Как не злиться, когда делаю уроки с ребенком?

Вопрос читате­ля:

Часто впадаю в гнев, молние­нос­но, и, конечно же, практи­че­ски себя не контро­ли­рую. Это проис­хо­дит, когда делаем уроки с сыном. Я начинаю его избивать, по-другому это не назовешь, и говорить ему плохие слова. Я прекрас­но понимаю, какую душев­ную травму наношу ему и что могу физиче­скую травму нанести, меня это очень трево­жит. К сожале­нию, в большин­стве случаев жена не может с ним занимать­ся: работа­ет по 14 часов. В следу­ю­щем году, даст Бог, ещё дочка пойдёт в школу. Я с ужасом на это смотрю и дочка тоже уже маме сказала, что боится идти в школу, потому что я её тоже буду бить. Хоть из семьи уходи, чтобы у меня не было возмож­но­сти детей своих уродо­вать. Каждый раз прошу проще­ние у сына, каюсь на испове­ди. Но все по кругу идёт, а скорее, по спирали.

Вячеслав

Отвеча­ет прото­и­е­рей Андрей Ефанов:

Божие благо­сло­ве­ние на Вас и на всю Вашу семью!
Уважа­е­мый Вячеслав, это же уму непости­жи­мо! Человек, называ­ю­щий себя христи­а­ни­ном, присту­па­ю­щий к Таинствам, кричит, ругает­ся (представ­ляю, какие слова можно сказать!) на своего сына и бьет его так, что есть потен­ци­аль­ная возмож­ность нанести травму! Да Вы что творите?! Могу предпо­ло­жить, что своего началь­ни­ка на работе или мужчину, который сильнее Вас, Вы бы не то что бить или ругать не стали, Вы бы макси­маль­но себя сдержа­ли, чтобы или место не потерять, или самому в ответ не получить удар и не отпра­вить­ся в больни­цу. Отсюда вывод: сдержи­вать человек себя может, и Вы можете. Как правило, этот некон­тро­ли­ру­е­мый гнев — резуль­тат элемен­тар­ной распу­щен­но­сти, не более. Вы просто себя распу­сти­ли, и теперь Ваша задача — заново себя собрать. Дело это не очень простое, но для челове­ка посиль­ное.

Садясь делать уроки, молитесь про себя Богу, чтобы он помог Вам сдержать­ся, а если будете чувство­вать гнев — просто уходите из комнаты и все. Молитесь только про себя, потому что не должно быть так, что сын видит, что папа молится, а потом злится. Ребенка побере­ги­те.

Вам нужно понять, что, собствен­но, застав­ля­ет Вас так злиться. Бывает, что собствен­ные нереа­ли­зо­ван­ные амбиции (“Я не стал матема­ти­ком, вся надежда на сына, а он…”), то, что Вы не прини­ма­е­те ребенка таким, каков он есть (“Я считаю, что мой сын обязан отлично знать историю. Как это так, ты не выучил все даты?!”), общая неудо­вле­тво­рен­ность жизнью, которая вылива­ет­ся в таком отвра­ти­тель­ном прояв­ле­нии, как ругань и битье того, кто не может ответить (напри­мер, у Вас не сложи­лось с работой, пробле­мы с женой, мамой, зависть к кому-то — и все это Вы “под благо­вид­ным предло­гом” выплес­ки­ва­е­те на своего малень­ко­го сына). Как Вы понима­е­те, все это выгля­дит весьма и весьма плохо и оправ­да­ния этому никако­го нет. Но Вы христи­а­нин, Вы мужчина, Вы любите свою семьи, сына и дочку, поэтому Вам ничего не остает­ся как молить­ся Богу и просто брать себя в руки. Никако­го повыше­ния голоса (о рукопри­клад­стве и речи быть не может), либо сдержи­ва­е­тесь — либо уходите не из семьи, а из конкрет­ной ситуа­ции делания уроков. И запом­ни­те: если Вы не можете себя сдержать, то это не сын Ваш виноват будет, что “довел”, а это Ваше состо­я­ние на данный момент, что Вы не можете сдержать­ся.

В момент, когда Вы злитесь, Вы, повторю, должны выйти из комнаты: “Сыночек, прости, я не смогу тебе помочь, давай сам, папа рядом, верю в тебя, ты разбе­решь­ся”. В общем-то, уроки – это ответ­ствен­ность ребенка и он должен посте­пен­но научить­ся ее нести. Это не то, что делают “вместе с родите­ля­ми”, это то, что делают сами, а родитель — тот, к кому можно обратить­ся за помощью.

Карди­наль­ный вариант — это перестать делать с сыном уроки. Вам не нужно уходить из семьи, зачем? Вам нужно просто выйти из ситуа­ции делания уроков. Вы говори­те: “Сынок, папа больше не будет делать с тобой уроки. Но папа может помочь тебе научить­ся контро­ли­ро­вать время и просто быть рядом, пока ты будешь занимать­ся”. Состав­ляй­те с сыном список уроков каждый день, помоги­те ему понять, сколько времени нужно на каждый, а далее засеки­те время и пусть сын смотрит,укладывается он в график или нет. Само содер­жа­ние уроков — на его ответ­ствен­но­сти. Если в график не уклады­ва­ет­ся, ничего страш­но­го: подумай­те с ним, что помеша­ло следо­вать графику — или он отвлек­ся, или время непра­виль­но рассчи­тал. На следу­ю­щий день состав­ляй­те график с учетом сделан­ных выводов. И все. Предель­но спокой­но. Собствен­но содер­жа­ния уроков Вы не касае­тесь.

Что касает­ся спокой­ствия — вспом­ни­те себя в школе и на работе. Я не думаю, что Вы всегда все делали идеаль­но правиль­но и что все Вам самому было понятно. Можете, кстати, сыну расска­зать, что и у Вас не все получи­лось, автори­тет отцов­ский Вы этим никак не потеря­е­те: одно не получа­лось — но другое ведь удава­лось? Надо уметь и свои ошибки и слабо­сти призна­вать, и в другом их прини­мать спокой­но. Да, Ваш сын не обязан быть первым во всем и все понимать, и тем более, он не обязан все понимать быстро: у каждого челове­ка свой темп. Может быть, он поет или рисует прекрас­но, а матема­ти­ку или язык ему нужно проучи­вать намного дольше по времени, это нормаль­но. Уже не говорю о том, что сейчас, в эпоху ковида, если ребенок учится дистан­ци­он­но, это накла­ды­ва­ет допол­ни­тель­ные сложно­сти на весь учебный процесс: инфор­ма­цию трудно воспри­ни­мать с экрана, не очень плохая связь, все нервни­ча­ют, а Ваш сын еще и в посто­ян­ном страхе, что отец его обзовет и отлупит. Если бы на Вас так наседа­ли на работе, Вы бы хотели работать? Уверен, что нет. А у Вашего ребенка уже очень долгое время стрес­со­вая ситуа­ция в том числе из-за Вашего к нему отноше­ния. Так что дайте ему время перестро­ить­ся, прила­дить­ся к учебно­му ритму, понять, как вообще нужно делать эти уроки, учить, писать, считать. Это еще хорошо, если им учитель хорошо объяс­ня­ет матери­ал. А если нет?

И еще очень может быть, что и Вы, не будучи учите­лем, просто не умеете объяс­нять. Вы можете попытать­ся это сделать, почитать книги по предме­ту, книги по возраст­ной психо­ло­гии, озабо­тить­ся методи­ка­ми препо­да­ва­ния, и тогда уже подойти к объяс­не­нию во всеору­жии. Или если ребенку без помощи по учебе никак не обойтись, возмож­но, стоит попро­бо­вать найти подра­бот­ку и нанять профес­си­о­наль­но­го репети­то­ра, который сможет спокой­но и грамот­но объяс­нить конкрет­ный предмет.

Так что давайте к себе строго, к ребенку — предель­но спокой­но, с любовью и понима­ни­ем.

Божией помощи!

Источ­ник: Журнал “ФОМА”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *