Яко лев рыкая

У многих горожан есть иллюзии по поводу жизни в деревне: мол, свежий воздух, хорошие продук­ты, тишина, покой. Когда поживешь в деревне лет десять, понима­ешь, что все это – только пасто­раль­ная лирика. Вот пасту­шок идет босиком, вот стадо бараш­ков. А потом оказы­ва­ет­ся, что и босиком-то пройти нельзя, ибо полно клещей, и барашки – не барашки вовсе, а насто­я­щие бараны.

Живя в деревне, остро созна­ешь, что все необхо­ди­мые блага совре­мен­ной цивили­за­ции, а именно медици­на, образо­ва­ние и транс­порт, для тебя недоступ­ны. Поэтому прихо­дит­ся выкру­чи­вать­ся. Но это все еще полбеды.

Главная иллюзия – это иллюзия тишины и покоя. В деревне вроде спокой­но, спокой­но, а потом как бабах­нет – и город содрог­нет­ся. Напри­мер, в сосед­ней деревне лет двадцать назад были изнаси­ло­ва­ны и убиты две бабушки-пенси­о­нер­ки – их же односель­ча­ни­ном, молодым парнем. Убил-то ради копеек на выпивку, а изнаси­ло­вал, видимо, спьяну.

Три года назад в нашем район­ном центре – неболь­шом городке Столбцы (который тоже все называ­ют большой дерев­ней) с населе­ни­ем всего-то 10–12 тысяч человек – десяти­класс­ник во время урока достал нож и начал резать всех подряд. В резуль­та­те погибли парень-одинна­дца­ти­класс­ник и учитель­ни­ца. В Столб­цах лишь три школы. В то время мои дети тоже учились в Столб­цах, только в другой школе, в 500 метрах от той, где произо­шла траге­дия. Тот ужасный день все помнят до сих пор.

Или совсем недав­нее: этой зимой я похоро­нил молодо­го мужчину. Его зареза­ла жена в пьяной ссоре из-за куска пиццы. Трое детей остались сирота­ми.

Собствен­но, список я могу продол­жать и дальше, но все-таки это право­слав­ный сайт, а не сводка МВД по району. Честно говоря, здесь, в неболь­шом районе с 40 тысяча­ми населе­ния, каждый год столько проис­ше­ствий, что кажется, будто тут какой-то бермуд­ский треуголь­ник.

Однако то, что произо­шло у нас на прошлой неделе, просто не вмеща­ет­ся ни в какие рамки. В одной семье подвы­пив­ший молодой парень поссо­рил­ся с родите­ля­ми. Детали истории не вполне ясны. Тем не менее парень был очень зол на мать. Он ударил отца, потом пошел в сарай, взял канистру с бензи­ном, облил мать и поджог…

Крики, огонь, запах горело­го мяса… Видимо, от этого он все-таки пришел в себя и стал ее тушить. Женщину привез­ли в больни­цу с 70% ожогов. Она проле­жа­ла неделю в реани­ма­ции. Во вторник я ее отпевал.

Я стоял на кладби­ще и смотрел на ее родствен­ни­ков, друзей, близких. И очень ясно понимал, что многие из них в деревне, где прожи­ва­ет 350 человек, мне не знакомы вовсе. Я не знаю ни их имен, ни фамилий, ни лиц. Может быть, потому что почти никто из них не ходит в церковь?

В нашей деревне никогда не было храма. В 2010 году мы начали его строить. Уже пять лет, как совер­ша­ют­ся службы. И уже два года, как богослу­же­ния прохо­дят каждую неделю. В храме – 5–10 человек. На послед­ней Литур­гии прича­щал­ся только один – мой шести­лет­ний сын. И я вам хочу сказать, что почти на всех прихо­дах в районе ситуа­ция не намного лучше. При таком раскла­де не нужно быть старцем, чтобы понять, почему же у нас столько проис­ше­ствий.

Конечно, можно во всем сразу обвинить священ­ни­ка и сказать: а что ж ты, батя, не пропо­ве­ду­ешь? Почему за десять лет не привел ко Христу всех жителей деревни?

Что на это сказать? Навер­ное, я – плохой священ­ник. Но из Еванге­лия мы знаем, что и пропо­ведь Христа Спаси­те­ля не везде хотели прини­мать. «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифса­и­да!» (Лк. 10: 13).

Святые отцы говорят нам, что человек может находить­ся в трех состо­я­ни­ях: естествен­ном, нижеесте­ствен­ном и вышеесте­ствен­ном:

«Эти состо­я­ния иначе называ­ют­ся: душев­ное, плотское, духов­ное. Еще иначе: пристраст­ное, страст­ное, бесстраст­ное. Нижеесте­ствен­ный есть служа­щий вполне времен­но­му миру, хотя бы он и не преда­вал­ся грубым порокам. Естествен­ный есть живущий для вечно­сти, упраж­ня­ю­щий­ся в добро­де­те­лях, борющий­ся со страстя­ми, но еще не получив­ший свободы, не видящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадатель­ству­ю­щий, как слепец, ощупью. Вышесто­я­щий есть тот, кого осенил Дух Святый, кто, будучи испол­нен Им, действу­ет, говорит под влияни­ем Его, возно­сит­ся превыше страстей, превыше естества своего», – говорит святи­тель Игнатий (Брянча­ни­нов).

Если переве­сти язык святых отцов на совре­мен­ный русский, то получа­ет­ся, что христи­а­нин, ходящий в храм и стремя­щий­ся к Богу, находит­ся в естествен­ном состо­я­нии. Спаса­ю­щий­ся – уже в сверхъ­есте­ствен­ном. А неверу­ю­щий или даже просто невоцер­ко­в­лен­ный – в нижеесте­ствен­ном.

Естествен­ное состо­я­ние для челове­ка – это, оказы­ва­ет­ся, не состо­я­ние разум­но­го живот­но­го (питать­ся, спать, работать), а состо­я­ние христи­а­ни­на, восхо­дя­ще­го к Богу через молитву и испол­не­ние запове­дей. Но даже в этом состо­я­нии он все еще духовно «близо­рук», как утвер­жда­ет святи­тель Игнатий.

Однако мне кажется, что в наше время всеоб­щей суеты и расслаб­лен­но­сти шкала «естествен­но­сти» немнож­ко «съехала» вниз. Теперь, навер­ное, более актуаль­но сказать так: в «естествен­ном» состо­я­нии живут все люди невоцер­ко­в­лен­ные. Это состо­я­ние разум­но­го живот­но­го, состо­я­ние вполне естествен­ное для падшей челове­че­ской природы. Душу такого челове­ка не смущают уколы совести, он видит радость только в плотских удоволь­стви­ях.

Выше он может поднять­ся, когда прини­ма­ет веру и начина­ет подви­зать­ся ради Господа. Как и мы пытаем­ся стать выше своего естества, когда предпри­ни­ма­ем усилия для воздер­жа­ния, молитвы и испол­не­ния запове­дей.

Ну, а вот состо­я­ние ниже естества есть уже состо­я­ние демони­че­ское. В таком состо­я­нии человек стано­вит­ся игруш­кой в руках бесов и выпол­ня­ет их волю беспре­ко­слов­но. В такое состо­я­ние человек может прийти, когда живет только страстя­ми и направ­ля­ет свою волю только на то, чтобы еще больше работать страстям. Тогда его, как послуш­но­го раба, демоны влекут на всякое безза­ко­ние. В этом состо­я­нии человек совер­ша­ет такие преступ­ле­ния, от которых потом содро­га­ют­ся окружа­ю­щие.

Никто из нас не застра­хо­ван от падений. Но, навер­ное, это не самое страш­ное, что может случить­ся в духов­ной жизни. Внезап­ное грехо­па­де­ние сразу стано­вит­ся поводом для сугубо­го покая­ния, плача и усилен­ной молитвы. Гораздо хуже, когда человек потихонь­ку засыпа­ет грехов­ным сном, когда его молитва стано­вит­ся все более рассе­ян­ной и медлен­но превра­ща­ет­ся в обычную формаль­ность.

Незамет­но проис­хо­дит выхола­щи­ва­ние внутрен­не­го трезве­ния, и человек отпада­ет от Бога, даже не замечая этого

Так незамет­но проис­хо­дит выхола­щи­ва­ние внутрен­не­го трезве­ния, и человек отпада­ет от Бога, даже не замечая этого. Это опасность для любого христи­а­ни­на, на какой бы степени богоуго­жде­ния он ни находил­ся. Мы знаем из житий святых, что и высокие подвиж­ни­ки падали, обману­тые бесом.

Так, напри­мер, препо­доб­ный Иаков Постник (VI в.) вел такую строгую жизнь, что удосто­ил­ся уже дара чудотво­ре­ния. Однажды к нему привели девицу, чтобы он изгнал из нее беса. Отшель­ник испол­нил просьбу, но родите­ли девицы насто­я­ли, чтобы девица осталась возле него на три дня, опаса­ясь, чтобы бес не вернул­ся к ней. И подвиж­ник согла­сил­ся. Но диавол воздвиг на него тяжкую плотскую брань, и Иаков пал. Он совер­шил любоде­я­ние, а потом в ужасе от содеян­но­го убил девицу и бежал. Много лет он скитал­ся по пустыне в отчая­нии, на грани самоубий­ства. Но Бог спас его от оконча­тель­ной погибе­ли. В конце концов падший отшель­ник затво­рил­ся в погре­баль­ной пещере и провел в ней практи­че­ски безыс­ход­но десять лет, в слезах каясь. И Господь простил его грех.

Святи­тель Димит­рий Ростов­ский, коммен­ти­руя падение препо­доб­но­го Иакова Постни­ка, говорит: «Это произо­шло, вероят­но, потому, что он стал много думать о своей свято­сти и богоугод­ной жизни и считать себя великим подвиж­ни­ком». Очевид­но, что не вдруг возник­ли у него такие помыслы, а испод­воль враг влагал их в душу препо­доб­но­го, понемно­гу ослаб­ляя его внима­ние. В какой-то момент эти помыслы Иаков перестал от себя отгонять или вслед­ствие услаж­де­ния ими, или же вслед­ствие расслаб­ле­ния трезве­ния. Возмож­но, подвиж­ник стал больше внима­ния уделять внешним трудам, а не внутрен­не­му сосре­до­то­че­нию.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем ни в коем случае надеять­ся на свои труды и молитвы. В один момент все наше благо­че­сти­вое устро­е­ние может быть перечерк­ну­то бесов­ским искуше­ни­ем, и при этом совер­шен­но неважно, где вы живете: в городе или деревне. И только благо­дать Господ­ня и страх Божий, укоре­нен­ный в сердце, могут сохра­нить нас.

Непре­стан­но нужно стоять на страже своего сердца и не допус­кать в него никаких чуждых помыс­лов

Непре­стан­но нужно стоять на страже своего сердца и не допус­кать в него никаких чуждых помыс­лов.

Воору­жим­ся словами апосто­ла Петра:

«Трезви­тесь, бодрствуй­те, потому что против­ник ваш диавол ходит, как рыкаю­щий лев, ища, кого погло­тить. Проти­во­стой­те ему твердою верою, зная, что такие же страда­ния случа­ют­ся и с братья­ми вашими в мире. Бог же всякой благо­да­ти, призвав­ший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратко­вре­мен­ном страда­нии вашем, да совер­шит вас, да утвер­дит, да укрепит, да содела­ет непоко­ле­би­мы­ми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11).

Священ­ник Сергий Бегиян

7 июня 2021 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *