Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»

Коммен­та­рий руково­ди­те­ля Право­во­го управ­ле­ния Москов­ской Патри­ар­хии игуме­нии Ксении (Чернеги) к проекту федераль­но­го закона «Об осуществ­ле­нии иденти­фи­ка­ции и (или) аутен­ти­фи­ка­ции физиче­ских лиц с исполь­зо­ва­ни­ем биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных и о внесе­нии измене­ний в отдель­ные законо­да­тель­ные акты Россий­ской Федера­ции».

В законо­про­ект по предло­же­нию Церкви внесены следу­ю­щие поправ­ки, направ­лен­ные на обеспе­че­ние права гражда­ни­на на отказ от сбора и разме­ще­ния биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных.

Во-первых, законо­про­ект прямо преду­смат­ри­ва­ет не только право лица на отказ от сбора и разме­ще­ния биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных, но содер­жит также и нормы, касаю­щи­е­ся формы и проце­ду­ры отказа. Так, соглас­но ст. 2 законо­про­ек­та, отказ предо­став­ля­ет­ся лицом лично в отделе­ние МФЦ с получе­ни­ем в МФЦ письмен­но­го подтвер­жде­ния предо­став­ле­ния такого отказа. Форма данных отказа и его письмен­но­го подтвер­жде­ния будут опреде­ле­ны Прави­тель­ством РФ. Важно отметить, что лицо вправе отозвать отказ, предо­ста­вив такой отзыв лично в отделе­ние МФЦ, с получе­ни­ем письмен­но­го подтвер­жде­ния отзыва отказа. На этот случай форма отзыва отказа и его письмен­но­го подтвер­жде­ния также будут опреде­ле­ны Прави­тель­ством РФ.

Во-вторых, законо­про­ект допус­ка­ет разме­ще­ние на едином портале госус­луг (ЕПГУ) сведе­ний об отказе от сбора и разме­ще­ния биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных, а также об отзыве такого отказа только в том случае, если лицо зареги­стри­ро­ва­лось в единой системе иденти­фи­ка­ции и аутен­ти­фи­ка­ции. В случае, если гражда­нин не дал согла­сия на такую регистра­цию, сведе­ния о сделан­ном им отказе от сбора и разме­ще­ния биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных, а также об отзыве такого отказа в ЕПГУ.

В‑третьих, законо­про­ект запре­ща­ет дискри­ми­на­цию граждан в зависи­мо­сти от прохож­де­ния ими иденти­фи­ка­ции и аутен­ти­фи­ка­ции. Так, в ст. 2 законо­про­ек­та содер­жат­ся положе­ния о том, что оказа­ние услуг, выпол­не­ние работ и продажа товаров не могут быть обуслов­ле­ны прохож­де­ни­ем иденти­фи­ка­ции и аутен­ти­фи­ка­ции. Равным образом объем предо­став­ля­е­мых услуг (выпол­ня­е­мых работ) и количе­ство товаров также не могут зависеть от прохож­де­ния потре­би­те­лем иденти­фи­ка­ции и аутен­ти­фи­ка­ции.

Важно, что законо­про­ек­том преду­смот­ре­но исклю­чи­тель­ное право родите­лей и иных закон­ных предста­ви­те­лей несовер­шен­но­лет­них предо­став­лять согла­сие на разме­ще­ние и обработ­ку их биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных. Соответ­ствен­но, родите­ли вправе отказать­ся от сбора и разме­ще­ния биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных несовер­шен­но­лет­них, а также отозвать впослед­ствии данных отказ.

Хотела бы также отметить, что законо­про­ект преду­смат­ри­ва­ет созда­ние при прави­тель­стве РФ Коорди­на­ци­он­но­го совета по разви­тию цифро­вых техно­ло­гий иденти­фи­ка­ции и аутен­ти­фи­ка­ции на основе биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных. В состав данного совета войдут не только предста­ви­те­ли обществен­но­сти и эксперт­но­го сообще­ства, но также и предста­ви­те­ли центра­ли­зо­ван­ных религи­оз­ных органи­за­ций.

Церковь предла­га­ла также устано­вить закры­тый перечень биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных, подле­жа­щих разме­ще­нию и обработ­ке в целях иденти­фи­ка­ции и аутен­ти­фи­ка­ции. Данное предло­же­ние учтено частич­но. Редак­ция законо­про­ек­та преду­смат­ри­ва­ет закры­тый перечень биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных подле­жа­щих сбору и разме­ще­нию в единой биомет­ри­че­ской системе, к таким данным относят­ся изобра­же­ние лица челове­ка, получен­ное с помощью фото- и видео­устройств и запись голоса челове­ка, получен­ная с помощью звуко­за­пи­сы­ва­ю­щих устройств. Однако, после 2024 года данный перечень предпо­ла­га­ет­ся расши­рить, о чем сказано в п. 9 ст. 27 законо­про­ек­та, соглас­но которо­му с 1 сентяб­ря 2024 года действие закона будет распро­стра­не­но на виды биомет­ри­че­ских персо­наль­ных данных, опреде­лен­ные Прави­тель­ством Россий­ской Федера­ции по согла­со­ва­нию с федераль­ным органом испол­ни­тель­ной власти в области обеспе­че­ния безопас­но­сти и Коорди­на­ци­он­ным советом. Вместе с тем, установ­лен­ный законо­про­ек­том запрет на разме­ще­ние и обработ­ку геном­ной инфор­ма­ции не подле­жит пересмот­ру.

Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *