Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности жизни монахов на Русском Севере

Что делают монахи в монасты­рях? Молятся, трудят­ся, живут по особым прави­лам. Правила эти во многом похожи: монахам нужно постить­ся, нельзя есть мясо, нельзя иметь личных богатств, всё у всех равное, простое и дешевое, никаких излишеств. Но жизнь монаха в южном монасты­ре и жизнь монаха в монасты­ре север­ном имеют разли­чия. Какие? Всё просто: на севере — холодно! Да так холодно, что выходишь в мороз — и глаза открыть не можешь, потому что на ресни­цах иней налип. А у кого усы — так на усах сосуль­ки до подбо­род­ка. А вытащишь веревку — так она замерз­нет и ломает­ся, как палка. А выплес­нешь на морозе кипяток из стакана — так до земли уже не капель­ки, а ледышки долета­ют!

Темно, морозно, сыро

«Ну и что! Подума­ешь! — скажут многие. — У нас тоже иногда бывает холодно! Зимой иногда на градус­ни­ке минус пятна­дцать. Минус двадцать даже! И снега много…»

Всё верно, вот только на Русском Севере не «иногда бывает» холодно, а «как правило» холодно. И морозы здесь зимой не «минус пятна­дцать», а минус сорок пять, напри­мер. Даже минус пятьде­сят. А нет мороза — так ветер с озера или с моря такой прони­зы­ва­ю­щий, такой штормо­вой, что дышать не дает, ледяной коркой покры­ва­ют­ся и монастыр­ские стены, и рыбац­кие лодки, и бороды монахов, и волны захле­сты­ва­ют рыбаков и подсту­па­ют к самым монастыр­ским стенам, и льды напол­за­ют друг на друга, и пурга замета­ет кельи до самых окон… А зимой и осенью — дожди, распу­ти­ца, погода меняет­ся по десять раз на день…

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере

А еще зимой на севере не только холодно — здесь темно! Потому что чем ближе к Поляр­но­му кругу, к Север­но­му полюсу, тем меньше зимой солнца. Ближе к берегу Север­но­го Ледови­то­го океана насту­па­ет поляр­ная ночь — это когда солныш­ко зимой вообще из-за горизон­та не показы­ва­ет­ся. А что значит — «темно»? Это значит, ничего не растет. Ни трава, которая для коров — сено, ни рожь, которая для людей — хлеб, ни морков­ка-капуста, ни груши-яблоки… Ничего не растет. Темно и холодно.

И еще это значит, что людям надо как-то в этой темноте обеспе­чи­вать себя освеще­ни­ем — не будешь же спать целыми месяца­ми, пока солныш­ка дождешь­ся. Сейчас-то с этим проблем нет: включил электри­че­скую лампу, и светло тебе, когда хочешь, как днем. А каково было север­ным монахам во времена, когда электричест­ва не было? Свечи, лучины, лампады, масля­ные и жировые лампы — запасать­ся ими север­ным монасты­рям прихо­ди­лось надолго! Про отопле­ние вообще молчим: топить печи на Севере нужно было не только зимой, осенью, весной, но иногда и летом! А отопле­ние — это дрова. Которые еще найди, напили, наруби и расхо­дуй эконом­но, чтобы на все холода хватило!

Шуба, скуфья, ногавица

Чтобы не замерз­нуть, надо тепло одевать­ся — это вам каждый северя­нин скажет. Во что монахи одева­лись раньше на Севере, чтобы было тепло? Ну, во-первых, у каждого было обычное монаше­ское одеяние — хитон, подряс­ник, ряса… Но кроме этого были еще теплые вещи. Монахам выдава­лись рубашки, кафтаны и шубы. Шубы, конечно, не богатые норко­вые и собольи, а простые — овчин­ные. Рубашки и кафтаны тоже не из дорогих тканей, а из грубого некра­ше­но­го сукна — сермяги. Зато теплые и крепкие. А как обвет­ша­ют, то есть износят­ся совсем, то ветхую одежду можно было сдать и получить в монасты­ре новую.

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере
Рукави­цы были кожаные и меховые. Без них ни санями править, ни в море кораб­лем

У руково­ди­те­лей север­ных монасты­рей — насто­я­те­лей, игуме­нов — тоже была теплая одежда. Мы как привык­ли? Все началь­ни­ки ходят в дорогих и богатых одеждах. А раз насто­я­тель — это началь­ник, значит, и одевать­ся должен как какой-нибудь боярин или даже князь… Но нет, у север­ных игуме­нов одежда была теплая, но простая. Напри­мер, основа­тель и игумен очень большо­го Кирилло-Белозер­ско­го монасты­ря препо­доб­ный Кирилл Белозер­ский ходил зимой в шубе не из пуха, не из меха, а из черных овчин. Эта шуба сохра­ни­лась до наших дней и находит­ся в музее. Она совре­мен­но­му челове­ку непри­выч­ная: сшитая мехом внутрь. Раньше так все шубы делали. А к горло­вине приши­ва­ли тёплый ворот­ник, чтобы согре­вать горло. На голову игумен надевал монаше­ский голов­ной убор, который называл­ся камилав­ка или клобук. Его делали из верблю­жьей шерсти.

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере
Личные вещи прп Кирилла Белозер­ско­го. Конец XIV – начало XV века

Были и другие монаше­ские голов­ные уборы с необыч­ны­ми назва­ни­я­ми, напри­мер, скуфья и треух. Скуфьи — шапочки с отворо­том — шили из меха куницы, оленя или барана. А треухи — шапки с тремя «ушами», чтобы загора­жи­вать уши и шею — делали из лисьего, куньего меха или из овечьих шкур. Осенью и весной монахи могли надевать черные шляпы.

В холода мерзнут руки. Особен­но в дороге. Раньше ведь машин не было, зимой монахи ездили на санях — это если по дорогам или по замерз­шим рекам. А если по незамер­за­ю­ще­му север­но­му морю, то плавали на кораб­лях и лодках: карба­сах, шняках, кочах… Так вот, в холода, отправ­ля­ясь в дальний путь, монаху обяза­тель­но нужно было брать с собой рукави­цы. Их тоже делали меховы­ми — из волчьей шерсти, из росома­хи. А в монасты­ре грели руки в рукави­цах из меха ягненка — мерлуш­ки. Если морозы не очень крепкие, могли и просты­ми кожаны­ми рукави­ца­ми обойтись.

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере
Святые Герман и Савва­тий — первые монахи на Солов­ках — плывут на карбасе

Мы в холода натяги­ва­ем на ноги разные колготы, рейтузы, упако­вы­ва­ем­ся в комби­не­зо­ны… В старину монахи тоже утепля­лись, как могли: надева­ли «порты» (штаны) и чулки-ногави­цы по колено — вязаные медве­жьи и «вален­ные». На ногави­цы — онучи, длинные широкие полоски ткани, которые наматы­ва­лись на ноги, а сверху надева­ли обувь: сапоги или лапти.

Но об обуви — разго­вор особый…

Сапоги, канги, валенки

На северах ноги надо держать в тепле — это первое дело. И не только в тепле. Ноги монахам север­ных монасты­рей нужно было защищать от острых камней — на север­ных скалах их было много, от соленой морской воды, от колючих веток в лесу, когда прихо­ди­лось заготав­ли­вать дрова, от глубо­ко­го снега… В общем, обувь должна была быть не только теплая, а и крепкая.

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере

Монахи ходили в основ­ном в сапогах. Хотя, если монастырь был небога­тый, надева­ли и лапти, и «плесни­цы» (деревян­ные башмаки), и «калиги лычны» (башмаки из лыка). В морозы, конечно, лыко не согреет, да и кожаная обувь не всегда сгодит­ся. Иноки надева­ли поверх сапог и башма­ков канги: это как бы меховые «чехлы» из оленьих шкур с мягкой подош­вой. Были и другие меховые сапоги — пимы, коты, торбосы, унты, яры (сапоги, сшитые со штанами). Монахи заимство­ва­ли всё самое полез­ное и удобное — и обувь в том числе — у север­ных народов, которые давно приспо­со­би­лись к сурово­му климату.

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере
Ногави­цы север­ных народов — меховые чулки

А как же валенки? Валенки тоже носили, но они появи­лись позже, ближе к нашему времени. Их на севере еще называ­ли «катани­ки», потому что их валяли — скаты­ва­ли из овечьей шерсти.

Еда

А как с едой? Есть на Севере надо много. И еда должна быть питатель­ная, сытная, чтобы и силу давала, и витами­ны, и — главное! — помога­ла согре­вать­ся. Но у монахов-то еда особен­ная. Мясо, сало им нельзя, в посты нельзя ни молока, ни сметаны… Сладо­стей много не положе­но. Это во-первых. А во-вторых, сама еда на Севере не такая, как на юге. Абрико­сы с апель­си­на­ми здесь не растут. Пшеницу в север­ных широтах тоже не посеешь — она просто не успева­ет поспеть за холод­ное корот­кое лето. Овощи на камнях и песке, да в холоде тоже не очень хорошо растут. С заготов­кой сена для коров, лошадей, овец — чуть попроще, но всё равно всего три месяца в году на сенокос, а заготав­ли­вать кормов для живот­ных нужно много, на долгих семь-восемь месяцев…

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере

Это называ­ет­ся зона риско­ван­но­го земле­де­лия. И чем ближе к Север­но­му Ледови­то­му океану, тем земле­де­лие всё более риско­ван­ное, потому что ранние замороз­ки, ветра, сырость, навод­не­ния… А это значит, что зерно, хлеб нужно приво­зить сюда, на Север, из южных земель. Только дорог по дрему­чим север­ным лесам в старину почти не было: дорога­ми служили реки. Но реки не всегда были проход­ны­ми и для лодок-кораб­лей, и для саней: весной или осенью лед вроде встал уже — кораблю не пройти, но он настоль­ко тонкий, что саням тоже не пройти — прова­лят­ся. Вот и делай что хочешь: ни так, ни сяк хлеба в монастырь не доста­вить. Клади зубы на полку, жди пока лед или толще станет, или пока совсем сойдет.

Случа­лось, что монахам, особен­но из малень­ких монасты­рей, прихо­ди­лось голодать. Были, конечно, крупные обители, в которых братья держали такое крепкое хозяй­ство, что и сами не голода­ли, и вокруг всех в дерев­нях и поселе­ни­ях кормили. Такими были Валаам­ский монастырь, Кирилло-Белозер­ский… Или, напри­мер, Соловец­кий монастырь, в котором и мельни­ца своя была, и большая пекарня, и садки в Белом море — отгоро­жен­ные камнями прибреж­ные участки, где рыбу выращи­ва­ли и вылав­ли­ва­ли, и коровы свои, и огороды, и солевар­ни… В солевар­нях варили соль. Не для себя в основ­ном, а на продажу. Прода­дут, а на выручен­ные деньги можно и зерно купить, с юга привез­ти, и другие южные продук­ты — хоть те же абрико­сы с апель­си­на­ми…

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере
Как на севере соль варили

Кстати, от солева­рен была еще допол­ни­тель­ная польза. Для варки соли прихо­ди­лось посто­ян­но поддер­жи­вать огонь под огром­ны­ми сково­ро­да­ми с морской водой, на которых выпари­ва­лась морская соль — «морянка». В солевар­нях было жарко. Монахи подума­ли — а чего зря теплу пропа­дать! — и стали направ­лять тепло из солева­рен в… теплицы! Проло­жи­ли трубы, нагре­ва­ли воду, вода шла по трубам в теплицы, там поддер­жи­ва­лась нужная темпе­ра­ту­ра, и даже зимой к монастыр­ской трапезе подава­ли свежие овощи и зелень.

Это всё, повто­рим, было в крупных, сильных север­ных монасты­рях. А вот монасты­рям неболь­шим, далеким от крупных городов или распо­ло­жен­ным на малень­ких остров­ках, прихо­ди­лось порой очень нелегко. Что же там ели монахи? Чем жили?

Им прихо­ди­лось уходить за сотни километ­ров за пожерт­во­ва­ни­я­ми. Если монастырь стоял на берегу моря, монахи могли «промыш­лять», то есть добывать, морско­го зверя — моржей, морских котиков, даже китов, и прода­вать, напри­мер, «рыбий зуб» — моржо­вый клык, который ценился дорого, или ворвань — китовый и тюлений жир, который в те далекие времена исполь­зо­ва­ли для освеще­ния и тоже охотно покупа­ли.

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере
«Рыбий зуб» — моржо­вый клык — один из источ­ни­ков дохода север­но­го монасты­ря

Если вокруг монасты­ря были леса, то монахи собира­ли север­ную ягоду — брусни­ку, чернику, шикшу, морошку, заготав­ли­ва­ли грибы, травы, где-то заводи­ли пасеки и добыва­ли мед… Холод­ны­ми зимами чай с медом очень хорошо согре­ва­ет! Правда, на одном меде и ягодах несколь­ко месяцев темноты и морозов не протя­нешь, и братия всё-таки нужда­лась в хлебе. В крайнем случае — в рыбе. Рыба спасала, выруча­ла. Речная, озерная, а если монастырь у моря, то морская. Сельдь, треска… Треска поморам хлеб заменя­ла, и монахи, у кого обители были на морском берегу, с местных жителей брали пример, тоже треску готови­ли во всех видах: и жарили ее, и варили, и запека­ли, и солили, и вялили.

Отопление

У нас в кварти­рах и домах зимой тепло, потому что батареи горячие. В крестьян­ских домах раньше стояли печи. В кельях монахов тоже клали большие печи, или ставили малень­кие печурки, или камины строили… Монахи — люди терпе­ли­вые и невзыс­ка­тель­ные, привыч­ные к жизни в суровых услови­ях, если прохлад­но в келье — ничего, могут и перетер­петь. Тем более что сами кельи всегда делали неболь­ши­ми, чтобы не слишком много тратить дров на их обогрев.

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере

Сперва у каждого монаха была отдель­ная келья — свой крошеч­ный домик, который согре­вай сам, сам печку топи, сам стены и крышу латай, чтобы не было сквоз­ня­ков… Позже приду­ма­ли строить келей­ные корпуса: большие здания, в которых у каждого монаха — своя отдель­ная комнат­ка, а отапли­ва­ет сразу несколь­ко келий, несколь­ко этажей, одна печка, и занима­ет­ся отопле­ни­ем специ­аль­ный человек — истоп­ник.

Но жизнь монаше­ская такова, что иноку много часов прихо­дит­ся прово­дить не в своей келье, а в храме, на богослу­же­ни­ях. Летом — ладно, а каково зимой? В заморо­жен­ной церкви за несколь­ко часов стояния окоче­не­ешь, заболе­ешь, не о молитве будешь думать, не о Боге, а о застыв­ших ногах и обморо­жен­ных щеках! Церкви нужда­лись в тепле.

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере

Храмы в север­ных монасты­рях строили разные — деревян­ные и камен­ные, огром­ные, много­ярус­ные, с хозяй­ствен­ны­ми пристрой­ка­ми или крошеч­ные, на братию из несколь­ких человек. К каждому нужен был свой подход, чтобы даже в лютую стужу можно было молить­ся, сосре­до­то­чив­шись на главном и не отвле­ка­ясь на холод.

Приду­ма­ли строить «тройни­ки»: сразу рядом — церковь «летнюю», простор­ную, которую отапли­вать не нужно, потому что там богослу­же­ния только летом прохо­дят, церковь «зимнюю», которая отапли­ва­ет­ся, и колоколь­ню. Зимняя церковь объемом помень­ше, чтобы на отопле­ние трати­лось меньше дров. Стены у нее потолще, окошки крошеч­ные, чтобы тепло не уходило. Если храм на болоти­стом месте стоит, то делали ему высокий подклет — нижний, цоколь­ный этаж, — чтобы не отсыре­вал и не остывал в холода. Вообще, внутри зимнего храма всё приспо­саб­ли­ва­ли для холод­но­го и темного времени года.

Сквозь холод, ветер и тьму. Удивительные особенности  жизни монахов  на Русском Севере
Ворвань — китовый жир — заменял на севере «техни­че­ское» масло. Напри­мер, такими лампами на ворвани освеща­ли помеще­ния

Делали и по-другому: «зимний» храм устра­и­ва­ли на нижнем этаже, «летний» — над ним, на втором. Или, если здание камен­ное, могли на первом этаже устро­ить пекарню и трапез­ную, а трубы от нее прове­сти по стенам на второй этаж. Теплый воздух от печей в пекарне расхо­дил­ся по стенам, в храме было тепло.

Иногда в больших соборах прихо­ди­лось устра­и­вать сложные системы отопле­ния, делать две, три, четыре печи, напри­мер две — в храме, две — в алтаре. Чтобы хорошень­ко прогреть холод­ный храм, истоп­ник тратил два-три дня, «нагонял тепло». А чтобы его «нагнать», надо не только полешек в печку кинуть, надо эти полешки наколоть, дрова для этого подго­то­вить, а прежде их в лесу найти, спилить, деревья от веток избавить, погру­зить на телеги или на сани, до монасты­ря довести, наколо­тые поленья в полен­ни­цу сложить, из печи золу вовремя выбирать, за состо­я­ни­ем труб следить… Непро­стое послу­ша­ние — истоп­ник. Когда большой празд­ник и много народу или когда важные гости в обитель приез­жа­ют — цари, бояре, митро­по­лит, — нужно особен­но расста­рать­ся, чтобы всем в храме было тепло и уютно.

С октября по май на Севере длится отопи­тель­ный сезон. А не затопишь вовремя, пропу­стишь — не только монахам будет вред, а и самому зданию храма. Стены отсыре­ют, грибок по ним пойдет, плесень, станут разру­шать­ся… Нельзя этого допус­кать. Ответ­ствен­ная работа — истоп­ник.


Суровый север­ный край. Жить здесь непро­сто и сейчас, а в прошлые столе­тия лишь самые стойкие, самые сильные духом прихо­ди­ли сюда, поселя­лись в север­ных обите­лях и прово­ди­ли здесь долгие, полные молитв и трудов годы. Но, как говорил преосвя­щен­ный Гавриил, митро­по­лит Новго­род­ский и Олонец­кий, именно эти север­ные земли «Промыс­лом Спаси­те­ля мира назна­че­ны для селения иноков». То есть здесь, в холоде, монаху спасти свою душу легче, чем в теплых краях. Главное — чтобы в душе тепло было.

Рисунки Галины Воронец­кой

Источ­ник: Журнал “ФОМА”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *