Карантин: взгляд Священного Писания

Несколь­ко месяцев назад, вскоре после Пасхи, которую подав­ля­ю­щее большин­ство христи­ан в связи с извест­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми встре­ти­ли дома, отец Олег Стеняев в одной из своих бесед подроб­но говорил о том, как относит­ся к каран­ти­ну Священ­ное Писание и как право­слав­ный человек должен себя вести во время подоб­ных эпиде­мий. В эти ноябрь­ские дни пожилые люди снова вынуж­де­ны неотлуч­но находить­ся в своих домах, а посеще­ния храмов по прежне­му ограни­че­ны. Поэтому беседа о. Олега о такой пробле­ме, как каран­тин, опять оказы­ва­ет­ся более чем насущ­ной.

Мы дожили до таких времен, что встре­ти­ли нынеш­нюю Пасху в очень стеснен­ных услови­ях, несколь­ко даже напоми­на­ю­щих совет­ские времена, когда далеко не все желаю­щие могли попасть в храм.

Но что получи­лось в итоге? Ведь Господь никогда не попус­ка­ет зла, не имея намере­ния обратить его в добро. Получи­лось так, что верные стали празд­но­вать Пасху по домам. Когда люди собира­ют­ся в храмах для празд­но­ва­ния Пасхи, то такого распро­стра­не­ния не бывает. А в эту Пасху люди по домам возжи­га­ли свечи, ставили их на подокон­ни­ки, молились, и наши дома превра­ти­лись в храмы.

Диавол, конечно, всегда стремит­ся к тому, чтобы остано­вить богослу­же­ние на планете, и особен­но Божествен­ную литур­гию. Почему он к этому стремит­ся? Святые отцы говори­ли, что Бескров­ная Жертва – Божествен­ная литур­гия – останав­ли­ва­ет идоло­по­клон­ство и сдержи­ва­ет диавола. Богослу­же­ние, конечно же, не удалось остано­вить, потому что священ­ни­ки служили литур­гию и совер­ша­ли Бескров­ную Жертву. Но врачи и влиятель­ные мира сего насто­я­ли, чтобы люди всё это время остава­лись дома по сообра­же­ни­ям каран­ти­на. С этим обсто­я­тель­ством бывает трудно поспо­рить.

Сейчас вся планета пребы­ва­ет в ужасе, панике. Все боятся этой эпиде­мии. Нечто подоб­ное было в Средние века, когда ходила Черная смерть – чума, и в некото­рых землях от нее погиба­ло даже до двух третей населе­ния. А так как совре­мен­ные переме­ще­ния проис­хо­дят очень быстро, народ летает самоле­та­ми, то люди за корот­кое время переза­ра­жа­ли друг друга в масшта­бах плане­тар­ных. И это, конечно, беда. Вполне возмож­но, что кто-то исполь­зу­ет эту беду в своих целях – полити­че­ских, социаль­ных, эконо­ми­че­ских, – некото­рые люди свои корыст­ные планы могут иметь.

Мы, христи­ане, знаем, как вести себя в ситуа­ци­ях эпиде­мий

Но мы, христи­ане, знаем, как вести себя в ситуа­ци­ях эпиде­мий. Мы должны на все проис­хо­дя­щее реаги­ро­вать с точки зрения Священ­но­го Писания. Библия – это Господне руковод­ство к действию. Что же мы видим в Священ­ном Писании относи­тель­но подоб­ных явлений?

Во-первых, мы знаем, что Библия – это первая книга на планете, которая опреде­ли­ла такое понятие, как каран­тин. С древней­ших времен для людей с зараз­ны­ми заболе­ва­ни­я­ми и даже для тех, кто на подозре­нии, непре­мен­но устанав­ли­вал­ся каран­тин. Об этом говорит нам Книга Левит, она входит в Пятикни­жие. Пятикни­жие – это Закон Божий, а Господь сказал: «Я пришел не нарушить закон, но испол­нить» (ср. Мф. 5, 17).

Так вот, Закон Божий устанав­ли­ва­ет для нас, что если есть подозре­ние на зараз­ную инфек­цию, то челове­ка изоли­ру­ют. В древние времена священ­ни­ки – они же были и знахари, то есть знающие лекари. Священ­ник осмат­ри­вал челове­ка и, если видел какие-то подозри­тель­ные призна­ки, то отправ­лял его в каран­тин на неделю. Человек должен был вымыть свою одежду и ни с кем не общать­ся. Через неделю священ­ник осмат­ри­вал его и выносил решение: здоров, или же: нужно оставить в каран­тине еще на неделю. И так до трех недель. Если человек не шел на поправ­ку через три недели, и стано­ви­лось очевид­ным, что это зараз­ное заболе­ва­ние, то он получал статус нечисто­го и обязан был носить черные одежды с колоколь­чи­ка­ми, чтобы в темноте опове­щать о своем прибли­же­нии. При входе в какое-то селение он издале­ка должен был кричать: «Нечист, нечист!»

Христи­ане призна­ва­ли этот Моисеев закон о каран­тине. В Еванге­лии от Марка расска­зы­ва­ет­ся, как Христос исцелил челове­ка от проказы и сказал ему: «Иди, покажись священ­ни­кам» (ср. Лк. 17, 14). Что это значит? На основа­нии книги Левит, 13 глава, священ­ник мог отменить каран­тин. А мог и не отменить. И когда Христос отправ­лял к священ­ни­кам, Он действо­вал на основа­нии Закона.

Закон запре­щал празд­но­вать Пасху тем, кто прика­сал­ся к чему-то нечисто­му, к умерше­му, напри­мер. В таком случае было подозре­ние, что человек мог заразить­ся от трупа. А тем более не празд­но­ва­ли Пасху те, кто находил­ся в каран­тине. Для таких Пасха перено­си­лась на месяц, на два. Также перено­си­лась Пасха для тех, кто был в дороге, где-нибудь среди язычни­ков. Там они не могли полно­цен­но празд­но­вать Пасху.

Мы знаем, что не надо искушать Господа

Запове­ди даны не для смерти, а для жизни. Вот, показы­ва­ли по телеви­зо­ру каких-то фанати­ков, которые во время каран­ти­на облизы­ва­ли решетки гробниц в Иране. Вот это насто­я­щие фанати­ки, они показа­ли фанатизм своей веры. Потом все, кто облизы­вал эти решетки, заболе­ли, и несколь­ко из них умерло.

В Израиле религи­оз­ные иудеи отказы­ва­ют­ся от каран­ти­на и собира­ют­ся в кучи – там уже большая часть их зарази­лась, и они рискуют потерять всех почита­е­мых своих старцев, потому что это люди преклон­но­го возрас­та и умирают прежде всех.

А мы знаем, что не надо искушать Господа. Когда диавол искушал Христа, он поста­вил Его на крышу храма. Почему именно на крышу храма? Храм – святое место, и тут должна быть особая защита Божия.

«Кинься вниз, – сказал диавол, – Ты не преткнешь­ся ногою Своею о камень». Опять же, камень у подно­жия храма – это тоже святое место.

Что Христос ответил на это? Он сказал: «Написа­но: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4, 7).

Поэтому мы руковод­ству­ем­ся не фанатиз­мом каких-то больных людей, и даже не теми рекомен­да­ци­я­ми, которые светские люди нам предла­га­ют – у них там тоже психоз какой-то наблю­да­ет­ся, и свои цели в связи с этой эпиде­ми­ей могут быть. Мы руковод­ству­ем­ся Священ­ным Писани­ем, а оно учит, что надо согла­шать­ся с каран­ти­ном, надо воздер­жи­вать­ся от общения с людьми. Это Закон Божий, и мы будем его придер­жи­вать­ся.

Кстати, христи­ан­ство – это не религия храма. Вот иудаизм – это религия храма. У них сейчас храма нет – храм они могут иметь только на горе Мориа, – и они сейчас не могут ни жертву прино­сить, ни кажде­ние совер­шать.

Христи­ан­ство – это не религия храма. Самые древние христи­ан­ские храмы – это домаш­ние церкви

В христи­ан­стве все не так. Христи­ане первые четыре века вообще без храмов жили. Только в IV веке стали появлять­ся первые базили­ки. А в некото­рых местно­стях до самого IX века не было никаких храмов. Христи­ан­ство возник­ло как религия без храма. Но мы все таинства можем совер­шать без храма. Поэтому мы никак не ущемле­ны. Самые древние христи­ан­ские храмы – это домаш­ние церкви. Прочи­тай­те посла­ния апосто­ла Павла, где он пишет: привет­ствую домаш­нюю церковь такую-то, или такую-то. Само слово «церковь» никогда не означа­ет храм, здание. Грече­ское слово «церковь» – эклес­сия – означа­ет «собра­ние».

Мы знаем, что в послед­ние времена христи­ане потеря­ют все свои храмы. Как начина­лась Церковь в катаком­бах, в таком же вариан­те она и закон­чит­ся. Потому что во дни антихри­ста не будет возмож­но­сти открыто совер­шать службу, и мы вернем­ся к опыту изначаль­ной Церкви.

И не надо забывать, что Бог любое зло обраща­ет в добро, иначе бы Он нам этого не попус­кал.

Прото­и­е­рей Олег Стеняев
Записа­ла Елена Дешко

6 ноября 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *