Не готов принять волю Бога о себе. Стоит ли молиться?

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существу­ет посто­ян­ная рубрика «Вопрос священ­ни­ку». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священ­ни­ка. Но на некото­рые из вопро­сов нельзя ответить одним письмом — они требуют обсто­я­тель­ной беседы.

Ниже приво­дим ответ прото­и­е­рея Игоря Фомина, однако вместе с ним просим также прочи­тать ответ психо­ло­га Александра Ткачен­ко, где разби­ра­ют­ся еще некото­рые важней­шие аспекты затро­ну­той читате­лем пробле­мы, без понима­ния которых не сложит­ся ее объем­но­го видения.


Письмо в редак­цию:

Стоит ли молить­ся, если не готов принять о себе волю Бога, какой бы она ни была? Я не могу искренне просить Бога о сотво­ре­нии Его воли, потому что не знаю, чего Он хочет. Какая-то лукавая, нечест­ная молитва у меня получа­ет­ся. Хорошо, если Его задумка для меня — это здоро­вье, богат­ство и процве­та­ние до конца дней. Но что, если по какой-то причине Он считает, что мне полез­нее болезни, скорби и одино­че­ство? Я этого паниче­ски страшусь и не могу честно ответить на такой план Бога: «Хорошо, Господи, да будет воля Твоя».

Это, навер­ное, явный признак гордыни, раз я готов принять от Бога только хорошее, но стоит ли вообще тогда молить­ся? Может, честнее уйти из веры и самому как-нибудь справ­лять­ся с трудно­стя­ми, но уже без опаски, что они даны свыше и положе­ны тебе для твоего же блага?

Никита


Отвеча­ет прото­и­е­рей Игорь Фомин, насто­я­тель храма святого благо­вер­но­го князя Александра Невско­го при МГИМО:

Прото­и­е­рей Игорь ФОМИН

Письмо Никиты — это письмо доста­точ­но разби­ра­ю­ще­го­ся в право­сла­вии челове­ка: автор понима­ет, что воля Божия о нем непред­ска­зу­е­ма, что его времен­ное бытие не обяза­тель­но будет таким, каким он себе его в идеале представ­ля­ет — состо­я­щим только из радостей, красоты, любви и внешне­го комфор­та. Чтобы ввести в жизнь вечную, она, воля Божия о челове­ке, может быть и такой, как о мучени­ках или как о святой Матроне Москов­ской , лишен­ной физиче­ско­го зрения, но наделен­ной зрением духов­ным. Но такой вариант воли Божией о себе Никита не готов принять даже гипоте­ти­че­ски. А именно вопрос приня­тия — главный для него: Никите принци­пи­аль­но важно внутренне заранее согла­сить­ся на то состо­я­ние, о котором он еще не знает.

Тезис первый:

Да, Бог может попустить болезни и скорби, но Он точно так же может послать и благополучие — и неизвестно, что лучше, спасительнее для вашей души.

Ведь может случить­ся, что именно благо­по­лу­чие станет для вас разру­ши­тель­ным и губитель­ным, а преодо­ле­ние испыта­ния болез­нью дарует внутрен­нее счастье и полноту.

О чем же мечтает Никита? Он готов попро­сить Бога помочь выстро­ить свою жизнь так, как ему выгодно: «Господи, не надо мне богат­ства, но и страда­ний не надо. Пошли мне сезон­ный насморк и стабиль­ную зарпла­ту, среднюю по региону, а все осталь­ное я сам решу. И я буду вполне доволен».

Но Бог не факир, который выпол­ня­ет любые наши просьбы, веселя нас. Он — прежде всего — не хочет смерти грешни­ка. И если человек смиря­ет­ся, то есть с благо­дар­но­стью и радостью прини­ма­ет то, что посыла­ет­ся ему на жизнен­ном пути, все стано­вит­ся на свои места. Он не тратит время на мечты о гряду­щем и не боится того, чего еще нет и, возмож­но, никогда не будет, а сосре­до­та­чи­ва­ет­ся на решении тех задач, которые стоят перед ним сейчас.

Страх Никиты — от недове­рия Богу. А Бога не надо бояться, Его надо любить. Помните, что Бог Сам есть Любовь, которая не дает ни радости, ни горя сверх того, что человек может вынести. И страда­ний Бог челове­ку не посыла­ет.

Тезис второй:

Страдание — это реакция на происходящие вокруг нас события, рожденная в душе самого человека, а не посланная нам Богом.

Эта реакция зависит от того, как мы прини­ма­ем волю Бога о себе. Ведь даже раковую опухоль можно принять смирен­но, со словами: «Слава Тебе, Господи, что Ты посетил меня!»

У нас же страху гряду­щих страда­ний сопут­ству­ет страх смерти — сам по себе естествен­ный, служа­щий нам средством самосо­хра­не­ния. Но в наших силах напра­вить его как на благо, так и на погибель себе и ближним. Он может стать страхом духов­ным, страхом снова распять Христа, отсту­пить­ся от Него или просла­вить Его. А может — страхом утратить свое матери­аль­ное благо­по­лу­чие и времен­ные блага. Следствие такого страха — трусость, подлость и ложь.

В Еванге­лии Спаси­тель чаще всего обраща­ет­ся к нам со словами Не бойтесь. А апостол Иоанн Богослов в своем Первом собор­ном посла­нии утвер­жда­ет:

Совер­шен­ная любовь изгоня­ет страх. То есть там, где присут­ству­ет страх, там нет любви, а значит, нет и Бога. А где есть любовь, там нет страха: чего бояться, если я с Богом?

Бог так возлю­бил нас, что Сына своего Едино­род­но­го отдал на смерть, чтобы спасти род челове­че­ский от смерти вечной. И те, кто не боятся умирать, просто понима­ют, что жизнь будет продол­жать­ся и после смерти тела. Но пока человек не разбе­рет­ся для себя в поняти­ях физиче­ской смерти и духов­но­го бессмер­тия, он будет видеть лишь одну сторону медали: «Жалко, что человек умер, мог бы еще пожить».

А тот, кто понима­ет, что на физиче­ской смерти наше бытие не закан­чи­ва­ет­ся, знает, что почив­ший уже пребы­ва­ет с Богом, а значит, он в лучшем положе­нии, чем мы здесь, на земле. Так что боязнь смерти — это не трусость. Это недоста­точ­ная осведом­лен­ность.

Однако автору письма знаком еще один страх, побуж­да­ю­щий его рассуж­дать, мол, все хорошее, что со мной случа­ет­ся, — это моя заслуга, а все испыта­ния и тяготы жизни — от Бога. Но Господь даже в этом случае говорит: «Если тебе нравит­ся видеть источ­ник всех твоих бед во Мне, можешь валить все на Меня. Только помни, что утеше­ние в этих бедах ты тоже можешь найти во Мне — вместе мы все преодо­ле­ем».

И еще важный момент. Твоими устами буду судить тебя (Лк 19:22) — такие слова Господа можно найти в Еванге­лии от Луки. Он говорит: «Тебе выбирать. Но твоими устами Я буду судить тебя. Как ты думал обо Мне, так и буду общать­ся с тобой».

Тезис третий:

Боязнь что-то потерять часто отрезает нам путь к тому, что намного ценнее этой потери.

И все же главный страх, который мучает Никиту, — страх любых измене­ний. Он напоми­на­ет мне евангель­скую историю о юноше, который был праве­ден, но богат, и не нашел в себе силы отклик­нуть­ся на призыв Христа оставить все и пойти за Ним. Этот юноша жил в комфор­те и никак не ожидал, что для того, чтобы его жизнь стала еще лучше, надо от всего отказать­ся. Что вместо того, чтобы сказать: «У тебя такой краси­вый дом! А давай-ка мы тебе еще мансар­ду пристро­им!», Христос скажет: «Тебе надо все оставить, отдать, и тогда жизнь твоя может стать полнее».

На такие серьез­ные измене­ния действи­тель­но спосо­бен не каждый. Вот и Никита этого боится: видимо, он уже достиг чего-то и не хочет это потерять.

Вспом­ни­те слова Христа: Где сокро­ви­ще ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:21). Сердце челове­ка может быть отдано семье, работе, машине. А может — Богу.

И если сердце Никиты будет отдано Богу, а Бог есть источ­ник всяче­ских благ, то какая разница, что будет от Него исходить? Какая разница, как или за счет чего ты будешь счаст­лив? Ты уже счаст­лив.

Почему-то христи­а­нам часто кажется, что «Божие посеще­ние» — это только страда­ния, связан­ные с какой-то потерей. А нам так не хочется расста­вать­ся с какой-нибудь «любимой кофточ­кой», что даже мысли не возни­ка­ет, что можно в будущем купить новую, более краси­вую и удобную. Только для этого надо расстать­ся со старой. В идеале нам просто не надо привя­зы­вать­ся к земным сокро­ви­щам. Вино новое вливают в мехи новые, но эти мехи должны быть у челове­ка, а это всегда связано с трудом, лишени­ем и радостью приоб­ре­те­ния.

Главный же совет, который я могу дать Никите: не бойтесь принять волю Бога о себе, ведь сделать это рано или поздно все равно придет­ся. Промысл осуществ­ля­ет­ся над каждым челове­ком, причем даже после его смерти.

Тезис четвер­тый:

Человек, который принял то, что с ним происходит, счастлив уже хотя бы потому, что не тратит силы на то, чтобы переварить, переосмыслить, ужиться с этим Промыслом и смириться.

Да, ситуа­ции бывают разные. Напри­мер, человек лишает­ся рук — оголен­ный провод, ожог, ампута­ция. В жизни его проис­хо­дит резкое измене­ние, насущ­ны­ми стано­вят­ся самые простые вопросы: как поесть, как себя обслу­жить? Может ли тот, с кем случи­лось такое несча­стье, не принять эту волю Божию? Может. Руки, правда, от этого не отрас­тут, и время не отмота­ет­ся назад, но сам он впадет в уныние, депрес­сию и быстро угаснет. Если же он примет эту данность, жизнь его сложит­ся. Да, не так, как он представ­лял, подру­го­му, но сложит­ся.

В моей жизни есть человек, который смог принять волю Божью о себе. Он являет­ся для меня учите­лем в этом вопросе. Его зовут Андрей — мы вместе ходили в храм в подрост­ко­вом возрасте. У Андрея ДЦП — неудач­ные роды. Ему всегда были присущи тонкое чувство юмора и ясный ум.

Однажды мы гуляли по Красной площади — не спеша шли и так же неспеш­но разго­ва­ри­ва­ли, быстро он это делать, понятно, не мог. Да и жизнь его в целом была не сахар: отец бросил семью, узнав о болезни сына, мама одна подни­ма­ла и воспи­ты­ва­ла его. Ему часто прихо­ди­лось терпеть издевки дворо­вых мальчи­шек: то грязью кинут в него, то поднож­ку подста­вят. Но он не унывал, помогал маме чем мог, печатая тексты на машинке одним непослуш­ным пальцем.

И вот идем мы с ним из Казан­ско­го собора и вдруг он мне говорит:

— Знаешь, я так благо­да­рен Богу за все, что в моей жизни проис­хо­дит! Даже выразить не могу!

Эти слова меня порази­ли как гром. Я в недоуме­нии спросил:

— За что, Андрюша?

— За то, что я такой, какой есть. Понима­ешь, я очень страст­ный человек — если бы у меня были такие же руки и ноги, как у тебя, то я обяза­тель­но был бы кем-нибудь из негод­ных: пьяни­цей, блудни­ком, может быть, вором или даже убийцей. Чувствую, что моя свобод­ная воля привела бы меня не туда, о чем мечтают родите­ли для своих детей. А милости­вый Господь меня от этого уберег.

Иными словами, воля Божия нас все равно настиг­нет. А мы можем лишь согла­сить­ся с ней. Или не согла­сить­ся. Но тогда начнет­ся борьба с тем, что непобе­ди­мо, что не в нашей власти — и этим мы только ухудшим свое состо­я­ние.

Из слов Никиты о Божией воле созда­ет­ся впечат­ле­ние, что он в принци­пе готов жить так, как ему угото­ва­но, но только не призна­ва­ясь самому себе, что все это — от Бога. Это самооб­ман. Мы представ­ля­ем себе добро как набор положи­тель­ных качеств, приво­дя­щих челове­ка к физиче­ско­му комфор­ту. На самом же деле добро — это то, что делает нас лучше. Шезлонг на пляже и беско­неч­ный отдых этого не сделает, а напря­же­ние и тяжелый духов­ный труд — сделает.

В заклю­че­ние повторю — для Никиты: воля Бога о Вас все равно свершит­ся. Так что я бы посове­то­вал молить­ся не о том, чтобы она сверши­лась, а о том, чтобы напра­вить ее во благо. А обманы­вать себя и гадать, может ли от Бога исходить что-то плохое, нет никако­го смысла. Бог зла не творит. Но есть возмож­ность призвать Бога, чтобы Он помог Вам и утешил в любых жизнен­ных трудно­стях.

Подго­то­ви­ла Анаста­сия Бавино­ва

Источ­ник: Право­слав­ный журнал “Фома”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *