Психология и покаяние в жизни приходского священника

Данная статья, прислан­ная прото­и­е­ре­ем Димит­ри­ем Бежена­рем, клири­ком храма в честь Ахтыр­ской иконы Божией Матери (Москов­ская область), ответ­ствен­ным по мисси­о­нер­ской работе Серги­е­во-Посад­ско­го благо­чи­ния, канди­да­том богосло­вия, публи­ку­ет­ся в рамках объяв­лен­ной дискус­сии о совре­мен­ных пробле­мах церков­ной жизни.

В контек­сте широко обсуж­да­е­мо­го сейчас вопроса о значе­нии психо­ло­гии в пастыр­ском душепо­пе­че­нии хочу поделить­ся своим неболь­шим опытом священ­ни­че­ско­го служе­ния в Серги­е­во-Посад­ском благо­чи­нии. Безуслов­но, те пробле­мы и вызовы, с которы­ми сталки­ва­ют­ся священ­ни­ки в Москов­ской области, во многом схожи с подоб­ны­ми же пробле­ма­ми в других регио­нах нашей Родины, одна из которых – это убежде­ние, что Исповедь в храме «приду­ма­на» для слабых, заком­плек­со­ван­ных на своих грехах, безгра­мот­ных людей, а грамот­ный, культур­ный, уважа­ю­щий себя и конку­рен­то­спо­соб­ный человек все свои пробле­мы может решить, консуль­ти­ру­ясь у психо­ло­гов. Прихо­ди­лось беседо­вать с людьми, для которых подоб­ный взгляд на Исповедь и психо­ло­ги­че­скую помощь – это своего рода аксиома, не требу­ю­щая доказа­тельств. Такой человек на Исповедь согла­шал­ся с трудом и только при условии, «если батюшка – хороший психо­лог». Но с каким чувством внутрен­ней свободы, радости и облег­че­ния уходил человек домой после первой в своей жизни Испове­ди, несмот­ря на то, что свиде­те­лем его покая­ния был простой, неуче­ный сельский священ­ник, отнюдь не знако­мый с тонко­стя­ми психо­ло­гии!

Возмож­но, мои слова кого-то огорчат, но, на мой взгляд, само понятие «право­слав­ная психо­ло­гия» еще мало опреде­лен­ное. Существу­ет просто психо­ло­гия. Однако понятие живой души, создан­ной Богом для вечно­сти, хорошо извест­ное любому христи­а­ни­ну, в психо­ло­гии отсут­ству­ет, поэтому и понятия о душепо­пе­че­нии, извест­ное в христи­ан­ской аскети­ке, там нет, а анало­гич­ное грече­ское имено­ва­ние – психо­те­ра­пия – напол­не­но совер­шен­но иным содер­жа­ни­ем.

Давайте вспом­ним опреде­ле­ние «психики» из «Словаря практи­че­ско­го психо­ло­га»:

«Систем­ное свойство высоко­ор­га­ни­зо­ван­ной живой материи, заклю­ча­ю­ще­е­ся в актив­ном отраже­нии субъек­том объек­тив­но­го мира, в постро­е­нии неотчуж­да­е­мой от него картины мира и регуля­ции на этой основе своего поведе­ния и деятель­но­сти».

В соответ­ствии с этим опреде­ле­ни­ем человек – это «высоко­ор­га­ни­зо­ван­ная живая материя»! Не творе­ние Божие, создан­ное по образу Творца и призван­ное к богопо­до­бию, а просто «живая материя».

Многие извест­ные психо­ло­ги предла­га­ют свои мировоз­зрен­че­ские конструк­ции, свои системы типоло­ги­за­ции людей и болез­нен­ных состо­я­ний, свои объяс­не­ния, свои методи­ки. Однако все попытки разных специ­а­ли­стов создать из всего этого нечто общее до сих пор не увенча­лись успехом. Поэтому люди, которые этой темой интере­су­ют­ся всерьез, знают, что существу­ет множе­ство психо­ло­ги­че­ских школ и направ­ле­ний, а целост­но­сти, согла­со­ван­но­сти между ними нет. Так что такое понятие, как «право­слав­ная психо­ло­гия», мне кажется, стоило бы объяс­нять через личность психо­ло­га: если такой человек занима­ет­ся психо­ло­ги­ей и получил соответ­ству­ю­щее образо­ва­ние, при этом он верую­щий, стара­ет­ся помочь обраща­ю­щим­ся к нему войти в благо­дат­ную церков­ную жизнь, то он право­слав­ный психо­лог. Общение с ним станет как бы ступень­кой на пути к получе­нию пастыр­ской помощи, он подго­то­вит и напра­вит челове­ка, который к нему обратил­ся, к опытно­му священ­ни­ку. Почему? Потому что священ­ник действу­ет благо­да­тью Божией, а психо­лог в лучшем случае своими знани­я­ми и опытом.

Безуслов­но, в психо­ло­гии накоп­ле­ны значи­тель­ные опыт и знания о жизни челове­ка, но какого челове­ка? Очевид­но – челове­ка падшего. Однако одно дело – знать падшего челове­ка с его страстя­ми, а другое дело – оказать ему реаль­ную помощь, освобо­див от уз греха. Это разные вещи, согла­си­тесь. Разра­бо­та­но значи­тель­ное количе­ство психо­ло­ги­че­ских методик, и процесс этот продол­жа­ет­ся, но все эти средства норма­ли­зу­ют состо­я­ние падшего челове­ка и не способ­ны переве­сти его на иной – обожен­ный – уровень существо­ва­ния.

Одно дело – знать падшего челове­ка с его страстя­ми, а другое дело – оказать ему реаль­ную помощь, освобо­див от уз греха

Мне известен такой пример. Один человек – скупой, жадный – никому ничего не мог дать, и порой даже самые близкие люди страда­ли от его страсти. Он пошел на беседу к психо­ло­гу, расска­зал о себе и своем бесси­лии в борьбе с жадно­стью, а тот ему после долгой консуль­та­ции говорит: «Ну, раз ты это победить не можешь, тебе надо принять себя и научить­ся с этим жить». Но с точки зрения христи­ан­ской аскети­ки это, безуслов­но, ложная рекомен­да­ция. Что значит просто прими­рить­ся и жить с этой страстью? Со страстью сребро­лю­бия, или с горды­ней, или с блудной похотью, или с завистью? Конечно, священ­ник в этой ситуа­ции посту­пит иначе, потому что его цель – преоб­ра­зить челове­ка с помощью Божией, а цель психо­ло­га – избавить челове­ка от диском­форт­но­го состо­я­ния, и во многих случаях движе­ние к этим целям – это движе­ние в проти­во­по­лож­ных направ­ле­ни­ях.

Очень интерес­ные рассуж­де­ния на эту тему есть у препо­доб­но­го Паисия Свято­гор­ца:

«Посмот­ри, многие люди, измучен­ные пробле­ма­ми, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духов­ни­ку, который может им действи­тель­но помочь, но закан­чи­ва­ют тем, что “испове­ду­ют­ся” у психо­ло­га. Они расска­зы­ва­ют психо­ло­гам историю своей болезни, совету­ют­ся с ними о своих пробле­мах, и эти психо­ло­ги своими совета­ми словно швыряют своих пациен­тов в середи­ну реки, которую им нужно перейти. В резуль­та­те несчаст­ные или тонут в этой реке, или все-таки доплы­ва­ют до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказать­ся… А вот придя на Исповедь к духов­ни­ку и поиспо­ве­до­вав­шись, такие люди без риска и страха перей­дут реку по мосту. Ведь в Таинстве Испове­ди действу­ет благо­дать Божия и человек освобож­да­ет­ся от греха».

Как видим, препо­доб­ный Паисий подчер­ки­ва­ет большое разли­чие между консуль­та­ци­ей у психо­ло­га и Испове­дью у духов­ни­ка. Одно дело – открыть челове­ку его пробле­му, его страсть и помочь от нее освобо­дить­ся, и другое дело – увидеть пробле­му, но объяс­нить ее влияни­ем родите­лей или наслед­ствен­но­стью, социаль­ной средой и обеспе­чить ему прием­ле­мое существо­ва­ние с этим внутрен­ним злом – научить с этим жить.

В наше время, к сожале­нию, далеко не все люди понима­ют важность и необхо­ди­мость покая­ния, о котором хорошо говорил препо­доб­ный Паисий Свято­го­рец:

«Если люди не покают­ся, не возвра­тят­ся к Богу, то они потеря­ют вечную жизнь. Человек должен помочь себе почув­ство­вать глубо­чай­ший смысл жизни. Он должен прийти в себя, чтобы ощутить Божествен­ное утеше­ние. Задача в том, чтобы человек духовно вырос, а не просто воздер­жи­вал­ся от грехов».

Задача в том, чтобы человек духовно вырос, а не просто воздер­жи­вал­ся от грехов

То есть недоста­точ­но просто увидеть свои пробле­мы, проис­хо­дя­щие от грехов; преодо­ле­вая их, надо духовно возрас­тать.

«Логика, преко­сло­вие, упрям­ство, своево­лие, непослу­ша­ние, бесстыд­ство – все это отличи­тель­ные черты диавола… Однако, когда душа челове­ка очистит­ся, в него вселя­ет­ся Святой Дух и человек напол­ня­ет­ся благо­да­тью. Если человек испач­ка­ет себя смерт­ны­ми грехами, в него вселя­ет­ся дух нечистый. Если же грехи, которы­ми испач­кал себя человек, не смертны, то он находит­ся под воздей­стви­ем лукаво­го духа. К несча­стью, в нашу эпоху люди не хотят отсечь свои страсти, свое собствен­ное своево­лие. Они не прини­ма­ют советы других, после этого они начина­ют говорить с бесстыд­ством и отгоня­ют от себя Божествен­ную благо­дать».

Навер­ное, уместно будет напом­нить, что покая­ние – это, прежде всего, состо­я­ние души. Но покая­ни­ем мы называ­ем и Таинство Испове­ди, в котором Сам Господь прощает нам согре­ше­ния, когда мы каемся в присут­ствии священ­ни­ка, перед Крестом и Еванге­ли­ем, во всем, в чем нас облича­ет совесть. То есть существу­ет покая­ние как Таинство Церкви, и есть покая­ние как внутрен­нее состо­я­ние души, как глубо­кое сожале­ние о своих грехах, внутрен­няя работа над собой в сотруд­ни­че­стве с Богом. О том, как важно покая­ние вообще для мира, а не только для отдель­но­го челове­ка, препо­доб­ный Паисий говорит так:

«Если бы люди по крайней мере сходили к духов­ни­ку и поиспо­ве­до­ва­лись, то исчезло бы бесов­ское воздей­ствие и они снова смогли бы думать. Ведь сейчас из-за бесов­ско­го воздей­ствия они не в состо­я­нии даже подумать головой».

Может быть, эти слова даже смутят кого-то, может быть, кто-то будет возра­жать: как это мы не умеем думать головой? Но это действи­тель­но так. Человек, находясь под воздей­стви­ем падших духов, вслед­ствие того, что через свои грехи дал диаволу права над собой и не кается, по-насто­я­ще­му думать не может. Он не владеет сам собой в подлин­ном смысле этого слова.

«Диавол не облада­ет никакой силой и властью над челове­ком верую­щим, ходящим в церковь, испове­ду­ю­щим­ся и прича­ща­ю­щим­ся. Диавол только погав­ки­ва­ет на такого челове­ка, равно как беззу­бая собака. Но он облада­ет огром­ной силой и властью над душой, которая не кается… В случае если диавол приоб­рел над челове­ком большие права, возоб­ла­дал над ним, всегда должна быть найдена причина произо­шед­ше­го, чтобы диавол был лишен этих прав».

Покая­ние – неисчер­па­е­мая тема. Все мы так или иначе ощущаем внутрен­нее желание изменить­ся, причем даже люди, далекие от Право­сла­вия. Это желание, навер­ное, знакомо многим. Порой разго­ва­ри­ва­ешь даже с нецер­ков­ны­ми вроде бы людьми, они в храм не ходят, Еванге­лие не читают, не молятся, но у них есть желание начать жизнь с «чистого листа», то есть освобо­дить­ся от груза жизнен­ных ошибок (естествен­но, люди малоцер­ков­ные часто называ­ют свои грехи просто ошибка­ми), которые тяготят душу. Как раз великое сокро­ви­ще покая­ния, которое есть в Святой Церкви, дает возмож­ность освобо­дить­ся от этого груза, который букваль­но притя­ги­ва­ет, придав­ли­ва­ет душу к земле.

За годы препо­да­ва­ния на Высших богослов­ских курсах при Москов­ской духов­ной акаде­мии мне прихо­ди­лось неодно­крат­но беседо­вать со слуша­те­ля­ми, которые имеют собствен­ный опыт изуче­ния психо­ло­гии. Одна из них, Татьяна Б., согла­си­лась поделить­ся своим опытом работы практи­че­ским консуль­тан­том-психо­ло­гом. Возмож­но, учащим­ся духов­ных школ, будущим пасты­рям нашей Церкви, равно как и молодым священ­ни­кам, желаю­щим адекват­но реаги­ро­вать на все вызовы совре­мен­ной жизни, будет полезно услышать ее рассказ.

Из опыта психо­ло­га-практи­ка

«Мой отзыв на дискус­сию будет, возмож­но, полезен именно тем, кто пока находит­ся на распу­тье. Кто увлека­ет­ся психо­ло­ги­ей, возла­га­ет на нее большие надежды и при этом уже находит­ся на пути к храму.

Начну с опреде­ле­ния психо­ло­гии как отрасли знания. “Психо­ло­гия (от греч. ψυχή – «душа; харак­тер» и λόγος – «учение») – научная дисци­пли­на, изуча­ю­щая законо­мер­но­сти возник­но­ве­ния, разви­тия и функци­о­ни­ро­ва­ния психики и психи­че­ской деятель­но­сти челове­ка и групп людей”. Такое опреде­ле­ние дается Википе­ди­ей. Там же мы находим и понятие психики как “совокуп­но­сти мысли­тель­ных процес­сов и явлений”.

Совре­мен­ная психо­ло­гия, особен­но практи­че­ская, состоит из большо­го количе­ства психо­ло­ги­че­ских школ и направ­ле­ний, не имеющих единого базиса в виде объеди­ня­ю­щей все школы теории. Поэтому состо­я­ние психо­ло­гии на данном этапе извест­ный амери­кан­ский профес­сор психо­ло­гии Дж. Миллер назвал “интел­лек­ту­аль­ным зоопар­ком”, подра­зу­ме­вая разно­об­ра­зие областей психо­ло­гии, слабо связан­ных друг с другом. Появив­ший­ся ассор­ти­мент школ и направ­ле­ний психо­ло­ги­че­ской помощи обуслов­лен тем, что за прошед­шие сто лет психо­ло­гия неодно­крат­но меняла предмет своего изуче­ния. На заре выделе­ния психо­ло­гии из филосо­фии объек­том ее изуче­ния был человек. Потом такой емкий “предмет” редуци­ро­ва­ли до понятия “психика”, после чего появи­лось внима­ние к поведе­нию челове­ка, то есть предмет изуче­ния опять измени­ли. За ним после­до­ва­ло следу­ю­щее измене­ние: фокус сместил­ся на мотива­цию челове­ка. Психо­ло­гия стала превра­щать­ся в экспе­ри­мен­таль­ную площад­ку, где внима­ние, память, мышле­ние стали основ­ны­ми объек­та­ми иссле­до­ва­ний, которые помога­ют в позна­нии исклю­чи­тель­но падшей природы челове­ка. Однако сколько бы мы ни изучали это состо­я­ние, мы не сможем найти челове­че­ско­го совер­шен­ства, подлин­но­го здравия и Истины.

Приведу лишь один пример из своей практи­ки. Молодая женщина пришла ко мне с запро­сом на решение семей­но­го конфлик­та. Вопрос стоял о разводе. Причина развода: муж зараба­ты­ва­ет недоста­точ­но (с позиции ее понима­ния необхо­ди­мых расхо­дов семей­но­го бюджета) и не хочет менять работу, которую он получил по специ­аль­но­сти. Разби­рать­ся с собой и причи­на­ми пробле­мы она не желает, но просит меня убедить мужа перейти на высоко­опла­чи­ва­е­мую работу. В основе ее мышле­ния лежат текущие стерео­ти­пы о размере достат­ка и примеры ее подруг, живущих, как она выража­ет­ся, намного лучше, чем она. То, что в основе ее раздра­же­ния и недоволь­ства мужем лежит ее зависть к чужому образу жизни, прово­ци­ру­ю­щая семей­ные конфлик­ты, она не видит и видеть не желает. Решать данный запрос с психо­ло­ги­че­ской позиции – это встать на путь нескон­ча­е­мых разбо­ров каждого конфлик­та и каждой претен­зии. И, в конеч­ном итоге, научить ее, как вести себя в конфликт­ных ситуа­ци­ях и как оформ­лять свои претен­зии, чтобы муж не заметил, что им манипу­ли­ру­ют.

Но если анали­зи­ро­вать данную ситуа­цию с духов­ных позиций, то здесь надо предло­жить работать со своим внутрен­ним миром, обратить внима­ние на свои грехов­ные страсти. Но понятия Испове­ди как Таинства, греха и добро­де­те­ли в психо­ло­гии отсут­ству­ют. И многое из того, что действи­тель­но изменя­ет челове­ка и действи­тель­но помога­ет ему решать свои пробле­мы, здесь нет. Исповедь – это Таинство, где Сам Господь участ­ву­ет в жизни челове­ка. Это мисти­че­ский разго­вор со Христом, где священ­ник – это свиде­тель наших сокро­вен­ных слов и слез. Это разго­вор живой бессмерт­ной души со своим Созда­те­лем. И тот мир и та тишина в душе, что возни­ка­ют в челове­ке после Испове­ди, – это Дар от Бога за искрен­нее раска­я­ние. И преоб­ра­жен­ное сердце и меняю­щий­ся ум – это также плоды Таинства Испове­ди. Такие состо­я­ния человек получа­ет только от Бога. Помощь психо­ло­га подобна починке и прихо­ра­ши­ва­нию платья, которым прикры­то изранен­ное тело, на которое нет решимо­сти смотреть, а боль от ран пытать­ся заглу­шить разго­во­ра­ми о том, какое можно сделать к этому платью украше­ние или как сшить новую одежду.

Люди ищут добрых пасты­рей! И ждут от них молитвы и согре­ва­ю­щих души евангель­ских слов!

С моей точки зрения, психо­ло­гия – это не наука в строгом смысле слова, и занима­ет­ся она отпав­шим от Бога челове­че­ством. Однако без Бога полно­цен­ное восста­нов­ле­ние челове­ка невоз­мож­но. Люди же ждут и ищут добрых пасты­рей! Искрен­них, просто­сер­деч­ных, отзыв­чи­вых к нашей боли! И ждут от них молитвы и согре­ва­ю­щих души евангель­ских слов!»

***

В заклю­че­ние хотелось бы подчерк­нуть, что благо­ра­зум­ное сотруд­ни­че­ство священ­ни­ков и право­слав­ных психо­ло­гов вполне возмож­но. В больших храмах в крупных городах подоб­ное взаимо­дей­ствие даже весьма желатель­но, но при условии, что каждый будет добро­со­вест­но занимать­ся своим служе­ни­ем, не ставя пред собой «сверх­за­да­чу» решить всё за всех. Приход­ской психо­лог может занимать­ся консуль­ти­ро­ва­ни­ем прихо­дя­щих в храм неофи­тов, мягко и ненавяз­чи­во готовя их души к Испове­ди и воцер­ко­в­ле­нию, не пытаясь брать на себя миссию духов­но­го руково­ди­те­ля. А служи­тель алтаря Господ­ня призван ревност­но совер­шать богослу­же­ние, пропо­ве­до­вать евангель­скую жизнь своим словом и своим приме­ром, окорм­ляя и ведя души верую­щих ко Христу. Пастырь должен осуществ­лять свое главное служе­ние, не распы­ля­ясь на второ­сте­пен­ное, помня слова подви­го­по­лож­ни­ка нашей веры Господа нашего Иисуса Христа: Какая польза, если человек приоб­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16: 26).

Прото­и­е­рей Димит­рий Беженарь

14 июля 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *