Литургия Преждеосвященных Даров: в чем смысл этого особенного богослужения Великого поста?

“Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем”

Продол­жа­ет­ся Великий пост — особое время в жизни Церкви, когда, в том числе, сильно меняет­ся и богослу­жеб­ная жизнь. В будни Велико­го поста не совер­ша­ет­ся полная литур­гия. Связано это с тем, что она являет­ся самым торже­ствен­ным и радост­ным событи­ем в богослу­жеб­ном круге. Вместо нее по будням совер­ша­ет­ся литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров. Об особен­но­стях этого богослу­же­ния, о том,  почему недоста­точ­но прича­щать­ся даже раз в неделю, расска­зы­ва­ет игумен Силуан (Туманов).

Игумен СИЛУАН (Туманов)

Причастие без Литургии

Сегодня мы настоль­ко привык­ли к тому, что для прича­ще­ния святых Христо­вых Таин мы прихо­дим утром в храм, что весьма бы удиви­лись, узнав, что когда-то, очень давно, уже более тысячи лет назад, у монахов и мирян был обычай прича­щать­ся самосто­я­тель­но.

В древно­сти после общей литур­гии в храме Святые Дары диаконы относи­ли тем, кто не мог прича­стить­ся в храме, – больным и заклю­чен­ным. Был также обычай уносить Прича­стие и в свои дома, где в будние дни во время домаш­ней молитвы верные прича­ща­лись сами и прича­ща­ли своих домочад­цев.

Богослу­же­ние в монасты­рях и на прихо­дах, не говоря уже о кафед­раль­ных соборах, значи­тель­но разли­ча­лось.

Напри­мер, в первой половине первого тысяче­ле­тия от Рожде­ства Христо­ва мало кто из монахов желал стано­вить­ся священ­ни­ком. Большая ответ­ствен­ность. Поэтому из ближай­ше­го села пригла­ша­ли женато­го священ­ни­ка, который и служил литур­гию раз в неделю, в воскре­се­нье, и отшель­ни­ки расхо­ди­лись по своим кельям до следу­ю­ще­го воскре­се­нья. И чтобы не лишать себя прича­ще­ния Святых Христо­вых Таин (опять же, люди в возрасте, в пустын­ном месте всякие опасно­сти, можно и заболеть, и быть при смерти), монахи брали с собой частицы Святых Даров и после длитель­ной молитвы сами прича­ща­лись.

Как появилась Литургия Преждеосвященных даров

Обычай самопри­ча­ще­ния среди монахов существо­вал вплоть до XV в., об этом упоми­нал святой Симеон Солун­ский, а вот среди мирян обычай этот прекра­тил­ся, когда увели­чи­лось число членов Церкви, когда христи­ан­ство распро­стра­ни­лось и неизбеж­но понизил­ся уровень духовно-напря­жен­ной жизни, которой отлича­лись первые христи­ане, и церков­ным властям пришлось принять меры в предо­сте­ре­же­ние возмож­но­го злоупо­треб­ле­ния Святыми Дарами. Со време­нем люди переста­ли брать Тело Христо­во домой, а стали прихо­дить в будние дни в храм, чтобы прича­стить­ся. А во время Велико­го поста, когда в будние дни не совер­ша­ет­ся Литур­гия, прича­ща­лись на особом богослу­же­нии – литур­гии Преждео­свя­щен­ных Даров.

Это очень краси­вое богослу­же­ние совер­ша­ет­ся только в дни Четыре­де­сят­ни­цы, Велико­го поста: по средам и пятни­цам, в празд­ни­ки 40 Севастий­ских мучени­ков, Первого и Второго Обрете­ния главы св. Иоанна Предте­чи, в четверг 5‑й седмицы Поста (“Стояние св. Марии Египет­ской”), а также в дни храмо­вых празд­ни­ков.

На этой литур­гии верные прича­ща­ют­ся Святого Тела и Крови Христо­вых, заготов­лен­ных в предше­ству­ю­щий воскрес­ный день и благо­го­вей­но сохра­ня­е­мых в течение седмицы (недели) на престо­ле в алтаре храма.

Досто­вер­но неизвест­но, кто являет­ся соста­ви­те­лем этой литур­гии. В древно­сти автор­ство припи­сы­ва­лось и святому Иакову, брату Господ­ню, и Василию Велико­му, и Григо­рию Богосло­ву, и Иоанну Злато­усту, и другим. Совре­мен­ный славян­ский служеб­ник (книга, по которой священ­ни­ки совер­ша­ют богослу­же­ния) указы­ва­ет автор­ство св. Григо­рия Двоесло­ва (VII в.), еписко­па Римско­го. Но это надпи­са­ние появля­ет­ся не ранее XVI века в грече­ских богослу­жеб­ных книгах, напеча­тан­ных униата­ми в Италии, которые были взяты за образцы на Руси при прове­де­нии книжной справы (реформы) при патри­ар­хе Никоне в XVII веке.

В совре­мен­ных грече­ских служеб­ни­ках указа­ние на святи­те­ля Григо­рия Двоесло­ва, как автора чина литур­гии, отсут­ству­ет. Но это никак не мешает нам поминать велико­го святого древней Церкви как небес­но­го покро­ви­те­ля совер­ша­е­мо­го богослу­же­ния, следуя сложив­шей­ся тради­ции. Ведь о подоб­ном богослу­же­нии, как об особой литур­гии – вечерни с прича­ще­ни­ем, извест­но уже с VI — VII в., и не исклю­че­но, что и святой Григо­рий совер­шал её в том или ином виде.

Литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ет­ся в соеди­не­нии с Велико­пост­ной Вечер­ней. Но это не значит, что она обяза­тель­но совер­ша­ет­ся на закате дня, хотя в некото­рых храмах и существу­ет такой обычай.

Дело в том, что визан­тий­ское время отлича­ет­ся от приня­то­го сегодня. Часы вечер­ние в пересче­те на наше время – это около 14 часов дня. Перед этой велико­пост­ной литур­ги­ей поется длинная утреня, читают­ся часы и изобра­зи­тель­ны. И даже если служба началась рано, собствен­но литур­гия начина­ет­ся ближе к полудню. Так что разница не такая уж и большая, и не стоит думать, что если служить Преждео­свя­щен­ную вечером, часов в 18.00, это будет правиль­нее. Другое дело, что на вечер­ней литур­гии люди могут прича­стить­ся, придя в храм после работы.

Причастие в будни. Зачем?

«А зачем? — спроси­те Вы. — Разве мало нам прича­стить­ся в воскре­се­нье Велико­го поста? Хоть каждое воскре­се­нье! Зачем так часто?»

Ответ непрост и прост одновре­мен­но. Прост, потому что извест­но, что прича­ще­ние – центр жизни христи­а­ни­на.

Об этом вспоми­на­ет в одном из писем св. Василий Великий (IV век): «Хорошо и препо­лез­но каждый день приоб­щать­ся и прини­мать Святое Тело и Кровь Христо­ву, потому что Сам Христос говорит: «кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». …Все монахи, живущие в пусты­нях, где нет иерея, храня прича­стие в доме, сами себя приоб­ща­ют. А в Алексан­дрии и в Египте и каждый креще­ный мирянин, по большей части, имеет прича­стие у себя дома, и сам себя прича­ща­ет, когда хочет».

А непро­сто, потому что уже несколь­ко послед­них столе­тий прихо­жане привык­ли прича­щать­ся крайне редко – раза четыре в год. Труды таких правед­ни­ков, как святого Иоанна Кронштадт­ско­го, святи­те­ля Игнатия (Брянча­ни­но­ва), афонских подвиж­ни­ков ХХ века привели к евхари­сти­че­ско­му возрож­де­нию. Стало распро­стра­нен­ным обычаем прича­щать­ся раз в две недели или раз в неделю.

Но понима­ем мы прича­ще­ние сегодня не как актуа­ли­за­цию нашего пребы­ва­ния в Церкви (=я член Церкви, один из всех, поэтому прича­ща­юсь как можно чаще), а как средство личного освяще­ния, оздоров­ле­ния духов­но­го и телес­но­го.

Фото Санкт-Петербургской Духовной академии
Фото Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной акаде­мии, spbpda/www.flickr.com

Сегодня многие считают, что прича­стие надо заслу­жить хорошим поведе­ни­ем. Вероят­но, эти люди не читали вдумчи­во молитвы ко прича­ще­нию, где прямо говорит­ся, что мы никогда в жизни не будем достой­ны­ми прича­ще­ния и прича­ща­ем­ся для очище­ния своей души:
«Знаю, Господи, что я недостой­но прича­ща­юсь пречи­сто­го Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осужде­ние себе, не созна­вая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказав­ше­му: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребы­ва­ет во Мне, и Я в нем.” Умило­сер­дись же, Господи, и не обличи меня грешно­го, но поступи со мной по Твоей милости, и да послу­жит мне Святыня сия во исцеле­ние, очище­ние, просве­ще­ние, в охране­ние, спасе­ние и освяще­ние души и тела, в прогна­ние всякого мечта­ния и лукаво­го дела, и нападе­ния дьяволь­ско­го, воздей­ству­ю­ще­го посред­ством мысли во мне, — в дерзно­ве­ние и любовь к Тебе, в исправ­ле­ние жизни и укреп­ле­ние ее, в умноже­ние добро­де­те­ли и совер­шен­ства, во испол­не­ние запове­дей, в общение со Святым Духом, в напут­ствие в вечную жизнь, в благо­при­ят­ный ответ на Твоем страш­ном суде, — не в осужде­ние» (молитва святи­те­ля Василия Велико­го).

Впрочем, не на пустом месте появил­ся такой обычай и в нем есть разум­ное зерно. Прича­ще­ние никогда не было доступ­но всем, прихо­дя­щим в храм, а только верным, стремя­щим­ся открыто жить по запове­дям Божиим. До прича­ще­ния не допус­ка­лись кающи­е­ся в тяжелых грехах, пропус­ка­ю­щие молитву в храме более трех воскре­се­ний подряд и т.п. Стрем­ле­ние хотя бы изредка ощутить себя верным, не заглу­шать голос совести, облича­ю­щий нас совсем не в христи­ан­ском образе жизни, побуж­да­ет и добро­воль­но отказы­вать­ся от ежеднев­но­го прича­ще­ния как символа нашего истово­го стрем­ле­ния к безупреч­ной перед Богом жизни.

В общем, сложно всё и главное – никого не осуждать и не смущать­ся, а когда душа позовет нас в будний день в храм ко прича­ще­нию, встать порань­ше и прохлад­ным весен­ним утром пойти по улицам просы­па­ю­ще­го­ся города в церковь.

В церкви полумрак, паника­ди­ла не зажига­ют­ся в знак велико­пост­ной сдержан­но­сти, покая­ния. Горят немно­го­чис­лен­ные свечи, лампады. Народа, как правило, мало, если это не централь­ный монастырь или не празд­нич­ный день.

Священ­ни­ки в темных, обычно даже в черных ризах, изредка выходят из алтаря, на клиросе много и долго поют, и читают. Но что и о чем – отдель­ный разго­вор.

Литур­гия Преждео­свя­щен­ных Даров, также, как и обычная литур­гия, начина­ет­ся возгла­сом, прослав­ля­ю­щим Cвятую Троицу: «Благо­сло­вен­но Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Но это все-таки вечерня (хоть и утром), поэтому сразу после слов священ­ни­ка читает­ся 103 псалом, в котором воспе­ва­ет­ся сотво­ре­ние мира Богом. Далее диакон выходит из алтаря и произ­но­сит мирную ектению, после которой читают­ся отрывки из псалмов – кафизмы, завер­ша­ю­щи­е­ся славо­сло­ви­ем «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже!»

После каждого такого отрывка выходит диакон и снова призы­ва­ет нас помолить­ся, а в алтаре священ­ник ставит св. Дары на раскры­тый плат с мощами мучени­ков — антиминс, кадит вокруг престо­ла с Дарами и перено­сит св. Дары с престо­ла на жертвен­ник.

Во многих храмах в этот момент звенят в малень­кий колоколь­чик, чтобы люди знали, что надо опустить­ся на колени и благо­го­вей­но молить­ся при перено­се святыни.

После кафизмы велико­пост­ная вечерня идет своим поряд­ком – испол­ня­ет­ся “Господи Воззвах…” (Стихи из 140 псалма) и стихиры-песно­пе­ния, соответ­ству­ю­щие дню церков­но­го кален­да­ря. Диакон кадит весь храм.

Во время пения послед­ней стихиры откры­ва­ют­ся централь­ные двери в иконо­ста­се – Царские врата, и духовен­ство совер­ша­ет малый Вход с кадилом и свечами (иногда читает­ся Еванге­лие, поэтому могут вынести и его).

Фото Санкт-Петербургской Духовной академии
Фото Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной акаде­мии, spbpda/www.flickr.com

Диакон возгла­ша­ет «Премуд­рость, прости!», что в перево­де с церков­но­сла­вян­ско­го означа­ет «Выпря­мив­шись, внимай­те Премуд­ро­сти (Божией)!» а хор поёт древний гимн Свете Тихий, обращен­ный к Иисусу Христу.

Далее царские врата закры­ва­ют, и следует пение и чтение отрыв­ков из псалмов и библей­ских книг Ветхого Завета – проким­нов и паримий. Перед началом второй паримии снова откры­ва­ют­ся врата, священ­ник с кадилом и свечой в руках выходит на амвон и кресто­об­раз­но благо­слов­ля­ет народ со словами: “Свет Христов просве­ща­ет всех”. В этот момент по тради­ции положе­но прекло­нить колена.

По оконча­нии чтений особым напевом испол­ня­ют­ся отрывки из 140 псалма “Да испра­вит­ся молитва моя”. Во время их пения верую­щие тоже прекло­ня­ют колена.

«Да испра­вит­ся молитва моя» музыка П. Г. Чесно­ко­ва

Далее следует велико­пост­ная молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными покло­на­ми.

Затем читают­ся обычные ектении литур­гии с усилен­ным молени­ем о тех, кто готовит­ся ко Креще­нию, – об оглашен­ных. Это отголо­сок древней тради­ции крестить прини­ма­ю­щих христи­ан­ство прямо перед Пасхой и готовить их к этому в течение всего Велико­го поста.

Священ­ник в это время тихо молится в алтаре:

… око убо да не приоб­ще­но будет всякого лукаво­го зрения, слух же слове­сем празд­ным невхо­ден, язык же да очистит­ся от глагол неподоб­ных. Очисти же наши устне, хваля­щие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убоот­ря­ти­ся деяний, действо­ва­ти же точию яже Тебе благо­угод­ная, вся наша уды и мысль Твоего утвер­ждая благо­да­тию.

… да не приоб­щат­ся глаза наши ко всякому лукаво­му зрению, и слух наш закро­ет­ся к словам празд­ным. Очисти наши уста, хваля­щие Тебя, Господи: да воздер­жат­ся руки наша от злых дел, чтобы испол­нять дела только благо­угод­ные Тебе, укреп­ляя и утвер­ждая все члены и мысль нашу Твоей благо­да­тью.

Другая молитва готовит нас к перене­се­нию Преждео­свя­щен­ных Даров:

… се бо пречи­стое Его Тело и животво­ря­щая Кровь, в насто­я­щий час входя­щая, на тайней сей предло­жить­ся имут трапезе, от множе­ства воинства небес­на­го невиди­мо дорино­си­мыя. Их же прича­стие неосуж­ден­но нам даруй, да теми мыслен­ное око озаря­ю­щее, сынове света и дне будем.

… Ибо вот Пречи­стое Его Тело и животво­ря­щая Кровь, в насто­я­щий час входя­щие, будут предло­же­ны на этой тайной трапезе, невиди­мо перено­си­мые множе­ством небес­ных воинств. Даруй нам неосуж­ден­но прича­стить­ся им, да просве­тит­ся ими мыслен­ное око наше, и мы станем сыновья­ми света и дня.

Вместо обычной Херувим­ской песни хор споет гимн «Ныне силы Небес­ные». Так как перено­сят уже освящен­ные Дары, то верую­щие снова стано­вят­ся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мыслен­но повто­ряя за священ­ни­ком молитву св. Ефрема Сирина.

После велико­го входа закры­ва­ют царские врата и завесу до полови­ны.

Святые Дары теперь перене­се­ны на престол, а мы, готовясь к Прича­стию, просим:

… освяти всех нас души и телеса освяще­ни­ем неотъ­ем­ле­мым: да чистию совестию, непосрам­лен­ным лицем, просве­щен­ным сердцем божествен­ных сих прича­ща­ю­ся святынь и от них оживо­тво­ря­е­ми, соеди­ним­ся самому Христу Твоему… рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребы­ва­ет и Аз в нем… да будем Храм Пресвя­то­го и покло­ня­е­мо­го Твоего Духа, избав­ле­нии всякия диаволь­ская козни… и получим обето­ван­ная нам благая со всеми святыми Твоими…

… освяти души и телеса всех нас освяще­ни­ем неотъ­ем­ле­мым: чтобы чистою совестию, непосрам­лен­ным лицом, просве­щен­ным сердцем прича­стив­шись святых Даров и получив­ши от них жизнь, мы соеди­ни­лись бы с самим Христом Твоим…, сказав­шим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребы­ва­ет, и Я в нем… да будем мы Храмом Пресвя­то­го и покло­ня­е­мо­го Твоего Духа, да будем мы избав­ле­ны всяких дьяволь­ских козней… и получим обещан­ные нам блага со всеми святыми Твоими…

Диакон выходит из алтаря читать проси­тель­ную ектению о наших духов­ных нуждах и остав­ле­нии грехов, после чего хор очень простым напевом поет молитву Господ­ню «Отче наш». Вскоре священ­ник возгла­ша­ет «Преждео­свя­щен­ная Святая Святым» после чего прича­ща­ет­ся сам и после выходит прича­стить народ.

После прича­ще­ния читает­ся особая велико­пост­ная заамвон­ная молитва, ради которой священ­ник спуска­ет­ся вниз из алтаря,

Владыко Вседер­жи­те­лю, Который все творе­ние создал премуд­ро и неска­зан­ным Твоим промыс­лом и великой благо­стью ввел нас в эти пресвя­тые дни для очище­ния души и тела, для воздер­жа­ния от страстей, в надежде воскре­се­ния; Ты, Который угодни­ку Твоему Моисею вручил скрижа­ли, Богом написан­ные в течение сорока дней, — дай и нам, о Благой, подви­зать­ся добрым подви­гом, соблю­сти пост в течение всего его времени, сохра­нить ненару­ши­мую веру, сокру­шить головы невиди­мых змей, явиться победи­те­ля­ми греха и неосуж­ден­но достиг­нуть покло­нить­ся и святому Воскре­се­нию…

Потом обычны­ми молит­ва­ми и много­ле­ти­я­ми священ­ник благо­слов­ля­ет всех на выход из храма.

Всё.

Спор о причащении младенцев

Надо еще сказать, что в Русской Церкви за литур­ги­ей Преждео­свя­щен­ных даров не принято прича­щать младен­цев, которых прича­ща­ют за полной литур­ги­ей только Кровью Христо­вой.

Аргумент такой — Посколь­ку над вином не читалась освяти­тель­ная молитва, оно не являет­ся Кровью Христо­вой, поэтому и младен­цев прича­щать нечем.

Но полезно отметить, что тради­ция эта не повсе­мест­ная, не право­слав­но­го проис­хож­де­ния и по церков­ным меркам относи­тель­но недав­няя. Лишь с XVII века в наших служеб­ни­ках благо­да­ря латин­ско­му влиянию появля­ют­ся приме­ча­ния с подоб­ны­ми запре­та­ми, потому что средне­ве­ко­вая схола­сти­ка не могла вместить визан­тий­ской литур­ги­че­ской свободы. Нет формулы освяще­ния – значит, нет освяще­ния – думали тогда люди с созна­ни­ем, отфор­ма­ти­ро­ван­ным католи­че­ским богосло­ви­ем.

А в грече­ской Церкви до сих пор вино в Чаше после того, как в него священ­ник кладет часть Освящен­но­го Хлеба – Тела Христо­ва, почита­ет­ся Кровью Христо­вой, посколь­ку счита­ет­ся, что оно через это освяща­ет­ся.

Об этом еще в XV веке писал св. Симеон Солун­ский: «…В священ­ный потир, без чтения извест­ной молитвы, влива­ет­ся вино и вода, чтобы, по раство­ре­нии в них Божествен­но­го Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину Литур­гии, эти вещества в потире своим прича­сти­ем освяти­лись и чтобы священ­ник, по чину Литур­гии, мог приоб­щить­ся и от хлеба, и от чаши… Желая кого-нибудь приоб­щить Тайн без Литур­гии, мы приоб­ща­ем так: берем частицу соблю­да­е­мо­го на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользу­ем­ся и одним сухим Животво­ря­щим Хлебом, как соеди­нен­ным с Кровию. Здесь же, на Литур­гии Преждео­свя­щен­ных Даров, это делает­ся для испол­не­ния устава приоб­ще­ния, как сказано, и чтобы больше можно было приоб­щить лиц, если нужно. Итак, находя­ще­е­ся на Преждео­свя­щен­ной Литур­гии в потире освяща­ет­ся не призы­ва­ни­ем и запечат­ле­ни­ем Святого Духа, но прича­сти­ем и соеди­не­ни­ем с Животво­ря­щим Хлебом, который, поисти­не, есть Тело Христо­во в соеди­не­нии с Кровию».

Так что если Вам надо прича­стить в будний день Велико­го поста младен­ца — это уже на усмот­ре­ние служа­ще­го священ­ни­ка. Если он почита­ет вселен­ские общепра­во­слав­ные тради­ции – то прича­стит. Если считает необхо­ди­мым придер­жи­вать­ся буквы служеб­ни­ка – нет.

В любом случае, главное хранить в душе мир и помнить – в храм нас зовет Господь, и прихо­дим мы к Нему, а не просто заходим посмот­реть на священ­ни­ков, посове­то­вать­ся с ними.

Главное жить так, чтобы слова апосто­ла Павла были не просто словами, а рвущим­ся из глубины души преоб­ра­жа­ю­щим призна­ни­ем:

«Ныне, как и всегда, возве­ли­чит­ся Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приоб­ре­те­ние» (Фил. 1, 20).

Фото Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной акаде­мии

Источ­ник: Журнал “Фома”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *