Платим ли мы болезнью за грехи? — священник отвечает на детские богословские вопросы

Среди детских вопро­сов о вере часто встре­ча­ют­ся вопросы «теоре­ти­че­ские» — то есть о ключе­вых момен­тах христи­ан­ско­го богосло­вия. На часть таких вопро­сов уже ответил прото­и­е­рей Александр Елатом­цев, насто­я­тель храма Рожде­ства Христо­ва в селе Рожде­стве­но Истрин­ско­го района Москов­ской области, духов­ник право­слав­ной школы «Рожде­ство», теперь он отвеча­ет на остав­ши­е­ся.

Прото­и­е­рей Александр
ЕЛАТОМЦЕВ

Иисус Христос знал, что человек родится грешным? Если знал, то зачем Он сделал так, чтобы тот родился?

Нужно уточнить смысл вопроса. Если в словах «родится грешным» имеется в виду, что человек изначаль­но получит­ся грешни­ком (то есть будет сотво­рен таким), то это ложная поста­нов­ка вопроса. Бог сотво­рил челове­ка изначаль­но по Своему образу и подобию, то есть чистым, безгреш­ным и правед­ным, а грешни­ком человек Адам стал по своей воле (мог бы и не стать таким). От испор­чен­но­го Адама пошло испор­чен­ное челове­че­ство.

Поэтому правиль­нее спросить так: если Бог знает, что конкрет­ный человек родится грешным (то есть с испор­чен­ной приро­дой, которую он неизбеж­но получа­ет от испор­чен­ных родите­лей и праро­ди­те­лей), то зачем Он позво­лил этому быть?

На этот вопрос есть ответ. Бог дает рождать­ся новым людям, чтобы каждому дать его шанс стать из грешни­ка правед­ни­ком, а то и святым. Он ради этого сошел на землю и спустил­ся до ада, этого ждали все люди в аду до Рожде­ства Христо­ва. Это вселяет надежду в нас, людей новой эры, Нового Завета, что мы сможем победить грех и воскрес­нуть со Христом в жизнь вечную.

Когда мы болеем, то расплачиваемся за грехи?

И да, и нет. Конечно, распла­чи­ва­ешь­ся, если назло маме ты гулял без шапки и просту­дил­ся, или систе­ма­ти­че­ски переедал сладко­го и в резуль­та­те заболел диабе­том. Здесь связь прямая. А бывает и связь косвен­ная, когда человек грубит всем вокруг, важни­ча­ет, а потом через болезни Господь его смиряет.

Но бывает иногда, что человек (напри­мер, ребенок) болеет не потому, что он согре­шил, и даже не потому, что его родите­ли согре­ши­ли, а для того, чтобы на нем явились дела Божии. То есть или на нем Господь покажет Свою чудодей­ствен­ную силу и исцелит его, или с ним случит­ся еще большее чудо, чем исцеле­ние. Это бывает тогда, когда человек в своей болезни, в своем даже инвалид­ном состо­я­нии оказы­ва­ет­ся приме­ром терпе­ния и силы духа. Таких случаев много. Показа­те­лен пример нашего совре­мен­ни­ка Ника Вуйчича (обяза­тель­но посмот­ри о нем видео в интер­не­те). Чудо его веры и благо­дар­но­сти Богу просто поража­ет. А еще для того, чтобы разобрать­ся в причи­нах болез­ней, полезно пораз­мыш­лять над русской поговор­кой «Бог терпел и нам велел».

Платим ли мы болезнью за грехи? — священник отвечает на детские богословские вопросы

Есть ли судьба? Будущее предначертано с рождения?

Судьбы как фатума (предна­чер­тан­но­го неотвра­ти­мо­го сцена­рия), конечно, нет. Есть судьба как история жизни: что-то в этой истории вытека­ет из предше­ству­ю­щих причин, а что-то меняет­ся от произ­во­ле­ния челове­ка. Именно эта изменя­е­мая часть — самое интерес­ное в нашей судьбе. Это поле нашей свободы.

Напри­мер: два мальчи­ка сбежали из детдома и заблу­ди­лись в лесу. Предше­ству­ю­щие причины этого события у них одина­ко­вы: обоих бросили родите­ли, было плохо в детдоме, оба захоте­ли другой (неизвест­но какой, но другой) жизни. И вот теперь обоим холодно, голодно и страшно. А дальше начина­ет­ся самое интерес­ное: один устал, запани­ко­вал, лег и плачет: «Всё, кончено, здесь умру!» Другой говорит: «Ну как хочешь, а я пойду дальше». Мобили­зо­вав свои знания приро­до­ве­де­ния (как ориен­ти­ро­вать­ся в лесу), помолил­ся Богу, пошел и нашел дорогу. Дальше опять развил­ка: или с радостью побежал и нашел людей, или вернул­ся и вытащил слабого товари­ща. И всё это судьба, и судьба разная! Никако­го предопре­де­ле­ния! Человек (вместе с Богом) сам кузнец своего счастья.

Послесловие для родителей

Дорогие родите­ли, наши мудрые дети поста­ви­ли перед нами очеред­ную (может быть, даже перво­оче­ред­ную) задачу: обрести единую цельную картину жизни и деятель­но­сти всего челове­че­ства. Вера христи­ан­ская говорит нам и о начале, и о продол­же­нии, и о конце челове­че­ской истории. Именно у христи­ан есть задача понять всё и разобрать­ся во всём. Ну, насколь­ко это для нашего ума возмож­но. Просто нам нельзя ленить­ся.

Все области знания, творче­ства и ремесла — это площад­ки или для укреп­ле­ния веры, или, увы, для потери ее. Именно христи­ане должны додумать все мысли до конца, во всем доходить до сути. Именно эту суть и сотво­рил Господь, а дети упрямо ищут перво­об­ра­зы и главные смыслы. Если мы ищем вместе с ними — мы помога­ем им увидеть и правду Божию, и Самого Бога. Если не ищем (или переста­ли искать) — потеря­ем и то, что имеем. Потеря­ем­ся сами, заблу­дим­ся. Горько будет нашим детям, детям потеряв­ших­ся родите­лей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *