Если грехи — результат наследственности или окружения, разве я в них виноват? — отвечает священник

Наша предрас­по­ло­жен­ность, или, как это часто называ­ет­ся в аскети­че­ской литера­ту­ре «удобо­пре­клон­ность» ко греху есть следствие перво­род­но­го греха, повлек­ше­го за собой повре­жден­ность челове­че­ской природы. В этом смысле все наши грехи — резуль­тат наслед­ствен­но­сти, потому что, — пишет апостол Павел в нем (Адаме — прим.) все согре­ши­ли (Рим. 5:12). Но одновре­мен­но грех — это всегда свобод­ный выбор индиви­ду­у­ма, вольно­го посту­пить именно так, а не иначе.

Безуслов­но, на психо­тип челове­ка оказы­ва­ет влияние то, что и как вклады­ва­ют в него родите­ли при воспи­та­нии, а совокуп­ность его психи­че­ских качеств склады­ва­ет­ся в резуль­та­те взаимо­дей­ствия психо­ти­па и окружа­ю­щей среды, которые начина­ют­ся еще до рожде­ния. Так, стресс матери во время беремен­но­сти нередко вызыва­ет у ребенка эмоци­о­наль­ную дисфунк­цию. В после­ду­ю­щем он может стать замкну­тым, нереши­тель­ным, а значит быть подвер­жен­ным унынию и отчая­нию.

Но разве хотя бы один человек свобо­ден от воздей­ствия наслед­ствен­но­сти и психо­со­ци­аль­но­го окруже­ния? Каждый из нас испыты­ва­ет на себе влияние семей­ных родитель­ских паттер­нов, школь­ных друзей, тренера по футболу. Все, что мы приоб­ре­та­ем — и хороше­го, и дурного — форми­ру­ет нашу личность с ее индиви­ду­аль­ны­ми особен­но­стя­ми, жизнен­ны­ми ценно­стя­ми, приори­те­та­ми и качества­ми. Личность, которая облада­ет одним неуни­что­жи­мым свойством — свобо­дой выбора. Послед­ний всегда остает­ся за нами. Перекла­ды­вая ответ­ствен­ность за наши мысли, намере­ния и поступ­ки на что-то, находя­ще­е­ся вне нас — в психо­ло­гии это называ­ет­ся внешний локус контро­ля — мы склады­ва­ем руки, переста­ем трудить­ся и призна­ем себя бессиль­ны­ми перед обсто­я­тель­ства­ми, наслед­ствен­но­стью, генами. Позиция, возмож­но, и удобная, но непро­дук­тив­ная.

Теперь что касает­ся греха. На самом деле не так важно, склон­ность к каким грехам мы приоб­ре­ли в процес­се нашего прена­таль­но­го разви­тия, а затем воспи­та­ния и взрос­ле­ния: страсть к выпивке, потому что отец был алкого­ли­ком, ложь и подозри­тель­ность из-за того, что в семье царила соответ­ству­ю­щая атмосфе­ра, или высоко­ме­рие и презре­ние к людям, посколь­ку с детства привык­ли сорить деньга­ми и не знали ни в чем отказа. Любой грех, даже социаль­но прием­ле­мый и самый, казалось бы безобид­ный, отделя­ет нас от Бога. В этом его пагуб­ность.

Грех в право­сла­вии рассмат­ри­ва­ет­ся не в катего­ри­ях вины и наказа­ния. Он — болезнь души, которую нужно лечить. А если так, то какая разница, кто виноват в том, что моя душа больна? Если я вижу в себе грех и чувствую, что он мешает мне прибли­зить­ся к Богу и стать счаст­ли­вым, какой смысл искать винова­то­го? Это мой недуг и мне его лечить.

С осозна­ния этого начина­ет­ся покая­ние — то есть процесс измене­ния внутрен­не­го грехов­но­го устро­е­ния. Человек осозна­ет свою грехов­ность, сожале­ет о ней, начина­ет ненави­деть свой грех и бороть­ся с ним. Его стара­ния вместе с раска­я­ни­ем и твердым желани­ем оставить прежнюю жизнь привле­ка­ют милосер­дие Божие. И резуль­та­том этой синер­гии — сочета­ния духов­ных усилий кающе­го­ся грешни­ка и благо­дат­ной помощи Божией — стано­вит­ся избав­ле­ние от греха и исцеле­ние души.

Не Господь наказы­ва­ет нас за грехи. Совер­шая грех, мы сами наказы­ва­ем себя тем, что удаля­ем­ся от Бога — источ­ни­ка подлин­но­го счастья. Поэтому вместо того, чтобы искать винова­то­го, надо поста­рать­ся трезво осознать свое духов­ное состо­я­ние и начать менять­ся к лучшему.

Источ­ник: Журнал “Фома”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *