Можно ли православному праздновать Новый год?

Православие ищет золотую середину и меру во всем, уверен иерей Андрей Чиженко.

Ответ, навер­ное, возмо­жен такой: «Можно, если осторож­но». Отметим, что в тради­ции нашего народа и частич­но в церков­ной у нас три Новых года.

Первый Новый год в богослу­жеб­ном употреб­ле­нии называ­ет­ся церков­ное новоле­тие. Он празд­ну­ет­ся 1 сентяб­ря по старому стилю (14 сентяб­ря н. ст.). Данное церков­ное установ­ле­ние имеет истори­че­ское основа­ние.

Во-первых, древние иудеи празд­но­ва­ли Новый год 1 сентяб­ря, и именно в этот день Христос вошел в синаго­гу своего родного города Назарет и прочи­тал слова пророка Исаии: «Дух Госпо­день на Мне, Его же ради помаза Мя… пропо­ве­да­ти лето Господне приятно» (Лк. 4:18, 19).

Во-вторых, потому что именно 1 сентяб­ря 313 года святой равноап­о­столь­ный импера­тор Констан­тин Великий одержал победу над своим против­ни­ком Максен­ти­ем, после чего государь визан­тий­ский специ­аль­ным докумен­том – Милан­ским эдиктом – даровал христи­а­нам свободу испове­до­вать свою веру. Со времен Первого Вселен­ско­го Собора 325 года принято празд­но­вать Новый год именно 1 сентяб­ря (ст. ст.). Потому годовой круг празд­ни­ков и богослу­же­ний в Право­слав­ной Церкви начина­ет­ся 1 сентяб­ря.

Приме­ча­тель­но, что у древних славян, зависев­ших во многом от климата и природы, новый год начинал­ся с марта, когда природа начина­ла пробуж­дать­ся от зимней спячки.

Второй Новый год 1 января ст. ст. (14 января (н. ст.) был утвер­жден в Россий­ской империи указом Петра Первого в 1700 году. Этот кален­дарь получил назва­ние «юлиан­ско­го», потому что он впервые был введен Юлием Цезарем на терри­то­рии Римской империи в 45 году до Рожде­ства Христо­ва.

Сейчас кроме Право­слав­ной Церкви, остав­шей­ся на юлиан­ском летоис­чис­ле­нии, общество живет уже по третье­му кален­да­рю – григо­ри­ан­ско­му, введен­но­му Папой Римским Григо­ри­ем XIII в 1582 году.

Таким образом, мы видим, что в различ­ные эпохи челове­че­ство, включая и наш народ, празд­но­ва­ло Новый год в различ­ное время. С одной стороны, это было связано с обществен­но-истори­че­ски­ми предпо­сыл­ка­ми, с другой – с попыт­кой более точно приспо­со­бить­ся к движе­нию Солнца, Луны и других небес­ных светил.

С точки зрения Нового года как празд­ни­ка, Церковь, конечно же, его не запре­ща­ет. Ранее – по юлиан­ско­му кален­да­рю – празд­но­вать его было удобнее: Рожде­ство Христо­во, оконча­ние поста и потом уже Новый год, имену­е­мый сейчас старым Новым годом. Но больше­ви­ки, конечно же, из-за проти­во­бор­ства Церкви и в силу антире­ли­ги­оз­ных кампа­ний ввели в 1918 году на терри­то­рии союзных респуб­лик григо­ри­ан­ский кален­дарь. И теперь Новый год уже являет­ся скорее «ловуш­кой», соблаз­ном для истин­но­го право­слав­но­го, который должен постить­ся, когда множе­ство людей веселят­ся, танцуют и едят оливье и колбасы.

Итак, вопрос: «Можно ли празд­но­вать Новый год?». 

Ответ: «Конечно же, можно». Но без излишеств, пьянства и чрево­уго­дия. Мы должны помнить, что Новый год – не празд­ник в полном смысле этого слова. К нему не привя­за­но никакое духов­ное, истори­че­ское или обществен­ное событие. Это лишь арифме­ти­че­ская дата, позво­ля­ю­щая челове­ку оценить вехи своей земной жизни: с одной стороны, подве­сти итог своим дости­же­ни­ям и неуда­чам в прошлом году, а с другой – постро­ить планы на следу­ю­щий год.

Потому, конечно же, лучшим препро­вож­де­ни­ем времени для право­слав­но­го 31 декабря и 1 января было бы богослу­же­ние. Так, напри­мер, 31 декабря можно отслу­жить благо­дар­ствен­ный молебен Богу за то, что Он сподо­бил прожить еще один год и дал все необхо­ди­мое для жизни, а 1 января хорошо было бы встре­тить Божествен­ной Литур­ги­ей и молеб­ном о начале всякого доброго дела или молеб­ном на новый год, чтобы Господь даровал нам свое благо­сло­ве­ние на нашу жизнь в следу­ю­щем году.

Можно отпразд­но­вать Новый год в кругу родствен­ни­ков, близких, друзей. Только не нарушая поста. С рыбкой, с салатом из крабо­вых палочек вместо оливье. Можно и пообщать­ся, уделить свое внима­ние близким, подарить им свою любовь. Конечно же, удержи­тесь от пьянства, диско­тек, танцев и прочего того, что не положе­но делать в пост.

Все хорошо в меру. И празд­ник должен быть без языче­ско­го разгула. Нужно понимать, что право­сла­вие ищет золотую середи­ну и меру во всем.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что уже с 1 января вплоть до Рожде­ства Христо­ва церков­ный устав предпи­сы­ва­ет строгий пост: следует прини­мать только пищу расти­тель­но­го проис­хож­де­ния. Нужно усугу­бить пост, чтобы достой­но встре­тить Рожде­ство Христо­во. Также не забудем, дорогие друзья, что 1 января по новому стилю в Церкви установ­лен день памяти святого мучени­ка Вонифа­тия, которо­му молятся об избав­ле­нии от недуга пьянства.

Хочется всем нам пожелать, чтобы мы встре­ти­ли 1 января колоколь­ным звоном, свечеч­кой в храме и хрустя­щим снежком, а не с больной головой и тяжелым животом.  

Иерей Андрей Чиженко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *