Как оценить происходящее в Нью-Йорке? Американский священник о протестах, насилии и пандемии

Сначала крупней­ший город США стал эпицен­тром панде­мии корона­ви­ру­са, а теперь сотря­са­ет­ся от проте­стов, вызван­ных смертью афроаме­ри­кан­ца Джорджа Флойда, который погиб в Миннеа­по­ли­се вслед­ствие действий полиции. Своей реакци­ей на проис­хо­дя­щее в Нью-Йорке с «Фомой» делится управ­ля­ю­щий делами канце­ля­рии Архиерей­ско­го Синода РПЦЗ, насто­я­тель Свято-Серафи­мов­ско­го храма в городе Сиклифф (штат Нью-Йорк) прото­и­е­рей Серафим Ган.

Прото­и­е­рей Серафим Ган

Я затруд­ня­юсь говорить об этом от имени священ­но­на­ча­лия Русской Право­слав­ной Церкви Загра­ни­цей, так как Архиерей­ский Синод еще не заседал, чтобы обсудить вопросы, связан­ные с нынеш­ни­ми беспо­ряд­ка­ми. Однако могу выразить свое личное мнение.

Право­слав­ная Церковь всегда была чужда всякого рода шовиниз­ма. В ее святцах, напри­мер, представ­ле­ны все народы, потому что во Христе, как говорит апостол Павел, нет ни эллина, ни иудея, нет ни мужско­го пола, ни женско­го… И хотя мы, право­слав­ные, такие же грешные, как и все осталь­ные, у нас есть идеал свято­сти — Христос, к Которо­му мы должны стремить­ся и Которо­му должны старать­ся подра­жать.

На мой взгляд, при возник­но­ве­нии проблем в обществе необхо­ди­мо всегда мирным путем добивать­ся того, чтобы постра­дав­шая сторона была услыша­на, чтобы ее боль почув­ство­ва­ли другие. В таком случае начнет­ся серьез­ная, вдумчи­вая и трезвая дискус­сия. Если на зло отвечать злом, то это всегда только умножа­ет зло. А если реаги­ро­вать на пробле­мы общества так, как это делал Христос, то есть спокой­но свиде­тель­ство­вать о правде и мирно обличать неправ­ду, то мы остано­вим зло, завоюем уваже­ние, добьем­ся диалога и каких-то перемен.

Если на каждое зло мы будем отвечать злом и насили­ем на улицах наших городов, то такая реакция на болезни общества ведет к его самоуни­что­же­нию, и подрас­та­ю­щее поколе­ние не увидит с нашей стороны доброго примера того, как следует решать и преодо­ле­вать пробле­мы и конфлик­ты. Нам надо молить­ся о погиб­шем в Миннеа­по­ли­се Джордже Флойде, о его родных и близких, об умиро­тво­ре­нии людских сердец, чтобы мир Христов воцарил­ся во взаимо­от­но­ше­ни­ях между людьми, ведь все мы являем­ся чадами Божиими.

Небесный крестный ход

Несмот­ря на беспо­ряд­ки и каран­тин, в синодаль­ном Знамен­ском соборе Нью-Йорка продол­жа­ют совер­шать полный круг ежеднев­ных богослу­же­ний, правда, за закры­ты­ми дверями, при ограни­чен­ном количе­стве молящих­ся.

А недавно мы провели необыч­ный воздуш­ный крест­ный ход с Курской Корен­ной иконой Божией Матери над Нью-Йорком по просьбе верую­щих из нью-йоркских прихо­дов, которые направ­ля­ли письма об этом в канце­ля­рию Архиерей­ско­го Синода. Я получил благо­сло­ве­ние еписко­па Манхэт­тен­ско­го Николая обсудить возмож­ность такого крест­но­го хода с одним из членов нашего Свято-Серафи­мов­ско­го прихода в городе Сиклифф — Влади­ми­ром Сушко. В резуль­та­те, когда условия стали позво­лять, мы на неболь­шом самоле­те, которым управ­лял Влади­мир, облете­ли факти­че­ски весь район так называ­е­мо­го «Большо­го Нью-Йорка», то есть сам город и его ближай­шие окрест­но­сти.

Отец Серафим Ган, Влади­мир Сушко и епископ Манхэт­тен­ский Николай с Курской иконой перед крест­ным ходом

Я слышал о том, что Курская Корен­ная икона Божией Матери уже совер­ша­ла подоб­ные воздуш­ные шествия в России. И вообще за ней закре­пи­лась репута­ция посто­ян­но путеше­ству­ю­ще­го чудотвор­но­го образа, который посеща­ет все уголки земного шара, особен­но там, где живут верую­щие Русской Церкви. Но насколь­ко мне извест­но, в США такой воздуш­ный крест­ный ход был совер­шен впервые.

Конечно, помолить­ся можно было и на земле. Собствен­но, мы так и делаем, посещая с иконой дома верую­щих, госпи­та­ля и многие другие места. Но этот ход стал своего рода свиде­тель­ством не только молитв Божией Матери, но и наших обраще­ний к Ней.

Я не могу сказать, что мы ощущали, будто проис­хо­дит что-то сверхъ­есте­ствен­ное. Мы присту­па­ли к этому с чувством ответ­ствен­но­сти и страха Божия, посколь­ку знали, что наши прихо­жане очень просили помолить­ся над городом.

Епископ Манхет­тен­ский Николай с Курской иконой во время крест­но­го хода в самоле­те

Существу­ют разные точки зрения на такие воздуш­ные крест­ные ходы, но, когда люди обраща­ют­ся к духовен­ству с прось­бой помолить­ся, мы всегда стара­ем­ся отозвать­ся. Нас вызыва­ют и в больни­цы, и в тюрьмы, а здесь попро­си­ли помолить­ся над городом. И мы считаем необхо­ди­мым отвечать на искрен­нюю и живую потреб­ность верую­щих людей, которые в сложные моменты ищут утеше­ния. Так важно чувство­вать, что никто не остает­ся в беде один, что Церковь молится за всех и с каждым. Воздуш­ный крест­ный ход — еще одна возмож­ность засви­де­тель­ство­вать эту общую молитву друг за друга, веру в то, что Господь, несмот­ря ни на что, желает нашего спасе­ния, а также напом­нить о непре­стан­ном заступ­ни­че­стве Пресвя­той Богоро­ди­цы за нас.

Воспринимать все как дар Божий

Естествен­но, сейчас многие пережи­ва­ют, что нет возмож­но­сти принять участие в богослу­же­ни­ях — особен­но остро это ощуща­лось во время Велико­го поста. Но люди участ­ву­ют в службах и присо­еди­ня­ют­ся к общецер­ков­ным молит­вам благо­да­ря прямым транс­ля­ци­ям через Интер­нет.

Конечно, все зависит от воспри­я­тия челове­ка. Если он стара­ет­ся все прини­мать как дар Божий, то благо­да­рит и за доброе, и за страш­ное — и совер­шен­но спокоен. Но если кто-то смотрит на события иначе, ему сложнее перено­сить такого рода трудно­сти.

Собор Святого Патрика в Нью-Йорке.
Фото: Anthony Quintano/Flickr

Мы, священ­ни­ки, видим свою задачу в этот непро­стой момент в том, чтобы утешать людей и старать­ся их направ­лять, чтобы они пользо­ва­лись тем, что есть — в данном случае Интер­не­том, — чтобы они молились дома, восполь­зо­ва­лись време­нем, которое дает каран­тин: пообща­лись с родными, почита­ли, чему-то научи­лись, извлек­ли урок из проис­хо­дя­ще­го.

Труднее всего было говорить с теми, кто лежит в больницах

Самым трудным для нас, священ­ни­ков, было беседо­вать и духовно направ­лять людей, которые лежали в больни­цах. Мы не могли к ним прийти — нас не пускали, и бывали случаи, когда люди умирали в одино­че­стве. И ведь больни­цы до сих пор закрыты для нас.

Я очень пережи­вал за этих людей: ведь не знаешь, как им помочь — у тебя как будто связаны руки. Конечно, можно поддер­жать словом, можно послать какие-то переда­чи. И все же, когда человек знает, что умирает, и готовит­ся к смерти, вести с ним такого рода разго­во­ры по телефо­ну очень сложно. Они трудны в принци­пе, но делать это лицом к лицу куда легче: ты видишь реакцию собесед­ни­ка, как он настро­ен.

Для меня самым главным в таких телефон­ных разго­во­рах было напом­нить верую­ще­му челове­ку, что Бог всегда рядом. Даже когда мы ощущаем себя совер­шен­но одино­ки­ми и, может быть, даже не чувству­ем Его присут­ствия. Он всегда с нами, и это наш лучший Друг, Его крепкая рука всегда поддер­жи­ва­ет и направ­ля­ет нас.

Даже Сам Христос на Кресте испытал чувство одино­че­ства и богоостав­лен­но­сти. И мы, проходя через все это, должны всегда помнить, что Сам Господь ощутил такое состо­я­ние — и сейчас пережи­ва­ет его вместе с нами.

Карантин как урок смирения

В нынеш­ней ситуа­ции я вижу не только отрица­тель­ные, но и положи­тель­ные моменты. На мой взгляд, каран­тин дает нам возмож­ность почув­ство­вать нашу беспо­мощ­ность, бесси­лие, ограни­чен­ность челове­че­ских возмож­но­стей — и учит полагать­ся на Бога. Я думаю, это хороший урок смире­ния и для духовен­ства, и для мирян. Мы должны смирять­ся с волей Божией, отдавать­ся ей полно­стью и радост­но: «Делай со мной, Господи, так, как Ты счита­ешь нужным».

Я думаю, что корона­ви­рус если не послан Богом, то попущен Им. Почему или за что — хороший вопрос, и, на мой взгляд, у каждого может быть свой ответ на него.

У меня в этом плане есть кое-какие сугубо личные моменты, о которых я не буду расска­зы­вать. Но в целом я бы сказал, что этот вирус хоть и обошел меня сторо­ной, но заста­вил смирен­но склонить голову под руку Творца. В какой-то малой мере пришлось смирить­ся перед Богом, и я благо­да­рен Ему за это.

Конечно, у многих эта панде­мия вызвала панику, кто-то даже опаса­ет­ся, что это начало конца света. Но даже если так, не надо его бояться. Верую­щий человек знает, что конец света ведет к оконча­тель­ной победе добра над злом, ко Второму Прише­ствию Спаси­те­ля. Если мы верим в Бога, то Он о нас позабо­тит­ся и не даст погиб­нуть.

Кроме того, мы даже не имеем права предпо­ла­гать что-то по этому поводу: и ангелы не знают ни дня, ни часа, когда это произой­дет. Нам же лучше не беспо­ко­ить­ся об этом, а прини­мать все как дар Божий.

А если говорить о чудесах во время панде­мии… Главное чудо видишь в глазах людей, в том, как меняют­ся их жизни. Ты видишь сияние Божие в глазах челове­ка, чувству­ешь Его присут­ствие в нем — что может быть прекрас­нее?

Подго­то­вил Дмитрий Злодо­рев

Источ­ник: Журнал “Фома”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *