В чем смысл жизни? Ответы пастырей

Над этим вопро­сом ломают головы филосо­фы и мысли­те­ли на протя­же­нии существо­ва­ния всего рода челове­че­ско­го, и об этом же – зачем я живу? для чего? – задумы­ва­ет­ся каждый из нас, потому что жизнь оказы­ва­ет­ся пуста и тягост­на, если ты не понима­ешь ее смысла. И как же томит бессмыс­лен­ность существо­ва­ния!

Так в чем он, смысл жизни?

Исцелить­ся, научить­ся и вернуть­ся

Священ­ник Лев Аршакян:

– Смысл земной жизни в том, чтобы исцелить­ся от гордо­сти, научить­ся послу­ша­нию и вернуть­ся в Рай. Для этого пришел на землю Христос, Которо­го надо научить­ся любить больше всего на свете, а через Него – и всех христи­ан. Он говорил про Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). В этом и состоит истин­ный жизнен­ный путь – обрести жизнь вечную через исцеле­ние, науче­ние послу­ша­нию и возвра­ще­ние в Небес­ное Отече­ство. Непослу­ша­ние изгнало нас из этого Отече­ства. Заразив­шись гордо­стью от диавола, люди переста­ли быть послуш­ны­ми Богу и были изгнаны из Рая.

Священ­ник Лев Аршакян

Поэтому наша главная задача – всё воспол­нить: исцелить­ся от гордо­сти, научить­ся послу­ша­нию у Христа и вернуть­ся в Рай, следуя Христу.

Нам, христи­а­нам, надо смотреть в Еванге­лие

Прото­и­е­рей Влади­мир Вигилян­ский:

– Уверен, что человек, который решится честно ответить на вопрос, в чем смысл жизни, неизбеж­но придет к Богу.

Почему? Потому что вне Бога ответ будет плоским, если не пошлым. Что и демон­стри­ру­ют во всяких сборни­ках афориз­мов многие извест­ные и даже знаме­ни­тые гумани­сты, для которых смерть бессмыс­лен­на.

Многие религии отвеча­ют на этот вопрос очень просто: смысл жизни – в бессмер­тии. Вот, напри­мер, ответ царя Соломо­на:

«И сделал­ся я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иеруса­ли­ме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожела­ли, я не отказы­вал им, не возбра­нял сердцу моему никако­го веселья, потому что сердце мое радова­лось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянул­ся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудил­ся я, делая их: и вот, всё – суета и томле­ние духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2: 9–11).

Прото­и­е­рей Влади­мир Вигилян­ский

Но нам, христи­а­нам, надо смотреть в Еванге­лие – там есть ответы на любые вопросы. Главные из них в этих словах Христа:

«Я есмь воскре­се­ние и жизнь; верую­щий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верую­щий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 25–26);

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

Из много­чис­лен­ных рассуж­де­ний святых отцов на эту тему мне запом­ни­лось выска­зы­ва­ние препо­доб­но­го Иустина (Попови­ча; 1894–1979) – одного из самых близких нам по времени святых:

«Тот, кто победит смерть тела, кто даст и обеспе­чит бессмерт­ность телу – это много­же­лан­ный Бог и Спаси­тель, это смысл жизни и мира, это радость и утеше­ние челове­ка и челове­че­ства».

Смысл жизни может быть только в том, что не исчез­нет, даже если закон­чит­ся жизнь

Священ­ник Валерий Духанин:

– Не столько умом, сколько сердцем ищем мы смысла. И это вовсе не философ­ский вопрос, а потреб­ность души – иметь что-то высшее, что озаряет всю твою жизнь, что дает тебе чистую цель. Смысл жизни – это то, что жизни твоей дает напол­нен­ность.

Разве может стать смыслом то, что дается только на время, что легко отнима­ет­ся, рушится, закан­чи­ва­ет­ся? Смыслом может быть только то, что выше твоей хрупкой жизни, что стано­вит­ся подлин­ной опорой для всего, что делаешь ты на земле.

Священ­ник Валерий Духанин

Для меня смысл жизни только в Боге. Он – наш Небес­ный Отец, Он сотво­рил нас для вечно­сти, и по-насто­я­ще­му душа имеет благо только с Госпо­дом. Так стало с самого момента креще­ния, когда вдруг открыл­ся сердцу 13-летнего подрост­ка новый мир – мир духов­ной жизни, богослу­же­ния, молитвы, а за всем этим – возмож­ность общения с Госпо­дом. Собствен­но, с того момента вопрос о смысле жизни был как-то сам собой решен, остава­лись лишь поиски более верных путей, набива­ние шишек посред­ством духов­ных ошибок, поиск правиль­но­го духов­но­го руковод­ства.

С Богом любая земная радость стано­вит­ся еще более радост­ной, а любая скорбь теряет остроту

Но что точно могу сказать, с Богом любая земная радость стано­вит­ся еще более радост­ной, а любая скорбь сглажи­ва­ет­ся, теряет остроту и трагич­ность. Без Бога ничто не радует, стано­вит­ся тусклым, блеклым и незна­чи­тель­ным. Поэтому так важно всегда хранить свое сердце и очищать его, чтобы быть сердцем с Госпо­дом.

Повторю, что смысл жизни может быть только в том, что не исчез­нет, даже если закон­чит­ся жизнь. Смысл – это то, что напол­ня­ет всё твое бытие чем-то высшим, вечным, подлин­ным. И таковым может быть только общение, общность, едине­ние с Госпо­дом.

Зачем идем? Ради спасе­ния

Священ­ник Александр Дьячен­ко:

– Этот «простой» вопрос я уже много-много лет задаю молодым и не очень родите­лям и такого же возрас­та крест­ным. И еще никто за все эти годы не ответил мне что-либо вразу­ми­тель­ное.

Послу­ша­ешь, кому-то важно успеть «реали­зо­вать­ся как специ­а­ли­сту», кому-то «продол­жить свой род». Нет, конечно, «родить сына, посадить дерево и постро­ить дом» – дело нужное и полез­ное. Только зачем стано­вить­ся класс­ным специ­а­ли­стом и строить дом, если ты всё равно умрешь? Дерево посадил и ушел? Неужели только ради этого? В таком случае от белочки с забыты­ми ею орешка­ми толку куда как больше, чем от того же специ­а­ли­ста в области высоких техно­ло­гий.

Ни наука, ни филосо­фия, ни какая другая область челове­че­ских знаний не может найти вразу­ми­тель­но­го ответа на такой, казалось бы, важней­ший вопрос: что мы вообще здесь делаем на этой земле? Кто мы такие, и куда идем?

Только один Христос устами того же апосто­ла Иоанна заявля­ет: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), чем и опреде­ля­ет наше предна­зна­че­ние.

Священ­ник Александр Дьячен­ко

Христос для нас – маяк, позво­ля­ю­щий не сбиться с пути

Мы стран­ни­ки и пришель­цы на этой земле. И только тогда есть смысл в нашем здесь стран­ство­ва­нии, если знаем путь, которым идем. Христос для нас – маяк, позво­ля­ю­щий не сбиться с пути. Иначе стран­ство­ва­ние превра­ща­ет­ся в блужда­ние во тьме.

Зачем идем? Ради спасе­ния, стяжать Царство Небес­ное. Домой идем, возвра­ща­ясь из мест изгна­ния. Позна­вая истину во Христе, приоб­ре­та­ем жизнь вечную.

Челове­ку надо «усвоить­ся Богу скорбя­ми»

Священ­ник Димит­рий Шишкин:

– Не буду ориги­на­лен, просто потому, что мое чувство­ва­ние и понима­ние смысла челове­че­ской жизни полно­стью совпа­да­ет с мнением Святой Право­слав­ной Церкви. Святые отцы разными словами говорят об одном: цель жизни челове­ка – это «боговсе­ле­ние», «обожи­ва­ние», «стяжа­ние Духа Святаго Божиего». А наибо­лее просто, как мне кажется, хоть и прикро­вен­но, в притче, эту цель опреде­лил Сам Господь. На церков­но­сла­вян­ском языке эти слова звучат так: «Войди в радость Господа своего» (Мф. 25: 21).

Священ­ник Димит­рий Шишкин

То есть наша цель – достичь радости живого и вечного общения челове­ка с Богом в Царствии Небес­ном. Другое дело, что для обрете­ния этой радости челове­ку надо немало потру­дить­ся в этой земной жизни, надо в покаян­ном труде преоб­ра­же­ния собствен­ной жизни уподо­бить­ся Христу или, словами святи­те­ля Игнатия (Брянча­ни­но­ва), «усвоить­ся Богу скорбя­ми».

Подготовил Юрий Пущаев
1 июля 2019 года

Источ­ник Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *