Не любая красота спасительна. Что выберет Русь?

Часто говорят, что святой равноап­о­столь­ный князь Влади­мир выбрал право­сла­вие потому, что оно красиво. И действи­тель­но, в «Повести времен­ных лет» читаем рассказ княже­ских послов о право­слав­ном богослу­же­нии: «И пришли мы в грече­скую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не ведали, где мы есть — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и расска­зы­вать об этом. Знаем только, что пребы­ва­ет там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладко­го, не возьмет потом горько­го; так и мы не можем уже здесь пребы­вать в языче­стве». Обрати­те внима­ние: красота воспри­ни­ма­ет­ся не просто как эстети­че­ская состав­ля­ю­щая нашей жизни — она стано­вит­ся религи­оз­ным, богослов­ским аргумен­том. Только вот многие упуска­ют, что это не только и не столько о красоте внешней.

Недавно мне нужно было объяс­нить иностран­ным студен­там, не очень хорошо говоря­щим по-русски, что лежит в основе русской культу­ры и о чем говорит­ся в «Повести». Очень глубо­кие размыш­ле­ния об этом я нашел у Сергея Серге­е­ви­ча Аверин­це­ва. Он обраща­ет внима­ние на то, что в связи с Креще­ни­ем Руси речь идет об особой красоте, и перехо­дит от красоты к любви — через Рублёва и Флорен­ско­го с его знаме­ни­тым: «Если есть “Троица” Рублёва, значит, есть Бог». Не любая красота спаси­тель­на. А единствен­ная любовь, о которой в Древней Руси говорят без стыда, — это любовь состра­да­тель­ная (да и пушкин­ское «милость к падшим призы­вал» — тоже оттуда). Аверин­цев делает еще одно интерес­ное наблю­де­ние: если сравнить культ Богоро­ди­цы на право­слав­ной Руси и в католи­че­ской средне­ве­ко­вой Европе, то на Западе он тесно увязан с рыцар­ством и курту­аз­ной любовью, а в нашей культу­ре это всегда состра­да­тель­ная материн­ская любовь — и только она.

Гонцы князя Влади­ми­ра, расска­зы­вая о Святой Софии в Констан­ти­но­по­ле, говорят не об эстети­ке — они говорят о красоте небес­ной. Той, которая поража­ет не глаза, а восхи­ща­ет душу. Помните, как у апосто­ла Павла: Знаю челове­ка во Христе, который назад тому четыр­на­дцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхи­щен был до третье­го неба… (2 Кор 12:2). Аверин­цев потому и перехо­дит к Рублёву, что речь о той красоте, которую на Руси всегда переда­ва­ла икона.

Вот что лежит в основе мирови­де­ния наших народов, тысячу лет назад приняв­ших Креще­ние: нет сильнее красоты, чем небес­ная, и нет сильнее любви, чем состра­да­тель­ная.

Источ­ник: Фома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *