Платим ли мы болезнью за грехи? — священник отвечает на детские богословские вопросы
Среди детских вопросов о вере часто встречаются вопросы «теоретические» — то есть о ключевых моментах христианского богословия. На часть таких вопросов уже ответил протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество», теперь он отвечает на оставшиеся.
![](https://xn--80aaatqhbxvlf8c9gg.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/11/Elatov-1.jpg)
ЕЛАТОМЦЕВ
Иисус Христос знал, что человек родится грешным? Если знал, то зачем Он сделал так, чтобы тот родился?
Нужно уточнить смысл вопроса. Если в словах «родится грешным» имеется в виду, что человек изначально получится грешником (то есть будет сотворен таким), то это ложная постановка вопроса. Бог сотворил человека изначально по Своему образу и подобию, то есть чистым, безгрешным и праведным, а грешником человек Адам стал по своей воле (мог бы и не стать таким). От испорченного Адама пошло испорченное человечество.
Поэтому правильнее спросить так: если Бог знает, что конкретный человек родится грешным (то есть с испорченной природой, которую он неизбежно получает от испорченных родителей и прародителей), то зачем Он позволил этому быть?
На этот вопрос есть ответ. Бог дает рождаться новым людям, чтобы каждому дать его шанс стать из грешника праведником, а то и святым. Он ради этого сошел на землю и спустился до ада, этого ждали все люди в аду до Рождества Христова. Это вселяет надежду в нас, людей новой эры, Нового Завета, что мы сможем победить грех и воскреснуть со Христом в жизнь вечную.
Когда мы болеем, то расплачиваемся за грехи?
И да, и нет. Конечно, расплачиваешься, если назло маме ты гулял без шапки и простудился, или систематически переедал сладкого и в результате заболел диабетом. Здесь связь прямая. А бывает и связь косвенная, когда человек грубит всем вокруг, важничает, а потом через болезни Господь его смиряет.
Но бывает иногда, что человек (например, ребенок) болеет не потому, что он согрешил, и даже не потому, что его родители согрешили, а для того, чтобы на нем явились дела Божии. То есть или на нем Господь покажет Свою чудодейственную силу и исцелит его, или с ним случится еще большее чудо, чем исцеление. Это бывает тогда, когда человек в своей болезни, в своем даже инвалидном состоянии оказывается примером терпения и силы духа. Таких случаев много. Показателен пример нашего современника Ника Вуйчича (обязательно посмотри о нем видео в интернете). Чудо его веры и благодарности Богу просто поражает. А еще для того, чтобы разобраться в причинах болезней, полезно поразмышлять над русской поговоркой «Бог терпел и нам велел».
![Платим ли мы болезнью за грехи? — священник отвечает на детские богословские вопросы](https://foma.ru/wp-content/uploads/2019/05/15885728497_df5ee88252_k-e1558103142952-700x426.jpg)
Есть ли судьба? Будущее предначертано с рождения?
Судьбы как фатума (предначертанного неотвратимого сценария), конечно, нет. Есть судьба как история жизни: что-то в этой истории вытекает из предшествующих причин, а что-то меняется от произволения человека. Именно эта изменяемая часть — самое интересное в нашей судьбе. Это поле нашей свободы.
Например: два мальчика сбежали из детдома и заблудились в лесу. Предшествующие причины этого события у них одинаковы: обоих бросили родители, было плохо в детдоме, оба захотели другой (неизвестно какой, но другой) жизни. И вот теперь обоим холодно, голодно и страшно. А дальше начинается самое интересное: один устал, запаниковал, лег и плачет: «Всё, кончено, здесь умру!» Другой говорит: «Ну как хочешь, а я пойду дальше». Мобилизовав свои знания природоведения (как ориентироваться в лесу), помолился Богу, пошел и нашел дорогу. Дальше опять развилка: или с радостью побежал и нашел людей, или вернулся и вытащил слабого товарища. И всё это судьба, и судьба разная! Никакого предопределения! Человек (вместе с Богом) сам кузнец своего счастья.
Послесловие для родителей
Дорогие родители, наши мудрые дети поставили перед нами очередную (может быть, даже первоочередную) задачу: обрести единую цельную картину жизни и деятельности всего человечества. Вера христианская говорит нам и о начале, и о продолжении, и о конце человеческой истории. Именно у христиан есть задача понять всё и разобраться во всём. Ну, насколько это для нашего ума возможно. Просто нам нельзя лениться.
Все области знания, творчества и ремесла — это площадки или для укрепления веры, или, увы, для потери ее. Именно христиане должны додумать все мысли до конца, во всем доходить до сути. Именно эту суть и сотворил Господь, а дети упрямо ищут первообразы и главные смыслы. Если мы ищем вместе с ними — мы помогаем им увидеть и правду Божию, и Самого Бога. Если не ищем (или перестали искать) — потеряем и то, что имеем. Потеряемся сами, заблудимся. Горько будет нашим детям, детям потерявшихся родителей.