«Ведь раньше во время эпидемий все в храм шли!» — епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус

Епископ Калачин­ский и Муром­цев­ский Петр до приня­тия сана закон­чил биоло­ги­че­ский факуль­тет МГУ, работал в НИИ природ­но-очаго­вых инфек­ций города Омска и защитил диссер­та­цию по специ­аль­но­сти «Вирусо­ло­гия». «Фома» попро­сил его ответить на возму­щен­ные коммен­та­рии людей, которые не понима­ют, зачем нужны серьез­ные меры безопас­но­сти во время корона­ви­ру­са.

«Раньше во время эпидемий всегда, наоборот, шли в храмы!»

Нет, не всегда. Говоря­щие так недоста­точ­но знакомы с истори­ей, в том числе церков­ной. В прошлом тоже были изоля­ции и каран­ти­ны — не надо думать, что это новая, приду­ман­ная мера. Конечно, уровень знаний о причи­нах и течении эпиде­мий был совер­шен­но иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остано­вить чуму, холеру и оспу можно только каран­ти­ном. И во многих случаях берег­лись и читали молитвы из дома.

Сейчас много говорят о подвиге святи­те­ля Филаре­та, который ободрял москви­чей и собирал на молитву, но это подвиг исклю­чи­тель­ный. Могу напом­нить, что наречен­ный тем же именем святи­тель Филарет — но не Москов­ский, а Черни­гов­ский, совер­шая такой же подвиг во время холеры, заразил­ся, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.

Если мы говорим о зараз­ных болез­нях, то главный подвиг духовен­ства чаще заклю­чал­ся в посеще­нии больниц или времен­ных бараков, напол­нен­ных заболев­ши­ми людьми. Это было и остает­ся огром­ным риском — свиде­тель­ством подвига истин­ных пасты­рей. Но от людей часто требо­ва­лось иное. Заболев­ших стара­лись прича­щать либо отдель­но от тех, кого считали тогда здоро­вы­ми (поймите, тогда не было совре­мен­ных знаний о переда­че вируса), либо на дому или в больни­цах. 

Со времен апосто­лов нам даны слова о послу­ша­нии властям. В отличии от гонений на христи­ан, каран­тин­ные меры Церковь воспри­ни­ма­ла с понима­ни­ем, и никого не смущало, что в законах и установ­ле­ни­ях Россий­ской Империи в том числе были преду­смот­ре­ны и ситуа­ции с времен­ным закры­ти­ем храмов на время эпиде­мий. Нет, это не вероот­ступ­ни­че­ство. Мы с вами почита­ем святого правед­но­го Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпиде­мии чумы? Причем там был введен жесто­чай­ший каран­тин и были запре­ще­ны публич­ные богослу­же­ния.

Житий­ная икона правед­но­го Федора Ушакова

Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем прика­зы­вал оставать­ся дома, а всех больных изоли­ро­вал. Болезнь была побеж­де­на, а адмирал награж­ден орденом Святого Влади­ми­ра. И мы с вами видим не просто понима­ние со стороны Церкви его действий как руково­ди­те­ля. Этот глубоко верую­щий человек стал святым молит­вен­ни­ком за нас у престо­ла Божия!

Многие помнят одного из право­слав­ных патри­ар­хов совет­ско­го времени — патри­ар­ха Пимена (Извеко­ва), и очень его почита­ют. А знаете ли вы, что в бытность его место­блю­сти­те­лем патри­ар­ше­го престо­ла, пример­но за год до избра­ния патри­ар­хом, он участ­во­вал в борьбе со вспыш­кой холеры в южных районах Совет­ско­го союза? Охваче­ны болез­нью были Кавказ, Астра­хан­ский край, Одесса — и беда грозила всей стране.

И тогда был подпи­сан указ, соглас­но которо­му катего­ри­че­ски запре­ща­лось прикла­ды­вать­ся к иконам, а прича­стие мирян благо­слов­ля­лось исклю­чи­тель­но на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отноше­нии к патри­ар­ху Пимену в церков­ном сообще­стве это не вызвало, а совмест­ные действия властей и Церкви позво­ли­ли победить опасней­шую болезнь быстро и с минималь­ным числом потерь.

Это лишь некото­рые примеры, о которых нам извест­но. Желаю­щие могут обратить­ся также к «Настоль­ной книге для священ­но-церков­но-служи­те­лей», издан­ной впервые в конце 19 века. Впрочем, в «Фоме» уже была подоб­ная публи­ка­ция.

В «Книге» внима­тель­ный читатель обнару­жит особые меры предо­сто­рож­но­сти и для пасты­рей, и для паствы в связи с эпиде­ми­я­ми. Нынеш­ние события заста­вят внима­тель­нее изучать историю право­сла­вия именно в связи с этой темой, вызвав­шей у части людей вопросы. Это еще одно реаль­ное свиде­тель­ство. Думаю, что нынеш­ние события заста­вят особо потру­дить­ся истори­ков Церкви, чтобы люди без сомне­ний слуша­лись голоса священ­но­на­ча­лия и прояв­ля­ли разум­ное послу­ша­ние власти.

Очень важно понимать, что богослу­же­ния в нашей Церкви продол­жа­ют совер­шать­ся.  Наша страна знала намного более страш­ные времена с точки зрения возмож­но­стей приоб­щить­ся к церков­ным Таинствам и получить пастыр­ское окорм­ле­ние. Мы не должны забыть о време­нах, когда на терри­то­рии нашей родины почти все храмы были уничто­же­ны или закрыты, а священ­но­слу­жи­те­лей ждали аресты, а часто и мучени­че­ская кончина. Но молитва звучала и тогда, а верую­щие во всем стреми­лись поддер­жать своих архипас­ты­рей и пасты­рей, молились тайно, тайно переда­ва­ли в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертель­но опасно.

А сейчас служат­ся литур­гии, богослу­же­ния транс­ли­ру­ют­ся для верую­щих в прямом эфире, совер­ша­ют­ся крест­ные ходы, священ­ни­ки ходят к стари­кам и прича­ща­ют их на дому. Давайте сопоста­вим нынеш­нюю ситуа­цию и то, что мы пережи­ли в 20 веке.

У прихо­жан есть благо­сло­ве­ние Патри­ар­ха оставать­ся дома. Это церков­ный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добро­воль­цам, которые борются сейчас с эпиде­ми­ей. Никто не покуша­ет­ся на нашу веру, единство Церкви прове­ря­ет­ся в другом — в осозна­нии, что где бы мы ни молились, на богослу­же­нии в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разоб­ще­ны каран­ти­ном, но мы можем молить­ся и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соеди­ня­ет сам Господь.

«Опасность преувеличена — у нас же и так постоянно эпидемии ОРВИ! И ничего, живы без всяких особых мер!»

Люди, которые так говорят, не владеют полной инфор­ма­ци­ей. Они, в основ­ном, верят тому, что пишется в Интер­не­те. Они сравни­ва­ют цифры смерт­но­сти от разных болез­ней в момент, когда во многих странах корона­ви­рус­ная инфек­ция еще только набира­ет силу. Серьёз­ные специ­а­ли­сты не могут сейчас оценить всех послед­ствий проис­хо­дя­ще­го, но им совер­шен­но ясно, что такой эпиде­мии не было уже давно — это новый неизу­чен­ный вирус: очень прилип­чи­вый, очень зараз­ный, так как переда­ет­ся воздуш­но-капель­ным путем.

Такие драко­нов­ские меры предо­сто­рож­но­сти нельзя объяс­нить чьей-то выгодой, каким-то мифиче­ским загово­ром чинов­ни­ков — все страны мира понесут огром­ный урон от каран­ти­на. Для риска благо­со­сто­я­ни­ем милли­ар­дов людей может быть только одна причина — объек­тив­ная опасность корона­ви­ру­са.

От него пока нет лекар­ства, от него нет вакцины, от него зарази­лись и умерли многие врачи, несмот­ря на то, что они стара­лись соблю­дать все меры безопас­но­сти. Врачи сейчас жертву­ют собой ради наших жизней и здоро­вья. 

Посмот­ри­те, что творит­ся в Испании, Италии, Велико­бри­та­нии и США. В Китае число заболев­ших удалось снизить только путем жесто­чай­ше­го каран­ти­на. А в Италии врачи плачут и говорят: «Я должен решать — кому жить, а кому нет».

Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реаги­ро­вать на предпи­сан­ные меры осторож­но­сти, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы счита­е­те, что 10% смерт­но­сти — это просто шутка?!

Поверь­те, это не просто ОРВИ: по стати­сти­ке, больной ОРВИ или гриппом человек заража­ет вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен корона­ви­ру­сом. Возмож­но, кто-то пропу­стил инфор­ма­цию из Южной Кореи о так называ­е­мом пациен­те 31. Этим 31-ым пациен­том с диагно­зом корона­ви­рус стала прихо­жан­ка Церкви Иисуса культа Синчхон­чжи, которая не подозре­ва­ла о своей болезни и успела за три дня посетить несколь­ко обществен­ных мест, инфици­ро­вав сотни людей. Среди инфици­ро­ван­ных — 544 заболев­ших, осталь­ные 9000 — помеще­ны в каран­тин.

Фото: USAG- Humphreys/Flickr/CC BY 2.0

Так, всего от одного челове­ка постра­да­ло несколь­ко сотен людей. Все дело в том, что некото­рые люди распро­стра­ня­ют вирусы более интен­сив­но. Ученые не знают, почему так проис­хо­дит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменя­ет­ся и мутиру­ет.

Я вирусо­лог, и когда работал по специ­аль­но­сти, должен был иссле­до­вать новые вспышки болез­ней и подби­рать к ним эпиде­мио­ло­ги­че­ские меры — это то, что сейчас делает государ­ство. Так вот — у меня сейчас нет никаких основа­ний государ­ству не доверять.

Повторю вслед за специ­а­ли­ста­ми: сейчас, когда у нас нет вакцины, только каран­тин может остано­вить сейчас переда­чу вируса. Этот вирус парази­ти­ру­ет в основ­ном на людях — и живет пока переда­ет­ся. Некото­рые люди не осозна­ют, что могут быть носите­ля­ми, либо болеть без симпто­мов (это две разные вещи). Все они будут способ­ство­вать переда­че вируса. Эта переда­ча может быть останов­ле­на тремя спосо­ба­ми: либо человек выздо­ро­вел, либо умер, либо находит­ся в затворе, на том самом каран­тине. При каран­тине путь распро­стра­не­ния вируса останав­ли­ва­ет­ся. Не нужно быть специ­а­ли­стом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сенова­ле. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответ­ствен­но­сти перед ближни­ми, которых мы можем неволь­но подверг­нуть опасно­сти.

«Бояться заразиться в храме, где все священно — это же маловерие!»

По-существу такой вопрос могли бы задать и евангель­ские фарисеи, требу­ю­щие у Иисуса Христа знаме­ний или чудес. И Спаси­тель совер­шал чудеса, но не ради требу­ю­щих знаме­ний, а ради веры прося­щих милосер­дия. В Его отече­стве послед­них было мало, и чудес там было мало. В любом чуде, совер­ша­е­мом Богом обяза­тель­но участ­ву­ют, по крайней мере, двое, — Сам Творец и тот (или те), ради которо­го чудо совер­ша­ет­ся. В совер­шив­шем­ся чуде обяза­тель­но встре­ча­ют­ся всемо­гу­щая любовь Божия и пусть самая малень­кая, но искрен­няя и смирен­ная, основан­ная на любви вера челове­че­ская. Любовь Божия пребу­дет с нами до сконча­ния века.

По-существу мы все, все челове­че­ство, несмот­ря на всю нашу грехов­ность, до сих пор букваль­но погру­же­ны в океан Божествен­ной любви. Но если нет встреч­ной любви челове­че­ской, то нет и веры, а значит, тщетна наша молитва, и благо­дать Божия не коснет­ся нашей жизни.

О значе­нии веры всегда напоми­нал своим учени­кам Христос. Возьмем евангель­ский отрывок, где отец просил Господа вылечить его сына от падучей болезни. «Если хоть сколько-то можешь веровать, то все возмож­но верую­ще­му» — ответил Христос прося­ще­му. И тогда отец сказал: «Верую, Господи, помоги моему неверию!». И этого смирен­но­го «малове­рия» оказа­лось доста­точ­но, чтобы Господь оказал ему милосер­дие. И вспом­ним другое место из Еванге­лия, когда сам апостол Петр обещал даже перед лицом смерти не остав­лять Учителя. Можем ли мы сомне­вать­ся в вере будуще­го перво­вер­хов­но­го апосто­ла, на которой Христос как на камне основал свою Церковь? Конечно нет. Но, видимо, к великой вере Петра в тот момент прикос­ну­лось некое самомне­ние, гордость, искуша­ю­щие Господа. И благо­дать Божия отсту­пи­ла, и тогда страх вошел в его сердце апосто­ла. И только после его горьких слез благо­дать верну­лась.

Исцеле­ние сына царедвор­ца, Паоло Вероне­зе

Вспом­ним апосто­ла Павла, который просил у Господа исцеле­ние от своей болезни? Павел правиль­но понял волю Божью и смирил­ся, когда не получил исцеле­ния. Он и в послед­ствии с заботой и трево­гой писал учени­кам и просил беречь свое здоро­вье. Такие же слова мы можем найти у святи­те­ля Иоана Злато­уста, который сам тяжело страдал от болез­ней и прибе­гал к помощи врачей и совето­вал другим беречь­ся.

Кому же мы уподо­бим­ся, если не будем обращать внима­ние на реаль­ную угрозу зараже­ния опасной, особен­но для пожилых прихо­жан инфек­ци­ей? Кто из нас скажет, что у него большая вера, чем у наших великих святых? Говорить о своей вере и быть уверен­ным в том, что Господь помилу­ет нас от болезни — большая дерзость и искуше­ние Господа. «Не искушай Господа Бога твоего» — эти слова остают­ся для нас главны­ми в текущей ситуа­ции.

Критики предо­хра­ни­тель­ных мер навер­ное не понима­ют серьёз­но­сти нынеш­ней ситуа­ции. В момент, когда мы беседу­ем с вами, в Церкви трудит­ся специ­аль­ная рабочая группа по корона­ви­ру­су. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о всесто­рон­ней помощи людям: тут и достав­ка продук­тов, лекарств, сборы пожерт­во­ва­ний, где позво­ля­ет квали­фи­ка­ция — помощь в больни­це, но парал­лель­но в группу стека­ет­ся инфор­ма­ция, что у несколь­ких священ­ни­ков болезнь уже подтвер­ди­лась, у несколь­ких выявле­ны симпто­мы, а часть, к сожале­нию, находит­ся в тяжелом состо­я­нии. И мы молимся о них.

Их болезнь — не свиде­тель­ство малове­рия. В каком-то случае это недоста­точ­ная осторож­ность, но в целом — это одна из причин, почему священ­но­слу­же­ние называ­ет­ся именно служе­ни­ем. И это путь за Христом, а Великий пост нам напоми­на­ет о Его страда­ни­ях и смерти на кресте. Церковь, святыни, Таинства — все это спаси­тель­но, но многие люди, к сожале­нию, до сих пор не хотят услышать, что речь идет о спасе­нии не ради благо­по­лу­чия в этом мире. Спасе­ние — не в избав­ле­нии от болезни и смерти, спасе­ние — в соеди­не­нии с Богом и следо­ва­нии Ему уже в этой жизни, попытка войти в вечную жизнь, в Царствие нашего Отца, избежать духов­ной гибели. Вот ради чего святыни и Таинства.

Требу­ет­ся мужество признать, что от болез­ней наша вера сама по себе никого не страху­ет. Более того, Христос предла­га­ет нам понести по силам свой крест ради нашей вечной жизни.

А отноше­ние к Церкви как к барока­ме­ре с особым микро­кли­ма­том и обезза­ра­жи­ва­ни­ем чревато искуше­ни­я­ми — такая вера может оказать­ся очень шаткой. болезнь забира­ет молодых и старых, врачей и ученых, право­слав­ных и католи­ков, мусуль­ман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозре­вать об этом. Вот только он заразит большин­ство тех, кто находил­ся рядом с ним.В храм часто заходят люди невоцер­ко­в­лен­ные, которые просто ставят свечки и уходят. Они не знают, что такое духов­ная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришед­ший в храм может быть потен­ци­аль­ным носите­лем вируса.

Эта панде­мия должна действо­вать отрезв­ля­ю­ще и напом­нить нам, как мы далеко ушли от Бога. В Великий пост мы оказа­лись в ситуа­ции, когда все увесе­ли­тель­ные учрежде­ния закрыты, когда мы избав­ле­ны от значи­тель­ной части буднич­ной суеты и отвле­ка­ю­щих привы­чек. Для многих эта ситуа­ция вынуж­ден­ная и непри­выч­ная, но любой может обратить ее себе во благо. Мне здесь видится промысл Божий для тех, кто должен находить­ся в режиме самоизо­ля­ции. Нам не надо искать, чем занять­ся дома — надо брать и со смире­ни­ем молить­ся. А вот допус­кать в сердце страх действи­тель­но не надо. Все что мы делаем, мы делаем  ради Христа, наших ближних. Следуя за Христом, мы просим Его о милости и верим, что Господь везде и всюду рядом. Недаром сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19–20).

Источ­ник: Право­слав­ный журнал “ФОМА”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *