Уроки коронавируса

Все мы под Богом ходим. В этом году эту простую истину осозна­ли даже люди неверу­ю­щие. Я с носталь­ги­ей вспоми­наю время до начала этого года. Можно было ехать, куда хочешь, разго­ва­ри­вать, с кем хочешь, и не думать об опасно­сти заразить­ся воздуш­но-капель­ным путем смертель­но опасной болез­нью.

Похоже, таким беспеч­ным мир уже не будет долго.

Корона­ви­рус учит людей осторож­но­сти, но это, конечно же, не главный его урок. Уроки корона­ви­ру­са стано­вят­ся особен­но очевид­ны­ми, когда ты им заболе­ешь. Поэтому хочу поделить­ся этими уроками с теми, кто еще не болел.

Все мы знаем, что тяжелые эпиде­мии и войны проис­хо­дят по попуще­нию Божию для вразум­ле­ния людей. Когда чаша грехов челове­че­ских перепол­не­на, Господь посыла­ет нам шоковую терапию. Грехи совер­ша­ют­ся под действи­ем гордо­сти, которая закры­ва­ет ум пеленою и человек стано­вит­ся в некото­ром смысле безум­ным. Вразум­ле­ние Божие пресле­ду­ет одну цель: человек должен прийти в себя, отрях­нуть морок безумия, пересмот­реть приори­те­ты своей жизни и приве­сти их в соответ­ствие с Запове­дя­ми Христо­вы­ми.

Все мы, люди церков­ные, знаем это. Тем не менее быт и невни­ма­тель­ное отноше­ние к духов­ной жизни приво­дит к охлажде­нию в вере. Да, мы продол­жа­ем ходить в храм, участ­во­вать в Таинствах, испол­нять домаш­нее правило. Это охлажде­ние не таково, чтобы человек стал атеистом, хотя и такое бывает. Но обычно резуль­та­том этого охлажде­ния являет­ся подмена кратко­сроч­ных целей в жизни. Если нас спросить, то все мы, конечно же, хотим спастись и насле­до­вать Царство Небес­ное – это в долго­сроч­ной перспек­ти­ве.

Но если спросить о цели конкрет­но­го дня, конкрет­но­го часа, то наша большая благо­род­ная цель распа­да­ет­ся на множе­ство мелких земных желаний: поесть, пойти на работу, сходить в магазин, почитать новости, посмот­реть вечером кино. А перед сном и с утра мы возвра­ща­ем­ся – на полчаса – к нашей великой и благо­род­ной цели спасе­ния.

К сожале­нию, так не спасешь­ся. И четко это понима­ешь именно при потря­се­нии – как, напри­мер, при ковиде. Когда целыми днями и даже неделя­ми лежишь с темпе­ра­ту­рой и такой слабо­стью, что ни о каком правиле не может быть и речи, начина­ешь понимать, что связь с Богом не должна измерять­ся получа­сом или часом, а должна быть непре­стан­ной.

Связь с Богом не должна измерять­ся получа­сом или часом, а должна быть непре­стан­ной

Невоз­мож­но любить с паузами. Любовь подчи­ня­ет челове­ка всецело, а любовь к Богу – особен­но.

Я перебо­лел не очень тяжело, слава Богу. С воспа­ле­ни­ем, правда, но дома. Уже почти месяц не был на богослу­же­нии. Надеюсь, что дело идет на поправ­ку. Могу сказать одно: когда болеешь, все ненуж­ное, чем мы занима­ем свое время и развле­ка­ем­ся вроде бы невинно, начина­ешь видеть по-другому. Все наши развле­че­ния начина­ешь воспри­ни­мать, как оковы, которые мешают богоуго­жде­нию. Они стано­вят­ся грузом, который обреме­ня­ет ум помыс­ла­ми, сердце – мечта­ни­я­ми, тело – страстя­ми. Лежа на постели, с которой при ковиде есть вероят­ность не встать, понима­ешь, что тонны времени жизни истра­че­ны впустую, когда можно было их потра­тить на молитву и добрые дела.

Генераль­ный пересмотр своей жизни – вот главная цель возник­но­ве­ния корона­ви­ру­са в мире. Мы с вами живем в мире иллюзий, и самая главная из них – что мы живем по-христи­ан­ски. Друзья, будем искрен­ны сами с собой: это не совсем правда. Как говорит апостол Павел: «Вы еще не до крови сража­лись, подви­за­ясь против греха» (Евр. 12: 4). Он говорит это не монахам, потому что тогда еще не было монаше­ства. Он говорит это обычным мужчи­нам и женщи­нам, которые работа­ли, женились, растили детей.

Апостол Павел говорит о крови тем христи­а­нам, которые могли каждую минуту стать мучени­ка­ми и пролить свою кровь за Христа. Что же тогда сказать о нас? Мы погру­же­ны в мир комфор­та и неги. Для нас катастро­фа – отклю­че­ние электри­че­ства. Мы не то что «не до крови сража­лись», мы еще и не начина­ли сражать­ся. Мы, поколе­ние конца ХХ века, превра­ти­лись в каких-то хлюпи­ков, в теплич­ные расте­ния, в аморф­ную грехов­ную массу. И мы надеем­ся своим получа­со­вым утрен­ним и вечер­ним прави­лом достичь «спасе­ния душ» (ср.: 1 Пет. 1: 9)?!

Корона­ви­рус все расстав­ля­ет на свои места. Страшно умирать? – Значит, ты еще совсем не готов. А почему, веря в Бога и участ­вуя в Таинствах, мы не готовы? Потому что не победи­ли в себе страсти. А почему не победи­ли? Потому что плохо с ними сража­ем­ся. Лениво как-то, вполси­лы. Потому что в глубине души не хотим с ними расста­вать­ся. Ведь каждая страсть прино­сит живот­ное насла­жде­ние, неважно, о какой страсти идет речь. И наша плоть помнит это.

Все эти мысли пронза­ют, когда ты находишь­ся в смертель­ной опасно­сти. Плохо перебо­леть корона­ви­ру­сом, еще хуже – заразить­ся вторич­но. Поэтому страх смерт­ный стано­вит­ся остаточ­ным эффек­том заболе­ва­ния. Начина­ешь особен­но четко понимать, что все наши дни сочтены и они сокра­ща­ют­ся. Сокра­ща­ет­ся время, чтобы победить страсти и грехи, чтобы очистить себя, обрести благо­дать, хоть какую-нибудь. Пропис­ные истины христи­ан­ства, которые блекнут от нашей неради­вой жизни, во время тяжелой болезни прояв­ля­ют­ся ярко и контраст­но, как будто с пыльно­го экрана тряпкой убрали грязь.

Что делать, чтобы спастись, мы все знаем прекрас­но, но испол­нять не хотим. Только во время Велико­го поста наша совесть пробуж­да­ет­ся и велит нам жить и подви­зать­ся по-насто­я­ще­му. Оттолк­нуть от себя удобо­при­я­тель­ный грех, застыть в богоуго­жде­нии и молитве, подсте­ги­вать себя бичом поста. Что же, теперь экстра­по­ли­ро­вать Великий пост на весь год? Экстра­по­ли­ро­вать! Но не Великий пост, а велико­пост­ную ревность, которая жарко влечет нас на подвиг ради Бога. И самый главный подвиг, который мы должны освоить в течение своей жизни, – это память Божия. Непре­стан­ное памято­ва­ние о Боге, которое возни­ка­ет от непре­стан­но­го покая­ния и молитвы, которое сохра­ня­ет наш ум и сердце от пустых помыс­лов, празд­но­сло­вия, момен­таль­но­го плене­ния грехов­ны­ми прило­га­ми. Это как первая линия обороны, которая не позво­ля­ет нечистым духам нагло и беспре­пят­ствен­но присту­пать к нам и помыкать нами.

Понятно и очевид­но, что все мы с вами – не отшель­ни­ки-исиха­сты. Однако не бывает христи­ан­ства без Христа. А когда в нашем уме память о Христе возни­ка­ет лишь на малое время, получа­ет­ся, что 90% нашего времени наш помысл блужда­ет где угодно, а 10% – посвя­ща­ет Богу. И это в лучшем случае. В каком-то смысле это стано­вит­ся вынуж­ден­ной жертвой, компро­мис­сом с совестью, дабы она нас не облича­ла, что мы живем по-языче­ски. Хотя, по сути, это и есть языче­ство, только в легкой форме. Так сказать, языче­ство «лайт». Да, мы не совер­ша­ем крова­вые жертво­при­но­ше­ния, но живем не в духе христи­ан­ской крото­сти и любви. Над нами царству­ют осужде­ние, гнев, сребро­лю­бие, тщесла­вие, похоть. Осужде­ние всех и вся, нетер­пи­мость к чужому мнению, объеде­ние, невни­ма­тель­ность к себе – мы прочно погру­зи­лись в это болото. Поэтому перио­ди­че­ски нас охваты­ва­ет тоска. Она прохо­дит после храмо­во­го богослу­же­ния, потому что там благо­дать излива­ет­ся водопа­дом. Но мы все меньше стано­вим­ся достой­ны­ми этой благо­да­ти.

Корона­ви­рус­ная лихорад­ка четко облича­ет погреш­но­сти в духов­ной жизни. И болезнь от меня стала отсту­пать только тогда, когда я возбла­го­да­рил Бога за нее. Если бы не болезнь, я бы еще долго занимал­ся самооб­ма­ном и не хотел бы видеть правду. А правда состоит в том, что останов­ка в духов­ной жизни означа­ет движе­ние назад. Мы должны непре­стан­но толкать себя вперед, непре­стан­но совер­шать усилие над собой, непре­стан­но подви­зать­ся. И для многих из нас усилие и подвиг состоит для начала в том, чтобы не всунуть свой нос в общее осужде­ние на работе, уклонить­ся от просмот­ра пустого фильма, сделать что-то доброе (хотя бы уделить свобод­ное время своему ребенку) вместо того, чтобы посидеть в соцсе­тях.

Останов­ка в духов­ной жизни означа­ет движе­ние назад. Надо все время толкать себя вперед, посто­ян­но совер­шать усилие над собой

Итак, братья и сестры, «время начать­ся суду с дома Божия» (1 Пет. 4: 17). Уйдет ли корона­ви­рус, будут ли изобре­те­ны эффек­тив­ная вакцина или лекар­ство – нам неизвест­но. Зато прекрас­но извест­но, что заразить­ся вирусом может каждый. И умереть от него может каждый из нас. Поэтому, пока Господь дает нам время на покая­ние, поста­ра­ем­ся исполь­зо­вать его макси­маль­но эффек­тив­но. Сейчас – время молитвы. Апостол Павел говорит, словно живет одновре­мен­но с нами: «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачу­щие, как не плачу­щие; и радую­щи­е­ся, как не радую­щи­е­ся; и покупа­ю­щие, как не приоб­ре­та­ю­щие; и пользу­ю­щи­е­ся миром сим, как не пользу­ю­щи­е­ся; ибо прохо­дит образ мира сего» (1 Кор. 7: 29–31).

Заболе­ем мы или нет – это дело Божие. Наше дело – соблю­дать предпи­са­ния врачей – это по-челове­че­ски. А по-христи­ан­ски – соблю­дать запове­ди Божии. Не формаль­но быть христи­а­ни­ном, а напол­нить каждый день и каждый час малень­кой целью преоб­ра­же­ния души. Превра­тить каждую минуту жизни в отста­и­ва­ние чистоты своей души, в борьбу с рассе­я­ни­ем, блужда­ни­ем помыс­лов, в усвое­ние памяти Божией. Сражать­ся Иисусо­вой молит­вой с подсту­па­ю­щи­ми к нам каждый миг грехов­ны­ми помыс­ла­ми, толка­ю­щи­ми нас на осужде­ние, гнев, объеде­ние, похоть и прочее. Так из множе­ства мелких пазлов труда над собой произ­рас­тет древо непре­стан­но­го покая­ния и внима­тель­но­го отноше­ния к себе. Только так и можно «достиг­нуть наконец верою вашею спасе­ния душ» (1 Пет. 1: 9).

Священ­ник Сергий Бегиян

17 ноября 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *