Послание Святейшего Патриарха Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей

Посла­ние Святей­ше­го Патри­ар­ха Москов­ско­го и всея Руси Кирилла, посвя­щен­ное 100-летию подвига новому­че­ни­ков и исповед­ни­ков Церкви Русской при изъятии церков­ных ценно­стей.

Возлюб­лен­ные о Господе архипас­ты­ри, всечест­ные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В эти дни, когда мы молит­вен­но вспоми­на­ем подвиг новому­че­ни­ков и исповед­ни­ков Церкви Русской, явлен­ный нашими досто­слав­ны­ми предше­ствен­ни­ка­ми в годину лютых испыта­ний, я обраща­юсь ко всем вам словами апостоль­ско­го привет­ствия: благо­дать и мир вам да умножат­ся в позна­нии Бога и Христа Иисуса, Господа нашего (2 Пет. 1:2).

Сто лет назад в вихре постре­во­лю­ци­он­ных перемен богобор­цы нашли, как им казалось, подхо­дя­щий повод для того, чтобы развер­нуть мощную антире­ли­ги­оз­ную кампа­нию: под предло­гом сбора средств для нужд голода­ю­щих Повол­жья и других регио­нов страны началось насиль­ствен­ное изъятие церков­ных ценно­стей, сопро­вож­дав­ше­е­ся репрес­си­я­ми духовен­ства, монаше­ству­ю­щих и мирян. Безза­ко­ние и произ­вол, попра­ние и надру­га­тель­ство над святы­ня­ми вскоре стали повсе­мест­ны­ми.

В услови­ях жесто­чай­ших гонений в феврале 1922 года святи­тель Тихон, Патри­арх Всерос­сий­ский, обратил­ся ко всем верным чадам Русской Право­слав­ной Церкви с особым посла­ни­ем, в котором свиде­тель­ство­вал об актив­ных усилиях, которые предпри­ни­ма­ет Церковь, чтобы поддер­жать страж­ду­щее от голода населе­ние. Помимо призы­вов к главам отдель­ных христи­ан­ских конфес­сий помочь денеж­ны­ми средства­ми и продо­воль­стви­ем, по благо­сло­ве­нию святи­те­ля Тихона был основан специ­аль­ный церков­ный комитет, а во всех храмах органи­зо­ван сбор пожерт­во­ва­ний.

Более того, прини­мая во внима­ние масшта­бы бедствия, Патри­арх разре­шил «жертво­вать на нужды голода­ю­щих драго­цен­ные церков­ные украше­ния и предме­ты, не имеющие богослу­жеб­но­го употреб­ле­ния». Единствен­но, с чем не мог согла­сить­ся Перво­свя­ти­тель, — с изъяти­ем из храмов «священ­ных предме­тов, употреб­ле­ние коих не для богослу­жеб­ных целей воспре­ща­ет­ся канона­ми Вселен­ской Церкви и карает­ся Ею как свято­тат­ство» (Посла­ние Патри­ар­ха Тихона о помощи голода­ю­щим и изъятии церков­ных ценно­стей, 15/28 февраля 1922 г.).

Однако, несмот­ря на ясно изложен­ную и обосно­ван­ную позицию Патри­ар­ха Тихона, насиль­ствен­ные изъятия продол­жи­лись. Доста­точ­но напом­нить о событи­ях, произо­шед­ших в марте 1922 года в Шуе, чтобы понять, какое на самом деле отноше­ние к Церкви было у новой власти. По толпе людей, встав­ших на защиту попира­е­мых святынь, был открыт пулемет­ный огонь. Совер­шен­ным злоде­я­ни­ем пресле­до­ва­ния верую­щих, увы, не закон­чи­лись. 

Богобор­цы не скрыва­ли, что видят своей главной целью оконча­тель­ную и скорую распра­ву над Русской Право­слав­ной Церко­вью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без содро­га­ния читать страш­ные строки дирек­ти­вы: «Чем большее число предста­ви­те­лей реакци­он­но­го духовен­ства … удастся нам по этому поводу расстре­лять, тем лучше, … чтобы на несколь­ко десят­ков лет ни о каком сопро­тив­ле­нии они не смели и думать». Не забота о голода­ю­щих людях, но адская злоба и ненависть к Церкви двигали безбож­ны­ми строи­те­ля­ми новой России.

В ходе кампа­нии по изъятию церков­ных ценно­стей только за первое полуго­дие 1922 года больше­ви­ка­ми было спрово­ци­ро­ва­но более 1400 случаев крова­вых столк­но­ве­ний, которые сопро­вож­да­лись ареста­ми, показа­тель­ны­ми судеб­ны­ми процес­са­ми, расстре­ла­ми, тюрем­ны­ми заклю­че­ни­я­ми и ссылка­ми.

В этих пресле­до­ва­ни­ях и страда­ни­ях за имя Христо­во тысячи чад церков­ных явили пример крепкой веры и духов­ной стойко­сти, терпе­ния и мужества, приняли мучени­че­скую смерть и неувя­да­ю­щие венцы славы (1 Пет. 5:4). Ныне же они предсто­ят Престо­лу Вседер­жи­те­ля, вознося молитвы о Церкви Русской, о земном Отече­стве нашем, о странах и народах, принад­ле­жа­щих к право­слав­ной тради­ции.

Размыш­ляя о причи­нах траги­че­ских событий XX века, мы свиде­тель­ству­ем: все попытки постро­ить светлое будущее без Бога обрече­ны на неудачу, а посему и не могут дать людям столь желан­но­го счастья и благо­по­лу­чия. Поисти­не, если Господь не созиждет дома, напрас­но трудят­ся строя­щие его; если Господь не охранит города, напрас­но бодрству­ет страж (Пс. 126:1). Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого главно­го урока минув­ше­го столе­тия.

Вспоми­ная прошлое, совер­шая спаси­тель­ную миссию в насто­я­щем, Церковь ожидает славно­го Второго прише­ствия Христо­ва, когда, по слову Священ­но­го Писания, будет Бог всяче­ская во всех (1 Кор. 15:28), когда отрет Он всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее пройдет (Откр. 21:4).

Пока же, пребы­вая на земле и со смире­ни­ем проходя предле­жа­щее нам поприще (Евр. 12:1), будем стремить­ся жить по евангель­ским запове­дям, усердно молить­ся и неленост­но трудить­ся, уклонять­ся от зла и творить благо (Пс. 33:15), хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).

Бог терпе­ния и утеше­ния да дарует вам быть в едино­мыс­лии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы едино­душ­но, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:5–6). Аминь.

Источ­ник: Москов­ский Патри­ар­хат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *