«Отчаянье – для человека, прикипевшего к материальному»

Духовные наставления архимандрита Иустина (Пырву)

Старец Иустин (Пырву; 1919–2013) был одним из самых извест­ных румын­ских духов­ни­ков. Он пользо­вал­ся огром­ной любовью и почита­ни­ем у верую­щих. В основан­ный им монастырь Петру-Водэ, духов­ни­ком которо­го он оставал­ся до оконча­ния своей земной жизни, к нему приез­жа­ли за настав­ле­ни­я­ми право­слав­ные не только из Румынии, но и из других стран.

Ниже приво­дят­ся некото­рые из его духов­ных советов, собран­ные из различ­ных публи­ка­ций.

Архиманд­рит Иустин (Пырву)

***

– Батюшка, сегодняш­ние люди умнее живших 50 или 60 лет назад? Мудрее? Истори­че­ские испыта­ния умудри­ли их или заморо­чи­ли? В книжных магази­нах полки ломятся от изданий, а покупа­те­ли редки. Зато полны питей­ные заведе­ния…

– Да, люди стали более инфор­ми­ро­ван­ны­ми, но и с инфор­ма­ци­ей этой не знаешь, как и посту­пить, часто она затума­ни­ва­ет голову. Люди сменили книгу на телеви­зор, а телеви­зор отучает челове­ка думать, человек погло­ща­ет инфор­ма­цию готовой, уже не включая мозги. Сказали так по телеви­зо­ру? Значит, так оно и есть, значит, правда!.. Прочесть книгу всё равно что пройти пешком путь, дойти до нужного места. Есть время шаг за шагом осмот­реть всё, что тебя окружа­ет!..

Молодежь нужно спасать от влияния телеви­де­ния, которое как бы промы­ва­ет молодые умы. Здесь вина и родите­лей, и учите­лей!.. Диавол скорее перетя­нет на свою сторону невежду, чем челове­ка, который спосо­бен задавать вопросы, знаком с притча­ми Христа, знает молитвы, который может приве­сти в разго­во­ре мудрое выска­зы­ва­ние из Патери­ка.

***

– Являет­ся ли библей­ский талант образом таланта челове­ка? В какой мере виновен тот, кто не расхо­ду­ет с пользой получен­ный талант, не приумно­жа­ет его?

Велика ответ­ствен­ность талант­ли­вых людей, интел­лек­ту­а­лов перед своими нациями: они ответ­ствен­ны за их заблуж­де­ния, за их падения

– Конечно, интел­лек­ту­а­ла, челове­ка с благо­да­тью, тем более гениаль­но­го челове­ка Бог креди­ту­ет самыми избран­ны­ми дарова­ни­я­ми. Но насту­пит момент, когда Бог спросит тебя: что ты сделал с этими дарова­ни­я­ми, умножил ли их, украсил ли ими и жизни других людей? Велика ответ­ствен­ность талант­ли­вых людей, интел­лек­ту­а­лов перед своими нациями: они ответ­ствен­ны за их заблуж­де­ния, за их падения.

– Есть ли проти­во­ре­чие между наукой и верой?

– Вера помога­ет науке, наука помога­ет вере. Но там, где много науки, возни­ка­ет и много гордыни.

***

– Насколь­ко тяжел грех гордыни?

– Тяжел, тяжел! Гордыня растра­чи­ва­ет в одно мгнове­нье всё, что накопи­ла душа за целую жизнь, прове­ден­ную в молитве. Когда мы гордим­ся своими добрыми делами, это сводит на нет все заслуги перед Богом. Жену одного богато­го челове­ка как-то спроси­ли, почему она одева­ет­ся просто, без множе­ства украше­ний, тогда как многие женщины, выходя в свет, наряжа­ют­ся кто во что горазд, увеши­ва­ют себя драго­цен­но­стя­ми? Женщина ответи­ла: «Потому что для моего мужа доста­точ­ной драго­цен­но­стью служит моя добро­де­тель». Из-за непомер­ной гордыни проис­хо­дят все ужасы на этом свете, люди не осозна­ют своей ограни­чен­но­сти вплоть до послед­не­го часа…

– Почему румын врет?

Ложь сурово наказы­ва­ет­ся Богом, должна быть сурово наказу­е­ма и законом

– Потому что никто не убедил его, что ложь некра­си­ва, что из-за нее челове­ка начина­ют ненави­деть окружа­ю­щие.

Простой человек врет еще и потому, что полити­ки наверху врут. И выстра­и­ва­ет­ся, таким образом, замкну­тая цепь лжи, никто никому не верит!.. Ложь сурово наказы­ва­ет­ся Богом, должна быть сурово наказу­е­ма и законом.

– Что такое скром­ность? Почему хорошо быть скром­ным?

– Скром­ность – украше­ние для христи­а­ни­на.

***

– Мы научи­лись управ­лять лошади­ны­ми силами в собствен­ном автомо­би­ле; пультом от телеви­зо­ра, который позво­ля­ет увидеть, что проис­хо­дит в мире в данный момент; сложней­ши­ми видами воору­же­ния, атомной энерги­ей – кажется, человек уже готов заявить, что не боится Бога. Что есть страх Божий?

– Страх Божий? Это любовь к Богу. Это любить Бога со страхом, что можешь Его потерять, что без Него нет у тебя пути ни на этом свете, ни на том, в будущем. Человек без Бога все равно что путник, заблу­див­ший­ся в пустыне: пустыня его погло­тит. Без Бога человек словно пустые доспехи… «С тех пор как я стал бояться Бога, я уже ничего не боюсь», – говорил кто-то из святых отцов, ссыла­ясь на одного из царей древно­сти.

***

– Что больше всего помогло вам высто­ять, когда вы находи­лись в тюрьме?

– Там все помога­ло, знаешь: и молодость, и порыв, и молитва, и любовь к товари­щам, и любовь к Богу… – у меня было время над всем этим размыш­лять, потому что здесь уже нет времени подумать, здесь словно попал в жернова мельни­цы. Начиная с 1948 года остано­ви­лось всё, были строго запре­ще­ны даже молит­во­сло­вы. Но ведь те, кто оказал­ся в заклю­че­нии в 1948‑м, знали наизусть молитвы, даже Добро­то­лю­бие; было пять переве­ден­ных рукопис­ных книг Добро­то­лю­бия, которые переда­ва­лись заклю­чен­ны­ми друг другу. Сколько же добра было сделано этими книгами, сохра­нен­ны­ми в памяти! Неверо­ят­но, но эти книги никогда не имели такой ценно­сти, такого значе­ния, как в тех сложней­ших услови­ях.

– И не было никого, кто пожелал бы со всем этим покон­чить, не желал наступ­ле­ния смерти, только бы не жить в том кошмаре?

– Никого! И в мыслях ни у кого такого не было. А смерть была для нас как свадьба.

Жить вне греха – это есть свобода; человек свобо­ден, когда свобо­ден от страстей

– Батюшка, судя по вашим расска­зам, испыта­ния, которые пришлось пережить вашему высоко­пре­по­до­бию, кажутся скорее благо­сло­ве­ни­ем, чем бреме­нем, и кажется, что фальши­вая свобода, которой мы сейчас облада­ем, более обреме­ни­тель­на, чем состо­я­ние гонения. Какова же она факти­че­ски, истин­ная свобода? Что означа­ет свобода в духе?

– Жить вне греха – это есть свобода в духе; человек, свобод­ный от страстей, свобо­ден.

Свобода в духе, она вне инсти­ту­ций, ведь даже Церковь подвер­же­на порче в конеч­ном итоге, непороч­ность обрета­ет­ся ею через благо­дать, которую дает Господь. А что случит­ся с теми, кто живет плотью, когда насту­пит конец света? Они изменят­ся в мгнове­нье.

***

– Я считаю, что тюрьмы послу­жи­ли основой для восста­нов­ле­ния нашего христи­ан­ства. В сущно­сти, там было всё, к чему мы и так, добро­воль­но должны прикла­ды­вать усилия: предать­ся посту, посвя­тить себя бдению, углубить­ся в молитву и жить во имя Господа. Чтобы присут­ствие Его чувство­ва­лось, где бы ты ни был. А в осталь­ном, что ж, еда – каждый день, послу­ша­ние – если можешь, уступай брату, ну и так далее…

– Какова причина, почему не может выпра­вить­ся духов­ная жизнь?

– Потому что ослабла любовь между братья­ми и уже не может человек понять челове­ка. А без единства что воссо­здашь?

– Что же нам делать, чтобы сохра­нить между нами любовь и единство?

– Нужно много молить­ся, потому что молитва поддер­жи­ва­ет взаимо­по­ни­ма­ние. Но мы, увы, больше озабо­че­ны матери­аль­ны­ми пробле­ма­ми, чем духов­ны­ми. Раньше силы зла были связаны молит­ва­ми великих богомоль­цев; их молитва облада­ла огром­ной силой. И пока не отпус­ка­ет Бог силу сатаны, ибо мир непод­го­тов­лен… Сила диавола кроется в наших страстях и злоде­я­ни­ях.

***

– Старец Паисий Свято­го­рец говорил, что основой духов­ной жизни служат мысли о других: сначала думай о ближнем, а потом о себе. В обществе, которое мораль­но пало, в услови­ях кризиса и бедно­сти как нам сохра­нить эту основу?

Чем ближе ты ближне­му твоему, тем ты ближе Богу. А наш ближний – это тот, кто в нужде

– Знаешь, христи­ане должны учиться даровать; уметь делить­ся с братом тем малым, что у них есть. Только в этом заклю­ча­ет­ся метод нашего сопро­тив­ле­ния в тяжелые времена. Чем ближе стано­вишь­ся ты ближне­му твоему, тем ты ближе Богу. Потому что насто­я­щим челове­ком, которо­го ты должен любить, являет­ся не тот, кто едет в машине, в лимузине, а тот, кто идет пешком, больной, с пустой сумой. Наш ближний – это тот, кто в нужде. Здесь раскры­ва­ет­ся Еванге­лие, а не в цитатах на конфе­рен­ци­ях. Наша практи­че­ская приме­ни­мость как раз в этом: уметь облег­чать лишения, боли, не только матери­аль­ные, но и душев­ные…

Сколько нас, христи­ан, в насто­я­щее время готовы принять страда­ния, готовы к терпе­нию, готовы нести крест? Очень немного. Но так всегда: не большин­ство ощущает бремя и тяжесть креста, а немно­гие, избран­ные.

Да поможет нам Бог пережить со всей храбро­стью и со всей любовью искуше­ния и испыта­ния, которые грядут, ибо все они прине­сут нам радость на небесах: «Придите ко Мне все обреме­нен­ные, и Я успокою вас». Аминь.

***

– Батюшка, как думаете, какая добро­де­тель или какое деяние могут уберечь нас от падения в нынеш­ние и гряду­щие времена?

– Самоот­ре­че­ние. Нам не остает­ся ничего другого, кроме как взять на себя иго Христа, взять Его рубище, все Его муки. И тогда награ­дит нас добрый Бог даром молитвы. Есть и среди нас люди, которые могут пасть, прова­лить­ся, но есть и люди, которые сохра­ня­ют досто­ин­ство, вот через их достой­ные молитвы, которые прини­ма­ют­ся Богом, и будет спасен сей род. Но да не будем оставать­ся в небре­же­нии. Да не искусят нас все так называ­е­мые радости этой земной жизни. Мы должны заранее воспи­ты­вать своих детей, форми­ро­вать самих себя, научить­ся постить­ся, молить­ся, сохра­нять себя в состо­я­нии близо­сти к Богу. Когда нас покида­ет состо­я­ние близо­сти к Богу, мы впадаем в отчая­нье. Хранить себя от отчая­нья – это очень важное дело. Мы должны осозна­вать, что человек всегда, в любой момент пребы­ва­ет на этой ступени подъема. Отчая­нье, оно не для христи­а­ни­на. Отчая­нье – только для челове­ка, прики­пев­ше­го к матери­аль­но­му.

***

– Услышал как-то от одного священ­ни­ка, что совер­ша­ешь грех, подавая милосты­ню себе подоб­ным, которые вполне трудо­спо­соб­ны, но которые привык­ли попро­шай­ни­чать и другую жизнь для себя уже не мыслят. Рядом с ними еще и дети растут, которых сызмаль­ства застав­ля­ют попро­шай­ни­чать, а затем они всю жизнь заняты этой «работой», выучен­ной от своих. Что вы думаете об этом? Грех поощрять безде­лье?

– Как сказал один из отцов: «Милый, если счита­ешь челове­ка хорошим, то хорошим его и найдешь, а если его же счита­ешь плохим, тогда и плохим найдешь». И тот же отец приво­дит случай из Патери­ка, когда некий богач отдал одному бедняку свой сюртук, а бедняк взял и продал этот сюртук, а деньги пропил. И тогда богач засомне­вал­ся: «Как так, я дал ему сюртук, чтобы одеться, а он его продал и пропил!» – и был недово­лен. А ночью имел он сон, в котором явился ему Господь Христос, одетый в сюртук, который он отдал бедняку, и спросил у благо­де­те­ля: «Знакома тебе эта одежда?». И он ответил: «Да, Господи, знаю ее, это мой сюртук!» На что Господь Христос сказал: «Не печаль­ся. Я его ношу».

А есть и обрат­ный пример. Для челове­ка неиму­ще­го большей помощью будет, если научить его ловить рыбу, чтобы он имел возмож­ность прокор­мить себя всю остав­шу­ю­ся жизнь, чем дать ему один раз наесть­ся рыбы досыта, а затем выста­вить его вновь на улицу.

***

– Что такое искуше­ние? Как может христи­а­нин не поддать­ся искуше­ни­ям, которые испыты­ва­ют его на прочность в любой момент дня или ночи?

– Искуше­ния – это попытки диавола захва­тить в плен душу христи­а­ни­на… Там, где защит­ная стена слаба, там действу­ет искуше­ние. Искуше­ния хотят пробу­дить страсти в челове­ке, ослабить его в вере и в способ­но­сти защищать­ся. Иногда атака со стороны зла оказы­ва­ет­ся столь сильной, что человек, как ему кажется, теряет контроль над ситуа­ци­ей и говорит, что пришел «злой час». Вот тогда-то и должен человек окреп­нуть, не пасть. Хлебом и водой молитвы человек может окреп­нуть перед лицом искуше­ний на своем жизнен­ном пути.

– Что должен делать человек, если его постиг­ло горе? Кто-то начина­ет пить, чтобы заглу­шить горечь; кто-то прокли­на­ет всё. Каково должно быть поведе­ние христи­а­ни­на в горе?

– Как посту­пит моряк с началом бури? Он засучит рукава и будет пытать­ся справить­ся с ненастьем, станет помогать и другим. Пришло к тебе горе – будь самым трезво­мыс­ля­щим, знай, что должен делать. Начина­ет пить тот, кто слаб, на самом деле таким нужен лишь повод… Их надо не жалеть, а вытас­ки­вать из подоб­но­го состо­я­ния. Горести – те же искуше­ния: если не преодо­ле­вать их с помощью молитвы, понима­ния, веры, зря жил краси­вой христи­ан­ской жизнью в периоды мира…

***

– Батюшка, один наблю­да­тель­ный человек заметил: вот, тюрьмы все на запорах и крепко охраня­е­мы, однако, несмот­ря на это, битком набиты людьми, а в это время церкви держат двери настежь откры­ты­ми днем и ночью и при этом почти всегда пустуют. Почему же народ легче попада­ет в тюрьму, чем в церковь?

– В этом мире диавол тоже делает свое дело, не надо думать, что спасе­ние, гармо­ния, внутрен­ний мир дости­га­ют­ся без каких-либо усилий. Чем больше стара­ний ко спасе­нию прила­га­ешь, чем больше искуше­ний одоле­ва­ет тебя, тем глубже твое чувство удовле­тво­ре­ния как истин­но­го христи­а­ни­на.

***

– Смерть – это конец или начало?

– Смерть означа­ет переход: неслу­чай­но все, что смертно, мы также называ­ем прехо­дя­щим, то есть тем, что мы должны подчи­нять непре­хо­дя­ще­му.

Есть в Патери­ке рассказ о двух христи­а­нах, которые труди­лись в лесу: надо было им повалить дерево. Один из них и говорит: «Вот она, жизнь челове­ка: живем себе, трепы­ха­ем­ся, а в конце прихо­дит смерть и валит нас, подобно этому дереву, и ничего от нас не остает­ся». Второй же возра­зил: «Всё не так, брат. Лишь после того, как мы повалим это дерево, мы узнаем, годится ли оно для построй­ки дома, годится ли для мебели в дом или, может, оно пригод­но даже для музыкаль­но­го инстру­мен­та, либо же дерево это годится лишь для того, чтобы его сжечь в огне. Так проис­хо­дит и с челове­ком: в назна­чен­ный час Бог ставит его на весы – и либо опреде­ля­ет ему благой удел, либо бросает его в огонь вечный. Для жизни вечной человек готовит­ся всю свою смерт­ную жизнь. Не пройдя через смерть, невоз­мож­но обрести бессмер­тие».

Перевел с румынского Виктор Жосу
Doxologia
14 июля 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *