Искусство оскорблять

Популяр­ный блогер и тележур­на­лист, на заре карьеры просла­вив­ший­ся репор­та­жа­ми, в которых предста­вил родной город – Север­ную Пальми­ру – скопи­щем свалок и выгреб­ных ям, дал замеча­тель­ное опреде­ле­ние собствен­но­му ремеслу: искус­ство оскорб­лять. Расшну­ро­вав­шись до испод­не­го, он препо­дал публике бессчет­ные перлы этого искус­ства, обнару­жив неисто­щи­мую изобре­та­тель­ность в оскорб­ле­ни­ях собесед­ни­ков на экране, зрите­лей и читате­лей, отече­ствен­ной литера­тур­ной класси­ки: Досто­ев­ский или Чехов у него – неуме­лые подра­жа­те­ли зарубеж­ным образ­цам. С залих­ват­ским энтузи­аз­мом этот фигляр упраж­ня­ет­ся в оскорб­ле­ни­ях, адресо­ван­ных России, ее истории («Та Россия, которую, по счастью, когда-то потеря­ли, она, к сожале­нию, нашлась»), русско­му народу, да и всему роду челове­че­ско­му, худшему, по его версии, из всех разно­вид­но­стей пресмы­ка­ю­щих­ся и млеко­пи­та­ю­щих.

Но излюб­лен­ный адрес его поноше­ний – Право­слав­ная Церковь, затем уже любая другая религия и, наконец, Сам Творец. Продол­жая дело «Безбож­ни­ка у станка», этот шутник, каска­дер и ипполог уязвля­ет религию от имени науки: физики, химии и биоло­гии. При этом аргумен­ты он, похоже, позаим­ство­вал у одного из персо­на­жей из «Города Градова». В этой повести А. Плато­но­ва комсо­мо­лец, беседуя с соседя­ми по вагону, вещает: «Религия должна карать­ся по закону!.. Я расска­жу всё после­до­ва­тель­но! Потому что религия есть злоупо­треб­ле­ние приро­дой! Поняли? Дело ведь просто: солнце начина­ет нагре­вать навоз, сначала вонь идет, а потом оттуда трава вырас­та­ет. Так и вся жизнь на земле произо­шла – очень просто».

Выдавая себя за научно­го атеиста, этот просве­ти­тель демон­стри­ру­ет с напуск­ной миной траги­че­ско­го актера из клубной самоде­я­тель­но­сти образ существа, выско­чив­ше­го на экран из преис­под­ней, само существо­ва­ние которых атеистам, как извест­но, положе­но отрицать: «Мне совер­шен­но незна­ко­мо чувство раска­я­ния, стыда. А когда слышу высокие слова о совести, мне хочется подмиг­нуть и сказать: “Ребята, мы все позавче­раш­ние обезья­ны и вчераш­ние питекан­тро­пы, так о какой совести может идти речь?!» Или такой перл: «Друзей продают за большие деньги». А вот еще одно его изрече­ние, похожее на явку с повин­ной: «Мы, журна­ли­сты, все сидели на золотых цепях у разных олигар­хов».

Но не он один упраж­ня­ет­ся в пропа­ган­де атеизма. То в пару с этой знаме­ни­то­стью, то в одиноч­ку на этом доблест­ном поприще подви­за­ет­ся еще один столь же разно­сто­рон­ний публи­цист, не устаю­щий напоми­нать своим зрите­лям и слуша­те­лям об одном пережи­том им пикант­ном приклю­че­нии. Он атакует религию тоже от имени науки, но не естество­зна­ния, как его старший товарищ, а истории. Полити­че­ское кредо этого слово­охот­ли­во­го публи­ци­ста, а заодно эконо­ми­ста и романи­ста, с безгра­нич­ной широтой творче­ской мысли соеди­ня­ет аполо­гию демокра­тии с социал-дарви­низ­мом – чего стоит, напри­мер, его предло­же­ние ввести имуще­ствен­ный ценз для избира­те­лей, – либера­лизм и расизм, пропа­ган­ду прав челове­ка вкупе с аполо­ги­ей колони­за­то­ров: «Извинять­ся за колони­за­цию – это все равно как извинять­ся победи­те­лю по боксу за свое первое место: ой, я нехоро­ший человек – я победил».

Либера­лизм вирту­оз­но соеди­ня­ет­ся с расиз­мом, а пропа­ган­да прав челове­ка с аполо­ги­ей колони­за­то­ров

Претен­зию Града на холме творить суд и распра­ву над иными градами и весями сей публи­цист находит обосно­ван­ной, потому что населе­ние их состоит из уродов: «Вот если посмот­реть на все эти страны, что их объеди­ня­ет? Их объеди­ня­ет, что они уроды».

Некото­рое время назад этот издаю­щий особого рода парфюм журна­лист предъ­явил публике свое новое амплуа: гебра­и­ста, библе­и­ста и романи­ста, на этот раз не как автора детек­тив­ных романов, а в качестве знатока римских древно­стей. Погру­зив­шись в эту блиста­тель­но освоен­ную им область, романист сделал колос­саль­ной новизны откры­тие, запечат­лен­ное в книге «Иисус. Истори­че­ское иссле­до­ва­ние». В этом не столько иссле­до­ва­нии, сколько детек­тив­ном рассле­до­ва­нии первые христи­ане уличены были в много­чис­лен­ных актах террора против велико­душ­ной и забот­ли­вой римской админи­стра­ции и лояль­ных Риму обыва­те­лей Палести­ны. Гебра­ист отожде­ствил христи­ан с крайней фракци­ей зелотов – сикари­я­ми, хорошо извест­ны­ми из разных источ­ни­ков, более всего – из «Иудей­ской войны» Иосифа Флавия, и уподо­бил учени­ков Иисуса Христа совре­мен­ным ИГИЛов­цам*. В хуле на Спаси­те­ля библе­ист доходит до парок­сиз­ма одержи­мо­сти. Доста­ет­ся от него и ветхо­за­вет­ным патри­ар­хам и проро­кам. А вот совре­мен­ных христи­ан неизвест­но с какой стати библе­ист прини­ма­ет за пацифи­стов, утвер­ждая, что христи­ане много бы дали, чтобы изгла­дить из Еванге­лия слова Спаси­те­ля: «Не мир пришел Я прине­сти, но меч» (Мф. 10: 34). Но такого компли­мен­та мы от него не заслу­жи­ли. Это очевид­ная ошибка. Право­слав­ные христи­ане следуют настав­ле­нию святи­те­ля Филаре­та Москов­ско­го: «Люби личных врагов, гнушай­ся врагами веры и рази врагов Отече­ства», что на пацифизм совсем не похоже.

Как, вы не знали, что Ватикан сжег Копер­ни­ка?!

Об изуми­тель­ной разно­сто­рон­ней эруди­ции непод­ра­жа­е­мо­го романи­ста и гебра­и­ста замеча­тель­но говорят такие его изрече­ния: «Это сейчас Рим извиня­ет­ся за сожжен­но­го Копер­ни­ка и призна­ет свободу совести»; «Лоуренс Аравий­ский не имел пробле­мы с исламом во Второй мировой войне» – а ведь и в правду не имел, скончав­шись в 1935 году. В научной копилке энцик­ло­пе­ди­ста есть и одно геогра­фи­че­ское откры­тие, сораз­мер­ное с Колум­бо­вым: Гренлан­дия, оказы­ва­ет­ся, не датская колония, как счита­лось до сих пор, а часть Норве­гии.

Среди самых блиста­тель­ных пропо­вед­ни­ков атеизма обрета­ет­ся еще одна колорит­ная персона, которая в прошлом, по ее собствен­но­му призна­нию, испыты­ва­ла нежные чувства к ипполо­гу и каска­де­ру, а потом возне­на­ви­де­ла его, оскорб­лен­ная равно­ду­ши­ем ипполо­га, на взаим­ность которо­го, казалось бы, судя по его увлече­нию, могли рассчи­ты­вать разве только кони, а не существа в челове­че­ском обличье. Именует себя эта персона великим истори­ком, подра­жая в скром­но­сти былому своему предме­ту, который однажды пожалел Свифта: он «страдал оттого, что не имеет достой­но­го собесед­ни­ка. Конечно. Я же еще не родился». Ученый труд, обессмер­тив­ший славу этой персоны, назван ею без затей, что называ­ет­ся, скром­нень­ко и со вкусом: «Первая научная история войны 1812 года». Сделан­ное в творе­нии гения откры­тие обраща­ет в ничто, в монблан макула­ту­ры тысячи томов, посвя­щен­ных этой войне, но и оно представ­ля­ет собой плагиат, потому что «первая научная история» всего лишь коммен­та­рий к изрече­нию, выска­зан­но­му полто­рас­та лет назад не менее замеча­тель­ным истори­ком – Смердя­ко­вым, сожалев­шим, что в Отече­ствен­ной войне 1812 года глупая нация победи­ла нацию умную. Поклон­ни­ца Наполео­на, эта персона фамильяр­ни­ча­ет со своим героем и дерзит ему, считая себя равной кумиру. А еще она выдает себя за реинкар­на­цию челове­ка из эпохи Ренес­сан­са. Кого именно? Теряем­ся в догад­ках. Судя по масшта­бам персоны, то ли Леонар­до да Винчи, то ли Микелан­дже­ло, но скорее она могла вообра­зить себя Изабел­лой де Луна, Фьяммет­той или Форна­ри­ной. При этом от пользо­ва­те­лей социаль­ных сетей персона навяз­чи­во требует полюбо­вать­ся преле­стью своей наруж­но­сти и шиком своего платья, угрожая тем, кто ею не восхи­ща­ет­ся, истош­ны­ми выкри­ка­ми: «Я вас уничто­жу». Глядя на такую картин­ку, вспоми­на­ешь колорит­ные сцены из фильмов Феллини, с лихими перебран­ка­ми и потасов­ка­ми ночных путниц на стогнах Рима. По должно­сти эта ренес­санс­ная личность – член Незави­си­мо­го комите­та по правам челове­ка. В этом качестве она, чтобы не вышло недора­зу­ме­ния, сделала заявле­ние, в котором разде­ли­ла челове­че­ство на людей и живот­ных, уточнив при этом, что живот­ных, не нужда­ю­щих­ся в ее высоком покро­ви­тель­стве, несрав­нен­но больше, чем людей, круг которых ограни­чи­ва­ет­ся почита­те­ля­ми этой персоны.

Эти трое – самые колорит­ные и непод­ра­жа­е­мые экзем­пля­ры из породы совре­мен­ных научных атеистов. Имеются и другие атеисты, лишен­ные их радуж­но­го опере­ния, повто­ря­ю­щие зады из «Блокно­та агита­то­ра», но не о них речь. Велика ли беда от присут­ствия в интер­не­те клоунов от атеизма. Может, и не было бы беды, если б в унисон с отморо­жен­ны­ми фигля­ра­ми не выска­зы­ва­лись публи­ци­сты другого типажа – соблю­да­ю­щие правила бытовой пристой­но­сти, имену­ю­щие – не себя, конечно, а друг друга взаимно – мораль­ны­ми автори­те­та­ми, совестью нации.

В унисон с отморо­жен­ны­ми фигля­ра­ми выска­зы­ва­ют­ся и «серьез­ные» либера­лы, наши «мораль­ные автори­те­ты»

Среди них не все выдают себя за христо­не­на­вист­ни­ков и богобор­цев, некото­рые даже, напро­тив, рекомен­ду­ют себя христи­а­на­ми, но как только речь заходит об актуаль­ных событи­ях в полити­че­ской жизни, о России, о русском народе, россий­ской истории, тем более о Русской Право­слав­ной Церкви, мораль­ные автори­те­ты в своих эмоци­о­наль­ных выска­зы­ва­ни­ях немед­лен­но уподоб­ля­ют­ся до нераз­ли­чи­мо­сти расшну­ро­вав­шим­ся фрикам и изрека­ют хулу на святыни. Идеоло­ги­че­ски эти совест­ли­вые автори­те­ты обозна­ча­ют себя либера­ла­ми, в редких случаях – либер­та­ри­ан­ца­ми, но если на вещи смотреть всерьез, то нынеш­ние либера­лы, имя и число которых легион, с ликова­ни­ем потира­ю­щие руки при виде наших действи­тель­ных или мнимых неудач, удалены от класси­ков либера­лиз­ма, таких как Локк, Милль или Гранов­ский, на такое пример­но рассто­я­ние, на какое отстоит от социа­ли­ста Анри Сен-Симона булга­ков­ский персо­наж – «говоря­щая собачка», предла­гав­шая у всех все отнять и заново поделить.

В завер­ше­ние во избежа­ние криво­тол­ков уместно, как это принято ныне, уточнить, что охарак­те­ри­зо­ван­ные здесь персоны – плод вымысла, а их сходство с реаль­ны­ми лицами, если таковое имеет место, представ­ля­ет собой случай­ное совпа­де­ние.

* — органи­за­ция, запре­щен­ная в РФ

Прото­и­е­рей Влади­слав Цыпин

17 сентяб­ря 2020 г.

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *