Как исповедоваться, если нечего сказать? — и еще 5 наивных вопросов об исповеди и покаянии

Великий пост — время особого покая­ния. А что такое покая­ние, как каяться, в чем и зачем — в подбор­ке «Фомы».

У право­слав­ных христи­ан идет Великий пост — время сугубо­го покая­ния. Мы предла­га­ем нашим читате­лям пройти его с «Фомой». Покая­ние — это путь челове­ка к Богу. Но что Церковь понима­ет под покая­ни­ем? Можно ли ему научить­ся? Что говорит­ся в Библия о покая­нии? Для чего нужно таинство испове­ди? Как к нему подго­то­вить­ся? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добави­ли личные история покая­ния святых и наших совре­мен­ни­ков. Каждый день на foma.ru вас ждет очеред­ной матери­ал. Надеем­ся, наш проект поможет вам чаще вспоми­нать о главной цели Велико­го поста — подго­то­вить свое сердце к встрече с Воскрес­шим Спаси­те­лем. Все матери­а­лы о покая­нии вы можете посмот­реть здесь.

Как исповедоваться, если нечего сказать?

Обычно такая пробле­ма возни­ка­ет у только пришед­ших в храм людей или тех, у кого от испове­ди к испове­ди список грехов не меняет­ся — им кажется, что и говорить больше о чем. Совет тут один — сказать все как есть священ­ни­ку. В этом нет ничего стыдно­го, это обычный случай в священ­ни­че­ской практи­ке. Хорошо, если вы испове­ду­е­тесь у одно и того же священ­ни­ка или у вас есть духов­ник — вы уже знакомы со священ­ни­ком и он может просле­дить «динами­ку» вашего духов­но­го состо­я­ния. 

«В первую очередь надо говорить о том, что ты не видишь своих грехов. Это же тоже, в общем-то, грех. Когда человек не видит в себе ничего дурного, это никогда не свиде­тель­ству­ет об отсут­ствии грехов. Это просто следствие нашей невни­ма­тель­но­сти, нежела­ния потру­дить­ся, и очень часто видеть грехи нам не позво­ля­ет наша гордость».

Прото­и­е­рей Игорь Фомин подроб­но расска­зы­ва­ет что делать, если не в чем каяться.

Как найти духовника?

Духов­ник — это священ­ник, у которо­го верую­щий человек регуляр­но испове­ду­ет­ся и руковод­ству­ет­ся его совета­ми в духов­ной жизни. Духов­ник помога­ет коррек­ти­ро­вать строгость поста, дает более точные советы на испове­ди, так как хорошо знает челове­ка. Найти такого настав­ни­ка — идеаль­ный, но не обяза­тель­ный вариант для верую­ще­го. 

«Препо­доб­ный Симеон Новый Богослов совету­ет молить­ся много, чтобы Господь послал духов­ни­ка. Еще один совет: не спешить… Не сразу нужно просить­ся в духов­ные чада к тому священ­ни­ку, который тебе пришел­ся по вкусу и отвеча­ет сегодня внутрен­ним твоим запро­сам. Завтра это может оказать­ся не так!». 

Если вы хотите найти духов­ни­ка, прото­и­е­рей Влади­мир Волгин расска­жет, как это сделать и избежать типич­ных ошибок (батюшка уже много лет окорм­ля­ет духов­ных чад, прислу­шай­тесь к его советам).

Чем раскаяние отличается от покаяния?

Призна­ние своей неправо­ты, греха — это и есть раска­я­ние. Покая­ние — это состо­я­ние челове­ка, когда он не только призна­ет неправо­ту своих поступ­ков, но и стара­ет­ся испра­вить себя и ситуа­цию в другую сторону. Класси­че­ский пример — Иуда. Факти­че­ски, он раска­ял­ся: вернул тридцать сребрен­ни­ков и признал­ся, что «предал кровь невин­ную», то есть Христа. Но это не было покая­ни­ем — в своем разоча­ро­ва­нии Иуда обратил­ся не к Богу, а к самому себе. Вместо того, чтобы вернуть­ся ко Христу, получить Его проще­ние и следо­вать за Ним, Иуда закан­чи­ва­ет жизнь самоубий­ством. Как в подоб­ной ситуа­ции ведет себя апостол Петр, который трижды отрека­ет­ся от своего Учителя под страхом смерти? Он возвра­ща­ет­ся к Иисусу, трижды свиде­тель­ству­ет Учителю о своей любви к Нему, всю жизнь проли­ва­ет слезы о своем поступ­ке и в итоге прини­ма­ет мучени­че­скую кончину за пропо­ведь Христа.

«Часто люди прихо­дят на исповедь и говорят: вот, я согре­шил тем-то и тем-то. Ну и что? Вот представь­те себе: мальчиш­ка играет во дворе в футбол, залепил мечом в окно, оно вдребез­ги, выходит папа, парень плачет, виноват, говорит, больше не буду, папа пожурил его, и они вместе уходят. Но так быть не должно. Что должен сделать нормаль­ный отец? Он должен взять инстру­мен­ты, взять сына за руку и сказать: пойдем, нам нужно вставить новое стекло. Мы всегда должны старать­ся испра­вить тот вред, который мы нанесли своим грехом». 

Прото­и­е­рей Вячеслав Перевер­зен­цев расска­зы­ва­ет об опасно­сти поверх­ност­ной испове­ди и  разнице между раска­я­ни­ем и покая­ни­ем. 

Чем покаяние в Великий пост отличается от обычного?

Даже мы в начале этого текста написа­ли, что Великий пост — время особого покая­ния. Так чем же оно отлича­ет­ся от обычно­го, когда люди каются вне поста? Техни­че­ски — ничем. Но Великий пост стано­вит­ся такой «диагно­сти­кой» ума и духов­ной жизни челове­ка, когда он стара­ет­ся здраво оцени­вать себя не от случая к случаю (или от испове­ди к испове­ди), а практи­че­ски каждый день. В этом ему помога­ют особые велико­пост­ные богослу­же­ния, которые прони­за­ны мотивом покая­ния и, как ни странно, отказ от привыч­ной еды.

«Жизнь в Церкви, как и жизнь вообще, ритмич­на. Так вот, Великий пост в рамках этого ритма — благо­при­ят­ный период для перехо­да на качествен­но новую ступень. Для воцер­ко­в­лен­но­го челове­ка это время, когда он прове­ря­ет, насколь­ко выпол­ня­ет условия догово­ра, заклю­чен­но­го со Христом во время креще­ния, насколь­ко орбита его жизни соотно­сит­ся с орбитой жизни Церкви. Для того, кто пока в церков­ной жизни не участ­ву­ет полно­цен­но, Великий пост может стать импуль­сом, чтобы начать пересмотр своей жизни».

Большое интер­вью с прото­и­е­ре­ем Павлом Велика­но­вым о «сезон­ном» покая­нии, испове­ди и вреде от книжек с «готовым» переч­нем грехов для всех.

Зачем каяться, если грехи — часть человеческой природы?

Безгреш­ных людей нет. Выходит, такими их задумал Бог и в грешном поведе­нии нет ничего проти­во­есте­ствен­но­го? Совсем нет. Бог сотво­рил Адама и Еву до того, как грех вошел в их сущно­сти и изменил весь челове­че­ский род. Грех, болезни, смерть — проти­во­есте­ствен­ное состо­я­ние челове­ка, которое стало частью челове­че­ской природы после наруше­ния запове­ди Бога не есть плодов с дерева позна­ния добра и зла. Только после этого люди стали такими, какие есть сейчас. Единствен­ный способ испра­вить ситуа­цию для верую­щих людей — присту­пать к таинству покая­ния.

«Дело не в том, что прояв­ле­ние челове­че­ско­го естества грехов­но. Господь еще до грехо­па­де­ния дал челове­ку запове­ди вкушать плоды всякого древа в раю и плодить­ся и размно­жать­ся. А грехи… есть искаже­ние естествен­ных сфер челове­че­ской деятель­но­сти, привне­сен­ное грехо­па­де­ни­ем. Напри­мер, есть — это не грех, грех — это объедать­ся, чрево­угод­ни­чать. И человек, который посто­ян­но объеда­ет­ся, в конце концов наказы­ва­ет­ся через телес­ные болезни». 

Подроб­нее — в интер­вью прото­и­е­рея Федора Бороди­на о покая­нии как фунда­мен­те духов­ной жизни челове­ка.

Может ли священник нарушить тайну исповеди?

Вопрос, который волнует многих новона­чаль­ных христи­ан в виду отсут­ствия опыта. Все, что человек расска­зы­ва­ет священ­ни­ку на испове­ди, остает­ся между ними. Это не просто правило «церков­но­го этикета»: за наруше­ние тайны испове­ди священ­ни­ка строго накажут — запре­тят в служе­нии на несколь­ко лет и даже могут лишить сана. Есть даже специ­аль­ный государ­ствен­ный закон, который охраня­ет тайну испове­ди и запре­ща­ет привле­кать священ­ни­ков в качестве свиде­те­лей об обсто­я­тель­ствах, которые стали им извест­ны во время таинства.  

«У Феофана Затвор­ни­ка есть интерес­ное замеча­ние к испове­ду­ю­щим священ­ни­кам, что на аналой надо положить для испове­ду­ю­ще­го­ся крест и Еванге­лие, а для того, кто прини­ма­ет исповедь — нож. Если он кому-нибудь захочет расска­зать что-то из приня­той испове­ди, пусть лучше язык себе отрежет. Это очень жестко, но правиль­но».  

Подобно о тайне испове­ди и вопро­сах покая­ния расска­зал в интер­вью прото­и­е­рей Игорь Фомин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *