаги назад очень быстро приво­дят к тому, что ноги запле­та­ют­ся и мы падаем – однажды или многа­жды. Более или менее тяжело. А потом… Потом очень трудно бывает вставать и начинать все заново.

И, зная все эти уловки нашего против­ни­ка, хочется как замеча­тель­ное средство против них, как драго­цен­ное сокро­ви­ще мудро­сти духов­ной и опыта аскети­че­ско­го предло­жить настав­ле­ние о правиль­ном образе подвига велико­го старца Оптин­ско­го – препо­доб­но­го Амвро­сия, челове­ка, болев­ше­го большую часть своей жизни и подви­зав­ше­го­ся – день за днем, мгнове­ние за мгнове­ни­ем.

Препо­доб­ный Амвро­сий уподоб­лял подвиг труду бурла­ков: они то тянут баржу, то дают себе неболь­шую ослабу – но всегда идут только вперед

Подвиг христи­ан­ский препо­доб­ный уподоб­лял труду бурла­ков: они то тянут баржу, напря­гая мышцы и сухожи­лия, то дают себе неболь­шую ослабу, то снова тянут, то опять немного замед­ля­ют движе­ние – для того, чтобы мышцы не потеря­ли силу, а сухожи­лия не порва­лись. Но при том (и это крайне важно!) они ни на мгнове­ние не обраща­ют­ся вспять, направ­ле­ние их движе­ния посто­ян­но и неизмен­но. Они не спешат, они не допус­ка­ют мысли о том, что баржу можно бросить, а самим сбежать, они тянут и тянут ее вперед.

Их путь долог, труд кажется невыно­си­мо тяжким, и однако же они рано или поздно обяза­тель­но дости­га­ют своей цели.

Игумен Некта­рий (Морозов)

15 сентяб­ря 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *