Тайна послушания

Празд­ник Обреза­ния Господ­ня и память святи­те­ля Василия Велико­го связаны друг с другом. Церковь говорит нам о тайне послу­ша­ния. Мы все помним слова: «Послу­ша­ние выше поста и молитвы». Но надо, как говорит препо­доб­ный Серафим Саров­ский, чтобы мы хорошень­ко поняли это. Разуме­ет­ся, речь идет в первую очередь о Богом данных установ­ле­ни­ях, о том, что явно относит­ся к духов­ной жизни. Но не только об этом. Сюда же относит­ся все, что совер­ша­ет­ся по естествен­ным челове­че­ским обычаям, будь то семья или граждан­ские законы, все, что не вступа­ет в проти­во­ре­чие с христи­ан­ской совестью. Как говорит апостол Павел, «что только истинно, что честно, что справед­ли­во, что чисто, что любезно, что досто­слав­но, что только добро­де­тель и похвала, о том помыш­ляй­те» (Фил. 4, 8). Церковь говорит о таком послу­ша­нии, которое испол­не­но памятью о Боге, любовью и верно­стью Ему. За простым земным послу­ша­ни­ем может откры­вать­ся несрав­нен­но большая глубина. Такое послу­ша­ние с самого Своего рожде­ния, и даже прежде рожде­ния, являет Христос. Мы помним, как Пречи­стая Его Матерь и правед­ный Иосиф Обруч­ник, повину­ясь импера­тор­ско­му указу о перепи­си населе­ния, прихо­дят в город, где надле­жит родить­ся Христу.

На восьмой день после рожде­ния Спаси­тель был обрезан, соглас­но повеле­нию, данному Аврааму, когда Бог обещал устано­вить вечный завет с ним и его потом­ством. Чистый, безгреш­ный Господь прини­ма­ет знаме­ние прими­ре­ния, которое Он Сам, как Бог и Творец закона, устано­вил. С первых дней Своего Прише­ствия на землю Он смирен­но подчи­ня­ет­ся предпи­са­ни­ям закона, показы­вая, что все ветхо­за­вет­ные прооб­ра­зы обрета­ют в Нем завер­ше­ние. Обреза­ни­ем Второго Адама закан­чи­ва­ет­ся плотское обреза­ние Ветхого Завета и начина­ет­ся Новый и истин­ный Завет, запечат­ле­ва­е­мый духов­ным обреза­ни­ем ценою Его Крови. Христи­ан­ское Креще­ние есть подлин­ное духов­ное обреза­ние, знаме­ние принад­леж­но­сти новому народу, приоб­ща­ю­ще­му­ся животво­ря­щей смерти и Воскре­се­нию Господа. Этой тайне послу­ша­ния должны научить­ся все креще­ные во имя Христо­во. В этот день Богом­ла­ден­цу дали имя, которое небес­ный вестник открыл прежде рожде­ния правед­но­му Иосифу. Иисус значит Спаси­тель. Одним этим именем откры­лось Его служе­ние на земле, ради которо­го Превеч­ный Бог и Творец стал челове­ком. Имя Иисус выража­ет всю тайну нашего спасе­ния. Он «смирил Себя, быв послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной. Посему и Бог превоз­нес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса прекло­ни­лось всякое колено небес­ных, земных и преис­под­них, и всякий язык испове­дал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 8–11). Те, кто во Христа крести­лись, во Христа облек­лись.

За простым земным послу­ша­ни­ем может откры­вать­ся несрав­нен­но большая глубина

И святи­тель Василий Великий с исклю­чи­тель­ной силой являет нам, что значит быть креще­ным челове­ком, что значит тайна послу­ша­ния. С детских лет, еще до приня­тия Креще­ния, он смирен­но повину­ет­ся всему, чему настав­ля­ют его в семье (невоз­мож­но не заметить, что семья эта совер­шен­но необык­но­вен­ная, букваль­но икона семьи, особен­но обращен­ная к нашему времени: в ней 10 человек детей, пятеро из которых причис­ле­ны к лику святых, а воспи­та­ни­ем его главным образом занима­ет­ся бабка Макрина, ученица святи­те­ля Григо­рия Чудотвор­ца Неоке­са­рий­ско­го). Он обуча­ет­ся ритори­ке, то есть искус­ству точно и ярко выражать свои мысли, под руковод­ством своего отца, затем занима­ет­ся дальней­шим светским, как сказали бы теперь, образо­ва­ни­ем в Кесарии Каппа­до­кий­ской, в Констан­ти­но­по­ле и, наконец, в Афинах. Скромно препо­да­ет ритори­ку, не помыш­ляя ни о чем великом. А по приня­тии Креще­ния стара­тель­но изучает азбуку духов­ной жизни. И скоро для ознаком­ле­ния с монаше­ской жизнью отправ­ля­ет­ся в путеше­ствие по Сирии, Палестине и Египту, где вступа­ет в близкое общение с некото­ры­ми подвиж­ни­ка­ми. Так он учится науке более совер­шен­но­го послу­ша­ния, о чем можно было бы еще долго говорить. Упомя­нем лишь, что по возвра­ще­нии из путеше­ствия он раздает свое имуще­ство бедным и удаля­ет­ся в пустыню близ Неоке­са­рии, где преда­ет­ся аскети­че­ским подви­гам – прежде чем вступить на церков­ное служе­ние. Это одна сторона его жизни, внешняя, которая стано­вит­ся все более значи­тель­ной – оттого, что всегда нераз­рыв­но связана с любовью к Богу.

Когда он совер­шал Божествен­ную литур­гию, то весь был подобен столпу огня, подни­ма­ю­ще­му­ся от земли на небо

По свиде­тель­ству препо­доб­но­го Ефрема Сирина, когда святи­тель Василий пропо­ве­до­вал, белый сияющий голубь напевал ему на ухо слова, которые он произ­но­сил. А когда он совер­шал Божествен­ную литур­гию, то весь был подобен столпу огня, подни­ма­ю­ще­му­ся от земли на небо. До сегодняш­не­го дня Право­слав­ная Церковь за Божествен­ной литур­ги­ей самых главных наших празд­ни­ков молится его молит­ва­ми, испол­нен­ны­ми высоко­го богослов­ско­го вдохно­ве­ния. Он заботил­ся о том, чтобы с особой торже­ствен­но­стью совер­ша­лась память мучени­ков и почита­ние святых мощей. Он был первым из право­слав­ных отцов, кто ясно и дерзно­вен­но возве­стил, что Дух Святой – истин­ный Бог, едино­сущ­ный Отцу и Сыну. Вдохнов­ля­е­мый Самим Духом Божиим, имея общение по дару благо­да­ти со Святой Троицей, святи­тель Василий с несрав­нен­ной ясностью и точно­стью форму­ли­ро­вал главные богослов­ские понятия, такие как сущностьипостась, никогда не отделяя их от тайны нашего спасе­ния и обоже­ния челове­ка. Вся жизнь его была сраже­ни­ем с ерети­ка­ми, сеющими смуту в Церкви. Он был совер­шен­ным еписко­пом, живым образом Христа, всем для всех, и в то же время по-челове­че­ски ему сопут­ство­ва­ли сплош­ные пораже­ния среди разного рода церков­ных разде­ле­ний и бурь.

Сегодня Церковь вводит нас в сокро­вен­ность отноше­ний Христа со Своим Небес­ным Отцом. Неслу­чай­но за литур­ги­ей читает­ся Еванге­лие о том, как после празд­ни­ка Пасхи Христос остает­ся в Иеруса­ли­ме в храме с учите­ля­ми закона, которые дивятся Его разуму и ответам.

Самое главное здесь – это тайна Его любви по отноше­нию к Богу Отцу. После трех дней поиска Его находят, и Матерь Его говорит Ему: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принад­ле­жит Отцу Моему?» (Лк. 2, 48) Это говорит Христос. Он – во всем человек, Отрок, и Он – со Своим Отцом. «Но они не поняли, – говорит­ся в Еванге­лии, – сказан­ных Им слов» (Лк. 2, 50). Они еще не могут это вместить. У Христа богоче­ло­ве­че­ское созна­ние, благо­да­ря которо­му Он живет в посто­ян­ном общении со Своим Отцом. «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принад­ле­жит Отцу Моему?»

Христу 12 лет, Он свиде­тель­ству­ет о Своей незави­си­мо­сти от Матери и правед­но­го Иосифа и о Своем послу­ша­нии им. Потому что далее мы слышим: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повино­ве­нии у них» (Лк. 2, 51). Но чтобы сокрыть Свое совер­шен­но особое служе­ние, Он отсут­ству­ет в течение трех дней, и Матерь Его с правед­ным Иосифом не могут этого понять. Мы пригла­ша­ем­ся проник­нуть в эти отноше­ния сокро­вен­но­сти, беско­неч­ной взаим­ной любви между Отцом Небес­ным и Христом.

«Мне должно быть в том, что принад­ле­жит Отцу Моему», – вот откро­ве­ние Христо­во, которое мы должны услышать. Это чрезвы­чай­ное свиде­тель­ство прохо­дит через все Еванге­лие. Христос всегда со Своим Отцом, Он не может не быть с Ним. Мы должны узнать, что тайна нашей жизни в том, чтобы быть со Христом в тайне Бога Отца, содер­жа­щей всю любовь, которая есть в Нем. В течение всех этих событий «Матерь Его сохра­ня­ла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2,19).

Радость перепол­ня­ет Еванге­лие: «Иисус же преуспе­вал в премуд­ро­сти и возрасте и в любви у Бога и челове­ков» (Лк. 2, 52). Это не мешает Ему оставать­ся незави­си­мым, в некото­ром роде сокры­тым от Своих самых близких, которым Он начина­ет откры­вать Свою тайну. И нас Он зовет также быть в тайне Пасхи, в тайне Своего Отца, и творить Его волю.

Он весь – любовь к Своему Небес­но­му Отцу, и в то же время весь – послу­ша­ние Своей Матери и правед­но­му Иосифу

«Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принад­ле­жит Отцу Моему?» Как порази­тель­ны эти слова, абсолют­но ни с чем не имеющие сравне­ния! Мы должны воспе­вать славу Богу, зная, что этот двена­дца­ти­лет­ний Отрок, Иисус Христос, уже имеет ум, превос­хо­дя­щий всякое челове­че­ское разуме­ние, Он – со Своим Отцом, и всегда делает то, что угодно Ему. Он весь – любовь к Своему Небес­но­му Отцу, и в то же время весь – послу­ша­ние Своей Матери и правед­но­му Иосифу. Все совер­ша­ет­ся в Церкви ради Его послан­ни­че­ства в мир, ибо Христос пребы­ва­ет с Отцом, чтобы открыть людям, Кто Его Отец.

Будем молить Господа, чтобы дано было нам войти в тайну Его любви, смире­ния, крото­сти и терпе­ния. Преда­дим себя всему, что Он совер­ша­ет ради нашего спасе­ния. Подобно Пречи­стой Его Матери, Которая сохра­ня­ла все в сердце Своем, будем хранить в наших сердцах этот дар и преуспе­вать, подобно Ему, по дару Его, в премуд­ро­сти и возрасте, и любви у Бога и челове­ков. В этот час Пребла­го­сло­вен­ная Дева не понима­ет слов Своего Сына, но Она хранит их, и посте­пен­но Ей будет дано постиг­нуть их в полноте. Все откро­ет­ся Ей – Крест Христов и слава Отчая, явлен­ная в Воскре­се­нии.

Вот тайна приоб­ще­ния Господу в любви и истине, которую Господь откры­ва­ет верным Ему, даруя им новые глаза и новое сердце. Духом Святым дается нам познать, что Христос едино­су­щен Отцу и что Отец не остав­ля­ет Его ни на одно мгнове­ние. Мы не должны сомне­вать­ся в том, что и нас Бог не остав­ля­ет ни на одно мгнове­ние. С нами Бог. Он с нами. Он спасает нас. Только это имеет значе­ние. Все осталь­ное – в тайне послу­ша­ния и нашей ответ­ной любви к Нему.

Прото­и­е­рей Александр Шаргу­нов

14 января 2022 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *