Не воспитывайте с постоянной похвалой

Третья часть беседы «О воспитании детей»

Часть 1: Воспи­та­ние детей начина­ет­ся во время их зачатия
Часть 2: Больше молитесь и меньше слов говори­те своим детям

Это относит­ся к родите­лям и к учите­лям. Вы можете помочь детям в школе своими молит­ва­ми и свято­стью. Благо­дать Божья может осенить их, и они станут хороши­ми людьми. Не пытай­тесь испра­вить непри­ят­ные обсто­я­тель­ства, исполь­зуя недухов­ные методы. Это не приве­дет к хороше­му резуль­та­ту. Только молит­вой можно достичь положи­тель­ных резуль­та­тов. Молитесь, чтобы Божья благо­дать низошла на детей. Пусть благо­дать Божья войдет в души детей и изменит их. Это означа­ет быть христи­а­ни­ном.

Вы, учителя, тайно и незамет­но для себя переда­е­те детям беспо­кой­ство, которое находит­ся внутри вас, и негатив­но воздей­ству­е­те на них. Там, где есть вера, исчеза­ет беспо­кой­ство. О чем мы говорим? «И всю нашу жизнь Христу Богу отдадим».

Относи­тесь к детям с трезвен­ной любовью. Таким образом, если ваши дети будут любить вас, то вы сможете приве­сти их к Христу. Вы станете провод­ни­ком этому. Пусть ваша любовь будет насто­я­щей! Не любите по-челове­че­ски, как обычно делают родите­ли. Так, вы им не поможе­те. Любовь к молитве, любовь к Христу – вот это действи­тель­но поможет им. Молитесь за каждого ребенка, которо­го вы видите перед собой, и Господь пошлет вам Свою благо­дать и соеди­нит вас с Собой.

Прежде чем войти в класс­ную комнату, особен­но если в классе есть трудные дети, мыслен­но произ­не­си­те следу­ю­щую молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешно­го (грешную)». Входя в класс, обними­те взгля­дом всех детей и снова мыслен­но помоли­тесь, а затем начните препо­да­вать урок, вложив в него все свои усилия. Таким образом, жертвуя себя Христу, вы почув­ству­е­те радость. Затем как вы, так и они пойдут по пути свято­сти. Вы будете жить в любви ко Христу и Церкви, и таким образом вы будете изрядны в своей работе.

Если во время урока какой-то ученик создает пробле­мы, обрати­тесь к детям с общими словами и скажите им:

– Дети, мы здесь собра­лись, чтобы прове­сти урок и сделать серьез­ное дело. Я нахожусь с вами, чтобы помочь вам. Вы сейчас труди­тесь, чтобы в будущем преуспеть в жизни. Я очень люблю вас и тоже тружусь вместе с вами. Поэтому, пожалуй­ста, соблю­дай­те тишину, чтобы мы могли достичь нашей общей цели.

Не говори­те детям много о Боге, но молитесь за них. Слова входят в уши, а молитва прони­ка­ет в сердце

При этом не смотри­те на ученика, который ведет себя неподо­ба­ю­ще. Если он продол­жа­ет себя плохо вести, то обрати­тесь к нему, но не гневно, а серьез­но и уверен­но. Старай­тесь быть автори­те­том среди учени­ков, чтобы вы могли положи­тель­но влиять и на их души. Проблем­ные дети не винова­ты. Взрос­лые винаво­ты в том, что есть проблем­ные дети.

Не говори­те детям много о Христе, о Боге, но молитесь за них. Слова входят в уши, а молитва прони­ка­ет в сердце. Я вам открою одну тайну. В первый день, когда придете в класс, то не прово­ди­те урок. А погово­ри­те с детьми, произ­но­ся краси­вые слова. Произ­но­си­те медлен­но каждое слово. Относи­тесь к детям с любовью. Сразу не говори­те им ни о Боге, ни о душе. Сделай­те это позже, сделай­те это в другой раз. И когда будете говорить с ними о Боге, подго­товь­тесь заранее и скажите им:

– Есть один вопрос, относи­тель­но которо­го многие сомне­ва­ют­ся. Это вопрос о Боге. Что вы думаете об этом?

Затем прове­ди­те разго­вор с детьми на эту тему. На другом уроке спроси­те их о душе. Задайте им вопрос:

– Есть ли душа у челове­ка?

Затем погово­ри­те с учени­ка­ми о зле с философ­ской точки зрения. Скажите им, что в каждом из нас есть два типа «я»: одно хорошее, а другое плохое. Мы должны заботить­ся о хорошем «я». Оно требует преуспе­ва­ния, добра и любви. Мы должны его разбу­дить в себе, для того чтобы стать хороши­ми людьми. Вспом­ни­те слова: «Душа моя, душа моя, встань, что спишь?»[1] Но не говори­те им об этом так, как выше написа­но, а скажите им это по-другому, иными словами. Напри­мер, скажите:

– Дети, будьте внима­тель­ны к образо­ва­нию, к добру, к любви. Только с любовью все стано­вит­ся прекрас­ным, она напол­ня­ет нашу жизнь и придает ей смысл. Наше плохое «я» – это лень и безраз­ли­чие. И это делает нашу жизнь мрачной, бессмыс­лен­ной и плохой.

Для всего этого необхо­ди­ма подго­тов­ка. Любовь требует жертв, и очень часто и долгое время необхо­ди­мо жертво­вать собой. Особен­но обращай­те внима­ние на свое образо­ва­ние, чтобы вы были готовы препо­да­вать детям подлин­ные знания. Будьте подго­тов­лен­ны­ми и обо всем говори­те с любовью и с радостью. Покажи­те им всю свою любовь, и при этом вы должны знать, что хотите сказать и о чем вы будете говорить им. Но для этого необхо­ди­мо искус­ство в отноше­ни­ях с детьми. В связи с этим я услышал что-то интерес­ное и остро­ум­ное. Будьте внима­тель­ны!

В одной школе какой-то учитель был доволен всеми детьми, но страдал из-за буйных шалостей одного из своих учени­ков и хотел его исклю­чить из школы. Тем време­нем в эту школу пришел работать новый учитель и взял класс своего предше­ствен­ни­ка. В учитель­ской ему расска­за­ли об этом ученике. А еще учитель узнал, что у него была страсть к велоси­пе­дам. Поэтому, когда он пришел препо­да­вать урок в этом классе, то сказал учени­кам:

– Дети, у меня возник­ла пробле­ма. Я живу далеко от школы. И когда я пешком прихожу на работу, то у меня болят ноги. Я хотел бы приез­жать в школу на велоси­пе­де, но я не умею на нем ездить. Может ли кто-то из вас научить меня ездить на велике?

Непослуш­ный ученик сразу же вскочил из-за парты и произ­нес.

– Я могу вас научить ездить на велике!

– Ты умеешь ездить на велоси­пе­де?

– Да, умею.

С тех пор они стали очень хороши­ми друзья­ми, и старый учитель даже смутил­ся, наблю­дая за ними. Он понимал, что не смог стать автори­те­том для своего ученика.

Часто в школах есть сироты. Жизнь сирот тяжела. Тот, кто был лишен родите­лей с раннего возрас­та, несчаст­лив в жизни. Но если он найдет Христа и Пресвя­тую Богоро­ди­цу как своих духов­ных родите­лей, то он станет святым. Относи­тесь к детям-сиротам с любовью и понима­ни­ем и, прежде всего, ассоци­и­руй­те их с Христом и с Церко­вью.

Научите детей искать Божью помощь.

Научите детей искать Божью помощь

Смире­ние – это лекар­ство и великая тайна успеха детей. Доверие к Богу дает абсолют­ную уверен­ность. Бог – это все. Никто не может сказать себе: «Я – это все». Это только усили­ва­ет эгоизм. Господь хочет, чтобы мы учили детей смире­нию. Без смире­ния ни мы, ни дети ничего не достиг­нем. Вы должны быть очень внима­тель­ны­ми, когда поощря­е­те детей, чтобы они что-то делали. Вы не должны говорить ребенку:

– Ты добьешь­ся успеха, ты способ­ный, молодой, смелый, совер­шен­ный!

Так вы не прино­си­те пользы ребенку. Но вы можете сказать ему, чтобы он молился Богу. Скажите ему:

– Дитя мое, Господь дал тебе дары, которые ты имеешь. Молись Богу, чтобы Он дал тебе силы развить их и добить­ся успеха. Пусть Бог даст тебе Свою благо­дать.

Это идеаль­ный метод. Вы должны научить детей во всем искать Божью помощь.

Похвала вредит детям. Что говорит Слово Божье: «Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуж­де­ние и путь стезей твоих испор­ти­ли» (Ис. 3, 12). Тот, кто хвалит нас, вводит в заблуж­де­ние нас и портит путь нашей жизни. Какие мудрые эти Божьи слова! Похвала не подго­тав­ли­ва­ет детей к жизнен­ным трудно­стям, поэтому, когда они вырас­тут, они станут непри­спо­соб­лен­ны­ми, не найдут свой путь в жизни и в конеч­ном итоге потер­пят неудачу. Сегодня мир стал развра­щен­ным. Малень­ко­му ребенку говорит только хвалеб­ные слова.

– Не надо, – совету­ют родите­лям, – не упрекай­те его, не возра­жай­те ему, не давите на него.

Ребенок привы­ка­ет к этому, поэтому он не знает, как правиль­но реаги­ро­вать при малей­шей трудно­сти. Если кто-то возра­жа­ет ему, то он уже сломлен, потому что у него нет решитель­но­сти.

В жизнен­ных неуспе­хах детей в первую очередь винова­ты родите­ли, а затем – учителя и препо­да­ва­те­ли, потому что они посто­ян­но хвалят их, напол­ня­ют им головы эгоистич­ны­ми словами. Они не приво­дят их к Божьему Духу, а отдаля­ют от Церкви. Когда дети немного подрас­та­ют и идут в школу с этим эгоиз­мом, то отдаля­ют­ся от веры и прези­ра­ют ее, не хотят почитать Бога, уважать родите­лей и всех осталь­ных. Они стано­вят­ся неукро­ти­мы­ми, жесто­ки­ми и безжа­лост­ны­ми. Они не чтят ни веру, ни Бога. Мы воспи­ты­ва­ем не христи­ан, а эгоистов.

Мы воспи­ты­ва­ем не христи­ан, а эгоистов

Дети не воспи­ты­ва­ют­ся похва­лой. Так они стано­вят­ся эгоистич­ны­ми и тщеслав­ны­ми. Позже в своей жизни эти дети будут посто­ян­но хотеть, чтобы люди хвалили их, даже если таким образом они будут обманы­вать их. К сожале­нию, сегодня все научи­лись лгать, а тщеслав­ные люди прини­ма­ют ложь, для них она стала духов­ной пищей.

– Просто похвали меня, даже это будет ложь или ирония, – говорят они.

Бог этого не хочет. Господь хочет слышать правду. К сожале­нию, не все это понима­ют и делают наобо­рот.

Когда ты посто­ян­но и безрас­суд­но хвалишь детей, то против­ник (рода челове­че­ско­го) искуша­ет их. Они льют воду на мельни­цу эгоизма и с малых лет привы­ка­ют к похвале со стороны родите­лей и учите­лей. Да, они могут преуспе­вать в знаниях, но какая польза от этого? В жизни они будет эгоиста­ми, а не христи­а­на­ми. Эгоисты никогда не могут быть христи­а­на­ми. Они посто­ян­но хотят, чтобы другие хвалили их, все любили их, говори­ли им хорошие слова, а этого не хочет наш Господь, наша Церковь, наш Христос.

Наша вера не оправ­ды­ва­ет такой способ воспи­та­ния. Напро­тив, она хочет, чтобы с малых лет дети учились правде. Христо­ва истина подчер­ки­ва­ет, что если ты хвалишь челове­ка, то делаешь его эгоистом. Эгоист запутал­ся и руковод­ству­ет­ся дьяво­лом и злым духом. Таким образом, его первая задача состоит в том, чтобы отвер­гать Бога, и, будучи эгоистом, он непри­го­ден для жизни в обществе.

Необхо­ди­мо говорить правду, чтобы другой человек узнал о ней, иначе ты способ­ству­ешь тому, чтобы он не узнал, что такое правда. Когда ты говоришь другому челове­ку правду, то он ориен­ти­ру­ет­ся, стано­вит­ся внима­тель­ным, слушает других, воздер­жи­ва­ет­ся. Ты будешь говорить ребенку правду, поруга­ешь его, чтобы ребенок осознал, что то, что он делает, нехоро­шо. Премуд­рый Соломон говорит: «Кто жалеет розги своей, тот ненави­дит сына; а кто любит, тот с детства наказы­ва­ет его» (Притч. 13, 25). Но это не означа­ет, что ты должен бить его палкой. Тогда мы выходим за пределы и получа­ем проти­во­по­лож­ное тому, что мы хотим достичь.

Когда с малых лет мы хвалим детей, то подтал­ки­ва­ем их к эгоизму. Ты, может, и подшу­чи­ва­ешь над эгоистом, но доста­точ­но сказать ему, что он хороший, чтобы раздуть в нем эгоизм. И тогда ребенок скажет тебе:

– Тот, кто хвалит меня, хороший человек.

Но это непра­виль­но. Потому что в ребенке, который растет эгоистом, возни­ка­ет путани­ца. Он страда­ет и не знает, что делать. Эгоизм являет­ся причи­ной душев­но­го смяте­ния. И сами психи­ат­ры, если займут­ся этим вопро­сом, устано­вят, что эгоист – это больной человек.

Мы никогда не должны восхва­лять наших ближних и льстить им, а учить их смире­нию и любви Божьей

Мы никогда не должны восхва­лять наших ближних и льстить им, а учить их смире­нию и любви Божьей. Но мы также не должны учить детей, чтобы они любили нас за то, что мы хвалим их. Мы должны учиться всех любить, а не хотеть, чтобы любили нас. Мы должны самоот­вер­жен­но всех любить и как можно больше жертво­вать собой для всех наших братьев во Христе, не ожидая от них похвалы и любви. Они посту­пят с нами так, как их научил Господь. Если и они тоже христи­ане, то просла­вят Бога за то, что вы встре­ти­лись с ними и что помогли им или наста­ви­ли их добрым словом.

Настав­ляй­те детей в школе в этом направ­ле­нии. В этом заклю­ча­ет­ся истина. В против­ном случае они вырас­тут непри­спо­соб­лен­ны­ми к жизни. Они не будут знать, что делать или куда пойти. А причи­ной этому являем­ся мы, воспи­тав­шие их такими. Мы не привели их к истине, не научили их смире­нию и любви Божьей. Мы сделали их эгоиста­ми, и вот резуль­тат нашего воспи­та­ния!

Однако есть и дети, воспи­тан­ные смирен­ны­ми родите­ля­ми, которые говорят с раннего возрас­та своим детям о Боге и о святом смире­нии. Эти дети не создают пробле­мы своим близким. Они не обижа­ют­ся, когда родите­ли указы­ва­ют на их ошибки, но пытают­ся испра­вить­ся, молятся Богу, чтобы не стать эгоистич­ны­ми людьми.

Что я могу вам сказать? Еще ребен­ком я поехал на Святую Гору Афон, чтобы встре­тить­ся с некото­ры­ми святыми старца­ми. Они никогда не говори­ли мне:

– Молодец.

Они всегда совето­ва­ли мне любить Бога и быть смирен­ным, молит­вен­но призы­вать Бога, чтобы Он укрепил мою душу, и сильно любить Его. Я не слышал слова «молодец» и никогда не стремил­ся его услышать. Наобо­рот, я беспо­ко­ил­ся, когда старцы не ругали меня. Тогда я говорил себе: «Прости меня, Боже, что не нашел хороших старцев!» Я хотел, чтобы меня ругали, делали мне замеча­ния, строго относи­лись ко мне. Если кто-то услышит то, что я сейчас говорю, о чем он подума­ет? Он удивит­ся и не примет мои слова. Но то, что я тебе говорю – истинно, смирен­но, совер­шен­но.

Даже мои родите­ли никогда не говори­ли мне:

– Молодец!

И я не хотел слышать этого слово от них. Поэтому все я делал не эгоистич­но. Сейчас, когда меня хвалят, я чувствую себя очень неловко. Что я могу вам сказать? Я проте­стую в душе, когда люди говорят мне:

– Молодец!

Но факт, что я научил­ся смире­нию, которое не испор­ти­ло меня. И почему я не хочу, чтобы меня хвалили? Потому что знаю, что похвала опусто­ша­ет челове­ка и изгоня­ет из него Божью благо­дать. А Божья благо­дать прихо­дит к челове­ку только со святым смире­ни­ем. Смирен­ный человек – это совер­шен­ный человек.

Божья благо­дать прихо­дит к челове­ку только со святым смире­ни­ем

Разве это плохо? Разве это неправ­да? Если ты это кому-то скажешь, то он ответит тебе:

– О чем ты говоришь? Если не хвалить ребенка, то он будет плохо учиться и ничего не достиг­нет в своей жизни.

Но это проис­хо­дит потому, что мы такие и делаем детей такими же, как мы. Говоря иными словами, мы откло­ни­лись от истины. Эгоизм изгнал челове­ка из рая. Эгоизм – это великое зло. Первые люди – Адам и Ева – были просто­душ­ны­ми и смирен­ны­ми. Поэтому они жили в раю. В них не было эгоизма. Но, как говорит­ся на богослов­ском языке, они отлича­лись перво­здан­ной Красо­той. Когда мы говорим «перво­здан­ная Красота», то мы имеем в виду благо­дат­ные дары, которые Господь дал челове­ку, когда Он создал его – жизнь, бессмер­тие, совесть, свобода, любовь, смире­ние и так далее. Позже дьяволу, благо­да­ря похвале, удалось обмануть их. Они испол­ни­лись эгоиз­мом. Смире­ние – это естествен­ное состо­я­ние челове­ка, с которым он был создан Богом. А эгоизм – это нечто неесте­ствен­ное, проти­во­есте­ствен­ное. Эгоизм – это болезнь.

Поэтому с похва­лой мы создаем это «сверх я» («супер я») в ребенке, мы разду­ва­ем в нем эгоизм и причи­ня­ем ему большой вред. Мы делаем детей более уязви­мы­ми для дьяволь­ских ловушек. Воспи­ты­вая ребенка таким образом, мы отдаля­ем его от всех жизнен­ных ценно­стей. Как вы счита­е­те, не из-за этого ли дети стано­вят­ся пропа­щи­ми, а взрос­лые люди – бунта­ря­ми? Да, из-за этого, из-за эгоизма, который родите­ли с малых лет приви­ва­ют своим детям.

Дьявол – большой эгоист. В эгоистич­ном состо­я­нии мы прожи­ва­ем в себе люцифе­ра, прожи­ва­ем дьявола. Мы не прожи­ва­ем смире­ние. Смире­ние исходит от Бога. Это необхо­ди­мая вещь для челове­че­ской души. Это что-то органи­че­ское, и когда оно отсут­ству­ет, то это равно­силь­но тому, как если бы сердце отсут­ство­ва­ло в теле. Сердце дает жизнь телу, а смире­ние дает жизнь душе. Когда человек стано­вит­ся рабом эгоизма, то он перехо­дит на сторону злого духа, то есть он разви­ва­ет­ся со злым духом, а не с добрым ангелом.

Это то, чего дьяволу удалось достичь. Он сделал землю лабирин­том, чтобы мы не могли жить в гармо­нии друг с другом. Что случи­лось с нами, и почему мы этого не понима­ем? Осозна­ем ли мы, как запута­лись? Мы позво­ли­ли нашей земле и эпохе стать насто­я­щей психи­ат­ри­че­ской больни­цей! И мы не понима­ем, где наша вина. Все мы задаем­ся вопро­сом: «Что произо­шло с нами? Куда мы идем? Почему дети пошли по этому пути и ушли из дома? Почему они отрек­лись от своей жизни? Почему они прекра­ти­ли свое образо­ва­ние? Почему все это проис­хо­дит?»

Дьявол сумел сделать себя невиди­мым, как будто его не существу­ет. Он заста­вил людей исполь­зо­вать другие имена для своих дел, для того чтобы не вспоми­на­ли о нем. Когда человек страда­ет психи­че­ски, врачи, особен­но психо­ло­ги, часто говорят:

– Ах, у тебя нервоз­ность! Ах, у тебя стресс!

И так далее. Они не призна­ют, что дьявол поощря­ет и возбуж­да­ет в челове­ке эгоизм. Дьявол существу­ет. Он злой дух. Если мы говорим, что он не существу­ет, то мы словно отрица­ем Еванге­лие, которое говорит о нем. Он наш враг, он непри­я­тель в нашей жизни: против­ник Христа, которо­го называ­ют антихри­стом. Христос пришел на землю, чтобы избавить нас от дьявола и дать нам спасе­ние.

Мы должны учить детей жить смирен­но и просто­душ­но, а не искать похвалы

В заклю­че­ние следует сказать следу­ю­щие: мы должны учить детей жить смирен­но и просто­душ­но, а не искать похвалы и воскли­ца­ния: «Молодец!» Мы должны учить их, что есть смире­ние, которое исцеля­ет нашу жизнь.

Мента­ли­тет, который преоб­ла­да­ет в совре­мен­ном обществе, причи­ня­ет вред детям. В совре­мен­ном обществе существу­ет другая психо­ло­гия, другая педаго­ги­ка, ориен­ти­ро­ван­ная на детей-атеистов. Этот мента­ли­тет приво­дит к распу­щен­но­сти. Вы сами видите эти послед­ствия для детей и молоде­жи. Сегодня молодые люди кричат, они говорят нам:

– Вы должны нас понять!

Однако мы не должны идти в их направ­ле­нии. Напро­тив, мы должны молить­ся за них, говорить то, что правиль­но, так, как мы сами это прожи­ва­ем, пропо­ве­ду­ем, но не приспо­саб­ли­вать­ся к их духу. Мы не должны допустить, чтобы разру­ши­лось величие нашей веры! Нам необхо­ди­мо помочь им, но не нужно приоб­ре­тать их мента­ли­тет. Мы должны быть теми, кто мы есть, и пропо­ве­до­вать истину и свет.

Дети должны больше учиться у святых отцов. Учение святых отцов поможет нашим детям узнать об Испове­ди, о страстях, о злых делах, о том, как святые победи­ли свое злое «я». И мы будем молить­ся, чтобы Господь вселил­ся в их сердца.

Старец Порфи­рий Кавсо­ка­ли­вит
Перевел с болгар­ско­го Виталий Чеботар

Сайт храма Святого царя Бориса в Варне

9 сентяб­ря 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *