Как мы питаем себя ложью

Что читают сейчас люди? Они читают интер­нет. Что пишет один человек в интер­не­те, что другой, что третий. Каждый выбира­ет по своему вкусу, по своим мировоз­зрен­че­ским предпо­сыл­кам, по своим идеям и идеалам. Кто-то читает, напри­мер, статью про корона­ви­рус, что он действи­тель­но страш­ный или что он действи­тель­но нестраш­ный. Кто-то читает про то, что всем хотят чипы через вакци­на­цию ввести, читает подроб­ней­шим образом все докумен­ты, вникает, рассмат­ри­ва­ет. Спроси его через полчаса – он наизусть проци­ти­ру­ет то, что он прочи­тал в интер­не­те: какие поправ­ки к Консти­ту­ции, какие слова с большой буквы, какие ему нравят­ся, какие не нравят­ся – потому что это по-насто­я­ще­му его интере­су­ет, он живет этим. Но это ложь. Человек питает себя ложью. В данном случае неважно: он может прочи­тать статью про ужасы панде­мии, может прочи­тать про то, что панде­мии никакой нету, но и то и другое – ложь. Не потому, что это формаль­но не соответ­ству­ет каким-то факти­че­ским данным, а потому, что оно по существу – ложь. Потому что все в интер­не­те – ложь.

Напри­мер, когда сатана говорит свое слово, он не говорит абсолют­но непра­виль­но, он приме­ши­ва­ет к нему какую-то правду, но лживость этому слову придает то, что говорит ее враг, говорит ее сатана. Он говорит ее без Бога. Ни тот, кто пишет про ужасы панде­мии, ни тот, кто пишет, что ее нет, ни тот, кто пишет про чипиза­цию, ни тот, кто пишет, что это все ерунда и надо ее спокой­но принять, – никто из них не пишет с упова­ни­ем на Бога. Никто не пишет и не говорит это как слова Божии. Нигде там Христос в словах не звучит. А если это не Христос, если не с верою во Христа слова сказаны, если не от Священ­но­го Писания они идут, то они лживы. Совер­шен­но неважно, насколь­ко они соответ­ству­ют факти­че­ским вещам.

К примеру, через какое-то время будут (я не говорю, что будут реально, но вот так пишут в интер­не­те) всем делать вакци­на­цию. Прини­мать или не прини­мать? Простой вопрос, насущ­ный, все ломают голову. Абсолют­но лживый, ложный вопрос. Почему? Пробле­ма­ти­ка абсолют­но лживая, ложная, абсолют­но вразрез со всем Священ­ным Писани­ем. Почему? Потому что «довлеют дневи его заботы». Доволь­но для каждого дня его заботы. Всякая попытка разре­шить пробле­му, которой сегодня нет, есть лжива, потому что она не сегодняш­няя пробле­ма.

Всякая попытка разре­шить пробле­му, которой сегодня нет, – лжива, потому что она не сегодняш­няя пробле­ма

Ты пытаешь­ся решить пробле­му, которая еще перед тобой не стоит, тебя только ею пугают. Правиль­но пугают или непра­виль­но? Никто не знает, что прине­сет завтраш­ний день. Ты, может, завтра умрешь, и тебе не эту пробле­му надо решать, а пробле­му, на что тебя хоронить будут. А ты все эти дни думал, как спастись от возмож­ной пробле­мы, до которой ты не доживешь. Или начнет­ся какая-то вакци­на­ция, а в это время случит­ся так, что у тебя умрет ребенок и тебе надо совер­шен­но не эту пробле­му решать. И тебе будет совер­шен­но до лампоч­ки эта пробле­ма. Что угодно может случить­ся! Когда-то люди ставили себе далеко идущие задачи, но пришла револю­ция, и те задачи, которые люди ставили, скажем, в декабре 1916 года, стали в марте 1917-го, то есть через два месяца, абсолют­но неакту­аль­ны. А те пробле­мы, которые обсуж­да­ли в апреле 1917 года, через полгода не имели никако­го смысла. А те пробле­мы, которые обсуж­да­ли в октябре 1918 года, через год вообще у всех исчезли.

Так же, скажем, строили планы выпуск­ни­ки в мае 1941 года, писали сочине­ние: кем я буду. К 75-летию Победы вышел такой ролик трога­тель­ный: выпуск­ни­ки пишут: кем я мечтаю быть. А потом учитель­ни­ца накле­и­ва­ет их фотогра­фии на памят­ную доску, и когда прихо­дит очеред­ная похорон­ка, она говорит: «Послед­ний». И все их мечты никуда не привели. Никто из них не мечтал ни погиб­нуть, ни стать героем. Они о другом мечтали – все перечерк­ну­ла война. Все планы, все идеи, все мечты. Так же, как и эта панде­мия корона­ви­ру­са… Неважно, страш­ная она на самом деле или нет, но всё, что с ней связано, перечерк­ну­ло наши планы на лето. Вот у меня друзья – у них были уже куплены билеты в круиз вокруг Велико­бри­та­нии на пароме. И всё – никако­го круиза, никако­го парома. Реаль­ность оказа­лась совсем не такой. И как можно строить какие-то планы?

Господь говорит: каждому дню доволь­но его заботы. Не заботь­ся о завтраш­нем дне, ибо завтраш­ний день сам о себе позабо­тит­ся. А мы вопреки этой прямой фразе Господа решаем, что будет «когда-то там», даже не зная, доживем ли мы до этого «там», и будет ли это «там», и будет ли там то, чего мы боимся… Может, то, что будет там, гораздо страш­нее того, чего мы боимся. А может, и наобо­рот. Подоб­ные рассуж­де­ния в принци­пе против веры, против Христа. Поэтому они лживы по существу. Но человек этого не замеча­ет, потому что он живет не Писани­ем, он погру­жа­ет­ся в поток инфор­ма­ции. И я еще раз повторю: совер­шен­но не важно, насколь­ко эта инфор­ма­ция соответ­ству­ет фактам, она в любом случае ложна, потому что человек, это пишущий и это читаю­щий, в равной степени уже доверя­ют этой инфор­ма­ции, а не слову Божию.

Поэтому очень важно выйти из этого потока инфор­ма­ции, выйти, выбрать­ся на берег, высох­нуть от этого всего, очистить­ся и взять за основу слово Божие, читать его. Нет, – говорят, – но столько событий, мы же тогда вообще выпадем в осадок… Нет, в осадок мы выпадем именно тогда, когда погру­жа­ем­ся в инфор­ма­ци­он­ные потоки, когда стано­вим­ся частью этого мира, частью инфор­ма­ции. Мы ее транс­ли­ру­ем. Мы прочи­та­ли статью, ее пересла­ли своему знако­мо­му, тот переслал другому. Мы не прове­ри­ли досто­вер­ность, мы не прове­ри­ли, насколь­ко это соответ­ству­ет Писанию, да и нам нет дела до Писания, мы давно о нем забыли. Мы живем вот в этом потоке, а в резуль­та­те-то вера наша теряет­ся. Мы же сказали: вера – она крепнет, когда мы испол­ня­ем запове­ди. Какие запове­ди?! О чем вы говори­те, если я жду, что через 3 месяца, через полгода будет всеоб­щая вакци­на­ция – я ее боюсь. Все, я уже не думаю о Боге, я не Бога боюсь, боюсь вакци­на­ции. Я думаю не о том, как мне сегодня здесь, сейчас испол­нить запове­ди Божии. Я думаю, как мне тогда жить, что мне тогда делать; как мне сделать так, чтобы не было вакци­на­ции, или как от нее спастись. Вот, я сейчас нарушаю запове­ди Божии, я отпадаю от Христа хотя бы тем, что я не верю в Него, что для меня госпо­ди­ном моей жизни стано­вит­ся человек, приду­мав­ший вакци­на­цию и застав­ля­ю­щий меня ее принять. А не Бог. Я уже напрас­но называю Его Госпо­дом, Он давно не мой хозяин. Мой хозяин – те люди, которые сыплют мне инфор­ма­цию, и я ей верю. А слову Божиему не верю.

Слово Божие говорит: не бойтесь, не бойтесь… Но мы боимся. Значит, мы уже против слова Божия

Слово Божие что говорит? Слово Божие говорит: не бойтесь, не бойтесь… Много-много раз говорит­ся в Священ­ном Писании Нового Завета: не бойтесь. Но мы боимся. Значит, мы уже против. И вот этот процесс – очень важный. Вы даже не представ­ля­е­те, насколь­ко для молитвы важно, чтобы вы не боялись того, что вокруг вас. Вот вы читаете текст молит­вен­ный, начина­е­те молить­ся. Чтобы молитва, что называ­ет­ся, пошла, нужна вера, что Бог меня защища­ет. И тут же у вас вспыхи­ва­ет страх… Вы читали сегодня интер­нет полтора часа, про ужасы, которые вас ждут через полгода. Вы начина­е­те бояться уже не Бога, вы начина­е­те бояться тех ужасов, которы­ми вас напуга­ли. И у вас начина­ет­ся мыслен­ная брань, а это разру­ша­ет всю молитву. Что вы делаете? Вы мыслен­но пытае­тесь преодо­леть эти страхи, которые у вас возни­ка­ют, и утвер­дить себя на основа­нии веры. Бог меня защитит, Бог поможет, моя жизнь в Его руках. Но как? Как вы это сдела­е­те? Если вы не читали сегодня жития святых, вы не читали сегодня расска­зы про Авраама, про Давида, про Сампсо­на или про каких-нибудь еще правед­ни­ков Ветхого и Нового Завета. Вы читали интер­нет. Где ваш ум найдет опору, чтобы верить? Он изнемо­га­ет, ему не хватает приме­ров, в голову лезут факты. Всё, точно, всё, конец, молить­ся больше нельзя, ужас. И молитва рассы­па­ет­ся. Всё, вы садитесь в депрес­сии, вы унылые, вы печаль­ные, а молитва не идет. Потому что для того, чтобы она пошла, вам надо мыслен­но преодо­леть всю ту инфор­ма­цию, все те мыслен­ные образы, которые возник­ли при чтении тех статей.

Ну допустим, вы поборо­ли их и преодо­ле­ли, сказали: в конце концов я Божий человек, что Он решит, то и будет. Помоли­лись – дальше что? Если вы помоли­лись, вы понима­е­те со всей очевид­но­стью, что больше этого читать нельзя. Если же вы после этого снова читаете статьи, вы сами разру­ша­е­те свою молитву, и второй раз у вас уже не получит­ся. Вы сами берете тот яд, который отравит вашу молитву. Для людей, которые молятся, которые умеют молить­ся, понятно, что новости, инфор­ма­ци­он­ные потоки, какими бы они ни были – анали­ти­че­ские статьи, беседы со всякими полито­ло­га­ми, эконо­ми­ста­ми, просто какой-то новост­ной ряд, – всё это и молитва несов­ме­сти­мы. Это опыт.

Инфор­ма­ци­он­ные потоки, какими бы они ни были, и молитва – несов­ме­сти­мы

Вот сегодняш­нее утро началось с того, что один человек мне написал такое письмо – просто крик отчая­ния. Молодой человек, умный по всей видимо­сти, вопросы очень интерес­ные задает, но вот просто крик, крик отчая­ния: «Я запутал­ся. Потому что я читаю одно – там одно, я читаю другое – там другое, совер­шен­но проти­во­по­лож­ное. Один священ­ник говорит одно, другой – ему проти­во­по­лож­ное, потом я понимаю, что ни тот, ни другой говорят не то, что на самом деле есть. В резуль­та­те, – говорит, – я думаю, так надо, а потом смотрю – вроде и так надо. У меня в голове такая каша, что вообще не знаю, как и что делать, кому верить и что делать». Я говорю: перестань читать все, что есть в интер­не­те. Перестань – и начни читать Священ­ное Писание. Но именно читать. Не вычиты­вать его, а с внима­ни­ем погру­зить­ся в само Священ­ное Писание, питаясь им. День, другой, месяц, второй, третий… Да, ты перестал понимать, что где проис­хо­дит, ты не знаешь о том, когда будет голосо­ва­ние, ты не знаешь о том, что где-то там какой-то вирус идет, тебе нет до этого дела. И что же от этого измени­лось в твоей жизни? Для кого-то всё это – его дело, он обязан этим занимать­ся. А для тебя это являет­ся действи­тель­ной задачей твоей жизни? Нет. Что реально являет­ся задачей твоей жизни? Борьба с эпиде­ми­ей? – Нет. Борьба с Консти­ту­ци­ей или за Консти­ту­цию? – Нет. Положе­ние в Соеди­нен­ных Штатах? – Нет. Что являет­ся твоей задачей? – Как мне сегодня сохра­нить мои отноше­ния с Богом. Вот и все. Единствен­ная задача. Как мне сохра­нить мир, который мне дал Бог. Вы его сохра­ня­е­те – значит, вы задачу решили. Не сохра­ня­е­те? – Ну и что толку, что вы будете знать все новости, а отноше­ний с Богом у вас нет? Они разру­ши­лись, они рассы­па­лись. И молитва увядает, ее нет, она высохла на корню. Потому что вы должны посто­ян­но на молитве собирать себя и отрекать­ся от тех новостей, которые услыша­ли, ибо они ложь. А предсто­я­ние Богу есть предсто­я­ние в истине. Помните? «Истин­ные поклон­ни­ки будут покло­нять­ся Мне в духе и истине». Это значит, что в момент молитвы вся ложь из вашего созна­ния, из вашего сердца должны уйти, иначе вы не сможете предсто­ять перед Богом.

И в том и состоит удиви­тель­ное врачев­ство молитвы. Когда человек, умеющий молить­ся, встает на молитву и начина­ет молить­ся – он вдруг понима­ет, что у него нет молитвы, нет Бога. И он пытает­ся найти: что не так? Где я лгу? Где я солгал в мыслях, в чувствах, что я сделал не так? Где ошибка? И посколь­ку человек следит за своими отноше­ни­я­ми с Богом, он быстро понима­ет: а, вот, я слука­вил перед женой, или перед другом, или перед началь­ством… И человек начина­ет плакать о том, что он нечест­но себя повел. И только омыв слезами эту ложь, он может дальше молить­ся. А если человек сутками следил, напря­жен­но всмат­ри­вал­ся в этот инфор­ма­ци­он­ный поток и купался в нем своим умом, забыв о Боге на все время этого погру­же­ния в болото, забыв о Священ­ном Писании? Когда он выходит из этого потока и начина­ет молить­ся, он не может. Ум не спосо­бен, он весь расслаб­лен, он весь растек­ся по разным помыс­лам, чувствам, ощуще­ни­ям, и собрать его, чтобы помолить­ся, очень трудно.

Нашим предкам сто лет назад было легче, потому что их не окружа­ли инфор­ма­ци­он­ные потоки, потому что их от Бога ничего не отвле­ка­ло. Кроме разве что осужде­ния – но и это было, скажем, очень ограни­чен­но. Ведь с кем ты поосуж­да­ешь шибко-то? Ну с кем? Лето – это работа, там некогда говорить. Там решают­ся только практи­че­ские пробле­мы. Зима – шибко в гости друг к другу не пойдешь. Семья сидит с семьей. Они локали­зо­ва­ны в каком-то доме. На люди, на базар ходят изредка, только там можно побол­тать о чем-нибудь. То есть сама эта среда не отвле­ка­ла от молитвы, она не разбра­сы­ва­ла ум по всем этим вещам. Сейчас жить труднее и сохра­нять свой разум труднее. Но нам невоз­мож­но начать молитву, пока мы не решим эту пробле­му. Надо сначала отказать­ся от потоков лжи, от всех без исклю­че­ния инфор­ма­ци­он­ных потоков. От всех. Выйти из потока этого мира, отречь­ся от мира, как и начина­ет­ся наша христи­ан­ская жизнь. И погру­зить­ся в Писание.

Надо, чтобы ум погру­зил­ся в Священ­ное Писание. Со внима­ни­ем. Надо изучать его, вникать, записы­вать

И через какое-то время вы поймете: да, вы не знаете многих вещей, которые знали раньше, и вас понача­лу это будет смущать, но потом вы кое-что замети­те, как вы замети­ли в отноше­нии некото­рых других вещей. Ну, был у нас птичий грипп – где он? Делся куда-то. А у нас в поселке такой шум был, столько шуму – ой, чуть не стихий­ное бедствие. А прошел он, куда-то делся, и никто об этом не помнит. Ураган у нас был два или три года назад. Страш­ное бедствие, прошел по краю поселка, крыши посры­вал, лес повалил… Кто о нем сейчас помнит? Всё, раны зализа­ли, только просека в лесу напоми­на­ет, что был ураган. Прохо­дит какое-то время, и понима­ешь, что на самом деле эти вещи, которые кажутся актуаль­ны­ми сегодня, с годами теряют свою актуаль­ность. Отноше­ния же с Богом актуаль­ны всегда. И то время, которое потеря­но, когда ты не был с Богом, ты потом не можешь воспол­нить. Ты порой даже не можешь выйти из состо­я­ния, в которое тебя затяну­ли инфор­ма­ци­он­ные потоки.

Напри­мер, человек, послу­шав­шись здраво­го смысла, советов чьих-нибудь, взял и выкинул телеви­зор. И живет – читает только святых отцов и Священ­ное Писание. И нормаль­но себя чувству­ет – мирно, хорошо, комфорт­но. И вдруг случа­ет­ся какая-то вещь вроде панде­мии или еще что-нибудь такое – это же интерес­но, меня напря­мую касает­ся, ну, надо же узнать. И вот он загля­ды­ва­ет в интер­нет и начина­ет смотреть: ух ты, что там в Италии, что в Герма­нии, у нас-то что творит­ся!.. И вот он сидит день, другой, третий, пятый, и вдруг он замеча­ет такую стран­ную вещь. Он прекрас­но понима­ет, что в сущно­сти все эти новости – это одна и та же жвачка. Ему уже не нравит­ся, но вот странно: он не может остано­вить­ся. Он прихо­дит с работы, бежит сразу к интер­не­ту: а вдруг что-то новое произо­шло? Он ловит себя на мысли: а зачем мне это «что нового»? Он понима­ет, что ничего нового не произо­шло, но остано­вить­ся не может. Он сидит в интер­не­те, перели­сты­ва­ет страни­цу за страни­цей и чувству­ет, как измени­лось его состо­я­ние. Ему тяжело молить­ся, тягост­но молить­ся. Молитва не идет. Но отверг­нуть то, что мешает молитве, эти инфор­ма­ци­он­ные потоки, он не может.

И вот когда мы отвер­га­ем эти инфор­ма­ци­он­ные потоки, этого мало. Ум не выносит празд­но­сти. Надо, чтобы он погру­зил­ся в Священ­ное Писание. Со внима­ни­ем. Так, чтобы действи­тель­но изучать, вникать, записы­вать, если не в запис­ную книжку, то на скрижа­лях своего сердца: вот такая заповедь, такая заповедь… Всякую заповедь приме­нять к совре­мен­ной действи­тель­но­сти, как ее можно исполь­зо­вать. И посте­пен­но мы очистим­ся от той лжи, ум наш уверит­ся в истине. Мы будем очищать, вырав­ни­вать свое сердце. Поэтому сказано: непре­стан­ное изуче­ние Писания – свет для души. Только так мы сможем действи­тель­но на всяком месте понимать, что нам нужно делать.

Священ­ник Констан­тин Корепа­нов

24 декабря 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *