Недели Великого поста

Великий пост в 2021 году начина­ет­ся с 15 марта и длится 6 недель (седмиц). Это особый период, который готовит нас к встрече главно­го события — празд­ни­ка Пасхи.

Чтобы лучше вникнуть в смысл Велико­го поста, для начала нужно разобрать­ся, чем приме­ча­тель­на каждая неделя и на что нам стоит обратить своё внима­ние.

Первая неделя Великого поста

Особен­но­сти этой недели:

В первые четыре дня Велико­го поста на вечер­нем богослу­же­нии читает­ся Великий покаян­ный канон препо­доб­но­го Андрея Критско­го.
Это чтение настра­и­ва­ет нас и посте­пен­но вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покая­ния.

Начиная с этой недели и в течение всего Велико­го поста с вечера воскре­се­ния по пятницу читает­ся молитва препо­доб­но­го Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,
Дух празд­но­сти, уныния, любона­ча­лия и празд­но­сло­вия не даждь ми.
Дух же целомуд­рия, смирен­но­муд­рия, терпе­ния и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегре­ше­ния,
И не осужда­ти брата моего
Яко благо­сло­вен еси во веки веков.
Аминь.

Вроде бы она совсем коротень­кая, но в ней заклю­че­на очень важная мысль о цели подви­гов больших и малых, которые мы совер­ша­ем в Великий пост и не только.
Прежде всего — это наше освобож­де­ние от недугов, то есть своего рода зависи­мо­стей, как угодно, которые взяли верх над нашей жизнью и свобо­дой выбора. Они нас направ­ля­ют и препят­ству­ют нашему движе­нию на пути к Богу.

В субботу первой седмицы (недели) совер­ша­ет­ся память святого велико­му­че­ни­ка Феодора Тирона.

Святи­тель Феодор избавил христи­ан от гонений со стороны римско­го импера­то­ра Юлиана Отступ­ни­ка, жившего в III веке.

Юлиан был язычни­ком и, желая надру­гать­ся над христи­а­на­ми, прика­зал градо­на­чаль­ни­ку Констан­ти­но­по­ля окроп­лять в первую седмицу (неделю) Велико­го поста все съест­ные припасы на рынках идоло­жерт­вен­ной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепи­ско­пу Евдок­сию, повелел объявить всем христи­а­нам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию). Посту­пив так, христи­ане не были посрам­ле­ны импера­то­ром.
И именно в память об этом чудес­ном явлении святого Феодора Тирона Церковь устано­ви­ла празд­но­ва­ние в первую субботу Велико­го поста.

В воскре­се­ние первой седмицы (недели) церковь отмеча­ет Торже­ство Право­сла­вия.

В середине IX века в Визан­тии закон­чил­ся период иконо­бор­че­ства, дливший­ся полтора столе­тия. Спор о том, можно ли изобра­жать Христа, Богоро­ди­цу, святых и молить­ся перед этими образа­ми, выливал­ся в  жесто­кие гонения и убийства иконо­по­чи­та­те­лей.

После церков­но­го собора 843 года, осудив­ше­го иконо­бор­цев и восста­но­вив­ше­го иконо­по­чи­та­ние в империи, царица Феодора предло­жи­ла устро­ить церков­ное торже­ство, которое пришлось на первое воскре­се­нье Велико­го поста.

В воспо­ми­на­ние об этом событии ежегод­но в первое воскре­се­нье Велико­го поста Право­слав­ная Церковь торже­ствен­но празд­ну­ет восста­нов­ле­ние иконо­по­чи­та­ния, имену­е­мое «Торже­ство право­сла­вия».

К XIV  веку сложил­ся особый чин Торже­ства право­сла­вия, который был допол­нен текста­ми, содер­жа­щи­ми право­слав­ные догматы. В тексте службы провоз­гла­ша­ет­ся торже­ство Церкви над всеми существо­вав­ши­ми ересями, утвер­жда­ют­ся поста­нов­ле­ния семи Вселен­ских соборов.

Что можно есть в первую неделю Великого поста?

В первый день Велико­го поста полага­ет­ся воздер­жать­ся от пищи.
В осталь­ные дни можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разре­ша­ет­ся приня­тие пищи живот­но­го проис­хож­де­ния (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедель­ни­ка по пятницу, если на эти дни не прихо­дит­ся какой-либо празд­ник, не употреб­ля­ет­ся и расти­тель­ное масло. Однако следует помнить, что все эти правила пропи­са­ны в монастыр­ском уставе. Миряне (т.е. не монаше­ству­ю­щие), как правило, постят­ся мягче — напри­мер, ограни­чи­ва­ют­ся только исклю­че­ни­ем пищи живот­но­го проис­хож­де­ния и рыбы (или рыбы в будние дни).

Вторая неделя Великого поста

Особен­но­сти этой недели:

Суббота второй седмицы (недели) — день особого помино­ве­ния усопших, родитель­ская суббота.
В эти дни мы вместе с Церко­вью можем помолить­ся за наших почив­ших родных и близких.
Обычно опреде­лен­ные молитвы за умерших соборно совер­ша­ют после Литур­гии. Но, так как во Время поста Литур­гии положе­ны только по суббо­там и воскре­се­ни­ям, то в осталь­ные дни мы и наши близкие этого лишаем­ся.
Поэтому Церковь выдели­ла несколь­ко дней, когда можно усердно помолить­ся за тех, кого с нами нет.
Почему важно поминать усопших?
Потому, что они уже не имеют возмож­но­сти как при жизни испове­дать свои грехи и получить за них проще­ние, но мы своей любовью и молит­вой можем помочь им.

В воскре­се­ние второй седмицы (недели) церковь вспоми­на­ет святи­те­ля Григо­рия Паламу.

Святой Григо­рий Палама написал много творе­ний, но одно из самых больших его творе­ний, самых важных — это так называ­е­мый “Томос веры”. И в нем святой Григо­рий Палама говорит, что в нас запечат­лен образ Божий. Он всегда с нами, он в нас — этот свет. Мы имеем надёж­ную опору внутри нас. И осозна­вая это, легче двигать­ся дальше.

Что можно есть во вторую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разре­ша­ет­ся приня­тие пищи живот­но­го проис­хож­де­ния (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедель­ни­ка по пятницу, если на эти дни не прихо­дит­ся какой-либо празд­ник, не употреб­ля­ет­ся и расти­тель­ное масло. В осталь­ные субботы и воскре­се­нья поста и в дни некото­рых особо чтимых святых, напри­мер, сорока Севастий­ских мучени­ков — 22 марта, и святи­те­ля Григо­рия Двоесло­ва — 25 марта, разре­ша­ет­ся расти­тель­ное масло. Однако следует помнить, что все эти правила пропи­са­ны в монастыр­ском уставе. Миряне (т.е. не монаше­ству­ю­щие), как правило, постят­ся мягче — напри­мер, ограни­чи­ва­ют­ся только исклю­че­ни­ем пищи живот­но­го проис­хож­де­ния и рыбы (или рыбы в будние дни).

Третья неделя Великого поста

Особен­но­сти этой недели:

Суббота третьей седмицы (недели) — день особого помино­ве­ния усопших, родитель­ская суббота.
Каждый из нас должен понимать всю важность этой молит­вен­ной памяти. Что мы здесь высту­па­ем в роли некой опоры. Мы молим об успоко­е­нии души, отпуще­нии грехов и если мы делаем это действи­тель­но от чистого сердца, то даём неверо­ят­ную поддер­жу своим близким.

Неделя Кресто­по­клон­ная

В воскре­се­нье третьей седмицы (недели) Велико­го Поста на Всенощ­ном бдении в центр храма выносит­ся Животво­ря­щий Крест Госпо­день, которо­му покло­ня­ют­ся верую­щие на протя­же­нии всей после­ду­ю­щей недели до пятницы.

Когда совер­ша­ют­ся поклоны, поётся:

Кресту Твоему покло­ня­ем­ся, Владыко, и Святое Воскре­се­ние Твое славим.

Раньше Великий пост был тесно связан не только с Пасхой, но и с Таинством Креще­ния.
Счита­лось, что время Велико­го поста для людей, называ­е­мых оглашен­ны­ми (то есть готовы­ми к приня­тию святого Креще­ния) — особый подго­то­ви­тель­ный период, к которо­му они походят с особым внима­ни­ем и трепе­том.

Для нас это прежде воспо­ми­на­ние о крест­ных страда­ни­ях Христа Спаси­те­ля нашего, о том что Он пошёл на это ради нас.
Крест — это наша опора, наше укреп­ле­ние в вере.

Вот что говорит об этом в одной из своих пропо­ве­дей Митро­по­лит Антоний Сурож­ский:

«Крест нам говорит о том, что мы
Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти грехов­ной. Будучи так любимы­ми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духов­ной, действи­тель­но радовать­ся и ликовать? Мы можем. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверен­ность в Божией любви и в Его победе, как уверен­ность в том, что мы так любимы, что все возмож­но, что мы можем надеять­ся на все».

Что можно есть в третью неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разре­ша­ет­ся приня­тие пищи живот­но­го проис­хож­де­ния (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедель­ни­ка по пятницу, если на эти дни не прихо­дит­ся какой-либо празд­ник, не употреб­ля­ет­ся и расти­тель­ное масло. Однако следует помнить, что все эти правила пропи­са­ны в монастыр­ском уставе. Миряне (т.е. не монаше­ству­ю­щие), как правило, постят­ся мягче — напри­мер, ограни­чи­ва­ют­ся только исклю­че­ни­ем пищи живот­но­го проис­хож­де­ния и рыбы (или рыбы в будние дни).

Четвёртая неделя Великого поста

Особен­но­сти этой недели:

Суббота четвёр­той седмицы (недели) — день особого помино­ве­ния усопших, родитель­ская суббота. Специ­аль­но отведен­ное время для молитвы за души умерших Важно хранить и чтить память. В это время мы должны поста­рать­ся отложить наши земные суетные заботы и уделить своё время нашим почив­шим близким.

В воскре­се­ние четвёр­той седмицы (недели) совер­ша­ет­ся память препо­доб­но­го Иоанна Лествеч­ни­ка.

Препо­доб­ный Иоанн — великий подвиж­ник, который своей жизнью, своим подви­гом явил нам пример высочай­шей крото­сти, покая­ния и смире­ния. Он вёл отшель­ни­че­скую жизнь, 40 лет препо­доб­ный провёл в подвиге безмол­вия и молитвы.
Препо­доб­ный Иоанн автор духов­но­го творе­ния «Лестви­ца». Это настав­ле­ния и руковод­ство к жизни духов­ной. В книге путь христи­а­ни­на представ­лен как неспеш­ное восхож­де­ние по лестни­це (лестви­це).

Вот что пишет препо­доб­ный о покая­нии:

«Покая­ние – это наше возвра­ще­ние к Богу, обнов­ле­ние нашего креще­ния; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научить­ся смире­нию, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покая­ние рожда­ет­ся от надежды и решитель­но­го отказа от отчая­ния. И кающий­ся – это тот, который заслу­жи­ва­ет осужде­ния, но уходит с предсто­я­ния суду без стыда и позора, потому что покая­ние – это наше прими­ре­ние с Богом.»

Что можно есть в четвёртую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разре­ша­ет­ся приня­тие пищи живот­но­го проис­хож­де­ния (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедель­ни­ка по пятницу если на эти дни не прихо­дит­ся какой-либо празд­ник, не употреб­ля­ет­ся и расти­тель­ное масло. 7 апреля в честь празд­но­ва­ния Благо­ве­ще­ния Пресвя­той Богоро­ди­цы разре­ша­ет­ся рыба. Однако следует помнить, что все эти правила пропи­са­ны в монастыр­ском уставе. Миряне (т.е. не монаше­ству­ю­щие), как правило, постят­ся мягче — напри­мер, ограни­чи­ва­ют­ся только исклю­че­ни­ем пищи живот­но­го проис­хож­де­ния и рыбы (или рыбы в будние дни).

Пятая неделя Великого поста

Особен­но­сти этой недели:

Суббота пятой седмицы (недели) - день Акафи­ста или Похвалы Пресвя­той Богоро­ди­цы.
Существу­ет несколь­ко вариан­тов установ­ле­ния этого празд­но­ва­ния.
По молит­вам к Пресвя­той Богоро­ди­це удалось избавить Констан­ти­но­поль от нашествия арабов и персов в VII веке.
И в то же время, это празд­но­ва­ние тесно связано с Благо­ве­ще­ни­ем Пресвя­той Богоро­ди­цы, посколь­ку до того, как празд­ник был установ­лен 7 апреля, его перено­си­ли на 5 субботу Велико­го поста.

В среду вечером (на утрене четвер­га) на богослу­же­нии совер­ша­ет­ся так называ­е­мое «Мариино стояние», во время службы перечи­ты­ва­ют полно­стью Великий покаян­ный канон Андрея Критско­го, а также читает­ся житие препо­доб­ной Марии Египест­кой, как пример сугубо­го покая­ния и исправ­ле­ния собствен­ной жизни.

Что касает­ся полного чтения канона, то оно закре­пи­лось за этим днём не случай­но, а в память о земле­тря­се­нии, которое произо­шло прибли­зи­тель­но между IV‑V веками на Востоке. С течени­ем времени траге­дия забылась, а тради­ция чтения Велико­го покаян­но­го канона осталась.

В воскре­се­нье четвёр­той седмицы (недели) церковь чтит память препо­доб­ной Марии Египет­ской.

Препо­доб­ная Мария тоже извест­на своим подви­гом подвиж­ни­че­ской жизни. Она показа­ла пример усилен­ной борьбы и покая­ния, которые способ­ны возве­сти челове­ка даже из полного духов­но­го краха, бездны.

Что можно есть на пятой неделе Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разре­ша­ет­ся приня­тие пищи живот­но­го проис­хож­де­ния (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедель­ни­ка по пятницу, если на эти дни не прихо­дит­ся какой-либо празд­ник, не употреб­ля­ет­ся и расти­тель­ное масло. Однако следует помнить, что все эти правила пропи­са­ны в монастыр­ском уставе. Миряне (т.е. не монаше­ству­ю­щие), как правило, постят­ся мягче — напри­мер, ограни­чи­ва­ют­ся только исклю­че­ни­ем пищи живот­но­го проис­хож­де­ния и рыбы (или рыбы в будние дни).

Шестая неделя Великого поста

Особен­но­сти этой недели:

Седмица Ваий (вайя в перево­де с греч. — ветка) — назва­ние отсыла­ет нас к главно­му событию этой недели — Входу Господ­ню в Иеруса­лим, также этот празд­ник имену­ет­ся Неделей цвето­нос­ной или Вербным Воскре­се­ни­ем. В этот день по тради­ции приятно освящать пальмо­вые ветви, которые у нас заменя­ют­ся веточ­ка­ми вербы.
На богослу­же­ни­ях этой седмицы, уже на­чи­ная с по­не­дель­ни­ка звучат стихиры и тропари по­свя­щённые этому празд­ни­ку.

Субботу шестой седмицы (недели) называ­ют Лазаре­вой, так как в этот день право­слав­ная Церковь вспоми­на­ет чудо воскре­ше­ния Христом правед­но­го Лазаря.
Воспо­ми­на­ние этого события очень важно и показа­тель­но для всех людей. Христос воскре­сил правед­но­го Лазаря для того, чтобы свиде­тель­ство­вать всем о возмож­но­сти всеоб­ще­го воскре­се­ния в день Страш­но­го Суда. И что невоз­мож­но сотво­рить челове­ку — возмож­но Богу.
Накануне в пятницу совер­ша­ет­ся ве­ли­кое по­ве­че­рие.
В день Ла­за­ре­вой субботы служит­ся Литур­гия святи­те­ля Иоан­на Зла­то­уста.

Эти празд­не­ства — Лазаре­ва Суббота и Вход Госпо­день в Иеруса­лим подво­дят нас к особому периоду — Страст­ной седмицы, который уже не являет­ся частью Велико­го поста, а вплот­ную прибли­жа­ет нас ко дню Воскре­се­ния Христо­ва.

Что можно есть на пятой неделе Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разре­ша­ет­ся приня­тие пищи живот­но­го проис­хож­де­ния, также с понедель­ни­ка по пятницу, если на эти дни не прихо­дит­ся какой-либо празд­ник, не употреб­ля­ет­ся и расти­тель­ное масло. Однако следует помнить, что все эти правила пропи­са­ны в монастыр­ском уставе. Миряне (т.е. не монаше­ству­ю­щие), как правило, постят­ся мягче — напри­мер, ограни­чи­ва­ют­ся только исклю­че­ни­ем пищи живот­но­го проис­хож­де­ния и рыбы (или рыбы в будние дни).  9 апреля в честь празд­ни­ка Входа Господ­ня в Иеруса­лим на трапезе разре­ша­ет­ся рыба. В Лазаре­ву Субботу разре­ша­ет­ся икра.

Седьмая неделя Великого поста

Страст­ная седмица (неделя) — особый период в жизни Церкви и каждого верую­ще­го челове­ка, который прибли­жа­ет нас к Велико­му дню Христо­ва Воскре­се­ния.

Особен­но­сти этой недели:

Эта неделя посвя­ще­на воспо­ми­на­ни­ем послед­них дней земной жизни Иисуса Христа. Все службы Страст­ной седмицы симво­ли­зи­ру­ют духов­ное шествие по Крест­но­му пути вместе со Христом.
Эта неделя являет­ся уникаль­ной ещё и по своему богослу­жеб­но­му строю. Каждый день не похож на другой.
На Богослу­же­ни­ях поётся ряд песно­пе­ний, которые можно услышать только в этот период.

Особен­но принято выделять три дня на Страст­ной седмице — Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Это своего рода кульми­на­ция этой недели.

Великий Четверг (Четвер­ток):

Утром служит­ся Литур­гия Василия Велико­го, за которой прича­ща­ют­ся все право­слав­ные христи­ане, вспоми­ная Тайную вечерю, на которой было совер­шен­но первое Прича­стие.
Вечером совер­ша­ет­ся утреня Великой Пятницы — длитель­ное богослу­же­ние, на котором читают­ся 12 Еванге­лий о страда­ни­ях Христа.
Помимо событий Тайной Вечери, в этот день также вспоми­на­ет­ся страш­ная ночь  в Гефси­ман­ском саду в ожида­нии смерти, преда­тель­ство Иуды и преда­ние Господа на смерть.

Великая Пятница (Пяток):

В этот день мы вспоми­на­ем погре­бе­ние Христа Спаси­те­ля, его положе­ние во Гроб.
В этот день Литур­гии не положе­но.
Днём в храмах, как правило, совер­ша­ет­ся вынос Плаща­ни­цы, а вечером Чин погре­бе­ния. Читает­ся канон, в котором оплаки­ва­ет­ся умерший Спаси­тель. Это момент высочай­ше­го душев­но­го напря­же­ния.

Великая суббота:

Это послед­ний день перед Пасхой.
В первой половине дня служит­ся Божествен­ная литур­гия Василия Велико­го. Во время богослу­же­ния Совер­ша­ет­ся Великий вход и малый вход перед Плаща­ни­цей, и здесь мы вспоми­на­ем схожде­ние Христа во ад и победу Его над адом и смертью.

Именно поэтому этот день еще называ­ет­ся днем тишины: земля замира­ет в ожида­нии чуда Воскре­се­ния.

В прошлые века именно в этот день совер­ша­лось креще­ние оглашен­ных (готовя­щих­ся к Креще­нию), в связи с этим в богослу­же­нии присут­ству­ют много­чис­лен­ные ветхо­за­вет­ные чтения: 15 паремий, 15 отрыв­ков из книг Ветхого Завета. Эти отрывки говорят о страстях, смерти и воскре­се­нии Спаси­те­ля, сына Божия, и гряду­щей славе Церкви Новоза­вет­ной. А на Литур­гии вместо Херувим­ской песни поется древний гимн Иеруса­лим­ской церкви: «Да молчит всякая плоть челове­ча и да стоит со страхом и трепе­том, и ничтоже земное в себе да помыш­ля­ет: Царь бо царству­ю­щих и Господь господ­ству­ю­щих прихо­дит закла­ти­ся и датися в снедь верным. Предхо­дят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, много­очи­тии Херуви­ми и шесто­кри­ла­тии Серафи­ми, лица закры­ва­ю­ще и вопиюще песнь: аллилу­иа, аллилу­иа, аллилу­иа».
По оконча­нии Литур­гии в храмах освяща­ют пасху, куличи и яйца.

Вечером начина­ет­ся чтение книги Деяний Апостоль­ских и продол­жа­ет­ся до начала полунощ­ни­цы.

В двена­дца­том часу ночи совер­ша­ет­ся полунощ­ни­ца, на которой поется канон Великой Субботы. По её оконча­нии священ­но­слу­жи­те­ли молча перено­сят Плаща­ни­цу с середи­ны храма в алтарь и кладут её на Престол, где она остает­ся до празд­ни­ка Возне­се­ния Господ­ня, в память сорока­днев­но­го пребы­ва­ния Иисуса Христа на земле по Воскре­се­нии Его из мертвых.

Что можно есть на страстной седмице?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разре­ша­ет­ся приня­тие пищи живот­но­го проис­хож­де­ния (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедель­ни­ка по пятницу, если на эти дни не прихо­дит­ся какой-либо празд­ник, не употреб­ля­ет­ся и расти­тель­ное масло. В Великий Четвер­ток (Страст­ной Четверг) разре­ша­ет­ся расти­тель­ное масло. Великий Пяток (Страст­ную Пятницу) — рекомен­ду­ет­ся прово­дить без пищи. Однако следует помнить, что все эти правила пропи­са­ны в монастыр­ском уставе. Миряне (т.е. не монаше­ству­ю­щие), как правило, постят­ся мягче — напри­мер, не все могут прове­сти день вообще без пищи, и как-то совсем минималь­но, но подкреп­ля­ют свои силы в Великую пятницу.

Пост — с одной стороны время нелёг­кое, но оно может стать для нас началом каких-то важных перемен.
Это период внутрен­не­го обнов­ле­ния, когда мы можем потру­дить­ся над собой, попытать­ся размяг­чить наши сердца. Главное, чтобы то, что мы делаем, шло нам на пользу, а не во вред. И пусть для каждого из нас этот трудо­ём­кий период прине­сёт добрые плоды.

Источ­ник: Журнал “ФОМА”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *