Существует ли сегодня Святая Русь? Ответы пастырей

Что такое Святая Русь: это некое истори­ко-геогра­фи­че­ское понятие, относя­ще­е­ся к ушедшим эпохам, или же это идеал, к которо­му надо стремить­ся? И существу­ет ли сегодня Святая Русь? Мы обрати­лись с этими вопро­са­ми к пасты­рям, попро­сив их также сказать, что лично они вклады­ва­ют в это понятие – Святая Русь.

Если и дано Руси право быть, то только святой и никакой иначе

Священник Валерий Духанин
Священ­ник Валерий Духанин

Святость, жизнь по запове­дям Христа, по уставам духонос­ных отцов – вот что всегда отлича­ло чаяния русских людей

– Для меня Россия и сейчас Святая Русь. Не Русь гипер­мар­ке­тов и полыха­ю­щих мощными огнями реклам, не Русь гордо вознес­ших­ся ввысь небоскре­бов и развле­ка­тель­ных, опусто­ша­ю­щих душу комплек­сов. Она – Русь величе­ствен­ных соборов и родных сердцу храмов, успока­и­ва­ю­щих душу монасты­рей и чудотвор­ных святынь, угодни­ков Божиих и чистых молитв, Русь крест­ных ходов и молит­вен­ных стояний, жертвен­но­сти к ближним и верно­сти Право­сла­вию. Для меня Россия только такая, и никакой другой для меня она не может быть. А если в какой-то период времени вспыхи­ва­ет безбо­жие или потре­би­тель­ство, любовь к комфор­ту, как сейчас, то это просто времен­ные болезни, которые прихо­дят и уходят, а Русь Святая останет­ся.

Собствен­но, главная идея, которую вынаши­ва­ли наши предки, перед которой благо­го­ве­ли многие поколе­ния русских людей, идея нацио­наль­ная – это святость. Не велере­чи­вая ученость, не изыскан­ная культу­ра, не постро­е­ние земного олимпа и феери­че­ское ожида­ние эконо­ми­че­ских чудес, тем более не страсти и чувствен­ность, а святость, жизнь по запове­дям Христа, по уставам духонос­ных отцов, благо­го­ве­ние перед теми, кто образ Христов отразил в своей жизни – вот что всегда отлича­ло чаяния русских людей.

И сейчас не будь в русских людях трепета перед свято­стью, не собира­лось бы столько палом­ни­ков по монасты­рям, не выстра­и­ва­лись бы очереди терпе­ли­вых проси­те­лей к препо­доб­ным Сергию Радонеж­ско­му и Серафи­му Саров­ско­му, блажен­ным Матроне Москов­ской и Ксении Петер­бург­ской. Как и много веков назад наши предки, так ныне и мы теплим свечу перед образа­ми, осозна­вая свою духов­ную нищету и вверяя свою жизнь в руки Спаси­те­ля и Матери Божией, Николы Угодни­ка и Панте­ле­и­мо­на Целите­ля. И надо сказать, Господь откли­ка­ет­ся. Сколько чудес Бог являет людям на Руси, столько, может быть, по всему миру не соберет­ся.

Русь Святая – есть в этом что-то сокро­вен­ное, священ­ное, завет­ное. Этого не увидит тот, кто этим не живет. Это откры­ва­ет­ся по мере духов­но­го опыта. Но мое личное убежде­ние: если и дано Руси право быть, то только святой и никакой иначе.

Русь Святая, храни веру право­слав­ную, в ней же тебе утвер­жде­ние!

Святая Русь в совре­мен­ном мире существу­ет на правах Золушки

Протоиерей Андрей Ткачев
Прото­и­е­рей Андрей Ткачев

– Святая Русь сегодня существу­ет, но в виде Золушки, нелюби­мой дочери. Совре­мен­ный мир – это некая мачеха, которая лелеет и пестует своих родных дочурок в виде гордо­сти, сребро­лю­бия, блуда. А драго­цен­ная замараш­ка – это Церковь Божия, Святая Русь. Это то подлин­ное христи­ан­ство, которое находит­ся в минори­тар­ном состо­я­нии, в подав­ля­ю­щем меньшин­стве. Причем это меньшин­ство не сконцен­три­ро­ван­ное, как в гетто, как соль в солонке, а рассы­пан­ное по обществу, словно добав­лен­ное в пищу. Эта соль осоляет собой весь организм россий­ской государ­ствен­но­сти и россий­ско­го народа, но она большин­ством нашего народа или не замеча­ет­ся, или прези­ра­ет­ся, а некото­ры­ми яростно изгоня­ет­ся. То есть она постав­ле­на на уровень врага, предна­зна­чен­но­го к изгна­нию. Церковь продол­жа­ет свое воинское шествие через историю, и в нашем народе эта подлин­ная святость никуда не исчезла, но ради выжива­ния затаи­лась, оделась в простую одежду, смимик­ри­ро­ва­ла, посколь­ку сегодня она очень нелюби­ма совре­мен­ным миром.

Святая Русь не уклады­ва­ет­ся в админи­стра­тив­но — терри­то­ри­аль­ные границы или времен­ные рамки

Священник Александр Дьяченко
Священ­ник Александр Дьячен­ко

– Хотелось бы верить в то, что Святая Русь существу­ет на самом деле. Понятно, что этот образ скорее метафо­ра. Никогда Святая Русь не уклады­ва­лась в реаль­ные админи­стра­тив­но-терри­то­ри­аль­ные границы или во времен­ные рамки. Святая Русь для меня существу­ет вне времени, вне нацио­наль­ной принад­леж­но­сти и вне конкрет­ной привяз­ке к местно­сти. Для меня Русь Святая – это и мученик младе­нец Гавриил Белосток­ский, и правед­ный Иоанн Русский, и препо­доб­ный Иов Почаев­ский, и великая княгиня Елиса­ве­та Феодо­ров­на, и великий князь Александр Невский, препо­доб­ные Силуан Афонский и Герман Аляскин­ский, святи­тель Иоанн Шанхай­ский и много-много других радост­ных моему сердцу имен. Я реально существую среди этих людей, каждый день начиная с молитвы к ним, и еще я живу в своем времени и в реаль­ном поселке город­ско­го типа. И радуюсь тому факту, что среди его жителей есть еще те, кому необхо­ди­мо прийти в храм и молить­ся во время всенощ­но­го бдения. Их мало, но они есть, и это тоже Святая Русь моего времени.

Каждый день в храмы право­слав­ные прихо­дят помолить­ся люди – и это Святая Русь нашего времени

В центре нашего поселка стоит скром­ный обелиск с именами тех, кто сложил свои головы за свободу своего народа и своей земли. Для меня эти имена тоже святые, как и имена тех, кто в разное время проти­во­сто­ял и хану Батыю, и импера­то­ру Наполео­ну. Эти люди жили здесь же, на моей земле, и для них она была драго­цен­но­стью. Те, кто строил, приумно­жал ее богат­ства, растил детей, берег и защищал с именем Божиим на устах – для меня все они и есть граждане Святой Руси.

Святая Русь – это мир, который продол­жа­ет жить

Священник Димитрий Шишкин
Священ­ник Димит­рий Шишкин

– Несомнен­но, существу­ет Святая Русь! Это, прежде всего, сонм право­слав­ных людей, так или иначе живших или сопри­кос­нув­ших­ся с нашей, русской землей, ткавших ее историю, язык, тради­ции и культу­ру. Сонм людей, в меру своих сил и возмож­но­стей, с усерди­ем и самоот­да­чей послу­жив­ших Богу в земной жизни, претер­пев­ших до конца и ныне пребы­ва­ю­щих душами с Богом. Люди эти, что называ­ет­ся, «по крови» могли быть даже и не славя­на­ми, а некото­рые жили тогда, когда и самого понятия Руси еще не существо­ва­ло. Но эти люди своей верой, сопри­кос­но­ве­ни­ем с нашей землей, пропо­ве­дью среди народов, населяв­ших ее, подго­тав­ли­ва­ли и созида­ли тот особен­ный мир, который мы называ­ем теперь Святой Русью.

Этот мир реален и нераз­ру­шим, как реально и нераз­ру­ши­мо единство душ этих людей с Богом и между собой в Царствии Небес­ном. А плоть их (то, что мы называ­ем мощами) освяти­ла нашу землю. И не только мощи – даже и те предме­ты, которы­ми пользо­ва­лись эти люди в своей земной жизни, в своем служе­нии Богу и людям… все те слова и поступ­ки, заветы их, о которых мы знаем, – всё это также священ­но для нас и являет­ся культур­ной частью Святой Руси. Эта мысль вполне соглас­на с мнением святых отцов о том, что «телес­ное наше, будучи посвя­ща­е­мо Богу, духовно есть» (Добро­то­лю­бие. Т. 4. С. 35. Ст. 4). Об этом всеобъ­ем­лю­щем значе­нии Святой Руси, прони­ка­ю­щей собою как духов­ную, так и душев­ную и телес­ную жизнь нашего народа, всем нам важно помнить. Потому что многие русские люди сегодня забыва­ют о высоком значе­нии понятия Родины, неотде­ли­мо­го от понятия Святой Руси. Забыва­ют о том, что понятие Отече­ства, Родины объем­лет собой не только истори­че­ское простран­ство России, но и распро­стра­ня­ет­ся далее, не зная границ и геогра­фи­че­ских, полити­че­ских и этниче­ских разде­ле­ний. Так что и в Белорус­сии, и на Украине, и во Франции, и в Герма­нии, и в Австра­лии, и в Южной Америке, и в Север­ной Африке… – везде, где жили или живут русские люди, куда забро­си­ла их судьба и где они сохра­ня­ли и хранят право­слав­ную веру, язык, культу­ру и быт… где они привле­ка­ли и привле­ка­ют своей доброй благо­че­сти­вой жизнью Божествен­ную благо­дать – там везде пребы­ва­ет наше Отече­ство и Святая Русь.

Везде, где русские люди хранят право­слав­ную веру, живут благо­че­сти­вой жизнью, – там и Святая Русь

И те, кто прини­ма­ет от этих людей благую весть о распя­том и Воскрес­шем Господе, о русской жизни и культу­ре, соглас­ной с право­слав­ной верой, – все они также стано­вят­ся в той или иной мере причаст­ни­ка­ми Святой Руси.

Разру­шить ее или умалить ее значе­ние невоз­мож­но, потому что это явление духов­ное. Только бы нам самим ценить это сокро­ви­ще, хранить и умножать его. Продол­жать доброе и святое дело наших предков по устро­е­нию жизни на крепком фунда­мен­те право­слав­ной веры. Тогда и Святая Русь будет с нами и в нас, и мы будем ее храни­те­ля­ми, продол­жа­те­ля­ми и строи­те­ля­ми. Потому что Святая Русь – это не что-то закон­чен­ное и остано­вив­ше­е­ся в своем разви­тии. Святая Русь – это мир, который продол­жа­ет жить и участ­ни­ком которо­го мы можем и должны быть, это особый дар Бога нашему народу. Дар самобыт­но­сти и духов­но­го, культур­но­го, языко­во­го своеоб­ра­зия, освящен­но­го Божествен­ной благо­да­тью. И этот дар мы, несомнен­но, Богу содей­ству­ю­щу, должны хранить и приумно­жать.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *