Кого можно считать умным с христианской точки зрения? Мнения пастырей

Филосо­фы древно­сти считали умными тех, кто стремит­ся к мудро­сти, отличая ее от много­зна­ния. В совре­мен­ном мире умным называ­ют челове­ка финан­со­во успеш­но­го, такого, который может извлечь выгоду из любой ситуа­ции. А кого следует считать умным с христи­ан­ской точки зрения? Насколь­ко тут важны культур­ные и научные знания, начитан­ность, богатая эруди­ция?

Умение разли­чать добро от зла
и есть самое главное знание в жизни

Священ­ник Валерий Духанин:

– Еще со студен­че­ских лет мне запом­ни­лась мысль, выска­зан­ная антич­ным филосо­фом Герак­ли­том: «Много­зна­ние уму не научает». Осведом­лен­ность, насыщен­ность различ­ны­ми знани­я­ми хотя и, несомнен­но, нужна, но еще не делает челове­ка умным. Кто-то может сыпать инфор­ма­ци­ей из самых разных сфер, рассуж­да­ет о науке, полити­ке, пробле­мах общества и т.д., но в собствен­ной жизни посту­па­ет крайне неразум­но.

Разве назовешь умным челове­ка, который с легко­стью разру­шил свою семью? Ему не помогло его образо­ва­ние. Разумен ли тот, кто согла­ша­ет­ся на сомни­тель­ную сделку, идет на компро­мисс с совестью, посту­па­ет подло в отноше­нии других людей? Такое поведе­ние – крайне неразум­но, и подоб­но­го челове­ка, даже если он эрудит, вряд ли назовешь умным.

Вот царь Соломон просил у Бога: Даруй же рабу Твоему сердце разум­ное, чтобы… разли­чать, что добро и что зло (3 Цар. 3: 9). Это умение разли­чать добро от зла и есть самое главное знание в жизни. Оно помогло бы избежать очень многих ошибок. Но такое умение не прихо­дит само по себе, оно – Божий дар и подает­ся лишь тем, кто терпе­ли­во прохо­дит путь духов­ной жизни, кто стано­вит­ся близок Богу.

Священник Валерий Духанин
Священ­ник Валерий Духанин

По мере очище­ния сердца прояс­ня­ет­ся взгляд на смысл проис­хо­дя­ще­го

По мере очище­ния сердца прояс­ня­ет­ся взгляд на смысл проис­хо­дя­щих в жизни событий. И вот объяс­не­ние, почему, напри­мер, к препо­доб­но­му Паисию Свято­гор­цу обраща­лись за советом многие высоко­об­ра­зо­ван­ные люди. Они были много­уче­ны­ми, но не могли понять сути своих жизнен­ных проблем, не знали, как их разре­шить. Препо­доб­ный старец Паисий, хотя в свое время учился лишь в началь­ной школе, обладал самым главным знанием – духов­ной рассу­ди­тель­но­стью.

Умный человек – это не просто человек с разви­тым рассуд­ком, не тот, кто сыплет инфор­ма­ци­ей и всюду выска­жет свое мнение, а человек с цельной душой. В такой душе нераз­рыв­ны друг от друга знание, нравствен­ные ценно­сти, культу­ра поведе­ния и много еще чего. Но прежде всего, умный человек – это человек рассу­ди­тель­ный, который мыслит трезво и здраво, на пользу душе и не в угоду страстям. Рассу­ди­тель­ность не прихо­дит сама по себе. Она – дар Божий. Поэтому быть челове­ком умным возмож­но лишь в общно­сти с Тем, от Кого нам и дан ум, в Ком сокрыты все сокро­ви­ща премуд­ро­сти и ведения (Кол. 2: 3).

Надо сигналы отличать от шумов

Прото­и­е­рей Влади­мир Вигилян­ский:

– Я думаю, что это не надо проти­во­по­став­лять. Есть такие святые люди, которым доста­точ­но посмот­реть в глаза, чтобы понять, что за ними истина и большое знание. Обычно таких людей называ­ют старца­ми. И я их видел и встре­чал в своей жизни.

Есть притча о том, как встре­ча­лись два великих подвиж­ни­ка. Они просто садились рядом друг с другом и молчали. Им даже не нужно было ничего обсуж­дать, доста­точ­но просто было посидеть рядом.

А что касает­ся наших знаний, то чем больше знаний человек может соотне­сти с евангель­ски­ми истина­ми, тем он более мудр. Иногда и посреди знающих людей очень нелегко найти такого челове­ка. Люди могут быть хороши­ми истори­ка­ми, источ­ни­ко­ве­да­ми, точно и много что-то цитиро­вать, но если их знания нельзя соотне­сти с Еванге­ли­ем, то они могут оказать­ся пустыми.

Протоиерей Владимир Вигилянский
Прото­и­е­рей Влади­мир Вигилян­ский

Чем больше знаний человек может соотне­сти с евангель­ски­ми истина­ми, тем он более мудр

Я когда-то прочи­тал поразив­шие меня слова Бориса Раушен­ба­ха. Он сказал, что количе­ство дураков среди акаде­ми­ков пример­но такое же, что и среди дворни­ков. Он имел в виду именно это: разум, или ум, есть понима­ние и транс­ля­ция Божествен­ных истин. Если акаде­мик свои знания употреб­ля­ет не для этого, то значит, что он неразу­мен, что ему свойстве­нен недоста­ток ума. И тут дело не в знании и понима­нии богосло­вия, а в жизни, которую следует соотно­сить с Еванге­ли­ем.

Ведь мы это знаем по себе. Каждый из нас может сказать о себе, что он много знает, но очень часто это знание – лишнее. Как-то патри­арх расска­зал одну историю про себя, как его, еще молодо­го, учил один старый прото­и­е­рей, что надо шумы отличать от сигна­лов. Есть сигналы, и есть шумы. И если мы будем подпи­ты­вать­ся шумами, то мы можем сказать, что мы очень знающие люди. Но если мы не можем отделять сигналы от шумов, то это значит, что у нас нет ума для этого отбора.

Важней­шие знания – это знания о том, как спастись

Священ­ник Димит­рий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин
Священ­ник Димит­рий Шишкин

– Мы знаем множе­ство святых просте­цов, порою вовсе негра­мот­ных, но знаем и образо­ван­ней­ших людей своего времени, достиг­ших свято­сти.

Очевид­но, что с христи­ан­ской, право­слав­ной точки зрения умным и знающим челове­ком мы можем назвать того, кто ясно осозна­ёт предна­зна­че­ние своей земной жизни и всеми силами стара­ет­ся это предна­зна­че­ние испол­нить. А предна­зна­че­ние наше заклю­ча­ет­ся в том, чтобы научить­ся жить по-Божески, то есть, употреб­ляя свобод­ную волю и прила­гая усилия, строить свою внутрен­нюю и внешнюю жизнь по запове­дям Божиим. Искать единства с Богом в Духе Святом. И в этом смысле важней­шие знания для челове­ка – это знания о том, что нам делать, чтобы спастись, чтобы достичь Царствия Небес­но­го. Об этом повест­ву­ет Священ­ное Писание, этому учит Церковь, это состав­ля­ет главную ценность и опыт жизни всех святых.

Внешние же, акаде­ми­че­ские знания, образо­ван­ность и эруди­ция – всё это хорошо и важно, но только в том случае, если помога­ет челове­ку в деле служе­ния Богу и людям. В обрат­ном случае мудрость челове­че­ская превра­ща­ет­ся в безумие.

Подго­то­вил Юрий Пущаев

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *