Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

9 марта 2022 года, в среду первой седмицы Велико­го поста, Святей­ший Патри­арх Москов­ский и всея Руси Кирилл совер­шил первую в этом году Литур­гию Преждео­свя­щен­ных Даров в кафед­раль­ном собор­ном Храме Христа Спаси­те­ля в г. Москве. По оконча­нии богослу­же­ния Предсто­я­тель Русской Право­слав­ной Церкви обратил­ся к верую­щим с пропо­ве­дью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время Велико­го поста — это время покая­ния, молитвы. Ради чего? А ради того чтобы освобо­дить себя от плена, в который мы попада­ем, совер­шая небого­угод­ные, грехов­ные дела. Мы попада­ем в плен к греху. Человек даже не замеча­ет, как это проис­хо­дит, — где-то сказал неправ­ду, где-то извра­тил факты, где-то ответил неподо­ба­ю­щим образом и обидел собесед­ни­ка. Вот из таких малень­ких конфлик­тов вырас­та­ет отчуж­де­ние, люди стано­вят­ся врагами. А иногда конфлик­ты разжи­га­ют­ся третьей сторо­ной, заинте­ре­со­ван­ной в том, чтобы два челове­ка поссо­ри­лись, — сплошь и рядом такое проис­хо­дит. Каждый, навер­ное, прохо­дил через такое искуше­ние, когда понима­ешь, что ты, не имея ничего плохого в сердце в отноше­нии другого челове­ка, вдруг стано­вишь­ся в его глазах врагом. А потом оказы­ва­ет­ся, что кто-то порабо­тал и внушил тому, кто к тебе всегда хорошо относил­ся и к кому ты всегда хорошо относил­ся, что ты его враг, что ты делаешь что-то плохое, что-то замыс­лил.

Подоб­ные бытовые конфлик­ты очень хорошо всем нам извест­ны, а посколь­ку в их основе чаще всего ложь, то нужно помнить, кто есть отец лжи. Диавол есть отец лжи, а цель его — погубить челове­че­ские души, столк­нуть людей в конфлик­те, потому что конфликт раскре­по­ща­ет страсти. То, что человек никогда бы не сказал и не сделал в спокой­ном состо­я­нии, он начина­ет говорить и делать, если вступа­ет в конфликт с ближним, если видит в нем врага. Тогда раскре­по­ща­ет­ся в челове­ке какая-то живот­ная, природ­ная стихия, и мы знаем, в какие ужасные формы облека­ют­ся конфлик­ты. Семьи рушатся, люди погиба­ют, но ведь это имеет отноше­ние не только к межлич­ност­ным отноше­ни­ям, но и к конфлик­там между народа­ми, между страна­ми.

Сейчас мы прохо­дим через конфликт между Россией и Украи­ной. Давайте вдума­ем­ся, что реально может нас разде­лять? Мы практи­че­ски один народ, связан­ный истори­че­ской судьбой, мы все вместе вышли из Киевской купели, мы объеди­не­ны верой, нашими святыми, единым упова­ни­ем, одними и теми же молит­ва­ми. Что может нас разде­лить?! Но враг рода челове­че­ско­го — через конкрет­ных людей, через конкрет­ные объеди­не­ния людей — вбрасы­ва­ет в отноше­ния между нашими народа­ми ложь, и на основе этой лжи разви­ва­ет­ся конфликт. И мы знаем, что это не просто ссора между соседя­ми, а это конфликт, в который вовле­ка­ют­ся государ­ства, то есть инсти­ту­ции, которые имеют закон­ное право употреб­лять силу, принуж­дая к повино­ве­нию своих граждан, если те наруша­ют законы, или принуж­дая другие страны, если видят в них угрозу, к тому, чтобы этой угрозы не было.

Другими словами, сегодня в конфликт вступи­ли два братских народа — а по сути один, русский народ. Еще и еще раз напомню слова «Повести времен­ных лет», нашей истори­че­ской хроники, в которой расска­зы­ва­ет­ся, «откуда есть пошла Русская земля», а потом идет повест­во­ва­ние о Киеве. Русь — одна страна, один народ, но уж очень сильным оказал­ся этот народ, и напуган­ные его силой соседи стали делать все для того, чтобы этот народ разде­лить, чтобы внушить частям этого народа, что вы вовсе не один народ. И мы знаем, до какого ужасно­го апогея доходит сейчас следствие этому внуше­нию, когда кто-то в брате своем не видит брата, а видит врага. И ужасно, что есть некото­рые религи­оз­ные органи­за­ции (даже язык не повора­чи­ва­ет­ся назвать их религи­оз­ны­ми), которые подни­ма­ют на щит своей пропо­ве­ди необхо­ди­мость борьбы с братским русским народом.

Церковь, которая измеря­ет время не днями, не месяца­ми, не годами, а столе­ти­я­ми и тысяче­ле­ти­я­ми, в своем истори­че­ском опыте хранит память о множе­стве конфлик­тов, бывших начиная с глубо­кой древно­сти — в Древнем Риме, Визан­тии, Древне­рус­ском государ­стве, Россий­ской империи, совре­мен­ных государ­ствах на терри­то­рии истори­че­ской Руси. Церковь помнит об этих конфлик­тах и знает, к каким тяжелым послед­стви­ям они всегда приво­ди­ли. Вот и сегодня всеми силами враги и русско­го, и украин­ско­го народов извне пытают­ся внушить, что никакие вы не братья, а вы враги, и вы должны воевать друг с другом. И ведь кто-то подда­ет­ся на это искуше­ние! И мы, конечно, сожале­ем и оплаки­ва­ем тот факт, что на близкой, родной нам Украин­ской земле возник­ли полити­че­ские силы, которые, исполь­зуя идею врага приме­ни­тель­но к народу русско­му, выстра­и­ва­ют сегодня полити­ку в отноше­нии России. И мы знаем, к каким скорбям уже привела эта полити­ка и на много­стра­даль­ной земле Донбас­са, а теперь и в более широком масшта­бе.

Не будем говорить о тех, кто поджи­гал эту войну, — Бог им судья, и Он их накажет. Нужно сегодня говорить о самих себе, и я призы­ваю всех вас, мои дорогие, в первую очередь усилить молитву о том, чтобы прекра­ти­лась всякая военная конфрон­та­ция между Россией и Украи­ной, чтобы народ наш вновь сумел осознать наличие общих духовых корней и общей духов­ной силы, которой являет­ся нераз­де­лен­ная Церковь наша, пребы­ва­ю­щая в России, в Украине и в других странах. Это действи­тель­но залог спасе­ния, залог будуще­го мира, но именно поэтому на нее сегодня там, на Украин­ской земле, и обруши­ва­ют­ся гонения тех, кто не заинте­ре­со­ван в мире. Поэтому мы должны сугубо молить­ся и о Блажен­ней­шем владыке, Предсто­я­те­ле Украин­ской Право­слав­ной Церкви, о украин­ском еписко­па­те, но и, конечно, о Церкви нашей и о том, чтобы никакие искуше­ния, никакие соблаз­ны не были способ­ны разру­шить духов­ное единство, которое обрели наши предки, выходя из Киевской купели Креще­ния.

Но вот еще о чем хотелось бы сказать. Там, где диавол, там всегда ложь. Вот и сегодня — какое огром­ное количе­ство лжи распро­стра­ня­ет­ся! Появи­лось даже такое новомод­ное слово «фейк» как синоним лжи. Но это обычная диаволь­ская ложь, ведь именно ложь сегодня исполь­зу­ет­ся для того, чтобы углубить пропасть между двумя народа­ми, чтобы сделать их врагами; и мы должны быть очень бдитель­ны­ми ко всему тому, что сейчас говорит­ся в связи со скорб­ным конфлик­том, возник­шем на Донбас­ской земле.

Наша Церковь — и в России, и, надеюсь, на Украине, потому что у нас общие ценно­сти, общие идеалы, общая христи­ан­ская совесть, в конце концов. Мы не можем действо­вать иначе, как только молить­ся о мире и старать­ся снижать градус проти­во­сто­я­ния, градус эмоци­о­наль­ных полити­че­ских дискус­сий, часто перехо­дя­щих границы прили­чия. Мы должны делать все для того, чтобы умиро­тво­рить и умирить сердца, чтобы враг рода челове­че­ско­го не сумел разру­шить наше духов­ное единство, вокруг которо­го и сформи­ро­ва­лась религи­оз­ная и культур­ная жизнь нашего единого народа — россиян и украин­цев.

Конечно, тема, связан­ная с россий­ско-украин­ски­ми отноше­ни­я­ми, сегодня стала частью большой полити­ки или, как теперь говорят, геопо­ли­ти­ки. И одной из целей этой геопо­ли­ти­ки являет­ся ослаб­ле­ние России, которая стала сильной, реально могучей страной. Но как же гадко и подло для осуществ­ле­ния этих геопо­ли­ти­че­ских целей исполь­зо­вать братский народ! Как ужасно натрав­ли­вать этот народ на своих братьев! Как ужасно воору­жать его, для того чтобы он вступил в борьбу со своими едино­кров­ны­ми и едино­вер­ны­ми братья­ми! Все те, кто это делают в виде пропа­ган­ды, масси­ро­ван­но обрушив­шей­ся на Украину, в виде конкрет­ных действий, в виде созда­ния предпо­сы­лок для расши­ре­ния военно­го конфлик­та, — все эти люди враги и России, и Украины. Они против нашего единства, против наших духов­ных корней, а значит, вне зависи­мо­сти от того, называ­ют они себя верую­щи­ми или неверу­ю­щи­ми, они против воли Божией, которая всегда направ­ле­на на мир, на братство, на любовь.

Пусть Господь поможет всем нам — русским, украин­цам, белору­сам, всем народам, которые произо­шли от одного корня, вышли из Киевской купели Креще­ния, сохра­нять наше духов­ное единство, не допус­кать разде­ле­ние нашей Церкви. Кстати, те, кто стремил­ся разде­лить народы, начали с разде­ле­ния Церкви, образо­вав некие расколы на Украине. С этого начали, чтобы разорвать духов­ное единство, но по милости Божией это единство сохра­ня­ет­ся.

Я сегодня особен­но молился и за Блажен­ней­ше­го Онуфрия, за еписко­пат, за духовен­ство, за верую­щий народ Украины, чтобы Господь сберег их от козней лукаво­го, сохра­нил в понима­нии того, что всякая война между право­слав­ны­ми братья­ми, принад­ле­жа­щи­ми к единой Церкви, — это дело диаволь­ское, а не Божие. И поэтому Церковь наша единая, будь то в России, на Украине, в других странах, должна сегодня молить­ся о мире, о прекра­ще­нии междо­усоб­ной брани, как это делал препо­доб­ный Сергий, как это делала наша Русская Церковь, когда князья русские вступа­ли в междо­усоб­ную брань, уничто­жая друг друга. Вот и сегодня мы пойдем не по тому пути, к которо­му нас призы­ва­ют, прово­ци­руя вовле­че­ние и Церкви в конфликт, а мы пойдем по пути препо­доб­но­го Сергия и будем молить­ся за единство Святой Руси, чтобы никакие силы не сумели разде­лить наш народ и, конечно, чтобы никакие силы не смогли разде­лить нашу Церковь.

Пусть Господь благо­сло­вит землю нашу — истори­че­скую Русь! Да сохра­нит Господь нас от разде­ле­ний в Церкви, да поможет преодо­леть все те разде­ле­ния, которые порож­де­ны не разли­чи­ем в вере, а влияни­ем полити­че­ских сил на те или иные церков­ные круги. Чтобы все это осталось в прошлом и чтобы мы все единеми усты и единем сердцем могли прослав­лять святое и велико­ле­пое имя Отца и Сына и Святаго Духа и, Крестом оградясь, прого­нять всякую вражую, бесов­скую силу от нашей общей жизни и от нашей судьбы. Аминь.

Источ­ник: Москов­ский Патри­ар­хат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *