Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) о семейной жизни

15 лет назад отошел ко Господу старец Псково-Печер­ско­го монасты­ря архиманд­рит Иоанн (Крестьян­кин). В 2006‑м году в день кончины Батюшки – 5 февраля – отмеча­ли празд­ник Новому­че­ни­ков и исповед­ни­ков Церкви Русской, что было особен­но симво­лич­но. Отец Иоанн и сам – исповед­ник веры, перенес­ший пытки, прошед­ший тюрьмы и лагеря за бесстраш­ное испове­да­ние веры во Христа. Многие его настав­ни­ки, сослу­жи­те­ли, сотаин­ни­ки и друзья причис­ле­ны к сонму святых новому­че­ни­ков. Архиманд­рит Иоанн явил в себе образ истин­но­го пастыря, любяще­го духов­но­го отца, благо­дат­но­го старца. Любовь отца Иоанна прони­ка­ет к нам и сейчас – через его пропо­ве­ди и письма, через воспо­ми­на­ния о незабы­ва­е­мых встре­чах с ним тех, кто его знал.

К 15-летию кончины старца Издатель­ство Псково-Печер­ско­го монасты­ря «Вольный стран­ник» выпусти­ло книгу его советов и размыш­ле­ний «Основа­ние семей­ной жизни». Книга состоит из трех глав. В первую главу вошли выдерж­ки из пропо­ве­дей отца Иоанна о том, как строить отноше­ния и воспи­ты­вать детей, во вторую – цитаты из писем о том, как создать и сохра­нить семью. В третьей главе собраны живые расска­зы из воспо­ми­на­ний духов­ных детей старца, касаю­щи­е­ся проблем семьи. Фрагмен­ты из этой книги мы предла­га­ем сегодня вашему внима­нию.

О любви в семье

Любовь – сила, таящая в себе энергию жизни. От слияния Божествен­ной любви с челове­че­ской являет­ся духов­ная жизнь в челове­ке; от любви челове­ка к челове­ку порож­да­ет­ся жизнь земная, челове­че­ская. Поэтому в Святом Еванге­лии Господь так часто говорит о любви. Но, хорошо зная природу души челове­че­ской, которая с духов­но­го понима­ния скоро возвра­ща­ет­ся к плотско­му, себе более сродно­му, Он раскрыл Божествен­ное истин­ное понятие и смысл этого слова. Апостол Павел же в своем посла­нии к Корин­фя­нам напол­нил для нас это слово жизнен­ным содер­жа­ни­ем, исклю­ча­ю­щим всякое ложное его толко­ва­ние:

«Любовь долго­тер­пит, милосерд­ству­ет, …не завиду­ет, не превоз­но­сит­ся, не гордит­ся, не бесчин­ству­ет, не ищет своего, не раздра­жа­ет­ся, не мыслит зла, не радует­ся неправ­де, а сораду­ет­ся истине; все покры­ва­ет, всему верит, всего надеет­ся, все перено­сит» (1Кор. 13, 4–7).

Как строить жизнь в семье

Как подроб­но изложен в Писании круг наших житей­ских обычных забот и дум. Утром, наскоро перекре­стив лоб, а многие и об этом забыва­ют, мы тороп­ли­во устрем­ля­ем­ся к ежеднев­ным заботам о земном. А перед нами на чаше весов совсем нерав­но­цен­ные вещи: с одной стороны – спасе­ние души, с другой – житей­ское, земное благо­по­лу­чие. И услышим ли мы сегодня слова Христа: «Душа не больше ли пищи, и тело – одежды» (Мф. 6, 25)? И опять нам стано­вит­ся страшно доверить­ся обеща­нию Божию. Как не заботить­ся о насущ­ном для семьи, для детей: о пропи­та­нии, о воспи­та­нии, о всесто­рон­нем образо­ва­нии молодо­го поколе­ния? И радости жизни, и даже развле­че­ния, тоже важны и нужны для нас. Для всякого возрас­та они свои, и это тоже немалая ежеднев­ная забота и очень ответ­ствен­ная тревога для взрос­лых. Во всем этом нам предле­жит не просто участ­во­вать, но быть руково­ди­те­ля­ми и воспи­та­те­ля­ми. Нам надо этим и в этом жить повсе­днев­но. А слова Спаси­те­ля «не пекитесь» если не проте­стом отзыва­ют­ся в нашем сердце, то все же некото­рым смуще­ни­ем и непони­ма­ни­ем. Вот истин­ная мера нашей веры Богу. Но нет ли в призыве «не пекитесь» явного проти­во­ре­чия со словами того же Писания – «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3,19), сказан­ных нашему праро­ди­те­лю? Или, еще опреде­лен­нее: «кто не работа­ет, да не ест» (2 Сол. 3,10). Так в чем же здесь дело? Пораз­мыс­лим над этим кажущим­ся недора­зу­ме­ни­ем.

Дорогие мои, если Спаси­тель возве­стил в слух всего мира и для всех времен эти слова, то не значит ли это, что истина их сильна разре­шить для нас все вопросы нашей жизни – и духов­ной, и житей­ской. Это – при полном доверии и несомнен­ной вере Богу. Но есть ли у челове­че­ства такая вера Промыс­лу Божию о нас?

***

Можем ли мы обойтись без земных забот? Конечно, нет. Много всего требу­ет­ся нам во времен­ной земной жизни. И в поте лица, часто с утра до вечера, и так каждый день, трудит­ся человек. Заботы эти не знают отдыха и нам не дают покоя. Но забот­ли­вая суета с забве­ни­ем о Боге, промыш­ля­ю­щем о нас день и ночь, есть болезнь грехов­ная. Главным же трудом нашим должно стать желание быть с Богом – и здесь, в земной жизни, и в Царствии Небес­ном. Мы, вставая и ложась, и утром и вечером, и днем и ночью, среди трудов и среди отдыха, ни на минуту не должны забывать эту главную свою заботу.

Земные труды мы должны обращать в труды для обрете­ния Царства Небес­но­го: надо жить на земле для неба, во плоти духовно, во времени для вечно­сти

Земные труды мы должны обращать в труды для обрете­ния Царства Небес­но­го, самые земные занятия поста­вить так, чтобы они не препят­ство­ва­ли, а способ­ство­ва­ли нам дости­гать его, – словом: надо жить на земле для неба, во плоти духовно, во времени для вечно­сти, – ищите Царствия Божия прежде всего.

И это просто, дорогие мои! Надо только всегда помнить, что рядом с тобой есть Великий Благо­же­ла­тель Бог. «Господи! благо­сло­ви день мною начина­е­мый, благо­сло­ви дело, мне предле­жа­щее. Господи! Слава Тебе!» Так земные труды станут обращать­ся в труды для обрете­ния Царства Небес­но­го, самые земные занятия будут способ­ство­вать дости­гать его. Земная жизнь станет лестви­цей в Царство Небес­ное. Ищите же Царствия Божия прежде всего.

***

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Архиманд­рит Иоанн (Крестьян­кин)

Дорогие мои, оглянем­ся же и на себя. Загля­нем в виноград­ник своей души, ведь каждому из нас вручен Госпо­дом свой сад, свой виноград­ник, плоды которо­го получа­ют тоже должное возда­я­ние. Есть ли в нашем виноград­ни­ке Бог, есть ли в нем делание по Богу? Будет ли нам что прине­сти Господу, сказав Ему: «Вот Твоя от Твоих, Господи»! Не трудит­ся ли и наша душа уже в одной упряжке со злыми делате­ля­ми? А вдруг ничего Божьего не найдет­ся в нас? Вдруг ничего Божьего не найдет­ся в нас, вдруг окажет­ся, что, при внешнем подобии право­слав­ной жизни, внутрен­нее в нас в лучшем случае – наша самость, а то и просто откро­вен­но вражье. И, дорогие мои, со всей ответ­ствен­но­стью священ­ни­ка я говорю вам – именно об этом свиде­тель­ству­ют сейчас бедствия жизни нашей.

Даже большин­ство тех, кто находит­ся в ограде Церкви, холод­ным расчет­ли­вым умом испове­дуя Бога, не приник­ли к Нему любовью сердца своего, остав­ляя сердце в плену страстей и прихо­тей своих, отдавая его не небу, но земле всецело.

***

Любые пристра­стия к чему-либо, в том числе и к земному богат­ству, могут стать прегра­дой на пути спасе­ния, стирая в нас саму память о приоб­ре­те­нии благ вечных, небес­ных. Они подав­ля­ют жизнь духа, иссуша­ют сердце, искажа­ют понятия добра и зла, лишают сердце сочув­ствия и состра­да­ния. Всякое пристра­стие несет в себе страш­ную нравствен­ную угрозу. Будем же помнить, дорогие мои, что на Страш­ном Суде Господь наш Спаси­тель скажет нам:

«Я не требо­вал от вас великих подви­гов, их брали на себя добро­воль­но те, кто ощущал в себе силу духа и кто носил в себе огром­ную любовь ко Мне. Я ждал, что вы будете испол­ни­те­ля­ми тех Моих запове­дей, которые не только по силам вам, но испол­не­ние которых достав­ля­ет челове­ку огром­ное счастье. Об этих Моих запове­дях Я сказал: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (ср. Мф. 11, 30). Я звал вас: будьте милосерд­ны, как Отец ваш милосерд, любите друг друга, не судите, да не судимы будете. Разве трудно испол­нять эти запове­ди? Разве не дали бы они, как и обещал Я, покой душам вашим (ср. Мф. 11, 29)?»

О молитве за страж­ду­щих родных

Сколько приме­ров самого лютого бесно­ва­ния видим мы с вами в наши дни, сколько семей страда­ет от сыновей-нарко­ма­нов, от одержи­мых пьянством и от других прояв­ле­ний этой тяжелой болезни духа. И самые опытные и знающие врачи стано­вят­ся бессиль­ны перед этой бедой. И сегодня Христос указы­ва­ет всем скорбя­щим о своих страж­ду­щих родных и близких единствен­но­го на весь мир Врача – это сила Божией благо­да­ти, которая прихо­дит на зов верую­ще­го Богу сердца и являет­ся на усилен­ную молитву, подкреп­лен­ную постом. Другой силы на разгу­ляв­ше­го­ся по миру врага рода челове­че­ско­го нет. А еще хочу вас предо­сте­речь от возмож­но­сти заболеть этим тяжким недугом одержи­мо­сти. Дорогие мои, дорожку к нашему сердцу врагу откры­ва­ет ложь, которой мы не боимся и частень­ко ради корысти и выгоды своей, и даже просто ради желания произ­ве­сти на собесед­ни­ка впечат­ле­ние, пользу­ем­ся. Бойтесь самой малой и кажущей­ся безобид­ной лжи, это вражья приман­ка, которой он пленяет души.

О воспи­та­нии детей

Жизнь – трудное дело. И она стано­вит­ся невыно­си­мо трудна, когда из нее изгоня­ет­ся Бог.

Жизнь – трудное дело. И она стано­вит­ся невыно­си­мо трудна, когда из нее изгоня­ет­ся Бог

Ведь когда изгоня­ет­ся Бог из дома, на Его место прихо­дят злейшие духи, сеющие свои смерто­нос­ные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществ­лять свои смерто­нос­ные планы, восстав на семью, на материн­ство, которое кроет в себе будущее мира – воспи­та­ние потом­ства.

И надо нам с вами это понимать, ибо это – наше насто­я­щее и наше будущее. И в этом наша ответ­ствен­ность пред Богом. Ответ­ствен­ность страш­ная!

Вслушай­тесь в слова, которые сказал великий учитель Церкви Иоанн Злато­уст:

«Родите­ли, которые прене­бре­га­ют воспи­ты­вать своих детей по-христи­ан­ски, безза­кон­нее детоубийц, ибо детоубий­цы тело от души разлу­ча­ют, а они и душу, и тело вверга­ют в геенну огнен­ную».

За 70 лет плене­ния Церкви сколько поколе­ний выросло порабо­щен­ны­ми мраком безбо­жия и заражен­ны­ми матери­а­ли­сти­че­ским духом стяжа­тель­ства и накоп­ле­ния. Люди выросли без Бога. И теперь мы с вами должны входить в реаль­ную обста­нов­ку жизни нашей, терпе­ли­во­стью своей в трудах и молитве пытать­ся испра­вить то, что было наруше­но.

Многие помнят траги­че­ские для вас и детей ваших годы, когда за одно желание воспи­тать детей в духе христи­ан­ства грозила опасность потерять их навсе­гда. Родите­лей лишали материн­ства и отцов­ства, а детей насиль­ствен­но отдава­ли в интер­на­ты и детские дома. Перед вашими детьми закры­ва­ли путь в жизнь, закры­ва­ли двери учебных заведе­ний. Это страш­ное время мы пережи­ли. И оно, безуслов­но, не могло не оставить рубцов на сердцах наших. А сколь­ких слез и сердеч­ной боли стоило материн­ско­му сердцу видеть, как то немно­гое, что удава­лось сделать дома, в семье, вытап­ты­ва­лось в душе ребенка в школе. И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замече­ны и не услыша­ны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это крест­ный путь матери-христи­ан­ки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого диавола.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Архиманд­рит Иоанн (Крестьян­кин)

Это даже не просто крест. Это мучени­че­ство. Мучени­че­ство за Христа. А благо­дать Божия всегда укреп­ля­ла мучени­ков, укреп­ля­ла она и вас в вашей нерав­ной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабе­ла христи­ан­ская убежден­ность и устрем­лен­ность – вера наша. И теперь нам, подобно правед­ной Анне (матери Пресвя­той Богоро­ди­цы), надо просить у Господа чуда: «Господи! Разреши болезнь сердца моего. Да благо­сло­вит­ся и просла­вит­ся в рожден­ном мною Твое милосер­дие». И не усомни­тесь, чудо совер­шит­ся по вере вашей.

Но страшно и разру­ши­тель­но, если у нас-то, у взрос­лых, вера в Бога остает­ся только на словах, а не преоб­ра­жа­ет нашу повсе­днев­ную жизнь, и сопро­вож­да­ет­ся в нас духов­ным беспло­ди­ем, не имеющим живой жизнен­ной силы Духа Божия. Но и этого чуда просите, и дастся вам.

Всем нам необхо­ди­мо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетвор­но­го духа времени и возвра­щать Богу нашу Малую Церковь, нашу семью. Надо именно в ней возжечь лампаду христи­ан­ской жизни в Боге. И только в этом – спасе­ние мира, наше спасе­ние.

Мы не преуспе­ем сразу, нам будет крайне трудно, но делать надо ради жизни в вечно­сти.

Ведь отцы и матери, Богом благо­сло­вен­ные творцы и покро­ви­те­ли детей своих, ответ­ствен­ны за них и за себя. И не наше ли дело – теперь, в пустыне мира, где царят одино­че­ство, суета и равно­ду­шие, тревож­ная неуве­рен­ность и злоба, создать очаг молитвы. Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них (ср. Мф. 18, 20).

Тогда оживет дом! И один, и другой, и третий. Устро­ят­ся расстро­ен­ные безбо­жи­ем порядки внутрен­ней жизни семьи и каждого челове­ка. И Царство Божие, вернув­ше­е­ся в душу, снова начнет преоб­ра­жать мир.

О созда­нии семьи

Недаром говори­ла русская мудрость – семь раз примерь и один отрежь. Вот это мы разучи­лись теперь делать. Мы не обдумы­ва­ем и не приме­ря­ем, мы все режем и кромса­ем, а выходит-то по-живому больно. А я не знаю старцев, которые вторга­ют­ся в Божии опреде­ле­ния, глася­щие, что до послед­них дней мира будут люди женить­ся и выходить замуж, и будут рожать и воспи­ты­вать детей и этим спасать­ся. Но кто что успеет на своем жизнен­ном пути. И одному Господь благо­слов­ля­ет одно, другому – другое.

***

Пути спаси­тель­ных два – семья и монаше­ство. Загляни в свое сердце и спроси его, куда влечет­ся оно.

***

Если не даст Господь брака по любви, то лучшее – это покорить­ся воле Божией, но созда­вать нечто похожее на семью без любви – это еще раз ранить свое сердце и душу, это углубить боль души на многое время, если не на всю жизнь.

Созда­вать семью без любви – ранить свое сердце и душу

О сохра­не­нии семьи

«В терпе­нии вашем спасай­те души ваши!» (Лк. 21, 19) А тебе бы все готовое да хорошее, а семью-то созидать надо вместе, да с Божией помощью, с посто­ян­ным обраще­ни­ем за милостью Божией.

И монаше­ство – крест, и супру­же­ство – не меньший крест. Но без креста не увидим и Христа. Крест взят и благо­слов­лен вам, – и теперь надо учиться нести его во спасе­ние, помогая себе и своим близким чутко­стью и молит­вой.

***

Счастье челове­че­ское не в чем ином, как в едине­нии с Богом, испол­не­нии Его спаси­тель­ных запове­дей. Вот и решайте свои жизнен­но важные для вас пробле­мы с этой позиции. Вы человек семей­ный, и брак ваш благо­слов­лен, а значит, наиваж­ней­шее для вас – спасе­ние всей семьи, жизнь в Боге всей семьи. В этот же данный вами Богу обет входит и матери­аль­ное обеспе­че­ние семьи. Вот и думайте, и молитесь, как это осуще­ствить наилуч­шим образом. А для этого, уж прости­те, даны нам Госпо­дом голова и ум свой.

***

Несение креста и восше­ствие на него ни для кого не было безбо­лез­нен­но. А без креста не увидим мы Христа. Выбор креста делает­ся однажды, а осталь­ное время жизнь с ним в том, что этот крест предла­га­ет. Ваш выбор вы сделали, когда выходи­ли замуж за вдовца, а это значит, что если супру­же­ство и созда­ние новой семьи есть крест­ный подвиг, то созда­ние семьи на чужом фунда­мен­те – подвиг вдвойне.

Мы не пешки в жизни, а сотвор­цы Богу

Умудри вас Бог и укрепи. И многое зависит и от вас самой. Сейчас, когда вы вдруг сосре­до­то­чи­лись на себе и своих обидах, отделяя себя от семьи — «я» и «они», – хочу сказать вам только одно: у вас столк­ну­лись два проти­во­по­лож­ных воспри­я­тия жизни, и это не теперь случи­лось, но было, когда вы давали согла­сие на брак с этим челове­ком, а значит, всё это было заложе­но в основа­ние вашего жизнен­но­го креста. А решать: нести ли этот крест до конца или бросить его и взять другой, но думаю, что не менее тяжелый, – придет­ся вам самой. Дорогая, жизни учит сама жизнь, надо думать и о себе, и о супруге.

Не забывай­те, что мы не пешки в жизни, а сотвор­цы Богу.

***

Ваше христи­ан­ское терпе­ние, смире­ние и любовь хоть немного, в свое время, сделают свое дело, и ваша половин­ка, ваш муж, оживет духом.

Но для этого начните трудить­ся над собой: он срыва­ет­ся, не срывай­тесь вы. Поймите, ведь ему труднее, чем вам, он не знает Бога, а враг ведет его «аможе не хощет».

Начинай­те молить­ся о нем посто­ян­но и с чувством жалости, вспом­ни­те, что и ему с детства было трудно, как и вам. А осталь­ное – дело Божие. Почитай­те 1‑е Посла­ние к Корин­фя­нам, гл. 7, и помните, что вы болеете вместе с мужем, ведь вы двое – плоть едина.

А то, что молитесь тайно от него, – хорошо. Это надо делать обяза­тель­но, чтобы не вызвать его на богохуль­ство. Придет время, и тайное можно будет делать явно.

***

Божие благо­сло­ве­ние вам на любовь и терпе­ние. Было время, когда и наши немощи терпе­ли­во враче­вал Господь по предста­тель­ству за нас близких, и вызре­ва­ла душа незримо для нас, пока однажды не отклик­ну­лась и сама на любовь и терпе­ние других. А у вас-то печаль о родном челове­ке, о супруге. И печаль эта призва­на усилить молитву.

Но супругу не показы­вай­те ваших трудов и усилий, живите с ним в одной упряжке, не убегая далеко вперед в своем религи­оз­ном рвении, все время чувствуй­те близко рядом своего С.

***

Только об одном я бы вам посове­то­вал подумать серьез­но – это ваши отноше­ния с супру­гом бывшим. Нет, дорогая моя, между мужем и женой отноше­ний сестрин­ских и быть не может. И ваша близость – это ему совсем не помощь, а, наобо­рот, раздра­жи­тель, который толкает его на всякие безза­кон­ные деяния.

А потому и надо вам решить эту пробле­му в первую очередь: или вы узако­ни­ва­е­те с ним свои отноше­ния и живете как положе­но супру­гам, или уходите и дайте ему свободу устро­ить свою жизнь. Дорогая моя, это ведь пробле­ма серьез­ная, и только о себе и своих хотени­ях здесь думать нельзя.

***

Дай вам Бог мудро­сти и терпе­ния, чтобы сохра­нить свою семью и любовь в ней. Не надо вам стано­вить­ся кем-то другим, а не той, которую любил муж. Надо и одеться со вкусом, и приче­сать­ся к лицу, и все прочее, ведь вы не монаше­ству­ю­щая. И интере­сы с супру­гом у вас должны быть общие, и не смущай­те его своей показ­ной религи­оз­но­стью, но соблю­дай­те во всем меру и учиты­вай­те постиг­шую его духов­ную болезнь. Молитесь о нем тайно.

Надо и одеться со вкусом, и приче­сать­ся к лицу, ведь вы не монаше­ству­ю­щая. Не смущай­те его своей показ­ной религи­оз­но­стью

Одним словом – сохра­няй­те в семье мир и любовь, терпе­ли­во снисхо­дя к его душев­ной немощи. Вера придет к нему в ответ на ваши труды и мудрое поведе­ние с ним во всем.

***

В семей­ной жизни главное – это не выясне­ние отноше­ний, а умение быть к себе постро­же, а к другому, к любимо­му, – поснис­хо­ди­тель­нее.

У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой. А постри­гов женщин, у которых есть дети малолет­ние, я вообще никогда не благо­слов­лял – кто я такой, чтобы спорить с Богом. Он повелел ей быть матерью, а это такой труд, которо­го хватит на всю жизнь.

А нынче модно стало быть сразу всем одновре­мен­но: и монахи­ней, и матерью, и супру­гой. Но я очень сомне­ва­юсь, что это столпо­тво­ре­ние и смеше­ние вавилон­ское приве­дет ко спасе­нию.

Выбор жизнен­но­го пути человек делает однажды, и только особым Божиим вмеша­тель­ством перестав­ля­ет­ся человек на иной образ жизни. Если Господь Сам освобож­да­ет этого челове­ка от тех обязан­но­стей, которые взяты им при выборе жизнен­но­го пути, – умирает супруг, умирают дети, – вот это от Бога. А всё осталь­ное – своево­лие и произ­вол.

***

Ваши пережи­ва­ния – дело сугубо деликат­ное и творче­ское, дело любви. И не всегда удается попасть в тон и запеть слажен­но. Но это жизнь. Жизнь – подвиг, жизнь – наука, она воспи­ты­ва­ет в нас и терпе­ние, и смире­ние, и любовь. Подумай­те, до нас, казалось бы, далеко живущих от тревол­не­ний мира, доходит его лихорад­ка, а что же говорить о тех, чьих души, ума, сердца она касает­ся непосред­ствен­но. Дай им Бог силы устоять и не шарахать­ся за сиюми­нут­ны­ми причу­да­ми жизни (жизнь-то ведь всё еще строит­ся без Бога, а значит, пока жизнь – не в жизнь).

Главное для нас – всегда и во всем быть с Богом

Так что, дорогая, знайте, что нам с вами отведе­на очень важная роль – понять и молить­ся, и вовремя подать, и утеши­тель­но принять, облег­чая этим супругу трудную ношу внешних пережи­ва­ний.

Вам надо быть помощ­ни­цей, а для этого необя­за­тель­но знать, но непре­мен­но чувство­вать. И окончу словами апосто­ла, они и нам ко времени и кстати: «Знание надме­ва­ет, а любовь назида­ет» (1Кор. 8,1). Знаю, что у вас сугубая трудность, хочется для себя опоры, а тут кругом самой надо быть опорой. Мне вот уже 90, а и с меня все еще безжа­лост­но требуют, чтобы и я был опорой. Но я‑то знаю, что опора у нас Одна, и сила наша в Одном, и спасе­ние во Едином – всё во Христе Господе нашем Спаси­те­ле. Вот с Божией помощью всё и выдер­жим, и пережи­вем, сохра­няя веру и верность. Главное для нас – всегда и во всем быть с Богом.

Архиманд­рит Иоанн (Крестьян­кин)
Матери­ал подго­то­ви­ла Анаста­сия Горюно­ва

5 февраля 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *