Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Группы стратегического видения «Россия — исламский мир»

19 мая 2023 года Святей­ший Патри­арх Москов­ский и всея Руси Кирилл, совер­ша­ю­щий Перво­свя­ти­тель­ский визит в Татар­стан, принял участие в заседа­нии Группы страте­ги­че­ско­го видения «Россия — ислам­ский мир», состо­яв­шем­ся в здании Казан­ской ратуши.

Уважа­е­мый Рустам Нурга­ли­е­вич! Уважа­е­мый муфтий Татар­ста­на Камиль хазрат! Уважа­е­мые мусуль­ман­ские духов­ные лидеры, участ­ни­ки форума!

Сердеч­но привет­ствую вас и радуюсь возмож­но­сти быть сегодня вместе с вами, на благо­сло­вен­ной казан­ской земле, и участ­во­вать в нынеш­ней важной встрече.

Россия имеет очень богатый опыт взаимо­от­но­ше­ний с мусуль­ман­ским миром. С момента созда­ния Группы страте­ги­че­ско­го видения «Россия — ислам­ский мир» Русская Право­слав­ная Церковь активно участ­ву­ет в ее работе.

Наше заседа­ние прохо­дит в Казани. Столица Татар­ста­на — как, пожалуй, никакое другое место в России — зримым образом симво­ли­зи­ру­ет плодо­твор­ное взаимо­дей­ствие людей разных убежде­ний, и право­слав­ных, и мусуль­ман, на благо нашей страны и нашего народа. В этом городе мечети сосед­ству­ют с храмами, разви­ва­ет­ся мусуль­ман­ское и право­слав­ное богосло­вие. Здесь христи­ане и мусуль­мане вместе трудят­ся для общей пользы.

Хотел бы побла­го­да­рить уважа­е­мо­го Рустама Нурга­ли­е­ви­ча Минни­ха­но­ва — Раиса Респуб­ли­ки Татар­стан — за органи­за­цию этого важного меропри­я­тия. Уже стало тради­ци­ей, что Русскую Церковь в Группе страте­ги­че­ско­го видения «Россия — ислам­ский мир» представ­ля­ет глава Казан­ской митро­по­лии. Много потру­дил­ся на этом поприще присно­па­мят­ный митро­по­лит Феофан, в насто­я­щее время в состав группы входит присут­ству­ю­щий в этом зале его преем­ник митро­по­лит Казан­ский и Татар­стан­ский Кирилл.

Обращая свой взор на проис­хо­дя­щее в мире, мы не можем не замечать печаль­ные послед­ствия грубого вмеша­тель­ства Запада в дела других стран и, в частно­сти, в дела стран Ближне­го Востока. Немно­гим менее месяца назад испол­ни­лось десять лет с момента похище­ния терро­ри­ста­ми митро­по­ли­тов сирий­ско­го города Алеппо — Павла из Антио­хий­ской Право­слав­ной Церкви и мар Григо­рия Иоанна. Мы до сих пор не знаем, какова участь этих замеча­тель­ных духов­ных лидеров. Так называ­е­мая «арабская весна» принес­ла лишь горе и неисчис­ли­мые беды народам этих стран, большин­ство из которых — мусуль­мане. Разру­ше­ние государ­ствен­но­сти сопро­вож­да­лось настой­чи­вы­ми попыт­ка­ми запад­ных сил исполь­зо­вать религи­оз­ный фактор, стрем­ле­ни­ем внести вражду и разде­ле­ния в общество по религи­оз­но­му призна­ку. Все это вызвало всплеск жесто­ко­сти и насилия, привело к росту терро­ри­сти­че­ских актов, испол­ни­те­ли которых прикры­ва­лись религи­оз­ны­ми лозун­га­ми. Уроки нашей собствен­ной истории и истории других стран с ясностью свиде­тель­ству­ют о недопу­сти­мо­сти такого подхода. Перед нами — и христи­а­на­ми, и мусуль­ма­на­ми — стоит задача проти­во­сто­ять экстре­миз­му. В данном контек­сте деятель­ность Группы страте­ги­че­ско­го видения «Россия — ислам­ский мир» представ­ля­ет особую ценность и важность.

Москов­ский Патри­ар­хат много десяти­ле­тий поддер­жи­ва­ет братские взаимо­от­но­ше­ния с ислам­ски­ми лидера­ми и органи­за­ци­я­ми; в послед­ние годы эти контак­ты значи­тель­но активи­зи­ро­ва­лись. Отрадно свиде­тель­ство­вать, что каждая такая встреча прохо­дит в обста­нов­ке взаимо­по­ни­ма­ния. Много лет этим занима­ет­ся Отдел внешних церков­ных связей Москов­ско­го Патри­ар­ха­та. В ноябре 2018 года создан Эксперт­ный совет при Патри­ар­хе Москов­ском и всея Руси по взаимо­дей­ствию с ислам­ским миром. Это уникаль­ная органи­за­ция, которая призва­на играть важную роль в изуче­нии богослов­ских взгля­дов и в установ­ле­нии реаль­но­го взаимо­дей­ствия и сотруд­ни­че­ства — как на уровне практи­че­ском, когда люди, принад­ле­жа­щие к Право­сла­вию и исламу, живут и работа­ют рядом друг с другом, так и на уровне теоре­ти­че­ском, чтобы, сравни­вая наши доктри­ны, делать важные выводы о наличии общих духов­ных и нравствен­ных ценно­стей.

В нашей стране существу­ет, как вы знаете, Межре­ли­ги­оз­ный совет России. Мы с моими собра­тья­ми — лидера­ми ислам­ских общин — основа­ли его в декабре 1998 года, почти 25 лет назад. Совет помога­ет лидерам тради­ци­он­ных религий — как право­слав­ным, так и предста­ви­те­лям ислама, иудаиз­ма и буддиз­ма — коорди­ни­ро­вать свою деятель­ность, сверять позиции по актуаль­ным вопро­сам, обращать­ся к властям и обществу от лица наших верую­щих.

Некото­рые мои христи­ан­ские коллеги на Западе недоуме­ва­ют и спраши­ва­ют: «Почему же вы создали межре­ли­ги­оз­ный совет, где представ­ле­ны право­слав­ные, мусуль­мане, иудеи и будди­сты? Почему не разви­ва­е­те отноше­ний по линии взаимо­дей­ствия с христи­ан­ски­ми конфес­си­я­ми?» Мы, конечно, разви­ва­ем и эти отноше­ния, потому что христи­ане разных конфес­сий, живущие сегодня в России, занима­ют близкие к Право­сла­вию позиции по обществен­ным и полити­че­ским вопро­сам. Но я так отвечаю на задан­ный вопрос: «На протя­же­нии всей истории мы живем в нашей стране вместе с мусуль­ма­на­ми, и этот истори­че­ский опыт совмест­ной жизни и сотруд­ни­че­ства способ­ство­вал созда­нию совер­шен­но особой атмосфе­ры доверия и распо­ло­жен­но­сти к диалогу». Еще раз хочу сказать: у нас в России сложи­лись уникаль­ные межре­ли­ги­оз­ные отноше­ния; и полагаю, что все мы — и христи­ане, и мусуль­мане, и предста­ви­те­ли других тради­ци­он­ных религий — должны всяче­ски поддер­жи­вать сложив­шу­ю­ся тради­цию этих отноше­ний.

Патри­арх являет­ся почет­ным предсе­да­те­лем Совета, о котором я сказал. В прези­ди­у­ме Совета право­слав­ных представ­ля­ет митро­по­лит Волоко­лам­ский Антоний, который сейчас возглав­ля­ет Отдел внешних церков­ных связей, а мусуль­ман — главы основ­ных мусуль­ман­ских духов­ных управ­ле­ний, в том числе здесь присут­ству­ю­щий муфтий Татар­ста­на, уважа­е­мый всеми нами, и предста­ви­те­ли мусуль­ман Север­но­го Кавказа.

Почему Русская Право­слав­ная Церковь поддер­жи­ва­ет столь тесные отноше­ния с мусуль­ман­ской уммой в России и за рубежом? Еще раз повторю: потому что наши фунда­мен­таль­ные ценно­сти не просто очень похожи. Право­слав­ные, как и мусуль­мане, стремят­ся посту­пать так, как Бог велит. Мы предаем себя в руки Божии, и это главная отправ­ная точка. Мы оцени­ва­ем себя настоль­ко, насколь­ко наши дела совпа­да­ют с волей Божией, и именно это стрем­ле­ние постав­лять себя под волю Всевыш­не­го состав­ля­ет основу нашего бытия. И мы в хорошем смысле консер­ва­тив­ны: право­слав­ные и мусуль­мане решитель­но отвер­га­ют попытки утвер­дить грех как некую социаль­ную норму или как один из вариан­тов челове­че­ско­го поведе­ния.

Навер­ное, самое опасное для душ челове­че­ских и вообще для судеб всего мира — это смеше­ние понятий, которое сейчас стано­вит­ся нормой запад­ной цивили­за­ции. Понятие греха ушло, а вместо него внедря­ет­ся понятие вариа­тив­но­сти челове­че­ско­го поведе­ния. Челове­ку дается право выбирать вариан­ты своего поведе­ния вне всякой связи с идеей Бога, вне всякой связи с идеей Божествен­ных запове­дей. Другими словами, что хочу, то и творю. А есть ли какие-то ограни­че­ния? Да, нельзя нарушать светское законо­да­тель­ство, но никаких норм, ограни­чи­ва­ю­щих челове­че­скую вседоз­во­лен­ность на основе нравствен­ных принци­пов, в совре­мен­ной запад­ной цивили­за­ции не существу­ет.

Этим мы очень от них отлича­ем­ся, и еще раз хочу сказать, что право­слав­ные и мусуль­мане решитель­но отвер­га­ют опасную апока­лип­ти­че­скую тенден­цию, утвер­жда­ю­щую, что нравствен­ное безза­ко­ние являет­ся одним из возмож­ных вариан­тов челове­че­ско­го поведе­ния. Для нас абсолют­но непри­ем­ле­мо проти­во­есте­ствен­ное смеше­ние полов и опасней­шая, разру­ши­тель­ная идеоло­гия ЛГБТ. Мы стремим­ся сохра­нить тради­ци­он­ный, Богом запове­дан­ный семей­ный уклад. Чем бы себя ни оправ­ды­ва­ло эгоистич­ное отноше­ние к людям и миру, очевид­но, что оно подме­ня­ет служе­ние Богу служе­ни­ем страстям, превра­ща­ю­щим челове­ка в узника собствен­ных пороков.

Верность духов­ным идеалам позво­ля­ет нам сегодня вместе проти­во­сто­ять изощрен­ной пропа­ган­де индиви­ду­а­лиз­ма и челове­ко­по­клон­ни­че­ства, когда человек — это высшая норма, и ему усваи­ва­ет­ся право самому устанав­ли­вать любые законы, соблю­дать их или не соблю­дать. Право­слав­ные христи­ане и мусуль­мане призва­ны бережно хранить свои нравствен­ные ценно­сти, следо­вать идеалам добра, любви, милосер­дия, справед­ли­во­сти и взаим­но­го уваже­ния. Мы — и христи­ане, и мусуль­мане — знаем и испове­ду­ем, что Бог есть истин­ный Творец мира и Единствен­ный Законо­да­тель. А там, где про Бога забыли, царит зло как норма челове­че­ско­го поведе­ния.

Вот очень важно понимать: там, где Бог, там Божествен­ная норма, которая помога­ет нам отличать добро от зла. А где Бога нет, там зло стано­вит­ся одним из вариан­тов поведе­ния и есть не что иное, как прояв­ле­ние челове­че­ской свободы. Великий русский писатель, оказав­ший огром­ное влияние на форми­ро­ва­ние нашего самосо­зна­ния, — Федор Михай­ло­вич Досто­ев­ский — сформу­ли­ро­вал эту простую, но очень глубо­кую мысль: если Бога нет, то все дозво­ле­но. «Если нет Бога, то я бог», — говорит один из персо­на­жей его романа «Бесы».

Основы этой модели мышле­ния были заложе­ны еще в эпоху европей­ско­го Ренес­сан­са. В светской истори­че­ской науке Ренес­санс воспри­ни­ма­ет­ся как положи­тель­ное явление, но на самом деле это был очень опасный поворот в разви­тии запад­ной цивили­за­ции. В Средние века в центре челове­че­ской жизни был Бог. Навер­ное, многие из вас путеше­ство­ва­ли по Запад­ной Европе и видели огром­ные роман­ские и готиче­ские соборы, которые были доминан­та­ми в архитек­ту­ре средне­ве­ко­вых городов. И это же неслу­чай­но! Самые величе­ствен­ные соору­же­ния были храмами, и это свиде­тель­ство­ва­ло о том, что вера в Бога — в центре жизни людей. Сама готиче­ская архитек­ту­ра, эти устрем­лен­ные к небу шпили, свиде­тель­ство­ва­ла о динами­ке разви­тия челове­че­ской лично­сти, о том, что целью являет­ся Бог, что все устрем­ля­ет­ся к Богу. Но вот насту­пил так называ­е­мый Ренес­санс, то есть Возрож­де­ние. Возрож­де­ние чего? Возрож­де­ние языче­ства, языче­ской римской культу­ры, и вместо готиче­ских соборов стали строить­ся храмы, напоми­на­ю­щие антич­ные соору­же­ния. И кто же стал в центре всего? Если раньше в центре был Бог и к Нему нужно было устрем­лять­ся, то в это время возни­ка­ет идея, что в центре всего — человек.

Я уже не раз говорил и скажу еще раз: главный вызов XXI века — это вызов со стороны безбож­но­го секуляр­но­го мира. Но сегодня мы, христи­ане и мусуль­мане, оттал­ки­ва­ясь от своих религи­оз­ных убежде­ний, можем вместе проти­во­сто­ять этой траги­че­ской тенден­ции разви­тия цивили­за­ции, которая вытес­ня­ет Бога из челове­че­ской жизни и навязы­ва­ет иное мировоз­зре­ние, где никако­го Бога нет, подобно тому, как это пытались сделать во времена Возрож­де­ния.

Чтобы проти­во­сто­ять этому вызову, нам нужна консо­ли­да­ция всех тради­ци­он­но настро­ен­ных сил общества. Если мы не хотим победы зла и установ­ле­ния всемир­но­го культа греха и эгоизма, то должны дать духов­ный отпор этому вызову. Именно совмест­ные усилия могут остано­вить мир от самораз­ру­ше­ния, и позволь­те сказать, что именно взаимо­дей­ствие право­слав­но­го христи­ан­ства с исламом может действи­тель­но обеспе­чить созда­ние этого общего фронта борьбы за выжива­ние челове­че­ской цивили­за­ции.

Завер­шая свое выступ­ле­ние, хотел бы выразить надежду на то, что Россия и ислам­ский мир будут разви­вать и расши­рять свое сотруд­ни­че­ство. Русская Право­слав­ная Церковь, представ­ля­ю­щая интере­сы милли­о­нов верую­щих, готова этому всемер­но способ­ство­вать и открыта к обмену опытом и знани­я­ми. Думаю, что сегодня, в услови­ях кризиса между­на­род­ных отноше­ний, у нас откры­ва­ет­ся новая возмож­ность так повли­ять на мировую повест­ку, чтобы забота о сохра­не­нии непре­хо­дя­щих нравствен­ных ценно­стей стала одним из ее приори­те­тов.

Желаю всем нам, дорогие мои братья, помощи Божией в наших трудах.

Благо­да­рю вас за внима­ние.

Пресс-служба Патри­ар­ха Москов­ско­го и всея Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *