Не болейте цифровой зависимостью
Этот материал ни в коем случае не претендует на какую либо «научность», просто однажды очень захотелось прояснить (в первую очередь для себя) давно интересующий вопрос: как же на самом деле влияет на нашу жизнь, на наше сознание увлечение цифровыми технологиями и чрезмерное потребление информации? Пришлось зайти издалека, что вполне оправдало себя, поскольку на этом пути обнаружилось много интересного, неожиданного, но чаще всего – заставляющего крепко задуматься…
При подготовке материала были использованы лекции доктора А. Курпатова, популяризатора научных знаний о механизмах работы мозга, а также влияния агрессивной информационной среды и цифровых технологий на человеческое мышление.
Это проблемы
Ключевой проблемой нашего времени специалисты считают такие явления, как гиперинформационная среда и цифровые технологии, которые, в свою очередь, породили две чудовищные болезни – цифровое слабоумие и информационную псевдодебильность…
Цифровое слабоумие развивается у детей, которые начинают свою жизнь с гаджета.
Цифровое слабоумие развивается у детей, которые начинают свою жизнь с гаджета
Родители, не препятствуя, а часто и поощряя это, даже не подозревают, что происходит с мозгом их ребенка, лишенного важнейшей составляющей развития – тактильного контакта с изучаемым предметом, взаимодействия с физическим миром. Все, что дети пытаются изучать и познавать с помощью гаджетов, проскальзывает мимо их сознания, не оставляя никакого интеллектуального багажа. Именно из этого фактора вытекает и такое распространенное явление наших дней, как синдром гиперактивности и дефицита внимания, поскольку мозг в свое время не был обучен запоминать и концентрировать внимание. В недалеком будущем специалисты пророчат нам поколение взрослых людей, неспособных к концентрации внимания и выполнению осмысленной работы…
Хаос
Мозг младенца, как известно из школьных учебников анатомии и научно-популярной литературы, являет собой настоящий хаос: изначально это просто скопище отдельных нервных клеток. Если проводить некоторые аналогии, то можно, наверное, сравнить это с первым днем творения: «земля была безвидна и пуста» (Быт. 1, 2). И как Господь творил потом из этой «безвидности» сушу, моря, растения, рыб, животных и, наконец, человека, – подобно этому и мозг ребенка должен произвести совершенно уникальную, грандиозную работу, чтобы из хаоса клеток превратиться затем в слаженный аппарат, способный мыслить, принимать решения, строить планы, создавать зрительные образы, радоваться, печалиться, различать цвета и запахи… И еще много-много других жизненно важных функций, вплоть до поведения, координирует, регулирует и контролирует мозг.
В первые годы жизни процесс этот идет удивительными темпами. Ребенок впитывает впечатления, как губка воду: он смотрит, слушает, пытается дотянуться до всего, что попадает в поле его зрения, хочет все попробовать «на зуб», пощупать, узнать, отчего что-то ездит, говорит, мигает. Он ломает новые игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри. Он задает тысячи «почему», приводя в изнеможение всех взрослых вокруг. И умные родители, отличающие простое озорство от похвальной любознательности, никогда не убьют в ребенке эту великую жажду познания мира. Однако в наше время на этом благословенном, установленном Самим Богом пути превращения ребенка в гармоничную личность выросла препона в виде цифровых технологий и гиперинформационной среды.
Как показывают исследования, современный 7‑летний ребенок уже провел у экрана гаджета целый год (астрономический, 24 часа в сутки!) своей короткой жизни, а 17-летний отрок – 4 года… То есть они оставались один на один с экраном ежедневно по 8 часов в сутки…
Есть расхожее мнение, что дети при этом «развиваются»: они быстро получают любую информацию, многому учатся за более короткое время, следовательно, станут более развитыми, умными, талантливыми. Но вот тест Торренса[1], признанный лучшим в области психодиагностики творческих способностей человека, говорит о совершенно противоположном.
Тест этот, охвативший на протяжении полувека сотни тысяч детей школьного возраста, показал, что с 1960‑х годов шел рост интеллектуального и творческого развития школьников, затем он замедлился и в конце 1990‑х… остановился. А с 1990‑х годов во всем мире и вовсе наблюдается неуклонное снижение этих показателей. В 2008‑м году у 85% тестируемых детей были получены существенно более низкие оценки, чем у их сверстников в 1984‑м году. Причиной этого специалисты называют тот факт, что сегодня дети все больше и больше времени проводят у экранов компьютеров и с гаджетами в руках, а также буквально погребены под лавиной ненужной информации, блокирующей их умственные процессы.
Нехорошее слово «гаджет»
«Хорошее дело гаджетом не назовут» – ходила в свое время известная поговорка. Но затем голос разума был успешно заглушён, и теперь молодые (и не очень молодые) люди массово ложатся и встают с гаджетами в руках, а просыпаясь ночью, первым делом смотрят: что там за это время произошло у них в Фейсбуке? Родители одного, на первый взгляд, вполне благополучного семейства однажды с ужасом рассказали, что обнаружили вдруг у своей 17-летней дочери «дикую», как они выразились, привычку: она переписывалась с подружками и даже разговаривала по телефону со своим сердечным другом, сидя в туалете… Сегодня подобное явление уже имеет свой медицинский термин – «цифровая зависимость». Это официальный диагноз заболевания, проявляющегося в первую очередь уменьшением количества нервных связей между клетками головного мозга, 10–20% из которых перестают работать, и подавляющее количество гаджетозависимых людей, как утверждают специалисты, уже вряд ли смогут это перерасти…
Исследования выявили, что эти поражения идентичны наркотическому поражению, и именно поэтому у человека, лишившегося гаджета, начинается настоящая «ломка» – он впадает в истерику, ярость, перестает контролировать себя, иногда вплоть до суицида или убийства тех, кто забрал у него гаджет.
Весьма примечательно, что изобретатели этих гаджетов не позволяют своим детям до 9 лет даже прикасаться к ним, а с 9–10 лет разрешается пользоваться не более 30–50 минут в день. В самых престижных закрытых школах до старших классов нет никаких компьютеров, и дети пишут исключительно от руки. Обо всем этом многие из нас знают, но стараются почему-то упорно не обращать внимания на столь говорящие факты.
Сейчас существует уже огромное количество исследований, которые разъясняют, как на самом деле влияют на мозг человека, и, соответственно, на его поведение и жизнедеятельность, все эти гаджеты, где мы постоянно в соцсетях, постоянно на связи, постоянно подключены, – нам постоянно приходят какие-то уведомления, сообщения, электронные письма – мы почти круглосуточно под лавиной информации! Человек переключается с одного на другое, не имея времени и возможностей обдумывать, а ведь для того, чтобы сосредоточиться и начать думать над какой-то задачей, мозгу нужно в среднем 23 минуты! Если мы перегружаем мозг информацией, не давая ему времени на совершенно необходимую работу – на обдумывание, – мы не тренируем его, и в итоге мозг просто перестает работать. Он потребляет информацию, но мыслить и обрабатывать ее он уже не может, и происходит то, что в народе называется: в одно ухо влетело, а из другого вылетело.
Мы давно уже находимся в тесном взаимодействии с навигаторами, гуглами, википедиями, рекомендательными сервисами и тому подобными «удобствами», которые «успешно» отучают наш мозг работать правильно, – при пользовании которыми отмирают целые его зоны.
В конце XX века у лондонских таксистов, не имевших еще навигаторов и державших в уме колоссальные пласты информации, был выявлен самый большой в мире объем определенной части головного мозга. А в последнее время сканирование мозга водителей, пользующихся навигатором, обнаружило обратный процесс: эта часть мозга как бы съеживается, усыхает. Если этот отдел мозга перестает функционировать, то человек не может вспомнить, где он был, что делал, как зовут его родственников, как ему добраться до места назначения – и это уже явные признаки амнезии.
Сайты, подобные Гуглу и Википедии, оказывают мозгу особую «медвежью услугу»
Сайты, подобные Гуглу и Википедии, заслуженно именуемые «симулякрами знаний», оказывают мозгу особую «медвежью услугу». Ведь если раньше знания нужно было «достать» из книги или лекции, обдумать, занести в свою память, то теперь достаточно уметь тыкать пальцем в кнопочки, и ты сразу получаешь готовую, уже кем-то «пережеванную» для тебя информацию, часто самым чудовищным образом подаваемую и даже недостоверную. Та же Википедия честно предупреждает, что она «не гарантирует истинность». Но главное, наш мозг при этом просто-напросто теряет способность мыслить, поскольку мышление – это навык, и если тренируешь его – оно у тебя есть, а если не тренируешь – его нет.
«Когда вы читаете, вы создаете интеллектуальные объекты и кладете их в специальную ‟копилочку” своей памяти, – говорит популяризатор научных знаний о работе мозга врач Андрей Курпатов. – Сталкиваясь с определенной ситуацией, мозг будет это использовать. Если же эти знания находятся где-то на другом ‟сервере” – в Гугле, Википедии, – то мозг не может использовать их – они оказываются бесполезными для нашего мышления».
Классический пример, многократно описанный в художественной литературе: врач, закончивший учение с отличием и думающий, что знает все. Наконец он встречается лицом к лицу со своим первым больным и впадает в ступор: он вдруг понимает, что не знает ничего! Совсем другое дело – врач с большим опытом, потому что все его знания стали достоянием мозга, а не сознания.
Иллюзия знаний убивает в нас чувство потребности в других людях! Нам уже неохота терпеть рядом другого человека
Здесь хотелось бы отойти немного в сторону и коротко отметить еще одну болезнь – цифровую аутизацию, потерю навыков социальности. Иллюзия знаний убивает в нас чувство потребности в других людях! Нам уже неохота «тратить себя» на выстраивание отношений с другими людьми, терпеть рядом другого человека, потому что я уже могу справиться без него – и я начинаю его игнорировать… Люди как носители опыта и знаний нам больше не нужны. Зачем мне спрашивать тетю Олю, как вылечить насморк или как приготовить утку, если есть Интернет? Да и сама она может сказать: «У тебя что, сломался телефон, отключился Гугл?» Она тоже уже предпочитает не понимать, что тебе, может быть, просто хочется услышать живой ответ от живого человека… Даже среди православных людей распространился в последнее время обычай: вместо поздравления с праздником сбросить в один клик уже присланную кем-то картинку – без единого слова приветствия. Ведь для того, чтобы составить предложение и подписать эту открыточку, нужно напрячь мозг, а он уже не хочет этого делать, противится…
«Цифровые технологии блокируют умственный и интеллектуальный процесс. Человеку кажется, что он очень умный, раз может все нужное тут же узнать в Гугле, – иронично констатирует доктор Курпатов, – но мозг играет с ним злую шутку. Деградация мозговой деятельности современного человека очень заметна на эволюции соцсетей – от ЖЖ с его длинными текстами до Инстаграма, где только картинки. Информационно псевдодебильный мозг уже не способен к большим текстам… Существует известный медицинский диагноз ‟умственная отсталость”, но это органические поражения мозга, вызывающие такие состояния, как идиотия, олигофрения, дебильность. Псевдодебильность – это научный термин состояния здоровых мозгов, которые работают как мозги идиота».
В это состояние сейчас, похоже, стремительно скатывается наше поколение – поколение гаджетов и цифровых технологий. Конечно, странно было бы в наше время всерьез рассуждать о возможности полного отказа от использования этих технологий, но если мы хотим оставаться в здравом уме и твердой памяти, то существенно ограничить их влияние на наш мозг мы, похоже, просто обязаны.
Друг не оставит в беде
Старшее поколение еще, наверное, помнит непременные атрибуты любой библиотеки – красочно оформленные плакаты со словами: «Книга – твой лучший друг!» И вот сейчас, в такой, как выяснилось, непростой ситуации, этот проверенный временем друг, как никто другой, может прийти на помощь. Что за способы предпримет он, борясь за наш здоровый мозг, узнаем чуть позже, а вначале сразу возникает вопрос: в каком же виде следует читать книги? В электронном, приводя как довод пресловутое удобство, или же в классическом, «бумажном»? И на этот счет тоже есть очень интересные научные исследования.
Набрали две группы людей, и одна из них читала определенный рассказ с помощью ридера (электронной книги), а другая тот же рассказ – в традиционной, бумажной книге. Люди из первой группы прочитывали рассказ быстрее, но быстрее его и забывали. Через некоторое время они не могли сложить в единое целое смысловую картинку прочитанного – упускали значимые детали, не могли припомнить всех персонажей и даже выстроить представленный им список событий из рассказа в определенном порядке.
Вторая группа, читавшая по книге, намного легче справлялась с этими задачами. Люди отдавали себе больший отчет о прочитанном, легко могли восстановить последовательность событий, глубже вникали в суть повествования, ярче и точнее формулировали образы действующих лиц, были способны представить всю структуру взаимоотношений героев, больше им сопереживали.
Чем же обусловлена такая разница восприятия?
То, как глаз человека просматривает текст на экране, очень доходчиво показывают так называемые «скроллинг-исследования». Если представить себе карту американского континента, то суша и островки – это будет то, что наши глаза «выхватывают», читая текст на экране, а обширная водная гладь вокруг – то, мимо чего они проскальзывают, не останавливаясь, не замечая. Глаза читают что-то вначале текста, затем «проматывают» пару абзацев, скользят дальше, ищут – ведь должен же какой-то смысл появиться… смотрят… опять возвращаются, чтобы понять, что же такое они сейчас прочитали. Не могут вникнуть, и человеку кажется, что все это бессодержательно, скучно – что тут вообще можно читать…
Совсем другой механизм чтения и восприятия текста в классическом варианте книги. Человек берет в руки книгу и, в отличие от электронной версии, сразу видит абсолютно структурированную вещь. Он ощущает твердость и фактуру обложки, ее оформление, видит форму, объем книги, толщину страниц, сразу понимает, каким образом текст разделен на части, главы, где помещено содержание. Общий вид книги дает довольно точное представление, сколько времени потребуется для ознакомления с ней. Все это очень способствует спокойному, вдумчивому чтению.
Линейному, то есть последовательному восприятию текста очень помогает физическое перелистывание страниц с их характерным шуршанием и ощущение того, что толщина книги при этом справа уменьшается, а слева увеличивается, давая реальную оценку проделанной работе. Описание событий твердо фиксируется в памяти тем, на правой или левой странице, в начале, середине или конце книги они происходили. У читателя есть удобная возможность вернуться назад, чтобы уточнить непонятое, не боясь потерять место, на котором он остановился, или же свериться с оглавлением. Все это особым образом задействует зрительную и тактильную память, дает важнейшие наметки для мозга, чтобы он мог правильно собирать ментальную модель того, с чем знакомится.
Кроме того, книга, как вещь структурированная, без труда приучает человека к структурированию своего дня, своей работы, всей жизни, помогает правильно строить модели будущего.
Книга приучает человека к структурированию своего дня, своей работы, всей жизни, помогает правильно строить модели будущего
Чтение книги в классическом, «бумажном» варианте – особая интеллектуальная и творческая работа, тренирующая мозг, а значит, и мышление в самых разных его проявлениях. Вследствие этого, например, у пожилых людей, читающих традиционные книги, в три раза реже обнаруживается болезнь Альцгеймера.
Экраносмотрение, наоборот, – фактор риска, поскольку мозг в этом случае не задействует многие свои важнейшие функции, и они просто атрофируются.
«Вот многие говорят, что электронные книги очень удобны, так как занимают мало места. Да, они также и в вашем мозгу мало места занимают», – весьма остроумно замечает А. Курпатов.
Несмотря на то, что при чтении традиционной книги мозг постоянно тренируется, работает, тем не менее это доставляет ему настоящую радость и удовольствие: психологическое состояние читающего быстро приходит в равновесие, и уже через 6 минут после начала чтения уровень стресса падает на целых 68%! Оказывается, классическая книга не только наш друг, но еще и настоящий домашний доктор.
Пишите письма мелким почерком
Удивительные вещи происходят с мозгом человека также и при письме от руки. Уже было сказано, что в закрытых элитных школах, куда сверхбогатые родители определяют своих отпрысков, до самых старших классов принято писать исключительно от руки. И поверьте: эти люди очень хорошо знают, зачем их детям это необходимо!
Мозг работает по-другому, когда мы имеем дело с физической реальностью
Исследования показали, что люди, которые испытывали стресс на работе и несколько дней вели дневник, вскоре чувствовали себя намного лучше, и их продуктивность выросла на 29%.
Были исследованы две группы инженеров. Те, которые вели дневник, записывая туда свои мысли и чувства по поводу потери работы, испытывали меньше гнева и враждебности, меньше скатывались в алкоголизм. Восемь месяцев спустя 52% испытуемых нашли новую работу по специальности. Из тех, которые не вели дневник, работу нашли только 19%…
Письмо от руки помогает легко усваивать новую информацию, структурировать ее, успешно переходить к новым идеям, так как мозг особым образом закрепляет в памяти то, что выписано на бумаге, и может затем думать о чем-то новом, оригинальном.
Записывая мысли, мы более четко понимаем, о чем думаем, обнаруживаем новые мотивации. Мозг работает по-другому, когда мы имеем дело с физической реальностью! И если мы действительно хотим сохранить себя, нам нужно возвращаться в реальный мир – реальное общение с реальными людьми и реальными предметами.
Елена Дешко 8 июля 2020 г.
Источник: Православие.RU