Коронавирус и Причастие. Почему очищение лжицы ради каждого стало проблемой

В Церкви нет учения о «стериль­но­сти» святынь

Священ­ный Синод Русской Право­слав­ной Церкви принял инструк­цию по сниже­нию риска переда­чи корона­ви­рус­ной инфек­ции в храмах. Одной из мер стала практи­ка дезин­фек­ции лжицы перед прича­ще­ни­ем каждого прихо­жа­ни­на. Это вызвало споры. Можно ли заразить­ся корона­ви­ру­сом через прича­стие «Правми­ру» расска­зал прото­и­е­рей Димит­рий Готов­кин, благо­чин­ный храмов Ровень­ско­го округа Валуй­ской епархии, магистр богосло­вия, аспирант НИУ «БелГУ».

В свете опасно­сти распро­стра­не­ния корона­ви­ру­са в России Священ­ный Синод Русской Право­слав­ной Церкви принял инструк­цию, в которой указал меры, снижа­ю­щие риск переда­чи опасной инфек­ции в храмах Русской Церкви. Одной из таких мер стала практи­ка дезин­фек­ции лжицы при совер­ше­нии прича­ще­ния молящих­ся спирто­вы­ми раство­ра­ми перед прича­ще­ни­ем каждого челове­ка.

В Церкви это вызвало ажиотаж и бурные рассуж­де­ния. Так, к примеру, скепти­че­ски к этому нововве­де­нию отнес­лись прото­и­е­рей Георгий Макси­мов, извест­ный мисси­о­нер и пропо­вед­ник, скепти­че­ски в своих блогах выска­зы­вал­ся популяр­ный ныне блогер священ­ник Николай Бабкин, и многие другие отцы и миряне. Прото­и­е­рей Андрей Ткачев вообще назвал всех, кто боится в храме чем-то заразить­ся, трусами и призвал сидеть дома и не «мутить воду» среди верных и смелых.

Основ­ные тезисы, выдви­га­е­мые скепти­ка­ми сводят­ся к следу­ю­ще­му:

— в Чаше находит­ся Сам Господь наш Иисус Христос, присут­ству­ю­щий в Теле и Крови Своих, а потому через прича­ще­ние не может переда­вать­ся никакая зараза, Чаша Христо­ва стериль­на по вере молящих­ся;

— во времена всех эпиде­мий люди ходили толпами в храмы, совер­ша­ли крест­ные ходы, и никто не заразил­ся и не умер;

— священ­ник потреб­ля­ет каждый раз Чашу Христо­ву, не спраши­вая у причаст­ни­ков, чем они больны, и если бы через Чашу переда­ва­лись болезни, то уже давно бы вымерли священ­ни­ки.

Часто диску­ти­ру­ю­щие на тему нововве­де­ний обвиня­ют несоглас­ных в малове­рии, новатор­стве, обнов­лен­че­стве и еще Бог весть в чем.

Я почти 13 лет служу священ­ни­ком, служил в разных услови­ях, в том числе в качестве тюрем­но­го священ­ни­ка в мужской колонии строго­го режима и в качестве окорм­ля­ю­ще­го район­ную больни­цу. И вот, какие мысли мне бы хотелось адресо­вать и скепти­кам, и вообще всему читаю­ще­му народу.

1. Церковь не имеет никако­го догмата, глася­ще­го, что через лжицу невоз­мож­но заразить­ся какой-то болез­нью. Нет в Церкви такого учения. И если есть такое частное мнение (пусть даже массо­вое, поддер­жи­ва­е­мое даже канони­зи­ро­ван­ны­ми людьми) вошед­шее в быт благо­да­ря тому, что так считают и пропо­ве­ду­ют многие отцы, то это не означа­ет, что это мнение — истина и являет­ся учением Церкви.

2. В Церкви нет учения о том, что таинство меняет природу его веществ. Вода в крещаль­ной купели физиче­ски остает­ся водою, арома­ти­че­ские масла в составе Мира остают­ся маслами, хлеб и вино в Чаше остают­ся Хлебом и Вином со всеми вытека­ю­щи­ми из этого физиче­ски­ми послед­стви­я­ми. Все эти вещества имеют свойство портить­ся и стано­вить­ся рассад­ни­ка­ми грибков, бакте­рий и вирусов. Да, они освяща­ют­ся, стано­вят­ся частью мира духов­но­го, несут благо­дать Божью верую­щим, однако, сами при этом остают­ся явлени­я­ми нашего земного мира, подвер­жен­но­го тлению. Собствен­но, так же Церковь учит о своих святых — они святы, но это не мешает им быть подвер­жен­ны­ми греху, болез­ням и смерти.

3. В «Известии учитель­ном», которое помеща­ет­ся в Служеб­ни­ке в качестве практи­че­ских советов пасты­рям, имеются указа­ния на то, что Святые Дары вполне могут быть испор­че­ны грибком, и стано­вят­ся непри­год­ны­ми к прича­ще­нию. Заплес­не­вев­шие Дары священ­ник должен потре­бить самосто­я­тель­но после Литур­гии, но ими запре­ще­но прича­щать мирян. «Известию» так же вполне досто­вер­но извест­но, что в Чашу могут попасть ядови­тые вещества (напри­мер, с ядови­ты­ми насеко­мы­ми), и при этом указано, что в таком случае содежи­мое Чаши утили­зи­ру­ет­ся — вылива­ет­ся в непопи­ра­е­мое место, но никак не препо­да­ет­ся верую­щим для прича­стия. Почему у Церкви нет четких правил насчет вирусов и бакте­рий? Правиль­но — когда писались послед­ние правила о порядке прича­стия в Церкви, никто даже не подозре­вал о том, что могут быть такие невиди­мые парази­ты, способ­ные убить челове­ка посред­ством лжицы. В тот период были извест­ны только яды и грибко­вая плесень.

5. Святое Прича­стие — это не меньше и не больше, чем способ наибо­лее тесного общения челове­ка с Богом. А храм — это горница для этой встречи. И наше дело, как христи­ан, приго­то­вить эту встречу для себя макси­маль­но чистой. А дело священ­ни­ка — обустро­ить эту встречу в чистоте для целого прихода. И это именно мы, священ­ни­ки, должны обустро­ить чистоту и гигиену этой встречи, а не требо­вать этого от Бога — приди, Боже, сотвори тут нам чудо и просте­ри­ли­зуй все вокруг.

Ветхий Завет свиде­тель­ству­ет о том, что в жертву прино­си­лись исклю­чи­тель­но здоро­вые живот­ные, не имеющие увечий и пороков. А это был прооб­раз Евхари­стии, Жертвы Христо­вой, и недаром мы Христа зовем Агнец НЕПОРОЧНЫЙ. Ветхий Завет содер­жит целый кодекс об обрядо­вой чистоте, потому что древние очень боялись распро­стра­не­ния различ­ных опасных болез­ней, особен­но лютой в тот период была проказа. Потому священ­ни­кам предпи­сы­ва­лось осмат­ри­вать не только религи­оз­ную утварь, но и людей, живот­ных и одежду на предмет проказы.

Однако же, навык требо­ва­ний гигиены почему-то утрати­ли мы, люди XXI века. Потому забота о чистоте веществ таинств лежит на священ­ни­ке: чистая вода, хорошие просфо­ры из чистой и лучшей муки, хорошее вино, чистота сосудов и облаче­ний, чистота храмов в целом. Так в чем пробле­ма очище­ния лжицы ради каждого причаст­ни­ка? Оскорб­ле­ние веры, оскорб­ле­ние Бога? В чем оно заклю­ча­ет­ся? Зачем тогда священ­ник при совер­ше­нии Литур­гии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совер­ше­ни­ем Проско­ми­дии, второй — перед прелом­ле­ни­ем Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка?

6. Все эти разго­во­ры на тему того, что веками люди прича­ща­лись и ничем в храмах не заража­лись — лишь устояв­ше­е­ся мнение, основан­ное на убежде­ни­ях. Стати­сти­ки никакой никто никогда не вел. Однако, истори­че­ские преце­ден­ты, когда людей через прича­стие травили — вполне имеются, а заплес­не­веть Агнец на Престо­ле может у любого священ­ни­ка, если там сыро и слабое провет­ри­ва­ние. Так почему в Чаше может быть яд и грибок, но не могут быть бакте­рии и вирусы? Люди ходили в храмы веками, ходили крест­ны­ми ходами, прича­ща­лись и лобыза­ли святые образа, и вымира­ли целыми города­ми от эпиде­мий, в том числе и священ­ни­ки, еписко­пы и монаше­ству­ю­щие. Это факт, и нет никаких стати­стик того, где именно заболел тот или иной человек, особен­но если учесть инкуба­ци­он­ный период.

7. Если наша вера так крепка, слава Богу! Не заразим­ся и не заболе­ем — аллилуйя! Но мы, отцы — мало того, что священ­ни­ки, мы иногда — извест­ные медиа-персоны. И мы в ответе за всех тех людей, к кому обраще­ны наши тексты. Готовы ли мы взять на свою совесть ответ­ствен­ность за болезни и смерти других людей, которые плевать будут на правила гигиены не потому, что так искренне доверя­ют Богу, а лишь потому, что фанате­ют и слепо верят лично нам, отцам, вещаю­щим на весь мир, что от лжицы заразить­ся невоз­мож­но? Готовы? Есть стойкость в вере даже до смерти ради Христа — это свиде­тель­ство во Христе. Но есть стойкость в вере даже до смерти ради каких-то второ­сте­пен­ных принци­пов, и это фанатизм и мрако­бе­сие. Мне думает­ся, что стоит разли­чать смерть ради Христа и смерть ради необтер­той спиртом лжицы…

8. У нас у всех есть супруги, дети и просто близкие люди, и мы друг друга очень любим. Между нами есть общение, отноше­ния есть. Но невзи­рая на вашу с супру­гой крепкую любовь, вы с нею соблю­да­е­те опреде­лен­ные принци­пы гигиены. Неужели соблю­де­ние норм гигиены как-то подры­ва­ет любовь между вами? Или ты, муж, будешь целовать супругу, будучи больным ангиной, к примеру? Ну а что, ведь любовь творит чудеса! Давайте не верить в возмож­ность переда­чи вируса между любящи­ми людьми, ведь по слову апосто­ла Павла, истин­ная любовь побеж­да­ет страх? Будем таким образом измерять силу и глубину нашей любви? Так почему мы именно таким образом вдруг стали измерять силу нашей любви и доверия к Богу?

9. Мы себя ведем очень странно порою, живем по двойным стандар­там. С одной стороны, мы направо и налево твердим, что Церковь никогда не высту­па­ла против науки, наобо­рот, мы истин­ные партне­ры науки и боремся с суеве­ри­я­ми, мрако­бе­си­ем.

Мы теоло­гию в нашей постсо­вет­ской стране смогли ввести в научный мир. Мы вещаем, что труд врача благо­сло­вен Богом, что нельзя прене­бре­гать здоро­вьем и жизнью, как ценней­шим даром Божьим. Но при всем этом тут же разме­ни­ва­ем эти посту­ла­ты на обрядо­вые принци­пы, не имеющие в реаль­но­сти никако­го отноше­ния к вере и Богу.

Лжица, кстати, чисто практи­че­ское и доволь­но неста­рое изобре­те­ние в литур­ги­ке, которое, я уверен, обрядо­вер­ные предки наши тоже сначала воспри­ня­ли в штыки, как элемент обнов­лен­че­ства и уступки «духу времени». Давайте все же научим­ся доверять хотя бы немного медикам, являю­щим заботу о нашем здоро­вье, не устра­и­вать паники и не прово­дить пикеты под лозун­га­ми «Гонения на Церковь и Прича­стие», «Право­сла­вие или смерть» и «Послед­ние времена, апоста­сия».

10. Ну и напосле­док, давайте теоре­ти­че­ски порас­суж­да­ем. Практи­ка прича­ще­ния в Церкви менялась на протя­же­нии всей истории бытия христи­ан­ства. Сначала пекли опрес­ноч­ный хлеб, как это и полага­ет­ся по закону Моисея, прелом­ля­ли его с благо­сло­ве­ни­ем и разда­ва­ли участ­ни­кам Вечери Господ­ней, и пускали по кругу Чашу с Кровью Христо­вой.

Затем в мире Церкви появи­лось множе­ство измене­ний, которые косну­лись и Евхари­стии: появи­лись квасной хлеб, просфо­ры, Престол и Антиминс, специ­аль­ные священ­ные сосуды, копие и лжица в конце концов. Все это — истори­че­ский путь литур­ги­ки в Церкви, потому как менялись жизнен­ные обсто­я­тель­ства. И Церковь выраба­ты­ва­ла новые правила своего бытия, в том числе вела практи­че­ские разра­бот­ки в технике совер­ше­ния Литур­гии и прича­стия в частно­сти.

Что мешает Церкви и сегодня изменять эту практи­ку, изменять техни­че­ские моменты, не затра­ги­вая суть Таинства? Какой догмат это воспре­ща­ет? Почему бы, к примеру, не окунать частич­ку Тела Христо­ва в Чашу индиви­ду­аль­но, и не влагать в уста каждого прича­ща­ю­ще­го­ся? На посто­ян­ной основе, я имею в виду. У нас ведь очень много людей, для которых доволь­но весомым аргумен­том против прича­стия высту­па­ет именно антиса­ни­та­рия, «одна ложка на всех». Особен­но это касает­ся людей интел­ли­гент­ных и образо­ван­ных, ученых, медиков.

Далеко не все люди способ­ны внутренне победить свои страхи, убежде­ния, да и физиче­ски и психо­ло­ги­че­ски пересту­пить порог естествен­ной брезг­ли­во­сти. Увы, но это не всем под силу. Что нам мешает пойти навстре­чу людям? Это все теоре­ти­за­ция, и этими вопро­са­ми безуслов­но необхо­ди­мо занимать­ся церков­ным ученым мужам, священ­но­на­ча­лию. Собствен­но, именно священ­но­на­ча­лие Церкви, имея возмож­ность консуль­ти­ро­вать­ся с ведущи­ми медика­ми и санитар­ны­ми врачами страны, вырабо­та­ло инструк­ции, приня­тые на послед­нем заседа­нии Священ­но­го Синода, что как мне кажется — вполне своевре­мен­но и актуаль­но.

В завер­ше­ние хотелось бы сказать, что служа в тюрьме полтора года, я тоже прича­щал и тубер­ку­лез­ни­ков всяких, и вообще — людей в храме никогда не спраши­ва­ешь, чем они больны. Но это вовсе не означа­ет, что я уверен в своем бессмер­тии, уверен в невоз­мож­но­сти заразить­ся от лжицы. Это значит лишь то, что я священ­ник, и должен быть готов умереть в любой день от любой болезни и любой смерти, должен быть готов предстать перед Богом. Но это вовсе не повод воспи­ты­вать в своей пастве слепую веру в чудеса, прене­бре­гать жизнью и здоро­вьем своих прихо­жан.

Безуслов­но, Господь творит чудеса, и творит их и посред­ством Тела и Крови Своих, но это не означа­ет, что мы вправе требо­вать этого чуда и прене­бре­гать всеми возмож­ны­ми прави­ла­ми по сохра­не­нию своих жизни и здоро­вья, и тем более — риско­вать жизнью и здоро­вьем наших ближних. Не искушай Господа Бога твоего — так говорит Господь.

Источ­ник Правмир

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *