Надо чувствовать ребенка. Семейная аскетика

Размыш­ляя над семей­ной аскети­кой шаг за шагом, мы подошли к теме воспи­та­ния детей. Прежде чем ей занять­ся, призна­ем: готово­го аскети­че­ско­го маршру­та – одного для всех семей – не существу­ет. Аскети­ку не стоит представ­лять как отлажен­ную стандарт­ную техно­ло­гию произ­вод­ства святых людей. Это искус­ство быть христи­а­ни­ном при всем много­об­ра­зии совре­мен­ной жизни, с ее просты­ми и сложны­ми законо­мер­но­стя­ми, с чудеса­ми, которые выше законо­мер­но­стей.

Я не претен­дую на созда­ние универ­саль­ной системы семей­ной аскети­ки, просто описы­ваю этапы семей­ной жизни и основ­ные аскети­че­ские задачи на каждом этапе. При этом ориен­ти­ру­юсь на аскети­че­скую тради­цию Церкви.

В жизни конкрет­ных семей этапы варьи­ру­ют­ся

Преды­ду­щая статья была о том, как молодо­же­ны готовят­ся к рожде­нию детей. А ведь желан­ная беремен­ность может и не насту­пить через год после свадьбы. Тогда после­до­ва­тель­ность событий другая: супруги собору­ют­ся, молятся о дарова­нии детей, вверяя себя воле Божьей, обраща­ют­ся к врачам. И помнят, что по поводу некото­рых биотех­но­ло­гий для бездет­ных супру­гов (ЭКО, «сурро­гат­ное материн­ство») Церковь выска­за­ла свое предо­сте­ре­га­ю­щее слово.

Бывает, что усынов­ле­ние – это крест самодель­ный, без Божьего благо­сло­ве­ния. Самодель­ный крест люди часто бросают

Прохо­дит еще время, у кого-то рожда­ет­ся ребенок, у кого-то нет. Что тогда? Одни прини­ма­ют бездет­ность как свою судьбу, другие берут на воспи­та­ние прием­ных детей. Как варьи­ру­ют­ся этапы? Вроде бы у прием­ных родите­лей просто отсут­ству­ет этап беремен­но­сти и рожде­ния ребенка, сразу идет этап воспи­та­ния. Нет, уточним – скорее этап перевос­пи­та­ния, чем воспи­та­ния. А подго­тов­ка к родам не просто отсут­ству­ет, ее место занима­ет другой этап с задачей – выбрать и полюбить как своего ребенка, которо­го «биоло­ги­че­ские родите­ли» бросили; принять его, сроднить­ся и отсекать помыслы «он ведет себя скверно, потому что не наша кровь».

Похожая аскети­че­ская задача была на этапе выбора невесты и жениха, провер­ки любви. Супруги, прежде чем взять ребенка в семью насовсем, какое-то время тоже «прове­ря­ют»: волон­тер­ству­ют в детском доме, общают­ся с детьми, берут погостить ребенка на неделю в свой дом. Нелиш­ние хлопоты; были случаи, люди усынов­ля­ли ребенка, а через какое-то время возвра­ща­ли в детдом. Ребенок уже получил травму – преда­тель­ство родите­лей, и вот вторая травма от прием­ных родите­лей. Почему это проис­хо­дит? – Самодель­ный крест люди часто бросают.

Родитель­ский подвиг – всегда крест и всегда радость. Бог дает нам спаси­тель­ный крест, когда мы рождаем и воспи­ты­ва­ем детей. Бывает, что взять прием­но­го ребенка в семью – значит понести данный Богом родитель­ский крест. А бывает, что усынов­ле­ние – это крест самодель­ный, без Божьего благо­сло­ве­ния и помощи. Супру­гам надо всё это взвесить, обдумать, просить у Бога вразум­ле­ния, совето­вать­ся с опытным духов­ни­ком.

Никакой гаджет не испол­нит наш родитель­ский долг

К теме воспи­та­ния детей в наши дни трудно подсту­пить­ся. К старцу Иоанну (Крестьян­ки­ну) как-то приеха­ла семья. Старец, увидев детские ссоры братьев, спросил их: «Воюете?» И, обраща­ясь к их отцу, произ­нес: «Молись Божией Матери и Ангелу Храни­те­лю, чтобы они козли­ков переме­ни­ли в ягнят. Своими силами в наше время воспи­тать детей невоз­мож­но, дух времени влияет на всех».

И еще присо­ве­то­вал мальчи­кам: «Прежде чем обратить­ся к брату своему, попроси разре­ше­ния у его Ангела Храни­те­ля».

В наше время тради­ци­он­ное доброт­ное воспи­та­ние детей присут­ству­ет всё меньше. 100 лет назад на замену патри­ар­халь­ной семье и церков­но­му воспи­та­нию были созданы учрежде­ния с воспи­та­тель­ны­ми задача­ми в духе радикаль­ной «револю­ци­он­ной аскети­ки». Посте­пен­но радика­лизм смягчал­ся. Многие родите­ли успоко­и­лись: «Детей воспи­ты­ва­ют в детском саду и школе. Трудных подрост­ков перевос­пи­та­ет армия».

Друзья Влади­ми­ра Высоц­ко­го говори­ли, что его воспи­тал москов­ский двор (отсюда его очень мужская поэзия). Была своя «дворо­вая аскети­ка»: засту­пись за слабого; первое слово дороже второго; ябедни­чать нехоро­шо; поделись пирож­ком с товари­щем; лежаче­го не бьют…

У малышей разви­ва­ет­ся зависи­мость от гадже­тов. Дети отрыва­ют­ся от реаль­но­го, Богом сотво­рен­но­го мира

Совре­мен­ные родите­ли воспи­та­ны не столько своими родите­ля­ми, сколько кинофиль­ма­ми, телепе­ре­да­ча­ми, Интер­нет-контен­том. Сами живут в гадже­тах – и детям вручают их же: «Не приста­вай к папе». У малышей разви­ва­ет­ся страсть – зависи­мость от гадже­тов. Дети отрыва­ют­ся от реаль­но­го, Богом сотво­рен­но­го мира и отправ­ля­ют­ся в вирту­аль­ные «доброз­лые» миры. В наше время большин­ство детей воспи­ты­ва­ют­ся в простран­стве массо­вой культу­ры, из них выращи­ва­ют потре­би­те­лей услуг.

Старцу Иоанну многие родите­ли жалова­лись на сложно­сти с нынеш­ни­ми детьми. Старец объяс­нял:

«С детьми было бы проще, если бы они не были в своих устрем­ле­ни­ях предо­став­ле­ны сами себе. Ведь всё можно иметь: и телеви­зор, и магни­то­фон, но всё должно быть на своем месте, и ничто не должно обладать нами. А сейчас вещи начина­ют обладать душами людей».

Очевид­ное аскети­че­ское правило: не предо­став­ля­ем детей их неустой­чи­вым желани­ям и страстям, занима­ем­ся детьми, не отдаем их на воспи­та­ние-растер­за­ние гадже­там. Избега­ем родитель­ских грехов.

Я не враг компью­тер­ных техно­ло­гий. Мне против­ны обе крайно­сти – техно­кра­тия («любые пробле­мы можно решить с помощью совре­мен­ных техно­ло­гий») и техно­фо­бия («увлече­ние техни­кой завело нас в тупик, если мы откажем­ся от электрон­ных техно­ло­гий, наши пробле­мы будут решены»). Да, на кальку­ля­то­ре удобно посчи­тать стоимость покупок в магазине, быстрее, чем в голове перемно­жать. Но никакая бытовая техника не даст ребятам полно­цен­но­го воспи­та­ния. Нужны родите­ли, которые будут чувство­вать ребенка: что ему сейчас нужно, что он сейчас пережи­ва­ет.

Когда мы начина­ли семей­ную жизнь, мы учились чувство­вать друг друга, – муж и жена. Потом родился малыш, мы стара­ем­ся чувство­вать его, задолго до того, как он загово­рит. Чувству­ем ребенка и пытаем­ся уловить Божий замысел об этом ребенке. Это основа, на которой строит­ся воспи­та­ние. Митро­по­лит Антоний называл эту основу аскети­че­ским терми­ном «созер­ца­ние»:

«Христос всегда действо­вал из глубины созер­ца­ния. И созер­ца­ние в Нем было совер­шен­ной способ­но­стью слушать и слышать, смотреть и видеть, и осуществ­лять… то, что входило в замысел Божий».

Осуществ­ля­ет­ся замысел Божий словом и безмол­ви­ем, действи­ем и воздер­жа­ни­ем от действия.

Воспи­та­ние приме­ром, но не напоказ

Как мы воспи­ты­ва­ем детей? Больше словами. Напря­мую и намека­ми, мягко и резко, по обсто­я­тель­ствам. Кто-то наста­и­ва­ет, что в исклю­чи­тель­ных случаях прихо­дит­ся шлёпнуть, кто-то возра­жа­ет. А ведь самый убеди­тель­ный, универ­саль­ный способ воспи­та­ния другой – личным приме­ром.

Помню, лет в 6 повезли меня к бабушке на празд­ник. Собра­лись гости, один из них на кухне курил. Я стоял рядом. Дядя увидел мой интерес и отвесил мне несколь­ко спокой­ных слов о вреде курения, продол­жая затяги­вать­ся, не без удоволь­ствия. Дядя правиль­ные вещи произ­нес, однако его живой пример уничто­жал его слова начисто.

Теперь я тоже могу сказать дочери правиль­ные вещи: «Перед едой произ­не­си ‟Отче наш”». Но если ребенок не увидит, что папа сам реально молится, а не воспро­из­во­дит механи­че­ски заучен­ные слова, – то молитва не приле­пит­ся к детско­му сердцу. Если я молюсь напоказ, перед ребен­ком, а не перед Богом, то ребенка оттолк­нет показу­ха, фарисей­ство, ханже­ство.

Для чего мы воспи­ты­ва­ем ребенка?

Самую суть воспи­та­ния старец Иоанн кратко обрисо­вал много­дет­ной матери:

«Воля Божия опреде­ли­ла Вам быть матерью четырех витязей, которых вы, а никто другой, должны приго­то­вить к взрос­лой жизни: дать им понятия о ее цели, о путях, ведущих к цели… показы­вай­те им в жизни следы Промыс­ла… Сейчас не о Боге им толкуй­те, а о жизни, которая может быть с Богом или без Бога».

Воспи­та­ние готовит детей к будущей жизни, помога­ет взрос­леть. Зрелый человек твердо знает, что у жизни есть цель. Когда полно­цен­но­го понима­ния цели у челове­ка нет, тогда 30-летние спива­ют­ся, подрост­ки совер­ша­ют самоубий­ство. Что несчаст­ным подрост­кам о жизни объяс­ни­ли родите­ли? Несчаст­ные родите­ли сами-то понима­ют, зачем они живут? Воспи­ту­ю­щий экран­чик детям указы­ва­ет ложную цель жизни – получать макси­мум удоволь­ствий при миниму­ме усилий. И вражий голос внушает подрост­кам, что подумы­вать о самоубий­стве – «круто», адрена­лин.

Родите­ли дают объяс­ня­ют детям главные в жизни вещи, так Бог благо­сло­вил

Родите­ли дают жизнь детям и объяс­ня­ют детям главные в жизни вещи, так Бог благо­сло­вил. Родите­ли помога­ют детям взрос­леть, благо­слов­ляя, отпус­ка­ют их в самосто­я­тель­ную семей­ную жизнь. Жизнь взрос­ло­го челове­ка идет, как путь, к опреде­лен­ной цели. Не к смерти. Цель – спасе­ние от гибели, вечная жизнь с Богом. Серафим Саров­ский цель челове­че­ской жизни видел в стяжа­нии Святого Духа Божьего. Старец Серафим родился в купече­ской семье, и цель у него, казалось, вот – стяжа­ние богатств, ненасыт­ное потреб­ле­ние благ. Но препо­доб­ный выбрал иную, вечную цель и монаше­ский путь к ней. А правед­ный Алексий Мечёв шел к той же вечной цели другим путем – через семей­ную аскезу.

Бог создал мир, как дом, приспо­соб­лен­ный для челове­ка. На Земле благо­при­ят­ный диапа­зон темпе­ра­тур, кисло­род, съедоб­ные расте­ния, «интуи­тив­но понят­ный интер­фейс» окружа­ю­щей среды. Повсюду мы можем найти следы Промыс­ла, забот­ли­вую руку Созда­те­ля дома. В истории нашей цивили­за­ции, нашего рода обнару­жи­ва­ет­ся действие Промыс­ла Божия.

Если жить без Бога, то жизнь стано­вит­ся бесцель­ной тратой времени, бессмыс­лен­ной суетой случай­но появив­ше­го­ся на земле человеч­ка. Насто­я­щее воспи­та­ние готовит детей к взрос­лой жизни, и обяза­тель­но – к вечной жизни.

Гармо­нич­ное разви­тие души и тела

Не надо из разви­тия делать идола. Мечта о неуклон­ном разви­тии челове­ка и челове­че­ства лопнула в XX веке. Прогресс череду­ет­ся с регрес­сом, бывает и застой, плато. Стоит ли разви­вать­ся ради успеш­ной сдачи тестов, экзаме­нов, отчетов? При гармо­нич­ном разви­тии души и тела челове­че­ская природа одухо­тво­ря­ет­ся, вот ради чего разви­тие. Для этого надо подчи­нить душе тело, иерар­хи­че­ски, тогда душа и тело слажен­но взаимо­дей­ству­ют. И в челове­ке не будет внутрен­них конфлик­тов. Они гораздо разру­ши­тель­нее, чем конфлик­ты, спрово­ци­ро­ван­ные внешни­ми обсто­я­тель­ства­ми.

Распро­стра­нен­ная ошибка – считать душу одной из функций челове­че­ско­го тела (ЦНС), то есть низво­дить челове­ка до уровня живот­но­го, прирав­ни­вать разум к инстинк­ту. Еще разум челове­ка часто низво­дят до самообу­ча­ю­щих­ся нейро­се­тей, до компью­тер­но­го процес­со­ра. Душа – это ум и эмоци­о­наль­но-волевая сфера. Ум пости­га­ет мир через рассуж­де­ния, через интуи­цию. Как у компью­те­ров обстоят дела с интуи­ци­ей? Так же плохо, как плохо у живот­ных с матема­ти­че­ски­ми вычис­ле­ни­я­ми.

Христи­ане верят в высокое досто­ин­ство челове­ка, оно в том, что человек – это образ Божий. Этот образ прояв­ля­ет­ся в разум­но­сти, в свободе воли, он может быть искажен, но не исчеза­ет в челове­ке никогда. В образе Божием наше досто­ин­ство, а не в том, что какой-то человек занима­ет высокое положе­ние в своем городе, или что у него «процес­сор» работа­ет лучше, чем у других. Эту мысль о досто­ин­стве стоит внушить ребенку, приго­дит­ся.

«Ум» в право­слав­ной тради­ции сближа­ет­ся с поняти­ем «дух», это «духов­ная вершина» челове­че­ской души. Высшая деятель­ность ума, по мысли святых отцов, – это молитва и богомыс­лие. Мы молимся сами и воспи­ты­ва­ем наших детей молит­вой, есть присло­вье: говори­те не столько с детьми о Боге, сколько – с Богом о детях. Мы духовно разви­ва­ем души детей, когда переда­ем им живой опыт предсто­я­ния Богу.

Мы духовно разви­ва­ем души детей, когда переда­ем им живой опыт предсто­я­ния Богу

Вот родите­ли рядом с новорож­ден­ным поют «Богоро­ди­це Дево», ребенок эмоци­о­наль­но реаги­ру­ет, участ­ву­ет в молитве родите­лей, пусть не умом (он пока не понима­ет). В 4 года ребенок перед сном осмыс­лен­но говорит: «Господи, благо­сло­ви меня на ночь», – и родите­ли при малыше кратко молятся. Дети постар­ше участ­ву­ют в семей­ном вечер­нем правиле на 10 минут. Дальше больше – богослу­же­ние домаш­ней церкви: его можно строить, напри­мер, по молит­во­сло­ву, издан­но­му священ­ни­ком Михаи­лом Асмусом. В этом молит­во­сло­ве выбраны для мирян храмо­вые молитвы из суточ­но­го, седмич­но­го и годово­го круга церков­но­го богослу­же­ния. Молитва домаш­ней церкви нарочно связы­ва­ет­ся с храмо­вым богослу­же­ни­ем, помога­ет вникнуть в него, жить им ежеднев­но.

Когда начина­ет­ся духов­ное воспи­та­ние? Во время беремен­но­сти, когда будущая мама прича­ща­ет­ся, молится, и это чувству­ет малыш. Потом крести­ны, духов­ное рожде­ние. Крест­ных выбира­ем таких, чтобы они с родите­ля­ми прино­си­ли ребенка в храм на Прича­стие (хотя бы раз в месяц, пооче­ред­но). Если взрос­лый прича­ща­ет­ся вместе с ребен­ком, это воспи­ты­ва­ет, да, ему прихо­дит­ся понести труд: пост, молитва, Исповедь. Труд «окупит­ся». Через 14 лет, когда автори­тет родите­лей пошат­нет­ся, крест­ный будет мости­ком между подрост­ком и Церко­вью, между подрост­ком и его родите­ля­ми. Может быть, именно крест­ный скажет нужные слова ребенку о пьянстве и развра­те.

Важная задача – показать ребенку дорогу в церковь, протоп­тать ее. Объяс­нить, что мы прихо­дим к Христу, а не к сотруд­ни­кам храма, которые могут и не блистать ангель­ским терпе­ни­ем. К чему это? Когда ребенок вырас­тет и у него будут трудно­сти, он со своими пробле­ма­ми придет к Христу в храм, а не потянет­ся к нарко­ти­кам, не уйдет в секту неопя­ти­де­сят­ни­ков. Расска­жем детям про сурро­га­ты религи­оз­но­сти, про поддель­ное славян­ское языче­ство и психо­ло­ги­че­ские тренин­ги у коучей и гуру.

Бывает, родите­ли жалуют­ся: «Водили ребенка в церковь, всё было хорошо. Вырос, теперь его не затащишь. Что делать?» Старец Иоанн убеждал не просто водить, а приоб­щать детей к службе:

«Держите детей поближе к Церкви, чтобы они участ­во­ва­ли в пении… когда они отойдут от Церкви, то Бог за их отроче­ские… труды в храме обяза­тель­но вернет их назад».

Мы детям посте­пен­но объяс­ня­ем, что грех отрыва­ет челове­ка от Бога, от Источ­ни­ка жизни

Тяжело родите­лям видеть, как дети идут ложным путем. По этому поводу старец Иоанн объяс­нял одной матери: вашу дочь «привле­ка­ет мир – так и быть должно, Ваша же задача – привить ей вкус к добру и научить понимать, что есть добро, а что – грех и зло. Прика­зом: ‟Шагом марш за мной спасать­ся” – ничего не сдела­е­те».

Малень­кая дочь послу­ша­ет маму, а подро­сток? Мы детям посте­пен­но объяс­ня­ем, что грех – не средне­ве­ко­вые табу, а то, что порабо­ща­ет челове­ка (страсти – это грехов­ные зависи­мо­сти), разру­ша­ет нас изнутри; грех отрыва­ет челове­ка от Бога, от Источ­ни­ка жизни.

Детское понятие о добре и зле прори­со­вы­ва­ет­ся к первой Испове­ди. Родите­ли деликат­но помога­ют детям лет в 7 подго­то­вить­ся к таинству Покая­ния, не превра­щая Исповедь в рычаг манипу­ля­ции: «Скажи, что маму не слуша­ешь­ся». Ребятам легче испове­дать­ся, если они видят: когда родите­ли неправы, они извиня­ют­ся, даже перед детьми.

Что еще? Продол­жа­ем перечис­ле­ние

Научить детей думать – тоже связано с духов­но­стью. Мыслить после­до­ва­тель­но и осторож­но – ключ к глубо­ко­му понима­нию жизни, основа насто­я­щей образо­ван­но­сти, на этом наста­и­вал профес­сор Сергей Повар­нин. После­до­ва­тель­ное размыш­ле­ние о жизни, без скоро­спе­лых выводов, рано или поздно приве­дет челове­ка к выводу о Промыс­ле Божьем. Насто­я­щая образо­ван­ность… ее засло­ня­ет соблаз­ни­тель­ная идея, что в наше время упорная учеба уже не актуаль­на; всё, что нужно знать, можно в момент «нагуг­лить», «наюту­бить».

Не будем обожеств­лять инфор­ма­ци­он­ные ресурсы Интер­не­та, челове­че­ский ум и добытые им научные знания. Бог дал челове­ку ум как доброт­ный инстру­мент. Инстру­мент положе­но оттачи­вать, знать, где он работа­ет успешно, а где нет. Как выраба­ты­вать свое мнение, обосно­вы­вать его и отста­и­вать, не подда­вать­ся скрытым манипу­ля­ци­ям извне? Эту задачу решают родите­ли для себя и помога­ют решить детям.

Эпоха книжно­сти закаты­ва­ет­ся, но пока еще можно приохо­тить детей к полез­но­му и вдохнов­ля­ю­ще­му чтению. Духов­ная литера­ту­ра, в первую очередь Новый Завет, читает­ся не глазами и языком, не любопыт­ству­ю­щим умом, а жизнью. Слово Божие каждый день будет сиять светом, если мы, прочтя его, поста­ра­ем­ся приме­нять его, не откла­ды­вая на завтра.

Мы мало задумы­ва­ем­ся о культу­ре речи, будто она требу­ет­ся лишь журна­ли­стам и писате­лям. Любому из нас нужно умение словами описы­вать свои мысли и эмоции, – чтобы контро­ли­ро­вать их. Что значит контро­ли­ро­вать свой гнев, ненависть, печаль, необос­но­ван­ные страхи, нездо­ро­вую застен­чи­вость?.. Есть еще умение – в любой ситуа­ции находить поводы для радости и благо­да­ре­ния Бога. «Угрюмая жизнь не есть Божья жизнь», – подме­чал святи­тель Феофан Затвор­ник.

Сейчас больше говорят о мотива­ции, чем о силе воли (самодис­ци­плине). Хорошо ли это? Надо научить ребенка волевым актом органи­зо­вы­вать свое время, плани­ро­вать работу и отдых на день, на неделю, на год, на 5 и 10 лет, на всю жизнь. Плани­ро­ва­ние на неделю важнее, чем на день, посколь­ку оно охваты­ва­ет все сферы жизни отдель­но­го челове­ка. Плани­ро­вать время прихо­дит­ся где-то жестко, а где-то и гибко, остав­ляя интер­ва­лы времени на непред­ви­ден­ные обсто­я­тель­ства, на волю Божию, «на себя».

Надо научить ребенка справ­лять­ся с проти­во­бор­ством ума и воли (желаний): умом мы понима­ем, что для нас полезно, а желаем почему-то того, что вредно. Если идти на поводу своих желаний и строить свою жизнь на чувствен­ных насла­жде­ни­ях, то дело кончит­ся нарко­ма­ни­ей, напри­мер. Воля разви­ва­ет­ся через трени­ров­ку терпе­ния (сейчас с этим пробле­мы), через упорное доведе­ние намечен­но­го дела до конца. Воля закаля­ет­ся через выработ­ку чувства меры («Мне доста­точ­но, спасибо, больше не надо»).

Хорошо помочь ребенку в разви­тии эстети­че­ско­го вкуса. Вкус к одежде, чтобы человек носил то, что ему идет, а не навязан­ные модные и статус­ные вещи, в которых он смотрит­ся проти­во­есте­ствен­но. Свой стиль в одежде не менее значим, чем стиль разго­вор­ной речи и культу­ра засто­лья. Одежда влияет на то, как мы себя ведем. В наше время важно привить вкус к хорошим мульт­филь­мам и кинофиль­мам, толко­вым ютуб-каналам и сайтам, к талант­ли­вой музыке и живопи­си.

Мы учим детей общать­ся с Богом в молитве и общать­ся с людьми в реаль­ной жизни и в соцсе­тях. Соблю­дая оптималь­ную дистан­цию, сокра­щая ее и увели­чи­вая, когда нужно. Одна дистан­ция – для родного челове­ка и друга, другая – для прияте­ля, третья – для соседа, сослу­жив­ца и знако­мо­го, четвер­тая – для незна­ко­мо­го челове­ка. Родите­ли могут быть для свои детей старши­ми друзья­ми, старец Иоанн совето­вал одной матери «с помощью молитв научить дочь разли­чать доброе и злое… быть ей матерью, другом, совет­чи­ком».

Право­слав­ная семья учит нас любви к Богу и к ближне­му. Вот эту атмосфе­ру христи­ан­ской любви в семье созда­вать и хранить – и завещать детям. Это не абстракт­ные слова. «Федя, делай людям добро и не жди за это награды», – такой совет матери до глубо­кой старо­сти держал в сердце хирург Ф. Углов.

Порой право­слав­ные недооце­ни­ва­ют телес­ную сторону челове­че­ской жизни. Странно. Через тело выража­ет­ся то, что проис­хо­дит в душе, Сам Бог сочетал тело и душу воедино. В услови­ях малопо­движ­ной город­ской жизни родите­ли приоб­ща­ют ребенка физиче­ской культу­ре (в широком смысле). Сначала по утрам – нескуч­ная зарядка (в 40 лет спасибо скажут), здоро­вое питание, умение рассчи­тать свои силы для выпол­не­ния опреде­лен­ной задачи. Потом – группо­вые занятия в секции и более эффек­тив­ные индиви­ду­аль­ные занятия с трене­ром. Напри­мер, трени­ров­ки по самбо приго­дят­ся и для защиты от уличных преступ­ни­ков, и от гололе­да (самостра­хов­ка помога­ет упасть без перело­мов).

Приучать к необхо­ди­мо­му труду и полно­цен­но­му отдыху тяжело, потому что в воздухе пульси­ру­ет: «Расслаб­ляй­ся-отрывай­ся!» Дально­вид­ные родите­ли приуча­ют детей помогать по дому, недаль­но­вид­ные сдаются без боя: «Проще самому помыть тарелки, чем добить­ся, чтобы их нормаль­но вымыла дочка». Сначала мы помога­ем сумку маме донести, папе держим отверт­ку с шурупом, пока он засвер­ли­ва­ет­ся, потом сами вешаем в родитель­ском доме полки в нужных местах, в итоге мы помога­ем пожилым родите­лям. Делая за детей то, что они могут делать сами (и должны делать), мы создаем условия, чтобы в старо­сти про нас забыли.

Делая за детей то, что они могут делать сами, мы создаем условия, чтобы в старо­сти про нас забыли

Откуда у ребенка будет адекват­ное представ­ле­ние о здоро­вье? Прияте­ли тут не помогут, из рекламы по телеви­зо­ру его тоже не получишь. Как не путать медицин­скую помощь с оказанием/навязыванием медицин­ских услуг? Как не бояться вовремя прийти к врачу? Как береж­ли­во относить­ся к данному Богом здоро­вью, не преуве­ли­чи­вать возмож­но­сти медици­ны? У кого-то здоро­вье отмен­ное, у кого-то здоро­вья немного, завидо­вать не надо. «Я научил­ся быть доволь­ным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудо­сти, умею жить и в изоби­лии… Все могу в укреп­ля­ю­щем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 11–13). Удовле­тво­рен­ность жизнью, благо­да­ре­ние Богу за всё – продле­ва­ет наши дни на земле.

Давайте остано­вим­ся. Кто-то из читате­лей скажет: «Здесь слишком много перечис­ле­но, что родите­ли переда­ют своим детям». Вы правы, много. Поста­ра­ем­ся сделать то, что в наших силах, и будем крепко верить, что нам поможет Бог, – и мы сделаем больше, чем могли.

Священник Павел Сержантов
5 августа 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *