Ждать не антихриста, а Христа

Нет, навер­ное, созна­тель­но верую­ще­го церков­но­го челове­ка, который бы не знал, что мир, в котором мы живем, конечен. Нет верую­ще­го челове­ка, который бы никогда не читал Откро­ве­ние святого апосто­ла и еванге­ли­ста Иоанна Богосло­ва и не имел представ­ле­ния о событи­ях, предва­ря­ю­щих завер­ше­ние земной истории челове­че­ства и второе и славное Прише­ствие Господа нашего Иисуса Христа. Однако существу­ет опреде­лен­ная часть церков­но­го сообще­ства, которая не просто помнит о том, что Апока­лип­сис непре­мен­но насту­пит, но и с напря­же­ни­ем его ожидает.

Вне всякого сомне­ния, мы все призва­ны к тому, чтобы внима­тель­но относить­ся не только к проис­хо­дя­ще­му в наших сердцах, но и к совер­ша­ю­ще­му­ся в окружа­ю­щей нас действи­тель­но­сти. Мы должны, по слову Спаси­те­ля, уметь разли­чать «знаме­ния времен» (ср. Мф. 16, 2). Нам необхо­ди­мо, как писал святи­тель Игнатий (Брянча­ни­нов), понимать, чувство­вать дух времени, чтобы, как объяс­нял он же, не быть подвер­жен­ны­ми его антихри­сти­ан­ско­му воздей­ствию, сохра­нять способ­ность оставать­ся свобод­ны­ми от его влияния – настоль­ко, насколь­ко это в принци­пе возмож­но.

Но я хотел бы напом­нить еще об одной необхо­ди­мо­сти – быть людьми выдер­жан­ны­ми и трезво­мыс­ля­щи­ми, помнить увеща­ние апосто­ла Павла:

«Не спешить колебать­ся умом и смущать­ся ни от духа, ни от слова, ни от посла­ния, как бы нами послан­но­го, будто уже насту­па­ет день Христов» (2 Фес. 2, 1).

Большин­ство из нас прекрас­но помнит сравни­тель­но недав­нюю бурю, бушевав­шую не в стакане воды, а на необъ­ят­ных просто­рах матушки Руси – по поводу ИНН как «печати антихри­ста». Сколько копий тогда было сломано, сколько выяви­лось «мучени­ков» и «исповед­ни­ков» в этой борьбе с государ­ством и Священ­но­на­ча­ли­ем, сколько неразу­мия обнару­жи­лось – один только термин «предпе­чать» чего стоит! А потом как-то улеглось все, успоко­и­лось, разве что наиме­но­ва­ние «инн-щики» осталось – как опреде­ле­ние для особой группы людей, которые вроде бы и в Церкви, но в то же время не совсем.

А теперь новая буря – по поводу чипиро­ва­ния и облуче­ния, по поводу всеоб­щей вакци­на­ции, посред­ством которой чипиро­ва­ние, как полага­ют некото­рые, и будет осуществ­лять­ся. По поводу электрон­но­го концла­ге­ря и нашей немину­е­мой гибели в нем. Спрово­ци­ро­ва­на она, безуслов­но, ситуа­ци­ей с корона­ви­ру­сом, но зрела давно.

Скажу сразу: я убежден в реаль­но­сти чипиро­ва­ния, вопрос о чипиза­ции – скорее всего, вопрос времени и техни­че­ских условий. Я с огром­ным скепти­циз­мом отношусь к всеоб­щей вакци­на­ции, ее целесо­об­раз­но­сти и безопас­но­сти, особен­но с учетом того, что, по мнению многих специ­а­ли­стов, вакци­на­ция от непре­стан­но мутиру­ю­ще­го вируса – иллюзия, мечта, а точнее – обман. «Электрон­ный концла­герь» звучит угрожа­ю­ще, но во многом он уже и правда постро­ен.

Я не хочу жить в страхе перед всем этим, я просто хочу жить – по-христи­ан­ски, так, как должно

Суть в другом. В том, что я не хочу жить в страхе и ужасе перед всем этим, я просто хочу жить – по-христи­ан­ски, так, как должно. И, в частно­сти, – ничего не боясь и не умирая прежде смерти.

Я, как, навер­ное, и многие священ­ни­ки, отвечаю день за днем на вопросы: «Что же делать, если все это случит­ся? Что делать, ведь это все уже проис­хо­дит!» Отвечаю людям, но в первую очередь – себе самому.

Прежде всего – понять, что – нет, еще не проис­хо­дит. Возник­ли крайне удобные условия для того, чтобы проис­хо­ди­ло, но произой­дет ли прямо сейчас или нет – неизвест­но, поэтому кричать «караул» пока не стоит, потому что сейчас мы только людей насме­шим, а потом – никто не поверит. Обратим­ся к истории: это драго­цен­ная возмож­ность соотне­сти то, что уже было, с тем, что мы видим сейчас. Обратим­ся и увидим, что мир не раз пережи­вал события, застав­ляв­шие людей верить в то, что Апока­лип­сис уже насту­пил, погру­жав­шие их в пережи­ва­ние состо­я­ния «Apocalypse Now». Стихий­ные бедствия, эпиде­мии (куда ужаснее нынеш­ней), круше­ние старого мира и рожде­ние нового, крово­про­лит­ные войны и самая страш­ная из них – Вторая мировая, унесшая десятки милли­о­нов челове­че­ских жизней. Казалось: вот, уже… Но нет – не пришел конец еще этой земле, и не явилась ей на смену новая.

Да, совре­мен­ность существен­но отлича­ет­ся от недав­не­го и тем более давнего прошло­го. Техни­че­ский прогресс шагнул неимо­вер­но далеко. Новей­шие инфор­ма­ци­он­ные и биотех­но­ло­гии, букваль­но на наших глазах перекра­и­ва­ю­щие эконо­ми­че­скую и полити­че­скую реаль­ность. Сам человек, меняю­щий­ся еще стреми­тель­нее, но тем не менее все же остаю­щий­ся челове­ком. Все это создает иные возмож­но­сти для гряду­ще­го антихри­ста и его команды, объяс­ня­ет механиз­мы дости­же­ния им тех резуль­та­тов, о которых мы читаем в Откро­ве­нии, служит своего рода иллюстра­ци­ей к тексту Апока­лип­си­са.

Мы не можем сказать, что антихрист придет уже завтра

И все же… И все же мы не можем сказать, что антихрист придет уже завтра. Или даже после­зав­тра. Мы можем лишь конста­ти­ро­вать, что – да, сейчас уже ближе к этому моменту, чем было вчера. Возмож­но, даже очень близко. Но вот вопрос: что с того?

Почему обяза­тель­ной реакци­ей на осозна­ние этой данно­сти должна быть перехо­дя­щая в панику расте­рян­ность? Откуда эта мысль, что надо либо все оставить и больше ничего не делать, либо всю свою актив­ность напра­вить на борьбу с Биллом Гейтсом и вышками 5G? Откуда этот парали­зу­ю­щий волю страх, перехо­дя­щий в агрес­сию и вновь сменя­ю­щий­ся каким-то бесплод­ным оцепе­не­ни­ем?

Слава Богу, не таково состо­я­ние большин­ства людей в Церкви, но вот беда: алармизм заразен, его предста­ви­те­ли активны и шумны, они смущают друг друга и окружа­ю­щих. Глядя на них со стороны, мир всерьез начина­ет полагать, что таковы все христи­ане. А христи­ане… Мы потихонь­ку инфици­ру­ем­ся этим вирусом страха и потерян­но­сти и в какой-то момент понима­ем, что он букваль­но выедает нас изнутри.

Алармизм заразен, его предста­ви­те­ли активны и шумны, они смущают друг друга и окружа­ю­щих

И мне очень хочется напом­нить и окружа­ю­щим, и, опять же, самому себе, что каким бы ни представ­ля­лось нам наше завтра – ужасным, гнету­щим, невыно­си­мым или, наобо­рот, радуж­ным и прекрас­ным, – жить нужно сегодня. Этого самого «завтра» еще нет, а сегодня – есть. Со всеми его нуждами и делами, необхо­ди­мо­стью прини­мать решения, совер­шать поступ­ки, бороть­ся с трудно­стя­ми, мужествен­но перено­сить скорби и благо­да­рить Бога – и за них, и за те радости, которых тоже немало. И не потеря­ли (и не потеря­ют никогда) своей актуаль­но­сти слова Христа:

«Доволь­но для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

Не надо ждать антихри­ста, не надо готовить­ся к его приходу. Надо ждать Господа и учиться жить с Ним уже в насто­я­щий момент. От этого страх, от этого боль, от этого расте­рян­ность – от того, насколь­ко мы далеки от Бога сейчас, насколь­ко мало мы похожи на Его учени­ков. Не будь так, откуда было бы страху взяться?..

И если о чем-то требу­ет­ся заботить­ся всерьез ввиду всех проис­хо­дя­щих событий, ввиду «знаме­ний времен», угрожа­ю­щих и смуща­ю­щих, то только об этом: о том, чтобы поста­рать­ся удалить от себя все, что мешает действи­тель­но быть со Христом, что преграж­да­ет наш путь к Нему, открыть для Него свое сердце и впустить в его сокро­вен­ность. И тогда Он Сам научит нас, что делать, и покажет, как пройти, не повре­див своей душе, через череду самых тяжких испыта­ний.

Это – в наших силах и в нашей власти. Это то, что зависит о нас. А прочее… Прочее – такая же иллюзия и мечта, как «волшеб­ная вакцина». Такой же обман.

Игумен Нектарий (Морозов)
28 мая 2020 года

Источ­ник: Православие.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *