Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

В редак­цию журнала «Фома» пришло письмо от читате­ля:

Здрав­ствуй­те. Уже 8 лет с супру­гой и дочкой живем с родите­ля­ми. Чтобы как-то выйти из трудной матери­аль­ной ситуа­ции и заиметь собствен­ное жилье, начал искать допол­ни­тель­ные заработ­ки и читать книги по финан­со­вой психо­ло­гии. Скажите, нормаль­ное ли это желание для христи­а­ни­на — обеспе­чить свою семью, думать больше о деньгах и желать собствен­ной реали­за­ции, своего бизнеса, или это служе­ние мамоне? Как опреде­лить грань? В этих книгах написа­но: чтобы разбо­га­теть, нужно страст­но этого желать, а христи­ан­ство предла­га­ет смирить­ся и прини­мать все как есть. Спасибо.

Роман

Об этом мы беседу­ем со священ­ни­ком Стефа­ном Домусчи, канди­да­том богосло­вия и философ­ских наук.

Иерей Стефан ДОМУСЧИ

Отец Стефан, насколь­ко желание саморе­а­ли­зо­вать­ся «законно» с точки зрения право­сла­вия?

Хотеть саморе­а­ли­за­ции право­слав­но­му челове­ку не только «законно», но и естествен­но. Верую­щий человек просто обязан к ней стремить­ся. Только саморе­а­ли­за­цию он должен понимать по-христи­ан­ски.

Что это значит?

Основ­ной вопрос: что люди считают смыслом своей жизни, своей реали­за­ции? Тради­ци­он­но под саморе­а­ли­за­ци­ей понима­ют раскры­тие и реали­за­цию своих способ­но­стей, всего, что тебе дано. Вот только цели этой реали­за­ции у всех разные. У одних — это слава, власть, почет, богат­ство. А какой должна быть цель право­слав­но­го челове­ка? С церков­ной точки зрения человек должен реали­зо­вы­вать себя — чем бы он ни занимал­ся — через любые свои поступ­ки, дела, взаимо­от­но­ше­ния с другими людьми. В том числе и на работе. Главное, чтобы ваша деятель­ность отвеча­ла представ­ле­ни­ям о христи­ан­ской нравствен­но­сти, и вы отдава­ли себе отчет в том, что и для чего вы делаете.

Скажем, может ли христи­а­нин хотеть стать началь­ни­ком? Может, если он чувству­ет в себе призва­ние, ресурс к тому, чтобы на этом посту сделать что-то доброе. Напри­мер, все у него в руках спорит­ся, он знает, как реали­зо­вать данный проект, так пусть занима­ет руково­дя­щую должность — почему нет? Здесь важна мотива­ция: не власть сама по себе, а прине­се­ние пользы и сотво­ре­ние блага.

Есть молитва перед началом всякого дела — ее можно найти в каждом право­слав­ном молит­во­сло­ве: «Благо­сло­ви, Господи, и помоги мне, грешно­му, совер­шить начина­е­мое мною дело во славу Твою». А молебен на начало всякого доброго дела служат не только перед тем, как занять­ся чем-то очевид­но богоугод­ным, но и при органи­за­ции шиномон­таж­ной мастер­ской, напри­мер.

И как шиномон­таж может служить к славе Божией?

В Писании о славе Божьей говорит­ся: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прослав­ля­ли Отца вашего Небес­но­го (Мф 5:16). И если повар, врач, сотруд­ник шиномон­та­жа и т. д. делают свою работу хорошо, честно, правиль­но и являют­ся при этом христи­а­на­ми, они это делают во славу Божию.

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

Раз Бог сотво­рил нас свобод­ны­ми и, вопло­тив­шись, дал ориен­тир — уподо­бить­ся Ему, мы должны ежеднев­но в отведен­ный нам срок жизни посту­пать так, как посту­пал бы Он. Вот в этом посто­ян­ном выборе в пользу добра и заклю­ча­ет­ся саморе­а­ли­за­ция христи­а­ни­на.

Но у челове­ка может появить­ся естествен­ный азарт в профес­сии, желание продви­гать­ся по карьер­ной лестни­це и больше получать. Это плохо?

Нет. Получать за свой труд деньги — это нормаль­но. Но важно стремить­ся не к финан­со­вым высотам, а к высотам качества, ощути­мо­му резуль­та­ту, несуще­му благо другим. Вот в чем смысл.

Тут надо понимать, для чего человек хочет стать топ-менедже­ром. Чтобы купить себе дорогую машину? Поднять­ся на более высокую ступень­ку социаль­ной лестни­цы? Или чтобы реали­зо­вать свои способ­но­сти руково­ди­те­ля и послу­жить на этом посту людям? Главное, везде знать меру. Слушай­те, что вам говорит ваша совесть.

А как быть с популяр­ны­ми книгами по финан­со­вой психо­ло­гии и с различ­ны­ми методи­ка­ми, вроде: «одевай­ся как успеш­ный, думай как богатый»?

Христос говорит: стремись к Царствию Божиему, а осталь­ное тебе прило­жит­ся. И если человек ставит целью исклю­чи­тель­но зараба­ты­ва­ние денег, он прямо проти­во­ре­чит призыву Христа не собирать себе сокро­вищ на земле.

Если же ваше стрем­ле­ние к добру совпало с тем, что вы разбо­га­те­ли, вы с чистой совестью можете, напри­мер, позво­лить себе отдых чуть более затрат­ный, чем обычно, не забывая при этом, что деньги, которые послал вам Бог, Он посыла­ет в том числе и для того, чтобы вы могли помогать тем, у кого их нет.

Что касает­ся популяр­ных психо­ло­ги­че­ских методик дости­же­ния богат­ства, то, с христи­ан­ской точки зрения все они несосто­я­тель­ны.

В каком смысле несосто­я­тель­ны? Они не работа­ют? Или работа­ют так, что лучше держать­ся от них подаль­ше?

Я говорю про те методи­ки, которые предла­га­ют достичь богат­ства, «изменив созна­ние», перестав ощущать себя бедным. Они строят­ся на попытке подра­жать мышле­нию богато­го челове­ка. То, что абсолют­но­му большин­ству они попро­сту не помогут, — это полбеды. Но часто такие практи­ки нацеле­ны на «привле­че­ние» богат­ства оккульт­ны­ми спосо­ба­ми, а это уже по-насто­я­ще­му опасно.

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

Другое дело, если вы мечта­е­те не «поменять созна­ние» и не «открыть в себе сверх­спо­соб­но­сти», а как взрос­лый и ответ­ствен­ный человек осознать свою мотива­цию (напри­мер, желание зарабо­тать больше денег для покупки кварти­ры), понять, что психо­ло­ги­че­ски мешает этому желанию осуще­ствить­ся и прора­бо­тать эти пробле­мы: занять­ся финан­со­вой грамот­но­стью, научить­ся вести перего­во­ры, стать решитель­ным, иници­а­тив­ным. В этом ничего предо­су­ди­тель­но­го быть не может. Но повторю, тут главный вопрос — в чем цель: если методи­ка учит тебя общать­ся с людьми, выстра­и­вать отноше­ния — это одно, а если ориен­ти­ру­ет на богат­ство как на самоцель — это другое.

И все же все эти схемы имеют одно слабое место — все они игнори­ру­ют Бога.

То есть, если доверять не модным теориям дости­же­ние успеха, а Богу, это непре­мен­но приве­дет к благо­по­лу­чию?

Сначала опреде­ли­тесь: что вам нужно от Бога — деньги или спасе­ние? Мы все-таки полага­ем­ся на Бога, когда думаем о спасе­нии, а не о том, что Он закута­ет нас в шелка. Именно в спасе­нии в вечно­сти, а не в какой-то удаче в земной жизни — предел благо­по­лу­чия для христи­а­ни­на. А вот вести к спасе­нию Он нас может по-разному: кого-то испыта­ни­ем бедно­стью, кого-то — богат­ством.

Вы спроси­те: неужели все, что остает­ся людям с зарпла­той в 15 тысяч, — это сжать зубы и терпеть? Ответ дает Иоанн Злато­уст. Он говорит: делай дело Божье, а Бог сделает твое.

Это не значит, что Бог все сделает за вас. Работай­те, труди­тесь и делайте все, что в ваших силах, во имя Его, по совести, и Он поддер­жит вас во всем.

Но будьте рассу­ди­тель­ны: оцените свои силы, не превра­щай­те свою жизнь в ад, где вы из послед­них сил тянете лямку, а семья все равно мучает­ся, потому что вы купили в кредит дорогую кварти­ру, а теперь не знаете, как погасить долг.

Другими словами, христи­ан­ский путь к лучшей жизни — это адекват­но оценить свои силы, самому стремить­ся к желае­мо­му и молить­ся Богу, чтобы Он устроил эту жизнь наилуч­шим для вас образом, доверять Ему в этом. И если вы готовы принять это и не загля­ды­вать в зубы дарено­му коню, то будете счаст­ли­вы.

Да, это не значит, что все мы будем жить как цари — роскош­ных палат нам никто не обещает, иначе это было бы похоже на рыноч­ные отноше­ния: «Я Тебе, Господи, стрем­ле­ние в Царство Твое, а Ты мне — кварти­ру». Нет, это работа­ет не так.

Грешно ли православному хотеть самореализации и денег?

«Что у тебя есть? Что надо, то и есть. А что тебе надо? А вот что есть, то и надо» — этими словами из одного кинофиль­ма можно описать в том числе и христи­ан­ское отноше­ние к мирским благам. Конечно, это сложно, когда вокруг процве­та­ет культ богат­ства и роскоши: вы чувству­е­те себя несчаст­ным, обижен­ным от того, что у вас чего-то нет… И вот здесь-то как раз и надо изменить созна­ние: мы не должны бежать за совре­мен­ной филосо­фи­ей богат­ства и подстра­и­вать под нее богосло­вие.

Так что же ответить Роману? Когда на жизнь едва хватает и прихо­дит­ся посто­ян­но себя в чем-то ужимать, хотеть жить лучше — грех?

Нет. Но хотеть жить лучше, желать достой­но­го жилища и старать­ся зарабо­тать на него — это совсем не то же самое, что написа­но в книжках по финан­со­вой психо­ло­гии. Да и подхо­дить к решению этого вопроса можно по-разному. К примеру, у нас в России люди стремят­ся непре­мен­но купить кварти­ру, а на Западе многие всю жизнь снимают жилье и считают это нормой.

Просто не переги­бай­те палку — старай­тесь обеспе­чить свою семью, но полагай­тесь в этом на Бога, а не на симпа­ти­че­скую магию. Думать о деньгах, уметь распре­де­лять бюджет, откла­ды­вать, разби­рать­ся в эконо­ми­че­ских процес­сах — нормаль­но, это часть жизни. Но относить­ся к деньгам как к высшему благу, менять мировоз­зре­ние ради дости­же­ния богат­ства — это значит действи­тель­но служить мамоне, а не Христу.

Беседо­ва­ла Анаста­сия Бавино­ва

Источ­ник: Журнал “ФОМА”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *