Как я избавился от мата, — рассказ священника

Язык в таком положении находится между членами нашими,
 что оскверняет все тело... будучи сам воспаляем от геенны.
Иак 3: 6

Сегодня мат превра­ща­ет­ся в норму. У нас в поселке на русском матер­ном общают­ся и дети, и взрос­лые, молодые и старые, женщины и мужчины, наемные работ­ни­ки и продви­ну­тые бизне­сме­ны.

Обгоня­ешь влюблен­ную парочку, слышишь, как голубки матер­ком воркуют. Мамы на детишек все больше матом орать стали. Серега Шнур — самый желан­ный поэт-песен­ник на всем простран­стве нашей необъ­ят­ной страны.

Мат завис в воздухе и «висит», словно дым в проку­рен­ной бытовке.

Я понимаю, если бы наш поселок был горняц­ким или шофер­ским, так ведь нет, у нас одних докто­ров с канди­да­та­ми разных наук, навер­ное, никак не меньше полусот­ни, двое акаде­ми­ков. <…>

Виктор Конец­кий, один из самых любимых мною авторов, утвер­жда­ет, что матом хорошо прило­жить в каких-то экстрен­ных ситуа­ци­ях, когда много­сло­вие только делу вредит. Может, Конец­кий и прав, не знаю. Но если следо­вать логике автора, наше бытие все более и более погру­жа­ет­ся в одну такую беско­неч­ную «экстрен­ную ситуа­цию».

Лично я материл­ся с тех пор, как себя помню. Возмож­но, материл­ся и до того, но об этом история умалчи­ва­ет. Еще бы не материть­ся, если все мое детство прошло в солдат­ских казар­мах. У меня, как когда-то до револю­ции, был свой дядька-воспи­та­тель из числа солдат, служив­ших в нашем полку. <…>

Я даже в столо­вую солдат­скую ходил обедать. И вкус той солдат­ской каши у меня до сих пор во рту стоит, такая была вкусня­ти­на. Ну а издерж­кой моего солдат­ско­го воспи­та­ния был мой вирту­оз­ный мат.

Мама расска­зы­ва­ла, как она красне­ла, когда ее малень­кий мальчик, словно орган­чик, на сюсюка­нье какой-нибудь тетень­ки мог ответить так, что у тетень­ки сумка из рук выпада­ла. И это при том, что дома у нас никто не ругался.

<…>

Подрас­тая, начал понимать, что материть­ся нехоро­шо, и стал себя контро­ли­ро­вать. Уже не ругался напро­па­лую, разли­чал, где можно, а где нельзя. Но ругать­ся продол­жал, считал это призна­ком мужествен­но­сти.

<…>

Помню, в 9‑м классе к нам пришла молодень­кая учитель­ни­ца русско­го языка Анна Ефимов­на Кецлах. Как она нам читала стихи, сколько интерес­но­го мы от нее узнали! Не говорю за других, а я влюбил­ся в русскую литера­ту­ру и обожал Анну Ефимов­ну.

Как-то на перемен­ке один мой однокласс­ник запрыг­нул на меня сзади, вцепил­ся и повис. Я никак не мог его сбросить. И тогда я выдал ему фразу из своего розово­го периода. Его хватка ослабла, он обмяк и сполз.

Я освобо­дил­ся от него и увидел мою любимую учитель­ни­цу, которая стояла и смотре­ла на меня такими глазами! А мне хотелось прова­лить­ся сквозь землю. Сейчас пишу и вижу эти глаза. Правда, Анна Ефимов­на мне об этом потом ни разу ничего не сказала. Зачем? Доста­точ­но было одного ее взгляда. Она меня поняла, хороший был учитель.

После оконча­ния инсти­ту­та попал служить в особую часть. Все солдаты у нас имели высшее образо­ва­ние. В роте у меня был друг, Сережа Полуян, не помню, кто еще, но вот он точно никогда не ругался. Я ругаюсь, а он нет, всегда находя в ответ челове­че­ские слова. Глядя на моего друга, я тоже попро­бо­вал не ругать­ся. Понача­лу было трудно. Словеч­ки, матер­ные частуш­ки, поговор­ки-приба­ут­ки — все это раньше могло литься из моего горла потоком, и вдруг заслон.

Как чесался язык называть вещи их природ­ны­ми именами, такими корот­ки­ми и понят­ны­ми, но ломал себя. Серега-то вот может, значит, и я смогу.

Таким образом, вернув­шись домой со срочной службы, я научил­ся курить и разучил­ся материть­ся. Но это не значит, что я не прого­ва­ри­вал этих слове­чек про себя, порой прого­ва­ри­вал. И еще реаги­ро­вал, когда ругались рядом, словеч­ки бурави­ли мне мозг и отдава­лись аж где-то в груди.

Но потом систем­ное молча­ние на уровне языка перешло на уровень мысли, и уже даже в мыслях я перестал говорить матом. Спустя еще какое-то время мне стало безраз­лич­но, что говори­лось вокруг меня. Я перестал реаги­ро­вать на мат. Он для меня умер, к счастью.

Этот текст – отрывок из книги священ­ни­ка Александра  Дьячен­ко «Чашечка кофе,  Расска­зы о приходе и о себе» издатель­ства «Никея».

Источ­ник: Журнал “ФОМА”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *