Евангельский рассказ о Марфе и Марии: нужно бросить все бытовое? Этого хочет от нас Бог?

Марфа! Марфа! ты заботишь­ся и суетишь­ся о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимет­ся у нее. (Лк. 10:41–42)

АМВРОСИЙ, митро­по­лит Тверской и Кашин­ский

Рассказ о Марфе и Марии, вероят­но, один из самых часто читае­мых за Божествен­ной литур­ги­ей евангель­ских отрыв­ков. Возвра­ща­ясь к одному и тому же тексту из раза в раз, мы, с одной стороны, часто сталки­ва­ем­ся с тем, что переста­ем обращать на него присталь­ное внима­ние ума и сердца. С другой стороны, мы имеем возмож­ность каждый раз замечать нечто новое, побуж­да­ю­щее нас задумать­ся и, возмож­но, изменить­ся.

Две сестры — Марфа и Мария — очень хорошо нам знакомы. Одна суетли­ва, но забот­ли­ва, другая же тиха, но внима­тель­на. Порой мы даже приме­ря­ем на себя один из этих образов, чтобы понять, каковы мы на самом деле и как нам угодить Богу. В чем же именно ошибка, или, лучше сказать, недочет Марфы? В чем именно упрека­ет ее Господь? И какой урок мы можем из этого вынести?

Следует обратить внима­ние на слова Еванге­лия, которое говорит, что Марфа не просто заботи­лась об угоще­нии, а именно о большом угоще­нии (Лк. 10:40). И в словах Господа мы видим указа­ние на то же самое, она не просто заботит­ся и суетит­ся, но суетит­ся о многом (Лк. 10:41). Несомнен­но, мы можем вынести из истории с Марфой и Марией тот факт, что не стоило совер­шен­но отказы­вать­ся от заботы о гостях и их угоще­нии. Вполне возмож­но, что Мария тоже сделала для этого все необхо­ди­мое, но не чрезмер­но, она села у ног Христа, потому что именно это и было для нее самой главной заботой .

Марфа же увлек­лась. Так бывает и с нами. Мы порой будто бы забыва­ем о том, что являет­ся самым важным, а что второ­сте­пен­ным. Начина­ем увлекать­ся различ­ны­ми тради­ци­я­ми, истори­ей, внешней красо­той наших храмов и всем прочим, что само по себе безуслов­но важно, но без внима­тель­но­го отноше­ния ко Христу не имеет никако­го значе­ния. Порой кажется, что «вот сейчас я сделаю еще вот это, тут еще подкра­шу, тут обустрою еще что-то поудоб­нее, а потом уж сяду у ног Иисусо­вых и буду сосре­до­то­чен­но внимать тому, что Он говорит, чему Он учит». Как часто подоб­ный ход мыслей стано­вит­ся замкну­тым циклом самооб­ма­на!

Ведь всегда можно сделать что-то еще лучше, еще удобнее, еще краси­вее, а на главное так и не отыскать времени — и не только не найти времени, но еще и упрекать тех, кто находит время на самое главное в жизни, а если и не упрекать, то завидо­вать им. В то время как одно только нужно (Лк. 10:42): сделать самое необхо­ди­мое для жизни внешней и тотчас же предать­ся главно­му — молитве, любви к Богу и ближним, внутрен­ней жизни сердца.

Это совсем не означа­ет, что нужно бросить все бытовое: работу, семью, светскую жизнь — нет, и хотя «Бог — это Тот, Кто требует абсолют­ной любви» (см. С. Кьерке­гор «Страх и трепет»), это отнюдь не значит, что доказать эту любовь можно, бросив все то, что дорого и ценно. Это так же невоз­мож­но, как и пытать­ся доказать любовь к супругу или супруге, прояв­ляя неува­же­ние и безраз­ли­чие к своим родите­лям. Вместе с тем лишь напол­няя всю прочую жизнь Христом, мы можем действи­тель­но стать христи­а­на­ми, можем действи­тель­но умереть для мира, чтобы жить со Христом в Боге (см. Кол. 3:3).

Если чему и учит нас челове­че­ская история, так это тому, что мы можем лишить­ся всего, что у нас есть, в одно мгнове­ние. Все то, что ценно и дорого в наших очах, может завтра оказать­ся у нас отобран­ным. Однако именно жизнь нашего сердца никто не в силах у нас отобрать. Ее невоз­мож­но уничто­жить, она никогда не потеря­ет свою цену. И потому позабо­тим­ся уже сегодня, здесь и сейчас, о жизни своего сердца, о том, к чему оно влечет­ся, что являет­ся для него подлин­ным сокро­ви­щем.

Что же касает­ся вещей внешних, то уделим им лишь столько, сколько они заслу­жи­ва­ют, ведь доволь­но для каждого дня своей заботы (Мф. 6:34).

Источ­ник: Журнал “ФОМА”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *