Как не злиться, когда делаю уроки с ребенком?
Вопрос читателя:
Часто впадаю в гнев, молниеносно, и, конечно же, практически себя не контролирую. Это происходит, когда делаем уроки с сыном. Я начинаю его избивать, по-другому это не назовешь, и говорить ему плохие слова. Я прекрасно понимаю, какую душевную травму наношу ему и что могу физическую травму нанести, меня это очень тревожит. К сожалению, в большинстве случаев жена не может с ним заниматься: работает по 14 часов. В следующем году, даст Бог, ещё дочка пойдёт в школу. Я с ужасом на это смотрю и дочка тоже уже маме сказала, что боится идти в школу, потому что я её тоже буду бить. Хоть из семьи уходи, чтобы у меня не было возможности детей своих уродовать. Каждый раз прошу прощение у сына, каюсь на исповеди. Но все по кругу идёт, а скорее, по спирали.
Вячеслав
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие благословение на Вас и на всю Вашу семью!
Уважаемый Вячеслав, это же уму непостижимо! Человек, называющий себя христианином, приступающий к Таинствам, кричит, ругается (представляю, какие слова можно сказать!) на своего сына и бьет его так, что есть потенциальная возможность нанести травму! Да Вы что творите?! Могу предположить, что своего начальника на работе или мужчину, который сильнее Вас, Вы бы не то что бить или ругать не стали, Вы бы максимально себя сдержали, чтобы или место не потерять, или самому в ответ не получить удар и не отправиться в больницу. Отсюда вывод: сдерживать человек себя может, и Вы можете. Как правило, этот неконтролируемый гнев — результат элементарной распущенности, не более. Вы просто себя распустили, и теперь Ваша задача — заново себя собрать. Дело это не очень простое, но для человека посильное.
Садясь делать уроки, молитесь про себя Богу, чтобы он помог Вам сдержаться, а если будете чувствовать гнев — просто уходите из комнаты и все. Молитесь только про себя, потому что не должно быть так, что сын видит, что папа молится, а потом злится. Ребенка поберегите.
Вам нужно понять, что, собственно, заставляет Вас так злиться. Бывает, что собственные нереализованные амбиции (“Я не стал математиком, вся надежда на сына, а он…”), то, что Вы не принимаете ребенка таким, каков он есть (“Я считаю, что мой сын обязан отлично знать историю. Как это так, ты не выучил все даты?!”), общая неудовлетворенность жизнью, которая выливается в таком отвратительном проявлении, как ругань и битье того, кто не может ответить (например, у Вас не сложилось с работой, проблемы с женой, мамой, зависть к кому-то — и все это Вы “под благовидным предлогом” выплескиваете на своего маленького сына). Как Вы понимаете, все это выглядит весьма и весьма плохо и оправдания этому никакого нет. Но Вы христианин, Вы мужчина, Вы любите свою семьи, сына и дочку, поэтому Вам ничего не остается как молиться Богу и просто брать себя в руки. Никакого повышения голоса (о рукоприкладстве и речи быть не может), либо сдерживаетесь — либо уходите не из семьи, а из конкретной ситуации делания уроков. И запомните: если Вы не можете себя сдержать, то это не сын Ваш виноват будет, что “довел”, а это Ваше состояние на данный момент, что Вы не можете сдержаться.
В момент, когда Вы злитесь, Вы, повторю, должны выйти из комнаты: “Сыночек, прости, я не смогу тебе помочь, давай сам, папа рядом, верю в тебя, ты разберешься”. В общем-то, уроки – это ответственность ребенка и он должен постепенно научиться ее нести. Это не то, что делают “вместе с родителями”, это то, что делают сами, а родитель — тот, к кому можно обратиться за помощью.
Кардинальный вариант — это перестать делать с сыном уроки. Вам не нужно уходить из семьи, зачем? Вам нужно просто выйти из ситуации делания уроков. Вы говорите: “Сынок, папа больше не будет делать с тобой уроки. Но папа может помочь тебе научиться контролировать время и просто быть рядом, пока ты будешь заниматься”. Составляйте с сыном список уроков каждый день, помогите ему понять, сколько времени нужно на каждый, а далее засеките время и пусть сын смотрит,укладывается он в график или нет. Само содержание уроков — на его ответственности. Если в график не укладывается, ничего страшного: подумайте с ним, что помешало следовать графику — или он отвлекся, или время неправильно рассчитал. На следующий день составляйте график с учетом сделанных выводов. И все. Предельно спокойно. Собственно содержания уроков Вы не касаетесь.
Что касается спокойствия — вспомните себя в школе и на работе. Я не думаю, что Вы всегда все делали идеально правильно и что все Вам самому было понятно. Можете, кстати, сыну рассказать, что и у Вас не все получилось, авторитет отцовский Вы этим никак не потеряете: одно не получалось — но другое ведь удавалось? Надо уметь и свои ошибки и слабости признавать, и в другом их принимать спокойно. Да, Ваш сын не обязан быть первым во всем и все понимать, и тем более, он не обязан все понимать быстро: у каждого человека свой темп. Может быть, он поет или рисует прекрасно, а математику или язык ему нужно проучивать намного дольше по времени, это нормально. Уже не говорю о том, что сейчас, в эпоху ковида, если ребенок учится дистанционно, это накладывает дополнительные сложности на весь учебный процесс: информацию трудно воспринимать с экрана, не очень плохая связь, все нервничают, а Ваш сын еще и в постоянном страхе, что отец его обзовет и отлупит. Если бы на Вас так наседали на работе, Вы бы хотели работать? Уверен, что нет. А у Вашего ребенка уже очень долгое время стрессовая ситуация в том числе из-за Вашего к нему отношения. Так что дайте ему время перестроиться, приладиться к учебному ритму, понять, как вообще нужно делать эти уроки, учить, писать, считать. Это еще хорошо, если им учитель хорошо объясняет материал. А если нет?
И еще очень может быть, что и Вы, не будучи учителем, просто не умеете объяснять. Вы можете попытаться это сделать, почитать книги по предмету, книги по возрастной психологии, озаботиться методиками преподавания, и тогда уже подойти к объяснению во всеоружии. Или если ребенку без помощи по учебе никак не обойтись, возможно, стоит попробовать найти подработку и нанять профессионального репетитора, который сможет спокойно и грамотно объяснить конкретный предмет.
Так что давайте к себе строго, к ребенку — предельно спокойно, с любовью и пониманием.
Божией помощи!
Источник: Журнал “ФОМА”