Как Церковь относится к гаданиям? На Святки можно погадать?

Можно ли с помощью гадания узнать судьбу? В Церкви были святые, которые делали предсказания, — значит, заглядывать в будущее разрешено? Можно ли гаданием навредить себе? Разбираемся в слайдах «Фомы».

01

Так, скажите сразу: Церковь разрешает гадать?

Нет, не разре­ша­ет. Еще в Ветхом Завете гадания были катего­ри­че­ски запре­ще­ны: не ворожи­те и не гадайте — строго предпи­сы­ва­ет книга Левит (Лев 19:26). А уже в новоза­вет­ную, христи­ан­скую эпоху людей, прибе­га­ю­щих к гадани­ям, отлуча­ли от Прича­стия. Напри­мер в Номока­ноне — сборни­ке церков­ных правил — написа­но, что те, кто обращал­ся к цыган­кам, отлуча­лись на 5 лет, а гадаю­щие на бобах или ячмене — на 6 лет.

02

Но наши предки всегда гадали на святки. Почему же Церковь против? Ведь это, по сути, безобидная игра.

Только с виду безобид­ная. Человек не знает, что именно проис­хо­дит во время таких попыток предска­за­ний. Гадание — это «черный ящик», где на входе — некое действие, на выходе — резуль­тат в виде «предска­за­ния судьбы» или какого-либо события. Если человек не верит в это вообще, то зачем он этим занима­ет­ся? А если верит, то ему стоит задумать­ся, какая сила «предска­зы­ва­ет будущее».

03

И кто же с точки зрения Церкви предсказывает будущее в таких гаданиях?

По мнению Церкви, любые попытки контак­та с потусто­рон­ним миром вне общения с Богом — это обраще­ние к бесам и дьяволу. Так что даже в «шуточ­ных» гадани­ях человек рискует обратить­ся к врагу рода челове­че­ско­го, и внешне безобид­ные попытки узнать будущее могут приве­сти к физиче­ско­му и духов­но­му вреду. Падшие ангелы не умеют предска­зы­вать будущее, но во время гадания могут предло­жить челове­ку выгод­ный им сцена­рий поведе­ния, который спосо­бен приве­сти к плохим послед­стви­ям для людей и вызвать присту­пы страха или ложной надежды.

04

Это как человек, который боится аварии, может в нее попасть, потому что постоянно об этом думает?

Не совсем. Скорее это как человек, которо­му гадалка «предска­за­ла», что в следу­ю­щем году он может попасть под машину. Это называ­ет­ся самоис­пол­ня­ю­ще­е­ся проро­че­ство. Автор опреде­ле­ния — амери­кан­ский социо­лог Роберт Мертон. «Самоис­пол­ня­ю­ще­е­ся проро­че­ство — ложное опреде­ле­ние ситуа­ции, вызыва­ю­щее новое поведе­ние, которое превра­ща­ет перво­на­чаль­ное ложное представ­ле­ние в реаль­ность». Вера челове­ка в предска­зан­ное начина­ет менять его образ жизни таким образом, что оно сбыва­ет­ся.

05

Вы сказали, что плохо контактировать с потусторонним «вне Бога». Но есть же бабки, которые используют иконы и свечи. К ним можно обращаться?

Что касает­ся так называ­е­мых бабок, то источ­ни­ком их чаще всего мнимых знаний о будущем высту­па­ет дьявол. Свечи же и прочая церков­ная атрибу­ти­ка — своего рода марке­тин­го­вый ход, с помощью которо­го дьявол через этих гадалок стремит­ся успоко­ить бдитель­ность легко­вер­ных людей, завлечь их в свои сети и погубить. Бабки могут называть себя «право­слав­ны­ми», иметь в доме иконы, исполь­зо­вать святую воду и ладан. Но ходят ли они в церковь? Как часто испове­ду­ют­ся и прича­ща­ют­ся, участ­ву­ют в других церков­ных таинствах? Кто у них духов­ник? На эти простые вопросы у них не будет ответов.

06

А как объяснить то, что в Церкви были святые, которые делали предсказания?

Действи­тель­но, многие святые облада­ли даром видеть будущее. Но этот дар стано­вил­ся резуль­та­том их подвиж­ни­че­ской духов­ной жизни, молитвы и покая­ния. Чем больше раскры­вал­ся в них образ Божий (а в христи­ан­стве цель жизни челове­ка — обоже­ние, т. е. уподоб­ле­ние Богу), тем меньше стано­ви­лась их зависи­мость от матери­аль­но­го мира, так что в какой-то момент они преодо­ле­ва­ли даже физиче­ское время. Их дар предви­де­ния стано­вил­ся следстви­ем действу­ю­щей в них Божествен­ной благо­да­ти, и они употреб­ля­ли его во славу Божию — не чтобы позаба­вить­ся, удивить кого-то или зарабо­тать денег, но чтобы возве­щать людям волю Божию и убеждать их действо­вать в соответ­ствии с ней.

07

Слушайте, но ведь знание будущего можно использовать и во благо, подготовиться к испытаниям, например. Что тут плохого? Гадания бы помогли в этом.

Отвечая на подоб­ный вопрос, святи­тель Василий Великий — один из самых извест­ных право­слав­ных богосло­вов, говорил, что такое празд­ное любопыт­ство по поводу будуще­го бессмыс­лен­но и вредно для челове­ка. «Не любопыт­ствуй о будущем, но с пользой распо­ла­гай насто­я­щим, — писал он. — Какая тебе выгода предвос­хи­тить веление? Если будущее прине­сет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томить­ся скорбью? Хочешь ли удосто­ве­рить­ся в будущем? Испол­няй предпи­сан­ное евангель­ским законом и ожидай насла­жде­ния благами».

Источ­ник: Журнал Фома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *