Великий Четверток (Четверг) в кафедральном соборе г. Канска

29 апреля в Великий Четвер­ток (Четверг) в кафед­раль­ном соборе г. Канска секре­тарь епархии иерей Александр Колпа­ков отслу­жил литур­гию Василия Велико­го.

Сре­ди дней Страст­ной сед­ми­цы Ве­ли­кий чет­верг за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто. В этот день Цер­ковь вспо­ми­на­ет Тай­ную ве­че­рю Гос­по­да Иису­са Хри­ста с Его уче­ни­ка­ми – апо­сто­ла­ми. На Тай­ной Ве­че­ри Спа­си­те­лем бы­ло уста­нов­ле­но глав­ное Та­ин­ство на­шей ве­ры – Та­ин­ство Ев­ха­ри­стии, или При­ча­ще­ния, во вре­мя ко­то­ро­го все ве­ру­ю­щие под ви­дом хле­ба и ви­на вку­ша­ют ис­тин­ные Те­ло и Кровь Хри­сто­вы. Без при­ча­ще­ния, учит Свя­тая Цер­ковь, нет ис­тин­ной хри­сти­ан­ской жиз­ни, так как в этом Та­ин­стве про­ис­хо­дит са­мое пол­ное, пре­дель­но воз­мож­ное на зем­ле бла­го­дат­ное со­еди­не­ние че­ло­ве­ка с Бо­гом.

Собрав своих ближай­ших учени­ков, Христос дает им вино и прелом­ля­ет для них хлеб со словами: «Приими­те, ядите, это Тело Мое за вас преда­ва­е­мое, и Кровь Моя, за вас излива­е­мая». Поэтому в этот день верую­щие, за исклю­че­ни­ем каких-то чрезвы­чай­ных ситуа­ций, прихо­дят в храм на богослу­же­ние и прича­ща­ют­ся Святых Христо­вых Тайн.

Возмож­но, именно благо­да­ря чину омове­ния ног возник­ла тради­ция убирать дома и кварти­ры в чистый четверг. Но стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духов­ном очище­нии, покая­нии и подго­тов­ке души ко Святому Прича­ще­нию. Об этом нам напоми­на­ет еще одна теория проис­хож­де­ния назва­ния “Чистый четверг” — в ранне­хри­сти­ан­ские времена оглашен­ных (готовя­щих­ся креще­нию) крести­ли в Страст­ную субботу, накануне Пасхи. К этому событию готови­лись весь Великий пост. И поэтому Чистый четверг действи­тель­но называл­ся чистым от того, что перед Креще­ни­ем и Пасхой они приво­ди­ли себя в порядок, чтобы в Великие пятницу и субботу об этом не думать, а думать о Христе умершем и воскрес­шем.

По оконча­нии литур­гии иерей Александр Доронин совер­шил чин освяще­ние соли. В четвер­го­вой соли сошлись несколь­ко церков­ных и бытовых образов, связан­ных с солью. Соль — единствен­ный элемент питания, который невоз­мож­но заменить и это — единствен­ный минерал, употреб­ля­е­мый в пищу и к тому же мощный консер­вант. Еванге­лие дало нам образ соли, как образ верую­ще­го челове­ка: “Вы — соль мира”. Ещё интере­сен образ из Ветхого Завета — жена Лота, превра­тив­ша­я­ся в соляной столб и через это как бы останов­лен­ная в своём грехе. Вечером совер­ша­ет­ся служба с чтением двена­дца­ти Страст­ных Еванге­лий. Эти отрывки откры­ва­ют нам полную картину страш­ных страда­ний Спаси­те­ля. Верую­щие стоят в храме с зажжен­ны­ми свечами в руках. После каждого чтения Еванге­лия хор с благо­да­ре­ни­ем поет: “Слава долго­тер­пе­нию Твоему, Господи!”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *