Не готов принять волю Бога о себе. Стоит ли молиться?
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.
Ниже приводим ответ протоиерея Игоря Фомина, однако вместе с ним просим также прочитать ответ психолога Александра Ткаченко, где разбираются еще некоторые важнейшие аспекты затронутой читателем проблемы, без понимания которых не сложится ее объемного видения.
Письмо в редакцию:
Стоит ли молиться, если не готов принять о себе волю Бога, какой бы она ни была? Я не могу искренне просить Бога о сотворении Его воли, потому что не знаю, чего Он хочет. Какая-то лукавая, нечестная молитва у меня получается. Хорошо, если Его задумка для меня — это здоровье, богатство и процветание до конца дней. Но что, если по какой-то причине Он считает, что мне полезнее болезни, скорби и одиночество? Я этого панически страшусь и не могу честно ответить на такой план Бога: «Хорошо, Господи, да будет воля Твоя».
Это, наверное, явный признак гордыни, раз я готов принять от Бога только хорошее, но стоит ли вообще тогда молиться? Может, честнее уйти из веры и самому как-нибудь справляться с трудностями, но уже без опаски, что они даны свыше и положены тебе для твоего же блага?
Никита
Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:
Письмо Никиты — это письмо достаточно разбирающегося в православии человека: автор понимает, что воля Божия о нем непредсказуема, что его временное бытие не обязательно будет таким, каким он себе его в идеале представляет — состоящим только из радостей, красоты, любви и внешнего комфорта. Чтобы ввести в жизнь вечную, она, воля Божия о человеке, может быть и такой, как о мучениках или как о святой Матроне Московской , лишенной физического зрения, но наделенной зрением духовным. Но такой вариант воли Божией о себе Никита не готов принять даже гипотетически. А именно вопрос принятия — главный для него: Никите принципиально важно внутренне заранее согласиться на то состояние, о котором он еще не знает.
Тезис первый:
Да, Бог может попустить болезни и скорби, но Он точно так же может послать и благополучие — и неизвестно, что лучше, спасительнее для вашей души.
Ведь может случиться, что именно благополучие станет для вас разрушительным и губительным, а преодоление испытания болезнью дарует внутреннее счастье и полноту.
О чем же мечтает Никита? Он готов попросить Бога помочь выстроить свою жизнь так, как ему выгодно: «Господи, не надо мне богатства, но и страданий не надо. Пошли мне сезонный насморк и стабильную зарплату, среднюю по региону, а все остальное я сам решу. И я буду вполне доволен».
Но Бог не факир, который выполняет любые наши просьбы, веселя нас. Он — прежде всего — не хочет смерти грешника. И если человек смиряется, то есть с благодарностью и радостью принимает то, что посылается ему на жизненном пути, все становится на свои места. Он не тратит время на мечты о грядущем и не боится того, чего еще нет и, возможно, никогда не будет, а сосредотачивается на решении тех задач, которые стоят перед ним сейчас.
Страх Никиты — от недоверия Богу. А Бога не надо бояться, Его надо любить. Помните, что Бог Сам есть Любовь, которая не дает ни радости, ни горя сверх того, что человек может вынести. И страданий Бог человеку не посылает.
Тезис второй:
Страдание — это реакция на происходящие вокруг нас события, рожденная в душе самого человека, а не посланная нам Богом.
Эта реакция зависит от того, как мы принимаем волю Бога о себе. Ведь даже раковую опухоль можно принять смиренно, со словами: «Слава Тебе, Господи, что Ты посетил меня!»
У нас же страху грядущих страданий сопутствует страх смерти — сам по себе естественный, служащий нам средством самосохранения. Но в наших силах направить его как на благо, так и на погибель себе и ближним. Он может стать страхом духовным, страхом снова распять Христа, отступиться от Него или прославить Его. А может — страхом утратить свое материальное благополучие и временные блага. Следствие такого страха — трусость, подлость и ложь.
В Евангелии Спаситель чаще всего обращается к нам со словами Не бойтесь. А апостол Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании утверждает:
Совершенная любовь изгоняет страх. То есть там, где присутствует страх, там нет любви, а значит, нет и Бога. А где есть любовь, там нет страха: чего бояться, если я с Богом?
Бог так возлюбил нас, что Сына своего Единородного отдал на смерть, чтобы спасти род человеческий от смерти вечной. И те, кто не боятся умирать, просто понимают, что жизнь будет продолжаться и после смерти тела. Но пока человек не разберется для себя в понятиях физической смерти и духовного бессмертия, он будет видеть лишь одну сторону медали: «Жалко, что человек умер, мог бы еще пожить».
А тот, кто понимает, что на физической смерти наше бытие не заканчивается, знает, что почивший уже пребывает с Богом, а значит, он в лучшем положении, чем мы здесь, на земле. Так что боязнь смерти — это не трусость. Это недостаточная осведомленность.
Однако автору письма знаком еще один страх, побуждающий его рассуждать, мол, все хорошее, что со мной случается, — это моя заслуга, а все испытания и тяготы жизни — от Бога. Но Господь даже в этом случае говорит: «Если тебе нравится видеть источник всех твоих бед во Мне, можешь валить все на Меня. Только помни, что утешение в этих бедах ты тоже можешь найти во Мне — вместе мы все преодолеем».
И еще важный момент. Твоими устами буду судить тебя (Лк 19:22) — такие слова Господа можно найти в Евангелии от Луки. Он говорит: «Тебе выбирать. Но твоими устами Я буду судить тебя. Как ты думал обо Мне, так и буду общаться с тобой».
Тезис третий:
Боязнь что-то потерять часто отрезает нам путь к тому, что намного ценнее этой потери.
И все же главный страх, который мучает Никиту, — страх любых изменений. Он напоминает мне евангельскую историю о юноше, который был праведен, но богат, и не нашел в себе силы откликнуться на призыв Христа оставить все и пойти за Ним. Этот юноша жил в комфорте и никак не ожидал, что для того, чтобы его жизнь стала еще лучше, надо от всего отказаться. Что вместо того, чтобы сказать: «У тебя такой красивый дом! А давай-ка мы тебе еще мансарду пристроим!», Христос скажет: «Тебе надо все оставить, отдать, и тогда жизнь твоя может стать полнее».
На такие серьезные изменения действительно способен не каждый. Вот и Никита этого боится: видимо, он уже достиг чего-то и не хочет это потерять.
Вспомните слова Христа: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:21). Сердце человека может быть отдано семье, работе, машине. А может — Богу.
И если сердце Никиты будет отдано Богу, а Бог есть источник всяческих благ, то какая разница, что будет от Него исходить? Какая разница, как или за счет чего ты будешь счастлив? Ты уже счастлив.
Почему-то христианам часто кажется, что «Божие посещение» — это только страдания, связанные с какой-то потерей. А нам так не хочется расставаться с какой-нибудь «любимой кофточкой», что даже мысли не возникает, что можно в будущем купить новую, более красивую и удобную. Только для этого надо расстаться со старой. В идеале нам просто не надо привязываться к земным сокровищам. Вино новое вливают в мехи новые, но эти мехи должны быть у человека, а это всегда связано с трудом, лишением и радостью приобретения.
Главный же совет, который я могу дать Никите: не бойтесь принять волю Бога о себе, ведь сделать это рано или поздно все равно придется. Промысл осуществляется над каждым человеком, причем даже после его смерти.
Тезис четвертый:
Человек, который принял то, что с ним происходит, счастлив уже хотя бы потому, что не тратит силы на то, чтобы переварить, переосмыслить, ужиться с этим Промыслом и смириться.
Да, ситуации бывают разные. Например, человек лишается рук — оголенный провод, ожог, ампутация. В жизни его происходит резкое изменение, насущными становятся самые простые вопросы: как поесть, как себя обслужить? Может ли тот, с кем случилось такое несчастье, не принять эту волю Божию? Может. Руки, правда, от этого не отрастут, и время не отмотается назад, но сам он впадет в уныние, депрессию и быстро угаснет. Если же он примет эту данность, жизнь его сложится. Да, не так, как он представлял, подругому, но сложится.
В моей жизни есть человек, который смог принять волю Божью о себе. Он является для меня учителем в этом вопросе. Его зовут Андрей — мы вместе ходили в храм в подростковом возрасте. У Андрея ДЦП — неудачные роды. Ему всегда были присущи тонкое чувство юмора и ясный ум.
Однажды мы гуляли по Красной площади — не спеша шли и так же неспешно разговаривали, быстро он это делать, понятно, не мог. Да и жизнь его в целом была не сахар: отец бросил семью, узнав о болезни сына, мама одна поднимала и воспитывала его. Ему часто приходилось терпеть издевки дворовых мальчишек: то грязью кинут в него, то подножку подставят. Но он не унывал, помогал маме чем мог, печатая тексты на машинке одним непослушным пальцем.
И вот идем мы с ним из Казанского собора и вдруг он мне говорит:
— Знаешь, я так благодарен Богу за все, что в моей жизни происходит! Даже выразить не могу!
Эти слова меня поразили как гром. Я в недоумении спросил:
— За что, Андрюша?
— За то, что я такой, какой есть. Понимаешь, я очень страстный человек — если бы у меня были такие же руки и ноги, как у тебя, то я обязательно был бы кем-нибудь из негодных: пьяницей, блудником, может быть, вором или даже убийцей. Чувствую, что моя свободная воля привела бы меня не туда, о чем мечтают родители для своих детей. А милостивый Господь меня от этого уберег.
Иными словами, воля Божия нас все равно настигнет. А мы можем лишь согласиться с ней. Или не согласиться. Но тогда начнется борьба с тем, что непобедимо, что не в нашей власти — и этим мы только ухудшим свое состояние.
Из слов Никиты о Божией воле создается впечатление, что он в принципе готов жить так, как ему уготовано, но только не признаваясь самому себе, что все это — от Бога. Это самообман. Мы представляем себе добро как набор положительных качеств, приводящих человека к физическому комфорту. На самом же деле добро — это то, что делает нас лучше. Шезлонг на пляже и бесконечный отдых этого не сделает, а напряжение и тяжелый духовный труд — сделает.
В заключение повторю — для Никиты: воля Бога о Вас все равно свершится. Так что я бы посоветовал молиться не о том, чтобы она свершилась, а о том, чтобы направить ее во благо. А обманывать себя и гадать, может ли от Бога исходить что-то плохое, нет никакого смысла. Бог зла не творит. Но есть возможность призвать Бога, чтобы Он помог Вам и утешил в любых жизненных трудностях.
Подготовила Анастасия Бавинова
Источник: Православный журнал “Фома”