«Для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, а мгновение!»: 30 сильных цитат о покаянии святых отцов и современных пастырей

15 марта у право­слав­ных христи­ан начался Великий пост — время сугубо­го покая­ния. Мы предла­га­ем нашим читате­лям пройти его с «Фомой». Покая­ние — это путь челове­ка к Богу. Но что Церковь понима­ет под покая­ни­ем? Можно ли ему научить­ся? Что говорит­ся в Библия о покая­нии? Для чего нужно таинство испове­ди? Как к нему подго­то­вить­ся? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добави­ли личные история покая­ния святых и наших совре­мен­ни­ков. Каждый день на foma.ru вас ждет очеред­ной матери­ал. Надеем­ся, наш проект поможет вам чаще вспоми­нать о главной цели Велико­го поста — подго­то­вить свое сердце к встрече с Воскрес­шим Спаси­те­лем. Все матери­а­лы о покая­нии вы можете посмот­реть здесь.

-1-

Для истин­но­го покая­ния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, а мгнове­ние! Мгнове­ние поворо­та — решитель­но­го поворо­та от грешной, неради­вой, пустой, легко­мыс­лен­ной жизни к жизни во Христе, к жизни истинно христи­ан­ской.

Препо­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский, 1812–1891

-2-

Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаем­ся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

Препо­доб­ный Ефрем Сирин, IV век

-3-

Говорят: «Бог благ, Он помилу­ет всех грешни­ков». Да, но каких? Искрен­но кающих­ся, и остав­ля­ю­щих неправ­ду, и творя­щих правду. Вы хотите населить рай пьяни­ца­ми, прелю­бо­де­я­ми, сребро­люб­ца­ми, ворами, преда­те­ля­ми веры, отступ­ни­ка­ми от Бога, ерети­ка­ми, сектан­та­ми, расколь­ни­ка­ми. Нет, они не войдут в рай.

Святой правед­ный Иоанн Кронштадт­ский, 1829–1908

-4-

Вопросы для размыш­ле­ния перед испове­дью нерас­ка­ян­ным грешни­кам («ну, какие у меня грехи…», «нет, особо ничем не грешен»):

  1. Почему святые считали себя первыми грешни­ка­ми?
  2. Что значит будьте совер­шен­ны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный (Мф 5:48)?
  3. Вот и Небеса недоста­точ­но чисты перед Ним, и в Ангелах Своих Он находит недостат­ки (см. Иов 4:18).

Священ­ник Александр Ельча­ни­нов, 1881–1934

-5-

В том и заклю­ча­ет­ся покая­ние, чтобы как бы измерить рассто­я­ние между тем, что задумал Господь, и тем, что мы осуще­стви­ли. Между тем, что нам было дано, и что мы исполь­зо­ва­ли или нет, испол­ни­ли либо не испол­ни­ли. Это надо делать — и не раз в жизни. Мы часто остав­ля­ем эту задачу до нашего предсмерт­но­го часа, до послед­ней нашей болезни, до момента, когда вдруг обнару­жим, что неисцель­но больны или что находим­ся в смертель­ной опасно­сти. И тогда, перед лицом страха, перед лицом смерти, перед опасно­стью мы вдруг делаем­ся по отноше­нию к себе, к жизни, к людям, к Богу — серьез­ны­ми. Мы переста­ем играть в жизнь. Мы переста­ем жить так, будто пишем только черно­вик <…> Спаси­тель нам говорит: Ходите, пока есть свет; когда наста­нет тьма, уже будет поздно ходить, и некуда, и не будет ни пути, ни дороги… У нас еще есть время, а сколько его — мы не знаем <…> Смерть нам напоми­на­ет о том, что надо спешить жить со всей глуби­ной, на которую мы способ­ны.

Митро­по­лит Сурож­ский Антоний, 1914–2003

-6-

«Для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, а мгновение!»: 30 сильных цитат о покаянии святых отцов и современных пастырей

Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покая­ни­ем достиг­ли Царства Небес­но­го. И все, кто прихо­дит туда, прихо­дят через покая­ние, которое даровал нам Милости­вый Господь Своими страда­ни­я­ми.

Препо­доб­ный Силуан Афонский, 1866–1938

-7-

Мы не будем обвине­ны при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богослов­ство­ва­ли, но, без сомне­ния, дадим ответ Богу за то, что не плакали о грехах своих.

Препо­доб­ный Иоанн Лествич­ник, VI — начало VII века

-8-

Покая­ние в глубо­ком смысле этого слова — это не простое сокру­ше­ние о грехах или отвра­ще­ние к своему грехов­но­му прошло­му; еще менее означа­ет оно формаль­ную исповедь: смысл слова гораздо глубже. Это решитель­ный перевод жизни на новые рельсы, полная переста­нов­ка всех ценно­стей в душе и сердце, где при обычных услови­ях на первом месте стоят мирские заботы и цели времен­ной, преиму­ще­ствен­но матери­аль­ной жизни, а всё высокое и святое, всё, что связано с верой в Бога и служе­ни­ем Ему, оттес­не­но на задний план. Человек не отказы­ва­ет­ся совсем от этих высоких идеалов, но вспоми­на­ет о них и служит им украд­кой, боязли­во, в редкие минуты духов­но­го просвет­ле­ния. Покая­ние предпо­ла­га­ет корен­ную переста­нов­ку: на первом месте всегда, везде, во всем — Бог; позади, после всего — мир и его требо­ва­ния, если только их нельзя совер­шен­но выбро­сить вон из сердца. Говоря иначе, покая­ние требует созда­ния нового, единого центра в челове­ке, и этим центром, куда сходят­ся все нити жизни, должен быть Бог.

Святи­тель Василий Кинешем­ский, 1876–1945

-9-

Что значит покаять­ся? Значит: сознать­ся, раска­ять­ся в грехах своих, оставить грехи свои… и уже более не возвра­щать­ся к ним. Таким образом многие грешни­ки претво­ри­лись в святых.

Святи­тель Игнатий (Брянча­ни­нов), 1807—1867

-10-

Люди много способ­ны понять в жизни, многое тонко подме­ча­ют в чужой душе, но какое редкое, почти несуще­ству­ю­щее явление, чтобы человек умел видеть самого себя. Тут самые зоркие глаза стано­вят­ся слепы и пристраст­ны. Мы беско­неч­но снисхо­ди­тель­ны ко всякому злу и безмер­но преуве­ли­чи­ва­ем всякий проблеск добра в себе. Я не говорю уже о том, чтобы быть к себе строже, чем к другим (что, собствен­но, и требу­ет­ся), но если бы мы прило­жи­ли к себе хотя бы те же мерки, как к другим, — и то как на многое это открыло бы нам глаза. Мы безна­деж­но не хотим этого, да и не умеем уже видеть себя, и так и живем в своей слепой успоко­ен­но­сти. А наша духов­ная жизнь даже и не начина­лась, и не может начать­ся, пока мы не сойдем с этой ложной позиции.

Священ­ник Александр Ельча­ни­нов, 1881—1934

-11-

Сотво­ри­те убо плоды достой­ны покая­ния (Лк 3:8). Как же нам их сотво­рить? Посту­пая напро­тив. Напри­мер, ты воровал чужое? Вперед давай и свое. Долгое время блудил? Теперь воздер­жи­вай­ся и от жены своей в извест­ные дни и привы­кай к воздер­жа­нию. Оскорб­лял и даже бил? Вперед благо­слов­ляй обижа­ю­щих тебя и добро делай биющим. Ты преда­вал­ся прежде сласто­лю­бию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старай­ся истре­бить зло, от прежней жизни проис­шед­шее. Ты смотрел прежде с вожде­ле­ни­ем на чужую красоту? Впредь для большей безопас­но­сти совсем не смотри. Ибо сказано: Уклони­ся от зла и сотвори благо (Пс 33:15).

Святи­тель Иоанн Злато­уст, IV — начало V века

-12-

Только в Церкви мы можем получить благо­дат­ную силу для того, чтобы нам испра­вить собствен­ную жизнь. Если человек не испове­ду­ет­ся, если он посто­ян­но не борется с собой, если он посто­ян­но не застав­ля­ет себя молить­ся, хотя это трудно, если он посто­ян­но не прича­ща­ет­ся, не соеди­ня­ет­ся с Богом в таинстве Святого Прича­ще­ния, у него просто не будет сил к покая­нию, он просто не сможет двигать­ся по направ­ле­нию к Богу. Поэтому покая­ние — это не только осозна­ние своих грехов, покая­ние — это еще и молитва, это изуче­ние Священ­но­го Писания, посто­ян­ное освое­ние право­слав­но­го богослу­же­ния, всегдаш­няя готов­ность помочь своему ближне­му, потому что ближний мой — такой же исстра­дав­ший­ся грешник, духов­ный инвалид.

Прото­и­е­рей Димит­рий Смирнов, 1951–2020

-13-

«Для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, а мгновение!»: 30 сильных цитат о покаянии святых отцов и современных пастырей

Бог благ и милосерд к кающим­ся, хотя изобра­жа­ет­ся Он угрожа­ю­щим и гнева­ю­щим­ся; но это — на зло и грех, а не на нас, которых всегда готов принять, коль скоро увидит слезу сокру­ше­ния на лице нашем.

Препо­доб­ный Феогност (один из авторов «Добро­то­лю­бия», время жизни неизвест­но)

-14-

Не называ­ние греха, даже не психо­ло­ги­че­ски точное описа­ние, не рассуж­де­ния, хотя бы и правиль­ные, о причи­нах и следстви­ях грехов, а ощуще­ние самой материи греха, самой его стихии, боль и скорбь о нем, жажда освобож­де­ния от него — вот что важно».

Священ­ник Александр Ельча­ни­нов, 1881–1934

-15-

Чем больше очища­ет­ся человек покая­ни­ем, тем больше начина­ет видеть свою грехов­ность и испор­чен­ность. Это самый верный признак, что покая­ние принято и что человек подви­за­ет­ся правиль­но.

Игумен Никон (Воробьев), 1894–1963

-16-

Кто… не искусил­ся ложью, не знает вожде­ле­ния от зрения, и никогда не прогне­вал­ся на ближне­го понапрас­ну, и даже оказал­ся невинов­ным в празд­ном слове, чтобы не иметь ему нужды в покая­нии? <…> А посему и малым, и великим нет конца покая­нию до самой смерти.

Препо­доб­ный Марк Подвиж­ник, IV–V век

-17-

«Почти поголов­ное равно­ду­шие на испове­ди, особен­но у мужчин. Благо­да­рю Бога, что Он почти всегда даtт мне пережи­вать исповедь как катастро­фу.

Священ­ник Александр Ельча­ни­нов, 1881–1934

-18-

Когда не можете сохра­нить­ся от шумного общества, то старай­тесь сохра­нить­ся от много­сло­вия и излиш­них шуток, а когда и от сего не сохра­ни­тесь, то умывай­тесь в покая­нии.

Святи­тель Игнатий (Брянча­ни­нов), 1807–1867

-19-

По силе своей старай­тесь всю Вашу жизнь превра­тить в покая­ние. <…> За всё недолж­ное (мысль, чувство, слово, взгляды и проч., и проч.) немед­лен­но мыслен­но от всего сердца вздох­ни­те к Господу и попро­си­те проще­ния — и доволь­но. Не копай­тесь больше, не разби­рай­те: я такая, я сякая. Все равно, мы себя не знаем и не можем правиль­но судить о себе. Господь наш Судия. Наше дело просить за всё проще­ния, а осуждать кого-либо, даже себя чрезмер­но, запре­ще­но. Вы… как и все: добро переме­ша­но со злом, жив ветхий человек, а новый еще младе­нец. Преда­дим себя и своих Христу Богу и по силе будем делать и каяться в своем недоста­то­че­стве и своих погреш­но­стях.

Игумен Никон (Воробьев), 1894–1963

-20-

Как благо­дать на благо­дать — людям по креще­нии дано покая­ние. Ибо покая­ние есть второе возрож­де­ние от Бога. И то дарова­ние, которо­го залог прияли мы от веры, прием­лем покая­ни­ем. Покая­ние есть дверь милости, отвер­стая усильно ищущим его; сею дверью входим в Божию милость; помимо этого входа не обретем милости; потому что все, по слову Божествен­но­го Писания, согре­ши­ли, получая оправ­да­ние даром, по благо­да­ти Его (Рим 3:23–24).

Препо­доб­ный Исаак Сирин, VII век

-21-

«Для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, а мгновение!»: 30 сильных цитат о покаянии святых отцов и современных пастырей

Часто самые страш­ные самоби­че­ва­ния, взрывы покая­ния момен­таль­но исчеза­ют от тени только призна­ния духов­ни­ком грехов­но­сти кающе­го­ся. И в этом провер­ка источ­ни­ка покая­ния – истин­ное ли оно или это только истери­че­ское удоволь­ствие самооб­на­ру­же­ния, хотя бы и с возве­де­ни­ем на себя всех возмож­ных грехов.

Священ­ник Александр Ельча­ни­нов, 1881–1934

-22-

Не требуй­те от себя больше, чем можете. Надей­тесь на милосер­дие Божие, а не на свои добро­де­те­ли. Покая­ние дано нашему времени взамен дел, коих не стало. Покая­ние же рождает смире­ние и надежду на Бога, а не на себя, что есть гордость и прелесть.

Игумен Никон (Воробьев), 1894–1963

-23-

Покая­ние должно расцве­тать в радость и в подвиг. Без этого покая­ние бесплод­но, без этого то, что могло бы быть покая­ни­ем, превра­ща­ет­ся в раска­я­ние — бесплод­ное и, часто, такое, которое убивает жизнен­ную силу в челове­ке вместо того, чтобы его возбуж­дать и обнов­лять.

<…> Да, надо остано­вить­ся на прошлом, надо вглядеть­ся без всякой пощады к себе в темные стороны своей жизни, и мыслей своих, и движе­ний сердца, и в желания, и в поступ­ки, и в отноше­ния. <…> Все надо видеть, что только доступ­но взору, и на все отзывать­ся честно; принять стыд до конца, принять боль до конца, не искать себе извине­ния, чтобы боль стала менее острой, чтобы не сгореть от стыда. Только если пережить свой позор со всей возмож­ной, всей доступ­ной нам силой, можно оторвать­ся от того, чем этот стыд вызыва­ет­ся. <…> Но, с другой стороны (и это так же важно), человек должен быть в состо­я­нии принять проще­ние, которое ему дается. Мы не имеем права отбро­сить, откло­нить, отречь­ся от проще­ния, которое Бог или человек нам дает — и дает всегда некой ценой. Когда обижен­ный нами человек, перебо­лев, перестра­дав, нам говорит: «Пусть мир будет теперь между нами! Рана, которую ты мне нанес, заруб­це­ва­лась, боль прошла; ты меня мог бы убить этим, но милостью Божией я остался жив; и я тебя доста­точ­но люблю, чтобы тебе дать тот мир, который Господь вложил в мою душу» — мы должны быть в состо­я­нии смирить­ся и принять проще­ние».

Митро­по­лит Сурож­ский Антоний, 1914–2003

-24-

Страх вводит нас на корабль покая­ния, переправ­ля­ет по смрад­но­му морю жизни и путево­дит к божествен­ной приста­ни, которая есть любовь. В сию пристань прихо­дят все тружда­ю­щи­е­ся и обреме­нен­ные покая­ни­ем. И когда достиг­нем любви, тогда достиг­ли мы Бога, и путь наш свершен, и пришли мы к острову тамош­не­го мира, где Отец, Сын и Дух Святый.

Препо­доб­ный Исаак Сирин, VII век

-25-

В испове­ди самое важное – состо­я­ние души кающе­го­ся, каков бы ни был испове­ду­ю­щий. Важно ваше покая­ние, а не он, что-то вам говоря­щий. У нас же часто лично­сти духов­ни­ка ошибоч­но уделя­ет­ся первен­ству­ю­щее место.

Священ­ник Александр Ельча­ни­нов, 1881–1934

-26-

Покая­ние же состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто прини­ма­ет­ся за прежние дела, тот уподо­бит­ся псу, возвра­ща­ю­ще­му­ся на свою блево­ти­ну (ср. 2 Пет 2:22), и тому, который, по посло­ви­це, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом.

Святи­тель Иоанн Злато­уст, IV — начало V века

-27-

Грехи, по-видимо­му ничтож­ные, но прене­бре­га­е­мые, не врачу­е­мые покая­ни­ем, приво­дят к грехам более тяжким, а от невни­ма­тель­ной жизни зарож­да­ет­ся в сердце гордость.

Святи­тель Игнатий (Брянча­ни­нов), 1807–1867

-28-

«Нечув­ствие», камен­ность, мертвость души — от запущен­ных и неиспо­ве­дан­ных вовремя грехов. Как облег­ча­ет­ся душа, когда немед­лен­но, пока больно, испове­ду­ешь совер­шён­ный грех. Отложен­ная исповедь дает бесчув­ствие.

Священ­ник Александр Ельча­ни­нов, 1881–1934

-29-

Неизле­чи­мая телес­ная болезнь конча­ет­ся смертью, но как может окончить­ся душев­ная болезнь, когда для души нет смерти? Злоба, гнев, раздра­жи­тель­ность, блуд и другие душев­ные недуги — это такие гадины, которые ползут за челове­ком и в вечную жизнь. Отсюда цель жизни и заклю­ча­ет­ся в том, чтобы здесь, на земле, разда­вить этих гадов, чтобы очистить вполне свою душу и перед смертью сказать со Спаси­те­лем нашим: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин 14:30). Душа грешная, не очищен­ная покая­ни­ем, не может быть в сообще­стве святых. Если бы и помести­ли ее в рай, то ей самой нестер­пи­мо бы было там оставать­ся, и она стремилась бы уйти оттуда.

Препо­доб­ный Варсо­но­фий Оптин­ский, 1845–1913

-30-

Не спасут­ся только те, которые не хотят покаять­ся; и много я плачу, жалея их.

Препо­доб­ный Силуан Афонский, 1866–1938

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *